Публикации
Оркестровая музыка как средство развития тембрового слуха у учащихся младших классов на уроке музыки
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Оркестровая музыка как средство развития тембрового слуха у учащихся младших классов на уроке музыки
Автор: Куприянова Анна Альбертовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Оркестровая музыка как средство развития тембрового слуха у учащихся младших классов на уроке музыки
Автор: Куприянова Анна Альбертовна
Методические рекомендации на тему :Оркестровая музыка как средство развития тембрового слуха у учащихся младших классов на уроках музыкиКуприянова А.А., учитель музыки МБОУ ЗАТО «Лицей№1» , г. Североморск В современной музыке тембровое начало выходит на первый план в качестве одного из важнейших выразительных и формообразующих средств. По сравнению с другими видами музыкального слуха, звуковысотным, гармоническим, ритмическим, тембровый изучен мало. Его значение долгое время недооценивалось, хотя значимость тембрового слуха во всех видах музыкальной деятельности ни у кого не вызывает сомнения. Сложность этого явления сказывается в том, что комплексных исследований по развитию тембрового слуха еще явно недостаточно. Назревшая необходимость развития тембрового слуха как одной из профессиональных способностей музыканта подчеркивалась рядом ведущих ученых – специалистов в области музыкальной педагогики, психологии и музыкознания : Б.В. Асафьевым, Е.В. Давыдовой, С.М. Майкапаром, Е.В.Назайкинским, А.Л. Островским, Г.С. Ригиной, Б.М. Тепловыым, Г.М. Цыпиным и др. Вместе с тем, эта проблема в музыкальной педагогике не получила еще широкой экспериментальной разработки. Имеющиеся научные исследования , в большей или меньшей мере связанные с вопросами тембрового слуха , рассматривают лишь отдельные ее стороны , ориентируясь на специфику обучения школьников игре на разных музыкальных инструментах, дирижированию или пению в хоре. Музыкальный слух в широком понимании – это способность различать музыкальные звуки, воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных произведений. Музыкальный слух имеет множество качественных проявлений и, отсюда, много его разновидностей, что говорит о сложности этой способности. Называют звуковысотный, динамический, ритмический, мелодический, внутренний, относительный, абсолютный, полифонический, в том числе и тембровый слух. Тембр - окраска. Этим свойством обладает любой существующий в природе звук и, конечно, звук музыкальный. Как известно, это окраска звучания инструмента или голоса, которая отражает акустические свойства звука. Тембровый слух – это способность распознать эту окраску, специфические особенности и свойства и их сочетаний. Тембровый слух – один из важнейших компонентов слухового воспитания. Музыкальные тембры нередко сравнивают с красками в живописи. Подобно краскам , выражающим цветовое богатство окружающего мира, создающим колорит произведения искусства и его настроение, музыкальные тембры также передают многоликость мира , его образы и эмоциональные состояния. Музыка вообще неотделима от тембра, в котором звучит. Поет ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или переливы арфы – любое из этих звучаний входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки. Музыка как раз и состоит из разнообразия таких воплощений, и в каждом из них угадывается его собственная душа, неповторимый облик и характер . Поэтому композиторы никогда не создают такую музыку, которая могла бы быть предназначена для любого тембра. Каждое, даже самое маленькое, произведение непременно содержит указание на инструмент , который должен его исполнять. Например, каждому музыканту известно, что скрипке присуща особая певучесть, поэтому ей нередко поручаются мелодии плавного , песенного характера, обладающие особой закругленностью линий. Не менее известна и виртуозность скрипки , ее способность исполнять самые стремительные мелодии с необычайной легкостью и блеском. Эта способность позволяет многим композиторам создавать для скрипки не только виртуозные пьесы, но использовать ее (один из самых «музыкальных» инструментов) для передачи звуков отнюдь не музыкальной природы. Среди примеров подобной роли скрипки – «Полет Шмеля» из оперы Н. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» Необыкновенная теплота и выразительность виолончели сближает ее интонацию с живым голосом – глубоким, волнующе – эмоциональным. Поэтому в музыке нередки случаи , когда вокальные произведения звучат в переложении для виолончели, поражая естественностью тембра и дыхания. Например , «Вокализ» С.В. Рахманинова. Для развития тембрового слуха существуют разнообразные методы и приемы : песня – игра « Угадай – ка,кто поет?», где инструменты изображали тембры голосов; подбор цвета к звуку тембра; отгадывание кроссворда по теме « Инструменты симфонического оркестра ; проведение ролевых игр « Мир наших чувств» – моделирование своих эмоций , развитие интонационно – тембровой палитры голоса в словосочетаниях, «Звуки окружающего мира: голоса города и деревни» – тембровая имитация, создание речевых моделей – подражаний. Учителя музыки для формирования тембрового слуха учащегося применяют различные технологии, методы, приемы, целью которых является как диагностика , так и развитие тембрового слуха. В процессе работы учителя используют необходимое оборудование: музыкальный центр, диски, фортепиано, нотный материал презентации – слайды, раздаточный материал, которые обогащают процесс процесс восприятия музыкальных тембров и , как итог, музыкального образа, активизируют развитие образного мышления, способствуют развитию тембровой палитры голоса каждого ребенка. Поскольку значение тембра в создании музыкального образа достаточно велико, возникает необходимость .развития тембрового слуха у учащихся. Процесс восприятия тембров музыкальных инструментов учащимися, должен осуществляться поэтапно: от игры на простейших музыкальных инструментах, хоровом и ансамблевом пении , через знакомство с составом симфонического оркестра, с отдельными инструментами, их видом, звучанием, к определению на слух тембра того или иного музыкального инструмента , а в дальнейшем определении палитры красок в рамках одного тембра или сочетании нескольких тембров инструментов. И только тогда ученики будут осознанно воспринимать тембр инструмента, у которого есть возможность проявлять себя как средство передачи и изобразительных элементов , и средства выражения многообразных чувств, эмоций и настроений. После знакомства со звучанием групп струнных, деревянных и медных духовых, ударных инструментов и отдельных инструментов учащиеся поймут и почувствуют , что специфичность, индивидуальность тембров инструментов симфонического оркестра способствует более яркой, точной, запоминающейся передаче музыкального содержания. Развитый тембровый слух помогает слышать и видеть , открывать для себя в каждое мгновенье жизни богатство красок окружающего мира во всем его удивительном многообразии.