Публикации Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания .

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания .
Автор: Хайруллина Елена Анатольевна

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания Преподавание истории и обществознания в школе неразрывно связано с формированием познавательного интереса, развитием познавательной деятельности учащихся. Развитию учебных и познавательных умений способствуют различные методы организации познавательной деятельности, позволяющие сделать процесс формирования умений незаметным и привлекательным. Это - эвристическая беседа, задания версионного типа, на исправление тестов с историческими ошибками, исторические диктанты, решение проблемных задач, тестовая проверка знаний, исследование новых для них документов, составление таблиц, опорных конспектов. Например, в 6 классе при изучении темы: Усиление Московского княжества в XIV веке, учащимся предлагается следующий текст на исправление ошибок: Поначалу Московское княжество занимало крохотную территорию. Первым московским князем был Александр Невский. Его сын Юрий отвоевал у смоленских князей Можайск, вел борьбу за великое княжение с Тверью. После смерти Юрия московский престол перешел к его брату Михаилу, который свое прозвище получил за богатства. Московское княжество при нем стало самым сильнейшим. Причинами возвышения Москвы были: умелая политика московских князей, поддержка Золотой Орды. В Московском княжестве сложился твердый порядок передачи власти от отца к младшему сыну. В 1369 году на московском престоле оказался 9- летний внук Ивана Калиты Александр. От его имени Москвой управлял митрополит Алексей. Князь Александр высказав неповиновение Литве стал усиленно готовится к решающей схватке. В 1377 году на Рязанской земле у реки Днепр русские полки разгромили литовцев. Через два года хан Тохтамыш собрав огромное войско двинулся на Русь. Битва произошла на Куликовом поле в 1378 году, где русские войска одержали победу. Русский князь получил почетное прозвище Невский. Это сражение показало, что если русские земли разъединятся, то они смогут одержать победу над монголо-татарами.Особенно живой интерес вызывают у ребят исторические задачи, так как в них присутствует элемент необычности, занимательности, таинственности. Задачи позволяют уделять особое внимание проявлению даже маленьких ростков самостоятельной мысли, отмечать у детей даже самый незначительный успех в работе, вселять в них уверенность в своих силах. Выражая свои мысли и чувства, свое отношение к изучаемому, они проживают свое ученье. Такая работа сплачивает коллектив детей, развивает внимание и уважение к суждениям других учеников. Например, познавательные задачи, направленные на развитие самостоятельной интеллектуальной деятельности учащихся: 1. Археологи обследовали стоянку первобытных охотников, живших несколько десятков тысяч лет назад. При раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было около 50 лет, а свою правую руку он потерял еще в юношеском возрасте. Можно ли на основании этой находки что-либо сказать о жизни первобытных охотников? Об отношениях между людьми в этой родовой общине? 2. В результате раскопок на острове Крит археологи обнаружили древние дворцы с множеством помещений, замечательной красоты кубки, сосуды с изображением осьминогов, рыб и морских звезд, бронзовое оружие, золотые украшения. Вокруг дворцов располагались города. При этом ученые обратили внимание на то, что города на древнем Крите почему то не имели оборонительных стен. Подумайте, какими двумя причинами это можно объяснить. С целью создания положительной мотивации у школьников, мотивации интереса, социальной значимости новых знаний на уроках истории и обществознания процесс обучения строится так, чтобы ученик чаще оказался в ситуации, когда ему доступен свободный выбор. Очень важно сделать ситуацию успеха достижимой, вызвать ощущение движения вперед и с этой целью предлагаются такие задания, при выполнении которых ученики чаще достигли бы успеха, чем терпели неудачу. Ученики самим выбирают уровень сложности заданий. Например, на уроке по истории России по теме Объединения русских земель вокруг Москвы учащиеся выбирают одно из познавательных заданий:1. Можно ли процесс объединения русских земель назвать закономерным? Если да, то почему?2. Закономерно ли то, что объединение русских земель происходило вокруг Москвы? Если да, то почему? 3. Почему Куликовская битва не положила конец зависимости Руси от монголо-татар?Для вывода учащихся на творческий уровень познавательной деятельности предлагаются задания не имеющие однозначного решения. Например, на уроке по обществознанию в 11 классе при изучении темы Политическая жизнь учащиеся выполняют следующее задание: Американский политик Э. Смит говорил: Лучшее лекарство от болезней демократии – больше демократии. А точка зрения Генри Луиса Меннена противоположна: Сказать, что лучшее лекарство от демократии – больше демократии, все равно сказать: лучшее лекарство от преступности – больше преступлений. Как вы думаете, о каких болезнях демократии идет речь? С каким суждением вы согласны? Можете ли вы предложить иные средства от болезней демократии? Ответ свой аргументируйте.Ряд предлагаемых заданий носит открытый характер, на них нет ответа ни у авторов учебника, ни у учителя, ни у школьников. Например, задания создать на основе известных уже учений свой проект развития общества в наше время. Такие задания создают возможность для дискуссий, для работы в группах, для интеллектуального творчества и способствуют активизации учебно – познавательной деятельности.В 10 – 11 классах после завершения блока уроков проводятся уроки-практикумы, которые предполагают решение познавательных задач (в группах или индивидуально). Такие уроки способствуют более глубокому осознанию важнейших творческих проблем, развитию познавательных способностей, совершенствованию навыков самостоятельной работы. Так, в 10 классе после изучения темы Человек. Человек в системе общественных отношений на уроке - практикуме учащимся предлагаются такие проблемно – познавательные задания: 1. Известно, что некоторые животные используют различные предметы как орудия труда. Так, шимпанзе и павианы применяют для защиты палки и камни, африканские стервятники разбивают яйца страусов о камни. Можно ли на основе этих фактов сделать вывод, что трудовая орудийная деятельность не является отличительным признаком человека. Ответ свой обоснуйте.2. Рассуждая о будущем человека как вида, один антрополог писал: Человек будущего будет иметь большую голову и меньше зубов, чем мы; его движения будут ловкими, но не сильными; он будет развиваться медленно, продолжая учиться до зрелого возраста. Что, на ваш взгляд, привело ученого к такому прогнозу? Каким вы представляете себе человека будущего?3. По оценкам некоторых ученых, поведение современного человека лишь на 20% обусловлено природой, а на 80% - обществом. Чем можно объяснить столь существенное преобладание общественных воздействий на поведение человека? Приведите примеры влияния: а) природных, б) социальных факторов на жизнедеятельность человека.Мощнейший способ активизировать познавательную деятельность на уроках – это использование активных методов обучения. Одно из них - проблемное обучение. Проблемные ситуации способствуют изучению объекта – в одних случаях изучению через самостоятельное открытие, когда учащиеся в значительной степени работают самостоятельно, или через управляемое открытие, когда процессом постижения истины управляет учитель. Вместо объяснения – он побуждает учеников наблюдать, выдвигать гипотезы, проверять решения, для чего учащиеся активно используют интуитивное и аналитическое мышление. При этом для живого диалога можно задавать наводящие вопросы, поощрять догадки ребят, основанные на неполных данных, помогать подтвердить или опровергнуть их при всестороннем анализе фактов. На таком уроке этапами работы станут введение в тему, экспериментирование, обдумывание, осмысление, практическое использование фактов, проверка, вывод. Методические приемы создания проблемных ситуаций:- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; - сталкивает противоречия практической деятельности; - излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; - предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, юриста, педагога, финансиста); - ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); - определяет проблемные и практические задания (например, исследовательские)-ставит проблемные задания (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенными в постановке вопросами, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения).Важным источником стимуляции познавательной деятельности являются отношения между участниками учебного процесса. Принципы на которых следует строить эти отношения:- высокая требовательность к учащимся в сочетании с искренней доброжелательностью, уважительное отношение к ученику, умение принимать его таким, каков он есть, целенаправленное воспитание чувства собственного достоинства;- учет индивидуальных познавательных интересов и склонностей каждого школьника, зон его ближайшего и актуального развития, опора на имеющиеся у него возможности и мотивы;- систематическое поощрение творческой активности, стимуляция высокой оценкой познавательной активности слабых учеников;- положительная оценка знаний, настрой на положительный результат, объективность учителя в выставлении оценок;- создание атмосферы коллективизма и взаимной поддержки.
Использованная литература: Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира, М., 1996. Короткова М.В., Студеникин М.Т.. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. М., ВЛАДОС,1999. Образовательная программа и пути ее реализации. Школа 2100. /Под научной редакцией А.А. Леонтьева. М., Баласс, 1999. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 1998. Народное образование № 4, 2006. Преподавание истории и обществознания в школе. Школьная пресса, № 10, 2001; № 4, 2004;№ 9, 2005.
4