Публикации Технологическая карта урока "Электроэнергетика РФ " с использованием ЦОК

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технологическая карта урока "Электроэнергетика РФ " с использованием ЦОК
Автор: Сидорова Юлия Викторовна

Технологическая карта урока Электроэнергетика РФ
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика
Сидорова Юлия Викторовна
Место работы
МКОУ Сокурская СОШ
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок):
9 класс
Место урока (по тематическому планированию ПРП)
19 урок
Тема урока
Электроэнергетика РФ
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):
базовый
Тип урока (укажите тип урока):
☐ урок освоения новых знаний и умений
Планируемые результаты (по ПРП):
Личностные: использовать информацию географического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;
использовать знания о способах получения электричества и расположения электростанций по территории России для принятия решений в повседневной жизни;
проявление интереса к познанию природы, хозяйства России, регионов и своего края;
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач;
овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Метапредметные : овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.
Предметные: Выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей хозяйства России;
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
критически оценивать финансовые условия жизнедеятельности человека и их природные, технологические, необходимые для принятия собственных решений, с точки зрения домохозяйства;
находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач.
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): ТЭК, ТЭС, ГЭС, АЭС
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы): Дидактическая структура урока:
Урок соответствует ФГОС , т.к.учитель продумал цели урока как результат ученика, организовал работу по мотивации обучающихся. Ученики самостоятельно поставили цель урока как собственную учебную задачу, спроектировали средства достижения поставленных целей ,оценили результаты своей работы.
Структура урока была выстроена с позиции системно-деятельностного подхода: учитель создал проблемную ситуацию, ученики приняли данную ситуацию и выявили проблему. Учитель управлял поисковой деятельностью, тем самым, направляя учеников к самостоятельному поиску решения проблемной ситуации.
Практическая работа: Анализ статистических и текстовых материалов с целью сравнения стоимости электроэнергии для населения России в различных регионах.
Вид мультимедийного компонента (презентация, видео, электронная таблица):
Видеоролик Что нужно знать об электроэнергетике (ссылка: )
Тест ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА РФ , выполненный с помощью Learningapps.org
Таблица Типы электростанций и их особенности.
Электронная таблица Стоимость электроэнергии
Презентация Электроэнергетика РФ
Ресурсы, оборудование и материалы:
Ресурсы ФЦИОР для организации работы по группам:
HYPER13 HYPERLINK "" Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё. Электроэнергетика. П1HYPER15.()
Урок РЭШ Электроэнергетика.9 класс ()
Сайт Энергосети России с тарифами на электроэнергию()
Список учебной и дополнительной литературы:
Учебник: География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Учебник. Алексеев А.И., Низовцев В.А., Ким Э.В.
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)
Приветствие учащихся, включение в деловой ритм. Эмоциональный настрой.
Просмотреть видеоролик Что нужно знать об электроэнергетике

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового
Организует повторение по теме “Межотраслевые комплексы”, “Состав ТЭК”.
Какое значение в современном обществе имеет электроэнергия?
Какие типы электростанций можно выделить на территории России?
От чего зависит цена на электроэнергию?
Этап 1.3. Целеполагание
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься
Работа с презентацией.
Слайды презентации: межотраслевые комплексы,
состав ТЭК, разные типы электростанций Что общего у всех электростанций?
От чего зависит география размещения электростанций?
От чего зависит стоимость электроэнергии?
Различается ли цена на электроэнергию в зависимости от субъекта РФ?
Создание проблемной ситуации
Влияет ли тип электростанции в субъекте РФ на стоимость электроэнергии в регионе
БЛОК 2. Освоение нового материала
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.
Перед тем, как вы приступите к работе, вы должны разделиться на 3 группы. Каждая группа получает инструктивную карту с описанием того, что вы должны сегодня на уроке выполнить. Но прежде всего, давайте с вами вспомним правила работы в группе (слайд)
Задание № 1: Пользуясь предложенными источниками информации заполните таблицу. (Происходит обсуждение вопросов в группах, результат заносится в электронную таблицу).
Дети работают с предложенными источниками информации, анализируют информацию, заполняют электронную таблицу Google, каждая группа заполняет свои строки
1.Тип электростанции2. Топливо
3.Особенности размещения
4. Преимущества
5. Недостатки
Заполнение таблицы
Заполни таблицу Типы электростанций и их особенности.Ссылка:
Ответь на вопросы.
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)
По окончании заполнения таблицы проверяем правильность её заполнения на доске. Совместное заполнение таблицы
Вывод: (делают сами учащиеся, учитель лишь корректирует)
БЛОК 3. Применение изученного материала
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).
Задание №2:На примере различных типов электростанций и анализа стоимости электроэнергии в различных субъектах РФ рассмотрим, оказывает ли тип электростанции влияние на стоимость электроэнергии?
Заносим результаты в таблицу ( 5 субъектов РФ). (Работа с учебным материалом проводится в группах, что предусматривает обсуждение результатов междучленами групп.)
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
Подберите соответствующие учебные задания
По инструктивным картам по группам выполняют работу, делают вывод.
Обсуждают результаты работы
Заполнение таблицы Из чего складывается стоимость электроэнергии
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
Подберите соответствующие учебные задания
Тарифы на электроэнергию в России сильно различаются для жителей различных регионов России. Так, например, стоимость электроэнергии для горожан Иркутской области, проживающих в квартирах с электрическими плитами, составляет 0,68 руб. кВт  ч. Это более чем в 3 раза дешевле, чем в соседней Республике Саха (Якутия).
Какая особенность хозяйства Иркутской области позволяет удерживать невысокие цены на электроэнергию для жителей этого региона?
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности
Подберите соответствующие учебные задания
Какая особенность хозяйства Иркутской области позволяет удерживать невысокие цены на электроэнергию для жителей этого региона?
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами
Какая особенность хозяйства Красноярского края и Иркутской области позволяет увеличивать производство алюминия в этих регионах? Укажите одну особенность.
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания
Задание №3:В качестве проверки усвоения изученного материла, учащиеся работают с тестом “Электроэнергетика РФ”
После того как вы оценили друг друга, давайте вернёмся к основному вопросу нашей темы и ещё раз сделаем вывод, что может влиять на стоимость электроэнергии и зависит ли стоимость электроэнергии от типа электростанций на территории РФ
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание
Этап 5.1. Рефлексия
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам
Анализирует работу класса, нацеливает на формулирование выводов по уроку.
Выполняют тест, осуществляют взаимопроверку по эталону, анализируют результат.
Тест Электроэнеретика РФ
Этап 5.2. Домашнее задание
Введите рекомендации по домашнему заданию.
1 уровень: описать какие типы электростанций расположены на территории Новосибирской области
2 уровень: оформить картосхему Электроэнергетика РФ
3 уровень: подготовить мини-проект “Как экономить на электричестве моей семье”