Публикации Использование гидрореабилитации при работе с детьми с ОВЗ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование гидрореабилитации при работе с детьми с ОВЗ
Автор: Яна Александровна Грига

Гидрореабилитация для детей ОВЗ Гидрореабилитация – это вид плавания для детей с ограниченными возможностями, в том числе и с психическими отклонениями. С одной стороны, реабилитация – это восстановление, но тем не менее она подразумевает под собой педагогическое воздействие, педагогический процесс. Программа гидрореабилитации направлена на обучение и воспитание детей с различными нарушениями в условиях водной среды. Целью программы является перевод ребенка на качественно новый уровень социального и физического развития. Вода сама по себе оказывает благотворное воздействие на организм. Если говорить об эмоциональной сфере, что важно для детей с нарушениями здоровья, то и в этом аспекте вода является наиболее привлекательна. С другой стороны, мы не должны забывать, что вода несет в себе определенную опасность. И взаимодействие с этой опасность заставляет и ребенка, и взрослого концентрироваться. Таким образом происходит процесс целеобразования. В данном случае самое большое педагогическое воздействие оказывает сама среда. Ребенок, желая освоить водное пространство, более охотно начинает взаимодействовать с преподавателем. Соотвественно мы полуаем положительно выстроенные взаимоотношения воспитанника с тренером, где воспитанник готов получить необходимые знания и навыки, а преподаватель готов помочь и обучить. Гидрореабилитация основана не нескольких принципах, которые помогают достичь максимального эффекта восстановления и улучшения здоровья школьников.
  • Принцип плавучести
  • Вода создает поддержку и плавучесть, что позволяет уменьшить нагрузку на суставы и позвоночный столб. Это особенно важно и полезно для детей с ограниченной подвижностью или заболеваниями опорно – двигательного аппарата. Плавучесть помогает улучшить равновесие и координацию движений.
  • Принцип сопротивления
  • Вода создает сопротивление, которое усиливает работу мышц и способствует их укреплению. Упражнения в воде требуют немного больше усилий, чем на суше, что помогает развить силу и выносливость. Сопротивление воды также способствует улучшению кровообращения и лимфотока, что благотворно влияет на зажатые и спазмированные мышцы и конечности.
  • Принцип тепла
  • Вода имеет теплоемкость, что позволяет поддерживать оптимальную температуру для проведения процедур гидрореабилитации. Тепло помогает расслабить мышцы и улучшить их эластичность. Также тепло способствует расширению кровеносных сосудов, что улучшает обмен веществ. Эти принципы гидрореабилитации взаимодействуют друг с другом и создают оптимальные условия для восстановления и улучшения здоровья детей. Комплексное применение этих принципов в совокупности с дыхательной гимнастикой и упражнениями на суше, позволяет достичь наилучших результатов в процессе реабилитации. Гидрореабилитация имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными методами реабилитации. Вот некоторые из них:
  • Уменьшение нагрузки на суставы и позвоночник
  • Вода создает поддержку. Сила тяжести не оказывает на ребенка такого активного воздействия, как на суше. В бассейне позвоночник расслабляется, нагрузка на мышцы распределяется равномерно, что помогает распрямиться.Плавание улучшает координацию движений и предотвращает развитие плоскостопия, так как в воде отлично тренируются мышцы и связки голеностопного сустава, укрепляются стопы ребенка. Правильное формирование свода стоп — основа здорового позвоночника в будущем.
  • Улучшение силы и гибкости
  • Вода создает сопротивление, что позволяет укрепить мышцы и улучшить их гибкость. Упражнения в воде требуют больше усилий, чем на суше, поэтому они способствуют развитию силы и выносливости. Кроме того, вода помогает расслабить мышцы, что способствует их эластичности.
  • Улучшение координации и равновесия
  • Так как вода создает дополнительное сопротивление и нестабильность от ребенка требуется больше усилий для выполнения упражнений. Это помогает улучшить координацию движений и равновесие. Занятия гидрореабилитацией формируют у ребенка умение управлять своим телом.
  • Повышение общего самочувствия
  • Гидрореабилитация имеет положительный эффект на психологическое состояние ребенка. Вода создает ощущение комфорта и релаксации, что помогает снять стресс и улучшить настроение. Упражнения в воде также способствуют выделению гормонов счастья – эндорфинов, которые улучшают общее самочувствие.
  • Положительное влияние на сердечно – сосудистую и дыхательную систему
  • Отсутствие статического напряжения благотворно влияет на сердце и сосуды. Благодаря глубокому дыханию во время плавания осуществляется хороший массаж сердца: легкие при дыхательном движении то мягко надавливают на сердце, то как бы отпускают его. Увеличивается объем легких, укрепляются стенки легких, увлажняются слизистые, поэтому плавающие дети реже болеют.
  • Развитие социальных навыков.
  • В процессе гидрореабилитации дети не только улучшают физические показатели, но и обогащаются эстетическим, эмоциональным, волевым, нравственным, спортивным опытом, укрепляют навыки общения, что формирует у них уверенность в своих силах. В целом, гидрореабилитация является эффективным методом физической реабилитации, который имеет множество преимуществ. Во время гидрореабилитации детям предлагаются различные упражнения, которые включают плавание, ходьбу, упражнения с использованием специальных плавательных приспособлений и другие. Содержание занятий строиться так, чтобы удовлетворить наиболее актуальные потребности обучающихся в активной деятельности, познании, общении, утверждении собственной личности. Комплекс упражнений с плавательными палками «нудл» в бассейне.
  • И. п. основная стойка. Нудл вокруг груди.
  • 1 – согнуть колени по направлению к груди.2 – 3 – Удерживать положение4 – вернуться в и. п.Повторить 6 раз
  • И. п. основная стойка. Нудл перед собой.
  • 1 – принять горизонтальное положение (лечь на воду)2 – 3 – удерживать положение 4 – вернуться в и. п. Повторить 6 раз
  • И. п. основная стойка. Нудл под поясницей.
  • 1 – выпрямить ноги вперед.2 – вернуться в и. п.Повторить 6 раз
  • И. п. стоя, ноги врозь. Нудл на поверхности воды перед собой.
  • 1 – руки вниз, левую ногу отвести назад.2 – вернуться в и. п. 3 – руки вниз, правую ногу отвести назад.4 – вернуться в и. п. Повторить 6 раз на каждую ногу.
  • И. п. основная стойка. Нудл перед собой.
  • 1 – прыжки на месте, опираясь на нудл2 – вернуться в и. п. Повторить 8 раз.Советы мамам:
  • Пройти полное обследование вашего ребенка на наличие физической патологии. Физические заболевания часто дают психические отклонения, выраженность которых зависит от конкретного организма.
  • Найдите безопасные методики помощи вашему ребенку, как гидрореабилитация. Это научно подтвержденная методика позволяет реабилитировать ребенка и максимально социализировать его.
  • Гидрореабилитация важна. Ведь результат этих усилий – адаптация детей, имеющих психиатрические и иные проблемы. Программа помогает таким детям влиться в общество, быть здоровым и физически развитым ребенком