Публикации НОД "Зима"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: НОД "Зима"
Автор: Первухина Лариса Владимировна


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 1 Ручеек
Барабинского района Новосибирской области
Коррекционное занятие по развитию речи
в старшей логопедической группе
Воспитатель
Высшей квалификационной категории
Первухина Лариса Владимировна
Барабинск
Цели. Закрепить знание детей характерных признаков зимы, свойств снега; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи; знакомить с символами, активизировать словарь; продолжать учить отвечать на поставленные вопросы; развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику, творческое воображение; упражнять детей в образовании родственных слов, закреплять умение называть слова-признаки; составлять небольшие рассказы при помощи символов.
Оборудование: грамзапись, снег, мешочки с крахмалом, чашка со снегом, символы – картинки, предметные картинки, мнемотаблицы, кормушка, шапочка.
Ход занятия
Воспитатель.
Ребята, какое сейчас время года?
По каким признакам мы узнаем об этом?
Какие три зимних месяца вы знаете?
Какая зима? (холодная, метельная, вьюжная, длинная и т.д.)
Подберите родственные слова к слову зима с помощью вопросов.
Как говорят о птицах, которые остаются у нас на зиму? Какие они? (зимующие).
Что они делают? (зимуют).
Каким словом мы назовем день зимой? (зимний).
Каким ласковым словом называют зиму? (зимушка).
Воспитатель. Слова-родственники не просто должны иметь похожую часть, но и должны быть связаны друг с другом по смыслу.
Воспитатель. Сегодня у нас необычное занятие. Сегодня мы побываем в гостях у Волшебницы Зимы, встретимся с зимними месяцами. Попросим ее, чтоб была теплая, солнечная, чтоб чаще мы могли гулять на улице. Вы согласны?
Воспитатель. Ну, тогда давайте будем одеваться и называть предметы зимней одежды.
Дети. Мы надеваем зимнюю шапку. Мы надеваем зимнюю куртку, зимнее пальто, зимнюю шубу, обуваем зимние сапоги (имитируют).
Воспитатель. Чтобы пойти на улицу зимой, мы должны выполнить гимнастику для носика, глаз (карточки).
Гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика.
Воспитатель. Ну, а теперь нам пора!
(Открывается занавес. Появляется зимний лес. Звучит музыка)
Воспитатель. Какая красота в лесу! А кто знает загадку?
Ребенок. В этом доме сто осин,
Сто берез и сто рябин,
Сосны, ели и дубы!
Травы, ягоды, грибы.
Много жителей в нем.
Назовите этот дом. (Лес)
Воспитатель. Ребята, посмотрите, кругом много-много снега. Какого цвета снег?
Воспитатель. Снег кажется нам очень чистым. Давайте рассмотрим его внимательно. Какой он?
Дети. Холодный.
(Воспитатель кладет на ладошку каждому ребенку немного снега и все наблюдают.)
Воспитатель.
Что происходит?
Куда же пропал снег в ваших руках? Почему он растаял?
Рассмотрите воду, в которую превратился снег в чашке. Чистая ли она?
Опустите в чашку палец и скажите, какая в ней вода?
Дети. Холодная, грязная. (Вытирают руки).
Воспитатель. А теперь объясните, почему нельзя есть снег?
Воспитатель. Какие слова-признаки можно сказать про снег?
Дети. Белый, пушистый, липкий, серебристый, сверкающий, хрустящий, мокрый и т.д.
Воспитатель. Большие сугробы намело в лесу. Давайте пройдем по сугробам, высоко поднимая колени. (Корригирующее упражнение)
(Дети подходят к столу, на котором лежат пакетики с крахмалом.)
Воспитатель. Закройте глаза и нажмите рукой на пакет. Что напоминает вам этот звук?
Дети. Скрип снега.
Воспитатель. Когда скрипит снег?
Ребенок. Когда на улице сильный мороз, то снег под ногами скрипит. Когда на улице не очень холодно, то снег липкий, из него можно лепить.
Воспитатель. Наши ручки замерзли. Давайте их погреем.
Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель. Ребята, в зимнем лесу мало птиц. Каких зимующих птиц вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель. Как помочь им выжить в зимнее время.
Дети. Подкармливать их, повесить кормушку.
Выходит ребенок – Декабрь
Декабрь. Здравствуйте дети, что вы делаете в зимнем лесу?
Ребенок. Мы идем в гости к зиме. Не подскажешь ли нам дорогу?
Декабрь. Что ж, подскажу, если вы справитесь с моим заданием. Метель, Студень, почему меня так называют?
Ребенок. За лютую морозную пору, за длительную стужу.
Декабрь. Правильно. А знаете ли вы пословицы, поговорки обо мне?
1-й ребенок. Декабрь узоры на окнах расписывает.
2-й ребенок. Декабрь год кончает, а зиму начинает.
3-й ребенок. Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля, то это к урожаю.
Декабрь. Молодцы! Я вам вот какое задание приготовил. Если справитесь с ним – подскажу дорогу. Я вам прочту стишок, а вы должны к нему выставить символы, по которым можно прочитать стихотворение.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо,
Падает, ложится.
Символы: белый, серый, снег, дождь, земля, кружится, падает, ложится.
(Дети составляют)
Декабрь. Молодцы, справились с заданием. Провожу вас к моему брату – январю.
(Звучит музыка)
Январь. Я – Январь. Меня в народе называют Сечень, отправляюсь в лес подрубить вымороженные деревья. За синеву неба называют Просинец.
Воспитатель. Дети знают приметы, пословицы о тебе.
1-й ребенок. Январю - морозы, февралю – метели.
2-й ребенок. Холодные январи подряд не бывают.
3-й ребенок. В январе растет день – растет и холод.
Январь. Я хочу с вами поиграть в игру. Если услышите слово о зиме – хлопните в ладоши, если нет – ничего не делаем.
Сугроб, лыжи, шуба, бабочка, мороз, снеговик, ромашка, снежинка.
Январь. Молодцы! Я вас провожу к следующему нашему брату – февралю.
(звучит музыка)
Февраль. Я февраль, самый короткий месяц в году, финал зимы. В народе меня называют Лютень и Бокогрей. Почему?
Ребенок. Потому что в феврале бывают крепкие морозы толь по ночам, а днем в затишье начинает пригревать солнце.
Ребенок. А мы знаем пословицы и поговорки о тебе.
1-й ребенок. В феврале сильные морозы – короткая зима.
2-й ребенок. Теплый февраль приносит холодную весну.
3-й ребенок. У февраля два друга: метель и вьюга.
Февраль. И я приготовил для вас задание. По зашифрованным картинкам нужно составить небольшой рассказ.
Февраль. Молодцы, вы справились с заданием. Мы вас отведем к матушке Зиме.
Воспитатель. Холодно становится. Давайте немного погреемся.
(проводится игра)
Воспитатель. Холодно в лесу, здесь хозяйничает зима. Вспомним загадку про нее, и тогда откроется замок.
Ребенок. Холодная красавица
Детям очень нравится.
Учит их лепить снежки,
Дарит санки и коньки,
Дружит с вьюгой и пургой,
А уходит лишь весной. (Зима)
(Выходит Зима. Сыплется снег (пенопласт). Звучит музыка.)
Зима. Я зимушка-зима. Хожу по полям, по лесам, ступаю тихо, неслышно. Где пройду – там мороз трещит, снег падает. Все дорожки замела, деревья запорошила. А вы, смотрю, не испугались мороза и холода. С чем пожаловали ко мне?
Ребенок. Мы хотим побывать у вас в гостях, посмотреть на ваш замок.
Зима. Все, кто ко мне приходит в гости, оставляют мне что-то на память. (Показывает на картину). Что вы мне подарите, чтобы я не забыла о нашей встрече?
Ребенок. Мы хотим нарисовать необычную картинку о тебе и оставить ее в твоем замке.
Зима. Ну чтож, замечательно!
(Дети составляют предложения и зарисовывают картинки по первым словам.)
1-й ребенок. Зимой…
2-й ребенок Мало…
3-й ребенок. Намело…
4- ребенок. Деревья…
5-й ребенок. Из снега…
6-й ребенок. Зимой…
7 ребенок. Отмечают…
Зима. Давайте воспроизведем ваш рассказ еще раз под музыку.
(Рассказ одного ребенка в целом.)
Зима. Спасибо вам, ребята. Вашу картину я повешу в своей картинной галерее. Буду любоваться ею и вспоминать о вас.
Я тоже хочу вас отблагодарить. За то, что вы проделали такой путь, не испугались холода и мороза, я подарю вам леденцы.
(Месяцы угощают детей.)
Дети. Спасибо!
Зима. А чтобы побыстрее оказаться дома, я превращу вас в снежинок, а мой друг Ветер унесет вас в детский сад.
(Зима и зимние месяцы прощаются с детьми. Дети, кружась под музыку, возвращаются по тому же пути, по которому шли. Останавливаются, когда прошли ворота леса.)
Воспитатель. Ну вот, ребята, мы с вами в детском саду. Понравилось ли вам у Зимы в гостях? Что больше всего понравилось?