Публикации
Средство речевого развития - текст
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Средство речевого развития - текст
Автор: Миллер Светлана Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Средство речевого развития - текст
Автор: Миллер Светлана Владимировна
Миллер Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ №92, г. Барабинск
Средство речевого развития - текст
Аннотация. Проблема развития коммуникативных навыков и умений школьников нашла свое отражение в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования. В статье приводятся практические рекомендации автора по работе с текстами на уроках русского языка в школе.
Ключевые слова: культура речи, текст, нормы литературного языка, словарный запас, речевая коммуникация, выразительность речи.
Annotation. Improving communication skills among high school students has been taken into account in the federal component of the state standard for general education. The author gives recommendations and sample tasks to work with texts at high school lessons of Russian.
Key-words: speech culture, text, standards of the literary language, vocabulary, speech communication, speech expression
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют и новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Как разработать урок по-новому? Как учесть при этом новые требования ФГОС?
Одним из направлений современной методики преподавания русского языка является текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста. Использование текста в качестве главного методического средства на уроке помогает в единстве реализовать три цели: образовательную, развивающую и воспитывающую. Методика анализа текста разрабатывалась в трудах многих учёных (Н. М. Шанского, Л.М. Лосевой, С. Я. Солганика).
Первое понятие о тексте ученики получают ещё в начальной школе, но учиться анализу текста начинают в 5 классе. Изучение темы Текст начинается уже в первой четверти с разговора о тематическом, смысловом и грамматическом единстве. Со второй четверти ребята учатся определять разновидности текстов: повествование, описание, рассуждение. Помимо этого, даётся общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном) и их характеристике. Таким образом, на уроках русского языка в 5 классе, говорится о том, как строится текст. Кроме речеведческих навыков, пятиклассники знакомятся с разными видами разбора, получают основные знания по синтаксису, фонетике, морфемике, лексике, морфологии, запоминают орфографические и пунктуационные правила. Исследуя предложенный текст детально, кропотливо и вдумчиво и пытаясь охарактеризовать его как единое целое, работая то с отдельными словами, то с предложениями, а то и с целым листом печатного материала, ученик тренирует свою внутреннюю зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
Работа с текстом на уроках русского языка будет эффективной, если она проводится в определённой системе, а не однократно. Опыт практической деятельности позволяет сделать вывод о том, что ребята начиная с 5 класса достаточно быстро привыкают к использованию текста на уроке, более того им это очень нравится. Значение же такой работы велико, так как воспитывается любовь к родному слову, расширяется кругозор учащихся, отрабатываются навыки грамотного письма, различных видов разбора; формируется умение самостоятельной работы с текстом, умение создавать свой текст. Речевая среда, создаваемая при обучении русскому языку в процессе работы с текстом, способна реализовать свой развивающий потенциал, если текст обладает определенными качествами. Не следует забывать о том, что духовно-нравственное воспитание школьников является ключевым требованием ФГОС.
Мне интересно работать с текстами, я хочу, чтобы дети правильно и красиво говорили и могли выполнить задания, связанные с текстом на экзаменах. Опыт работы убеждает, что опора на текст позволяет учителю более экономно и результативно сформировать у учащихся знания и умения по предмету.На уроках применяю системно-деятельностный подход: знания не преподносятся учащимся в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.
Новизну своего опыта в организации работы с текстом на уроках русского языка вижу в следующем:
- отбор текстового материала и приёмов работы с текстом, способствующих интеллектуальному и речевому развитию учащихся;
- реализация личностно - ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся, осуществляемая через создание на уроках развивающей среды, основой которой является текст.
Всё это даёт возможность предложить в качестве задания для итогового контроля комплексный анализ текста.
Комплексный анализ текста:
Прощальными ра(с;з)катами прогр..мели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но со..нце еще щедро отдает свое тепло.
В август., вприрод., улавливает., приметы перехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть.
Разн..травье превратилось в душистые скирды. Небо ра(с;з)чистилось от облаков и стало звонким. Оно приготовилось и ждет, когда в нем зазв..нятпр..щальныепоклики птиц.
Когда в полдень припекает со..нце, замечает., особо нежное томление земли. Зеленая листва отслужила свое и начинает блекнуть. Пол..няли краски летней поры.
Со..нцевыплыва..т теперь в глубокой т..шине и посеревших от ноч..ной прохлады туманах.
(По А. Марину.)
1.Озаглавьте текст.
2.Тема текста
3. Основная мысль текста.
4.Стиль текста.
5.Тип текста.
6.Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
7. Произведите фонетический разбор слова еще.
8. Найдите и выпишите из текста эпитеты.
9.Разберите по составу следующие слова:прохлада,душистые,припекает
10.Произведите морфологический разбор одного глагола 2-го лица.
11.Найдите в тексте и подчеркните однородные члены предложения.
Данная работа позволяет спланировать работу по формированию метапредметных умений в соответствии с требованиями ФГОС. Деятельностьучащихся на уроке направлена на формирование следующих компетенций:
1. Учебно-организационные:
понимать последовательность действий;
оценивать свою деятельность и деятельность других;
оформлять иправильно вести тетрадь.
2. Учебно-информационные:
работать с дополнительной литературой;
различать повествование, описание, рассуждение;
осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом;
3. Учебно-логические:
выделять главное;
составлять простой план;
обобщать, подытоживать информацию.
4. Учебно-коммуникативные:
слушать друг друга;
участвовать в диалоге;
работать в группе.
Таким образом, в ходе работы я пришла к выводу, что использование текста – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание и реализацию практической направленности обучения.
Литература
Антонова Е.С. Тайна текста и секреты методики, Русский язык в школе, № 2, 2002г.
Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 192с. – (Домашний репетитор:Подготовка к ЕГЭ).
Малющкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочие тетради. 5-11 классы, М., ТЦ Сфера, 2004г.
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ №92, г. Барабинск
Средство речевого развития - текст
Аннотация. Проблема развития коммуникативных навыков и умений школьников нашла свое отражение в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования. В статье приводятся практические рекомендации автора по работе с текстами на уроках русского языка в школе.
Ключевые слова: культура речи, текст, нормы литературного языка, словарный запас, речевая коммуникация, выразительность речи.
Annotation. Improving communication skills among high school students has been taken into account in the federal component of the state standard for general education. The author gives recommendations and sample tasks to work with texts at high school lessons of Russian.
Key-words: speech culture, text, standards of the literary language, vocabulary, speech communication, speech expression
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют и новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Как разработать урок по-новому? Как учесть при этом новые требования ФГОС?
Одним из направлений современной методики преподавания русского языка является текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста. Использование текста в качестве главного методического средства на уроке помогает в единстве реализовать три цели: образовательную, развивающую и воспитывающую. Методика анализа текста разрабатывалась в трудах многих учёных (Н. М. Шанского, Л.М. Лосевой, С. Я. Солганика).
Первое понятие о тексте ученики получают ещё в начальной школе, но учиться анализу текста начинают в 5 классе. Изучение темы Текст начинается уже в первой четверти с разговора о тематическом, смысловом и грамматическом единстве. Со второй четверти ребята учатся определять разновидности текстов: повествование, описание, рассуждение. Помимо этого, даётся общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном) и их характеристике. Таким образом, на уроках русского языка в 5 классе, говорится о том, как строится текст. Кроме речеведческих навыков, пятиклассники знакомятся с разными видами разбора, получают основные знания по синтаксису, фонетике, морфемике, лексике, морфологии, запоминают орфографические и пунктуационные правила. Исследуя предложенный текст детально, кропотливо и вдумчиво и пытаясь охарактеризовать его как единое целое, работая то с отдельными словами, то с предложениями, а то и с целым листом печатного материала, ученик тренирует свою внутреннюю зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
Работа с текстом на уроках русского языка будет эффективной, если она проводится в определённой системе, а не однократно. Опыт практической деятельности позволяет сделать вывод о том, что ребята начиная с 5 класса достаточно быстро привыкают к использованию текста на уроке, более того им это очень нравится. Значение же такой работы велико, так как воспитывается любовь к родному слову, расширяется кругозор учащихся, отрабатываются навыки грамотного письма, различных видов разбора; формируется умение самостоятельной работы с текстом, умение создавать свой текст. Речевая среда, создаваемая при обучении русскому языку в процессе работы с текстом, способна реализовать свой развивающий потенциал, если текст обладает определенными качествами. Не следует забывать о том, что духовно-нравственное воспитание школьников является ключевым требованием ФГОС.
Мне интересно работать с текстами, я хочу, чтобы дети правильно и красиво говорили и могли выполнить задания, связанные с текстом на экзаменах. Опыт работы убеждает, что опора на текст позволяет учителю более экономно и результативно сформировать у учащихся знания и умения по предмету.На уроках применяю системно-деятельностный подход: знания не преподносятся учащимся в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.
Новизну своего опыта в организации работы с текстом на уроках русского языка вижу в следующем:
- отбор текстового материала и приёмов работы с текстом, способствующих интеллектуальному и речевому развитию учащихся;
- реализация личностно - ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся, осуществляемая через создание на уроках развивающей среды, основой которой является текст.
Всё это даёт возможность предложить в качестве задания для итогового контроля комплексный анализ текста.
Комплексный анализ текста:
Прощальными ра(с;з)катами прогр..мели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но со..нце еще щедро отдает свое тепло.
В август., вприрод., улавливает., приметы перехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть.
Разн..травье превратилось в душистые скирды. Небо ра(с;з)чистилось от облаков и стало звонким. Оно приготовилось и ждет, когда в нем зазв..нятпр..щальныепоклики птиц.
Когда в полдень припекает со..нце, замечает., особо нежное томление земли. Зеленая листва отслужила свое и начинает блекнуть. Пол..няли краски летней поры.
Со..нцевыплыва..т теперь в глубокой т..шине и посеревших от ноч..ной прохлады туманах.
(По А. Марину.)
1.Озаглавьте текст.
2.Тема текста
3. Основная мысль текста.
4.Стиль текста.
5.Тип текста.
6.Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
7. Произведите фонетический разбор слова еще.
8. Найдите и выпишите из текста эпитеты.
9.Разберите по составу следующие слова:прохлада,душистые,припекает
10.Произведите морфологический разбор одного глагола 2-го лица.
11.Найдите в тексте и подчеркните однородные члены предложения.
Данная работа позволяет спланировать работу по формированию метапредметных умений в соответствии с требованиями ФГОС. Деятельностьучащихся на уроке направлена на формирование следующих компетенций:
1. Учебно-организационные:
понимать последовательность действий;
оценивать свою деятельность и деятельность других;
оформлять иправильно вести тетрадь.
2. Учебно-информационные:
работать с дополнительной литературой;
различать повествование, описание, рассуждение;
осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом;
3. Учебно-логические:
выделять главное;
составлять простой план;
обобщать, подытоживать информацию.
4. Учебно-коммуникативные:
слушать друг друга;
участвовать в диалоге;
работать в группе.
Таким образом, в ходе работы я пришла к выводу, что использование текста – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание и реализацию практической направленности обучения.
Литература
Антонова Е.С. Тайна текста и секреты методики, Русский язык в школе, № 2, 2002г.
Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 192с. – (Домашний репетитор:Подготовка к ЕГЭ).
Малющкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочие тетради. 5-11 классы, М., ТЦ Сфера, 2004г.