Публикации
Родительское собрание на тему : "Помощь в обучении"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Родительское собрание на тему : "Помощь в обучении"
Автор: Татьяна Сергеевна Стафеева
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Родительское собрание на тему : "Помощь в обучении"
Автор: Татьяна Сергеевна Стафеева
Родительское собрание на тему «Помощь в обучении»УчастникиРодители учеников 1–9-х классовЦельПомочь родителям в освоении эффективных способов поддержки собственных детей в школьном обученииЗадачиРодителям уяснить суть проблемы школьной неуспешности, усвоить приемы и рекомендации, которые помогут ребенку стать успешным в учебе без ущерба для его психического и физического здоровьяМатериалыРаздаточный материал с заданиямиПримерное время40 мин Вступительное слово:Классный руководитель:Главная задача педагогов и родителей – сообща помочь школьнику стать успешным в учебе без ущерба для психического и физического здоровья как учащегося, так и своего собственного. Давайте выясним, что является залогом успешного обучения и как можно предупредить и преодолеть школьную неуспешность.Всем нам известно, как трудно бывает и родителю, и учителю завладеть вниманием ребенка, призвать его вникнуть в смысл обращенных к нему высказываний, побудить его к мыслительному процессу, заставить захотеть выполнить какое-либо задание! Как же нужно обучать, воспитывать, развивать наших школьников, чтобы они умели слушать (а не просто слышать), концентрировать внимание на существенном, осмысленно и критически воспринимать любую информацию, вникать в суть вещей, выделять главное, делать выводы, анализировать свои действия и нести за них ответственность?Родители обмениваются мнениями.1Классный руководитель:Все эти умения, а также навык смыслового запоминания, способность продуктивно усваивать учебный материал – залог успешного обучения и профилактики школьной неуспеваемости. Умение учиться нужно целенаправленно вырабатывать у детей как нам, учителям, так и родителям. Такую работу нужно проводить в системе.2Педагог-психолог:Начнем мы не с вопроса «Как развивать и формировать?», а с вопроса «Какие психолого-педагогические условия необходимы для успешного обучения?», потому что для решения проблемы школьной неуспешности надо рассмотреть психолого-педагогические причины и все условия, в которых осуществляется образовательная деятельность.Эти способности у школьника развиваются в эмоционально-благоприятной обстановке. Ему очень важно постоянно чувствовать психологическую поддержку наставников, слышать слова одобрения, видеть их доброжелательные лица и осознавать, что он будет принят ими с любыми своими индивидуальными особенностями и недостатками.3Классный руководитель:Качество учения напрямую связано с познавательным интересом, желанием учиться. Мотивацию учащегося можно стимулировать по-разному. Попробуйте такой прием: повесьте дома в удобном месте небольшой плакат с высказыванием К.С. Станиславского: «Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим». Но не стоит настойчиво обращать внимание школьника на эту истину, пусть он сам ее откроет. Бросая взгляд на эти слова, он рано или поздно задумается над их смыслом.4Педагог-психолог:Неуспешность ребенка часто связана с боязнью высказывать свои мысли, отвечать на вопросы, проявлять способности. В доброжелательной обстановке, в атмосфере творчества и сотрудничества эти страхи быстро улетучиваются. Подобные условия родителям нетрудно создать дома, если, конечно, есть искреннее желание помочь ребенку. Целесообразно использовать прием ролевой замены, когда родитель делает вид, что нуждается в помощи ребенка. Он задает примерно такие вопросы: помоги мне разобраться в том-то, посоветуй, как лучше сделать то-то, что ты конкретно можешь предложить в этой ситуации и т. п. Такое общение ведет к установлению доверительных отношений, стимулирует интерес к мыслительному процессу, вырабатывает способность находить рациональные пути решения проблемы. Помните, что заинтересованность родителей должна быть искренней.5Классный руководитель:Предупреждение и преодоление школьной неуспеваемости нужно проводить, опираясь на технологию научной организации учебной деятельности, в том числе приемы организации умственного труда. А это не что иное, как создание оптимальных условий, которые способствуют повышению работоспособности, развитию личности учащегося, сохранению его психического и физического здоровья.Культуру умственного труда составляют умения грамотно ставить цели, правильно расставлять акценты, планировать, экономить свое и чужое время, следовать намеченной цели и добиваться ее осуществления, анализировать и контролировать свои действия, направлять свое воображение в нужное русло. Ведь главная задача образования – научиться управлять своими желаниями, как справедливо заметил французский писатель Жозеф Жубер.6Педагог-психолог:Главная наша задача – помочь школьнику стать активным слушателем с грамотным выстраиванием обратной связи, научиться вникать в суть вещей, рассуждать, делать выводы, понимать закономерности процессов, явлений, стимулировать себя с помощью приемов самонастройки. Со временем все эти умения и навыки переходят в привычки и становятся естественной потребностью личности. Формируются такие качества личности, как самостоятельность, ответственность, собранность и организованность, воля, трудолюбие, рассудительность и т. д. Все это – результат четко организованного режима труда, волевых проявлений и систематического самоконтроля.7 Практические задания:Вам понадобятся:Задачи для развития умения осмысления и усвоения нового материалаПедагог-психолог:Неуспеваемость учащихся часто возникает в результате несформированности мыслительных операций. Школьник будет испытывать трудности в осмыслении, понимании, запоминании и, как следствие, усвоении учебного материала, если он не умеет устанавливать связи между понятиями, фактами, событиями. Эта способность вырабатывается при помощи осмысленного наблюдения, выполнения определенных упражнений.Родители обмениваются мнениями.1Классный руководитель:Предложите ребенку в удобное время и в удобной благоприятной обстановке выполнить такое задание: установив вид связи между понятиями в паре пункта «а» (образец), дополнить каждый пример образца парами понятий из пункта «б».а) век – столетие; палец – рука; болезнь – выздоровление; малина – ягода; старость – молодость; молоток – гвоздь;б) берег – река; озеро – водоем; беда – несчастье; квадрат – прямоугольник; расческа – волосы; планета – солнечная система; родина – отчизна; местоимение – часть речи; ветка – дерево; рука – конечность; движение – покой; травма – нетрудоспособность; пальто – одежда.Например, пара понятий: «рука – конечность». Рассуждаем: рука – разновидность конечности, так же как и малина – разновидность ягоды. Понятие «рука» является видовым по отношению к родовому понятию «конечность». Следовательно, относим эту пару из пункта «б» к виду связи «малина – ягода» из пункта «а».Много проблем в понимании учебного материала у школьника связано с неумением различать такие виды связей, как «часть – целое» и «вид – род». Если «рука – конечность» – это «вид – род», то, например, «рука – палец» – это «целое – часть», так как палец является частью руки, а не ее разновидностью.2Классный руководитель:А как печально порой обстоит дело с решением задач, выполнением упражнений, пересказом текста с последующим анализом и ответами на вопросы! И все в первую очередь потому, что школьник не понимает условия задания, сути прочитанного. У него не сформированы базовые умения: концентрировать внимание на текстовой информации, выделять ключевые слова, опорные пункты, устанавливать причинно-следственные и другие связи между основными событиями, явлениями, раскрывать функциональную зависимость между величинами, входящими в условие задачи, выделять существенные данные и искомое, логически рассуждать и делать обоснованные умозаключения при выборе пути решения задачи. Выработке этих умений помогают увлекательные упражнения-задачки, которые надо выполнять устно.3Классный руководитель:Важно постоянно внушать ребенку, что обучение – это процесс создания новых и необходимых для полноценной жизни привычек. Чтобы научить школьника решать задачи, прежде всего сформируйте у него привычку решать задачи и делать это с удовольствием. Любая ситуация в условии задачи найдет отклик в душе ученика, если он сам станет ее участником. Все это целиком и полностью зависит от изобретательности родителя.Покажите ребенку, что от решения задачи или выполнения упражнения можно получить такое же удовольствие, как от разгадывания кроссворда или ребуса. Уважаемые родители! Успехов вам и вашим детям!Список материалов:Задачи для развития умения осмысления и усвоения нового материала