Публикации
«Привлечение родителей в образовательный процесс по формированию навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Привлечение родителей в образовательный процесс по формированию навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Автор: Дементьева Анна Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Привлечение родителей в образовательный процесс по формированию навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Автор: Дементьева Анна Ивановна
Пояснительная записка«Привлечение родителей в образовательный процесс по формированию навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»АктуальностьСовременное развитие России связано с необходимостью внедрения современных требований в сферу образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования подрастающего поколения. В образовательной программе дошкольного образования говорится о том, что ребёнок долженбыть разносторонне развит в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок. Можно сказать, что детский сад и семья — две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Единство детского сада и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только педагогам, но и родителям. Сегодня Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности своего ребенка.Формирование отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов и непосредственного участия родителей. Ведь правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи, распорядок дня, двигательной активности, правильного питания, культурно-гигиенических процедур, закаливания и развития двигательных навыков. Исходя из выше сказанного, необходимо использовать такие формы работы с родителями, в которых они выступают заинтересованными участниками педагогического процесса.На этом этапе я поставила для себя цель: повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах формирования навыков здорового образа жизни детей. Определила для себя ряд задач:-обучить родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно-психологического климата;- оказать конкретную практическую помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка;- привлечь родителей к осуществлению воспитательного процесса, созданию здоровой среды;- расширить спектр средств и способов работы с родителями.Как известно многие дети большую половину своего свободного времени проводят за гаджетами. Вследствие чего у них наблюдается дефицит двигательной активности, слабая иммунная система, поэтому чтоб приобщить ребёнка к здоровому образу жизни, совместно с коллегами разработали опросник, для того чтобы понять, какое место занимает физическое воспитание в семье ребёнка. Опросник содержал в себе ряд вопросов, направленных на привитие родителями здорового образа жизни своим детям. Принимали участие родители средних, старших и подготовительных групп. Итого в опросе было задействовано 7 групп, а это 154 родителя из них: мам- 95 человек, пап-59 человек.Вопросы были разделены на 3 блока. Результаты позволили сделать вывод о том, что:75% родителей (116 человек) незаинтересованно побуждать своих детей к двигательной деятельности, родители ведут пассивный образ жизни, не проявляют инициативу в организации двигательной деятельности своих детей; 83% родителей (128 человек) воспитанников мало вовлечены в образовательный процесс по формированию здорового образа жизни своих детей; 76% законных представителей (117 человек) изъявили желание активного сотрудничества в рамках физического воспитания. На основе приведённых выше результатов, я определила для себя работу по вовлечению родителей в образовательный процесс на предстоящий учебный год.Не секрет, что весь уклад семейного здорового быта оказывает огромное влияние на физическое развитие детей. В жизнь каждой семьи должны крепко войти совместные тренировки, физические упражнения, подвижные и спортивные игры. Здесь очень важен личный пример родителей, их активная жизненная позиция. Также семья во многом определяет отношение детей к физкультуре, их интерес к спорту, активность и инициативу. На сегодняшний день, учитывая потребности и индивидуальные особенности семей своих воспитанников позволили мне выделить три группы родителей: -родители участники; -родители-исполнители;- родители- наблюдатели.Первая группа родителей, с удовольствием окуналась в деятельность учреждения и принимаетактивное участие во всех совместных мероприятиях детскогосада по формированию здорового образа жизни у детей. Вторая группа родителей, принимает участие при условии мотивации со стороны педагогического коллектива, уговоров и убеждений о значимости их участия. В третьей группе родителей, оказались родители наблюдатели, которые не проявляют активности и не понимают всей значимости проводимой работы по физическому воспитанию детей. Сегодня для меня как инструктора по физической культуре, приоритетной из всех форм по работе с семьями воспитанников стала интерактивная форма, а именно:• семинары-практикумы, совместные тренинги для детей и родителей (с помощью данной формы знакомлю родителей с разной организацией двигательной активности детей, методикой формирования физических качеств, игровых навыков ребенка);• дни здоровья;• спортивные соревнования;• выставки детских работ по формированию здорового образа жизни;• круглые столы по выявленным проблемам;• семейные эстафетыи фотовыставки. На основании проведенной работы, можно сделать вывод, что родители, с удовольствием участвуют вместе с детьми в различных конкурсах и эстафетах. Родители вместе с детьми принимают активное участие в работе по изготовлению атрибутов для пополнения физкультурных центров групп и физкультурного зала. Таким образом, следует сделать акцент на том, что здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни ребёнка, грамотности и гигиенической культуры родителей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать хороших результатов, если она не решается совместно с семьей. Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.В результате полученной информации и практического опыта, полученный родителями, помогут: -повысить эффективность работы по оздоровлению детей; -получить необходимые знания о физическом развитии ребенка;-сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье.На сегодняшний день я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями наших воспитанников в вопросах формирования их здорового образа жизни. Ведь у нас одна цель –сформировать здоровый образ жизни у подрастающего поколения.