Публикации
Особенности логопедической работы с ребенком с синдромом дауна в общеобразовательной школе.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности логопедической работы с ребенком с синдромом дауна в общеобразовательной школе.
Автор: Зеленкова Ольга Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности логопедической работы с ребенком с синдромом дауна в общеобразовательной школе.
Автор: Зеленкова Ольга Николаевна
ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РЕБЁНКОМ С СИНДРОМОМ ДАУНА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕЗеленкова О. Н.Учитель-логопедСредняя школа №28 города Воронежа Речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством языка. Коммуникация и общение - обязательные составляющие социальной жизни человека. Общение необходимо для детей с синдромом Дауна так же, как и для всех детей. Проблема заключается в том, что для детей данной категории характерна задержка процесса освоения языка и речи. Умение говорить развивается позже, чем восприятие речи. Ребенок с синдромом Дауна не дифференцирует звуки речи, плохо усваивает новые слова, испытывает значительные трудности в освоении грамматического строя речи. Фразовая речь появляется у некоторых детей к 6-7 годам, но может появиться к 10-12 годам. Мы в своей практике столкнулись с ребенком с синдромом Дауна в возрасте 8 лет. Учащийся не владел речью, но понимал обращенную речь. В начальной школе он обучался инклюзивно по АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, В.-I). С 5 класса ребенок обучается по СИПР для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, В.-2). Логопедическая работа началась с обследования речи, где мы выявляем уровень сформированности речи и ее понимание, исходя из сохранности интеллекта ребенка. Логопедические занятия проводились 2 раза в неделю по 20-25 минут. Зная особенности развития речи детей с синдромом Дауна, такие как: 1)понимание речи намного опережает развитие активной речи; 2)зрительная память развита гораздо лучше слуховой памяти; 3) социальное и эмоциональное развитие являются наиболее сохранными сферами; 4)сниженный объём слуховой памяти требует многократных повторений; 5)сниженный мышечный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности для формирования чёткого произношения [1], мы можем выработать оптимальную стратегию обучения в условиях общеобразовательной школы. Чтобы заинтересовать занятиями учащегося использовали игровые формы обучения с привлечением разных предметов. Именно игрушки помогали выполнять артикуляционные и вокально-голосовые упражнения, имитируя звуки этих предметов (игрушек). Например, имитация плача, кашля, мурлыкание и т.д. Учащийся сам выбирал игрушки на каждое занятие, с которыми мы “играли”, занимаясь. В комплекс гимнастики включались мимические, дыхательные упражнения. Упражнения усложнялись после того, как учащийся усваивал то или иное упражнение. Со временем для выполнения артикуляционной гимнастики используем рисунки упражнений. В первый год обучения мы часто использовали сказку на занятиях, так как она оказывает положительное влияние на эмоции, повышает внимание и сосредоточенность, улучшает мыслительную активность, происходит обогащение лексического запаса. У нас было: совместное рассказывание сказок, где учащийся звукоподражанием “говорил” за героев; драматизация сказки, когда в процессе рассказывания сказки, учащемуся предлагалось выставлять фигурку (картинки) того персонажа, который назывался в тексте. Мы подражали героям сказки в движениях, способствуя развитию моторной сферы ребенка. Вызывание звуков шло по онтогенезу (те, которые должны появиться в речи до 2 лет), затем свистящие, шипящие, соноры; развиваем мелкую моторику, включая игры с пальчиками; формируем интонационную сторону речи. В течение всего времени обучения работаем над формированием активного словаря. Знакомство со словами проходит с опорой на реальные предметы. Затем узнаем предметы по их названию (игрушки, овощи). Далее предлагаем выбрать одну из двух знакомых картинок. Для формирования понятия учащемуся предлагаем аналогичные предметы, отличающиеся по цвету, величине. Здесь мы используем дидактические игры. Например, “Что растет на грядке?” Игра представляет собой: - игровое поле, где изображен маршрут для передвижения фишек. На определенных отметках изображены овощи; -игровой кубик;-игровые фишки.Игроки по очереди кидают игровой кубик, переставляют фишку вперед на столько шагов, сколько выпало очков на кубике. Если фишка оказалась на овоще, игрок называет его. Если учащийся называет (или показывает) признак предмета, то делает еще шаг вперед. Побеждает тот, кто пришел к финишу первый. Словарный запас обогащается у учащегося с каждым годом. В нашей работе применяем повторяемость материала, но в новых ситуациях, так как новые знания ребенок с синдромом Дауна усваивает крайне медленно. Чаще слова появляются целиком. Работая над глагольной лексикой, на начальном этапе используем предметно-действенное обучение. Используем глаголы, сопровождая слова действиями, жестом. Например: ''бросай'', “лови”, “посади”, “ покорми” и т.д. Затем знакомим его с картинкой, на которой изображено действие (машина едет, зайка едет). Далее используем картинки, на которых один предмет выполняет разные действия (кукла сидит, спит, стоит). В этот период появляется голофраза. Логопед называет предмет и говорит: “ Мы видим …(картинка)”. Изолированно слово машина ребенок произносит. “Машина гудит: би-би, Как гудит машина?” Мы организуем игру. Комментируя действия словами (мишка едет на машине), жестом “руль” и звукоподражание “др-р”. Просим показать мишку, машину, спрашиваем, что делает мишка. Потом убираем игрушки и показываем картинку, комментируя её так же, как реальные действия. Еще спрашиваем, как гудит машина. Развитие речи требует от школьника употребление не только глаголов, но и прилагательных, предлогов и т.д. Дети с синдромом Дауна легче воспринимают зрительную информацию, чем слуховую. Поэтому в нашей работе мы используем “альтернативную коммуникацию”. А именно: мимика, жесты, таблица букв, слова на карточках, пиктограмма. Применяем технические средства обучения: планшет, компьютер. Хочется выделить работу с пиктограммами (символическими изображениями). Они помогают сохранить у ребенка мотивацию и желание общаться, расширяют словарь, когнитивные функции. В своей работе мы используем пособие Л.Б Баряевой “ Я - говорю!”. Чтобы учащийся различал части речи, изображение предметов даем на разном фоне ( существительные - на голубом, действия с ними-красном, признаки- на зеленом, предлоги, наречия-черном). Сначала логопед знакомит с символом и уточняет значение слова, соотносит с реальным предметом. Потом выбираем одну пиктограмму из нескольких пиктограмм, которую назвал логопед. Выбираем одинаковые пиктограммы среди ряда других, конструируем фразу. Логопед называет изображение с объектом действия, произносит фразу. Учащийся выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносил. Чтобы разнообразить работу по пособию и закрепить навыки самостоятельных действий с пиктограммой используем игры:1. “Составь пару”. У логопеда символы: книга, цветы, банан. У учащегося пиктограммы, которые обозначают действия: читать, нюхать, есть. Логопед выкладывает один из своих символов, учащийся должен выложить свой символ, который подходит по смыслу.2. “Домино”. Логопед произносит: “Мальчик рисует карандашом” и выкладывает символ мальчика. Учащийся выбирает пиктограмму “рисовать” из нескольких. Например, “краски”, “книга”, “портфель”, “девочка”, ”ластик”. Затем логопед выкладывает пиктограмму “карандаш''.3.“Разложи”. Из нескольких пиктограмм мы выбираем только те, которые относятся к определенному обобщающемуся понятию (“ школьные принадлежности”, “игрушки”)4. “4-й лишний”. Когда из 4 пиктограмм, учащийся должен выбрать одну неподходящую к трём (например, “кукла”, “мяч”, “лошадка”, “цветы”).5. “Помоги исправить ошибку”. Логопед выкладывает пару пиктограмм: “руки”- “идти”, “ноги”- “играть”, учащийся должен переложить пиктограммы, чтобы получилась правильная пара.6. “Будь внимательным!” Логопед показывает фразу из пиктограмм, в которой есть ошибка. Например, “мальчик” “читать” “ дверь”. Учащийся должен вместо пиктограммы “читать” взять пиктограмму “закрыть”.7. “Дополни фразу”. Логопед произносит начало фразы: “Я играю…”. Учащийся выбирает одну пиктограмму из несколько предложенных.8. “Составь фразу”. Из предложенных пиктограмм учащийся составляет фразу.9.“Логические цепочки”. Составляем предложение с использованием пиктограмм. Последнее слово в первом предложение является началом для второго и так дальше. Использование пиктограмм предусматривает формирование логической цепочки: символическое изображение - обобщающее понятие - закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами - самостоятельная ориентировка в системе знаков. В течение всего периода обучения нам приходится стимулировать речевую активность учащегося. Для этого используем разные приёмы: 1) говорим о том, что видим в настоящее время. Например: Где тетрадь? Она в рюкзаке. Сейчас Миша достанет тетрадь из рюкзака;2) параллельный разговор (описываем действия учащегося: что видит, трогает);3.провокация (даём не те предметы, которые просит учащийся);4) распространение (продолжение высказывания учащегося. Например, “Суп”. Логопед: “ Овощной суп очень вкусный. Суп едят большой ложкой. ” Учим заканчивать свою мысль;5) приговоры (используем игровые песенки, потешки). Они способствуют непроизвольному обучению; умению вслушиваться в звуки речи. В настоящее время учащийся обучается седьмой год в школе. Он может правильно произносить простые по слоговой структуре слова, словосочетания, использует ритуалы социального взаимодействия, обращается за помощью, но односложно, строит простое предложение, но с аграмматизмами; знает всех учителей по имени и отчеству, работающих с ним; может организовать рабочее место, выполнить задание полностью. Таким образом, коррекционно-развивающее обучение и воспитание в общеобразовательной школе стимулирует развитие речи у учащегося с синдромом Дауна, создаёт предпосылки к адаптации и социализации в окружающем мире учащегося, и позволяет получить небольшие, но позитивные успехи.Литература1.Кумин Л. Дети с синдромом Дауна: их особенности, влияющие на развитие речи / пер. О. Лисенковой, 2003,-Ч.1-45с.2.Л.Б .Баряева, Е.Т. Логинова, Л,В. Лопатина Рабочая тетрадь, “Я-говорю”\упражнения с пиктограммами. М.: Дрофа,20073.Кириллова Е.В. Логопедическая работа с “безречевыми” детьми/ С.-Петербург: Союз,2011