Публикации Роль развивающей предметно пространственной среды в воспитании любви к малой родине у детей младшего дошкольного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль развивающей предметно пространственной среды в воспитании любви к малой родине у детей младшего дошкольного возраста
Автор: Елена Дмитриевна Михненко

РОЛЬ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ВОСПИТАНИИ ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПодготовил: Михненко Е.Д., воспитатель МБДОУ ДС № 10 «Мозаика» г. Нового Оскола Белгородской областиПатриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это одна из основных задач дошкольных образовательных организаций. Чувство патриотизма многогранно по содержанию: любовь к своему Отечеству, к своей «малой» родине – месту, в котором есть свои особенности (история развития, культура и природа), которые непосредственно формируют интерес и привязанность к родному городу, селу, развивают патриотические чувства ребенка.Согласно требованиям федеральной образовательной программы, уже с младшего дошкольного возраста ребенку необходимо систематически рассказывать о малой родине: напоминать название населенного пункта, в котором он живет; знакомить с близлежащим окружением детского сада (зданиями, природными объектами), доступными для рассматривания с территории учреждения; обсуждать с детьми их любимые места времяпрепровождения в городе, демонстрировать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края, учить восхищаться природными явлениями.Очень важно поддерживать отражение детьми своих впечатлений о Малой Родине в различных видах деятельности (учить рассказывать, изображать, воплощать образы в играх, разворачивать сюжет и т. д.).Одним из важнейших условий полноценного патриотического воспитания детей дошкольного возраста является грамотная организация развивающей предметно - пространственной среды, которая позволит каждому ребенку найти занятия по своим интересам, силам и способностям, понимать и оценивать чувства, поступки. Чтобы дети дошкольного возраста могли понять, в каком крае они живут, педагогам необходимо постараться воссоздать в группе атмосферу национального быта. Для этого необходимо, чтобы окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувства красоты, любознательности, имели определенный национальный колорит. Сегодня мне бы хотелось представить свой опыт работы по созданию образовательного центра гражданско-патриотической направленности во второй младшей группе для детей 3-4 лет, который мы назвали «Русская береза». Как известно, береза является неофициальным символом России. Это необычайно красивое дерево встречается во многих русских народных сказках, поэтому о нем знают даже очень маленькие дети.Главной частью нашей образовательной локации является настенное панно в виде березы, которое мы используем в качестве демонстрационного экрана для размещения выставок детских рисунков, фотовыставок, отражающих красоту родного края, достопримечательности, памятные места нашего города и района и т.д.Также, на нашей берёзке дети могут поделиться своими фотографиями, на которых изображено, где они побывали вместе со своими родителями, поделиться впечатлениями о том, что им понравилось, что запомнилось. Так, наши воспитанники с большим удовольствием делятся впечатлениями о посещениях парков и концертов в нашем Дворце культурыКроме того, наш центр наполнен иллюстрациями, тематическими подборками, наборами открыток, семейными фотоальбомами детей, дидактическими, сюжетно-ролевыми и настольно-печатными играми о семье, о взрослых людях, об их труде, пособиями отражающие многонациональность нашей малой родины. Здесь же мы разместили художественную литературу, а также книги познавательного характера, ориентирующие детей на изучение родного города, дающие возможность им приобрести новые знания. Материалы для знакомства детей с малой родиной оформлены в виде тематических папок, альбомов, иллюстраций с изображением знаменитых людей нашего города, детского сада, ближайших улиц родного города. Есть выбор дидактических и настольно-печатных игр краеведческого содержания изготовленных руками педагогов. Достаточно материалов для ознакомления с защитниками Отечества, богатырями земли русской.С целью воспитания у детей дошкольного возраста чувства любви к своей малой родине и гордости за нее, в нашей группе есть фотоальбом «Моя малая Родина, семья и друзья», в котором собраны фотографии детей. Дети с интересом и восхищением рассматривают и рассказывают о местах, в которых они были. Ведь Родина, в первую очередь, начинается именно с места, в котором родился. Благодаря фотоальбому «Моя малая Родина» наши воспитанники ближе познакомились с достопримечательностями своей малой родины, расширили представления об историко-культурных особенностях города, а также научились видеть и оценивать красоту родного края.Лэпбук «Богатыри земли русской», формирует у детей представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской; оживляют представления о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче; вызвать интерес; знакомит детей с оружием богатырей; воспитывает чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии патриот нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи нравственно-патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии патриот нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи нравственно-патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.