Публикации
Обучение на уроках иностранного языка в дополнительном образовании: как лучше развивать гибкие навыки подростков?
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обучение на уроках иностранного языка в дополнительном образовании: как лучше развивать гибкие навыки подростков?
Автор: Лысова Татьяна Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обучение на уроках иностранного языка в дополнительном образовании: как лучше развивать гибкие навыки подростков?
Автор: Лысова Татьяна Михайловна
Обучение на уроках иностранного языка в дополнительном образовании: как лучше развивать гибкие навыки подростков?Аннотация: В современном обществе существует запрос на высокое качество подготовки будущих специалистов, обладающих, помимо профессиональных навыков, универсальными компетенциями, формирование которых происходит у индивида еще в школьном возрасте. И перед каждым педагогом, как общеобразовательной школы, так и центра дополнительного образования, стоит задача формирования у обучающихся таких компетенций в рамках своего предмета. Данная статья направлена на выявление связи между особенностями организации различных форм обучения иностранному языку в системе дополнительного образования и эффективностью развития гибких навыков детей подросткового возраста. Методология исследования включала в себя анализ методических основ теории и практики иноязычной подготовки для развития гибких навыков подростков, что позволило выделить особенности организации определенных форм обучения для данной цели. В статье рассмотрены характеристики индивидуальных и групповых занятий, определены их преимущества и недостатки. В соответствии с этим была выявлена низкая эффективность индивидуального обучения для развития гибких навыков и определена наиболее подходящая для данной цели форма организации обучения – работа в малых группах, что обусловлено возможностью воспроизводить реальную ситуацию общения, создавать эмоционально комфортную среду и перераспределять роли преподавателя и ученика. Практическая значимость статьи заключается в том, что в ней конкретизировано понятие гибких навыков применительно к обучающимся подросткового возраста и приведены конкретные методики работы в малых группах, способствующие повышению эффективности процесса формирования гибких навыков в условиях преподавания иностранного языка в организациях дополнительного образования.Ключевые слова: работа в малых группах, гибкие навыки, дополнительное образование, иностранный язык. В современном мире жизнь человека очень разнообразна и многогранна. Стремительное развитие технологий и, как следствие, появление новых понятий неизбежно влекут за собой потребность в разностороннем «приспосабливании» к меняющимся реалиям. Такой процесс «приспосабливания» принято сейчас называть «гибкостью»: гибкость деятельности, гибкость мышления, гибкость познания и т.д. Возникновению и развитию такой гибкости способствует приобретение и развитие гибких навыков. Понятие «гибкие навыки» является синонимом понятия «мягкие навыки», которое впервые стало употребляться еще в 60-годах ХХ века в США. В ХХI веке данный термин приобрел более широкое значение. Большую популярность понятие «гибкие навыки» завоевало в бизнес-среде. Все чаще о развитии гибких навыков говорят и в образовательной среде. Чем раньше данные навыки будут прививаться ребенку, тем более успешным он сможет стать в будущем.Президент России Владимир Путин, выступая на сессии Всемирного фестиваля молодежи и студентов сессии «Молодежь 2030. Образ будущего», отметил, что «конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют софт скилс – и креативным, и плановым, и другими видами мышления».Представитель петербургской школы исследователей, доктор педагогических наук, профессор, О.Е. Лебедев, выделил компетенции, попадающие под современное понятие softskills:коммуникативность; критическое мышление; креативность; командная работа (координация). Для формирования гибких навыков у подростков целесообразным видится подход, выработанный участниками Всемирного экономического форума в Давосе в 2016 году. На данном мероприятии была разработана подробная концепция «гибких» навыков, в число которых вошли следующие компетенции: эмоциональный интеллект и критическое мышление, тайм-менеджмент, работа в команде, когнитивная гибкость, искусство ведения переговоров, координация с другими и ориентация на обслуживание, умение разрешать конфликты, управление персоналом и пр. На основе данной концепции разработана модель 4К, включающая в себя 4 основные компетенции, которые особенно приемлемы для подростков:– критическое мышление – способность критически оценивать информацию, поступающую извне, и анализировать её; – креативность – умение нешаблонно мыслить, находить неожиданные решения проблемы; – коммуникативныенавыки– умение общаться, доносить свою мысль, слышать собеседника, договариваться; – координация – способность работать в команде, брать на себя как лидерские, так и исполнительские функции.Почему важно формирование и развитие гибких навыков у ребят именно подросткового возраста? Подростковый возраст – это период взросления, который приходится на возраст примерно от 10 до 16 лет. Именно в это время человек имеет черты как ребенка, так и взрослого. У него меняется мироощущение, но недостает опыта и знаний, чтобы понять многие вещи. Физиологические изменения, происходящие с ребенком в этот период, оказывают серьезное влияние на его психоэмоциональное состояние и, как следствие, на процесс социализации в обществе. Именно в этот период формирование и развитие гибких навыков помогает подростку реализовать себя как личность, чувствовать себя важной и значимой частью коллектива, развивать и реализовывать лидерские качества. Все это, в итоге, оказывает серьезное влияние на формирование человека и его место в будущей «взрослой» жизни. Обладая гибкими навыками, подростку легче учиться и взаимодействовать с окружающими людьми – учителями, родителями, родственниками, друзьями. Навыки общения и ясного изложения своих мыслей помогают быстро захватить внимание аудитории во время ответа на уроке или публичного выступления вне урока, произвести хорошее впечатление на устном экзамене. Навыки управления своими эмоциями помогают справляться с приступами плохого настроения, мешающего продуктивно заниматься. Навыки управления своим временем и выстраивания приоритетов позволяет сэкономить силы при подготовке к экзаменам. Умение планировать свой день позволяет быстрее справляться с поставленными задачами и, как следствие, достигать поставленных целей.Иноязычная подготовка является одним из способов развития гибких навыков у подростков. Привлечь внимание учеников-подростков, а также поспособствовать развитию креативности, установлению непринужденной обстановки на занятии и, в итоге, лучше усвоить материал, можно и нужно посредством активного использования различных ресурсов и методик:Песни и видео на иностранном языке. Работа в малых группах. Ролевая игра. Квизы и дискуссии на иностранном языке. Игры. Как верно указывают И. К. Цаликова и С. В. Пахотина, «выполнение групповых заданий, создаваемых преподавателем, в том числе для развития «мягких» навыков, предполагает обязательное взаимодействие с одногруппниками-партнерами по коммуникации, что позволяет развивать тактичность и своевременность реакции. Кратковременные ролевые игры, несущие в себе нетипичную ситуацию, позволяют и самим обучающимся оценить критически-важные у них «мягкие» навыки».Анализ практики применения ролевых игр на занятиях по иностранному языку показал, что данная методика способствует развитию у подростков таких навыков, как командная работа, коммуникативность и критическое мышление. Эффективность методики ролевых игр для формирования и развития гибких навыков у подростков, как представляется, будет выше, если использовать иностранный язык как средство общения и понимать, что это целостная система, а не просто набор грамматических и лексических правил. Учитывая это, педагог должен формировать учебные материалы и задания, которые основаны на реальных жизненных ситуациях и ориентированы на содержание коммуникации, а не на форму. В качестве примера можно привести комплекс настольных игр, разработанный Н. В. Белоцерковской и А. Е.Архиповой для обучающихся подросткового возраста, на теоретической основе развития лексических навыков, с учетом возрастных особенностей обучающихся. Комплекс состоит из 10 игр: «Bingo», «Alias», «Jenga», «Underground treasure», «Triangle», «Memo», «Word land», «What is it?», «Do you know that?», «Antonyms». После внедрения своей методики авторы провели анализ начального и итогового уровней развития лексических навыков и выявили, что он вырос на 12,5%. Но в процессе игр развивались не только лексические навыки, но и навыки координации, коммуникации, критического мышления и креативности.В последнее время хорошо себя зарекомендовал себя на занятиях по иностранному языку, особенно в подростковой группе, кейс-метод. Еще несколько лет назад о нем мало кто слышал, а сегодня он приобретает большую популярность. «Смысл данной методики заключается в активной деятельности обучающихся, направленной на решение какой-либо практической задачи на основе полученных знаний».Применение кейс-метода именно на занятиях по иностранному языку обусловлено спецификой его преподавания, которое строится на основе заданий коммуникативного характера, и подразумевает отработку диалогической и монологической речи. Благодаря кейс-методу у подростков развиваются следующие элементы гибких навыков: лингвистическая наблюдательность, сравнивание разных явлений из иностранного и русского языка и креативность. К. М. Малышева и М.В. Рябинина отмечают, что «данная методика также способствует совершенствованию критического мышления и созданию благоприятных условий обучения иностранному языку в творческой атмосфере, помогает сформировать умения самостоятельно составлять четкие, аргументированные высказывания, а также участвовать в дискуссиях».Достаточно прогрессивным видится метод «Перевернутый класс», который, зарекомендовав себя в зарубежных образовательных организациях, у российских педагогов пока не нашел серьезного отклика и широкого применения. В педагогическом сообществе пока не сложилось четкого понимания, каким образом его реализовывать практически. Данный метод заключается в том, что «теоретический материал изучается обучающимися самостоятельно, что позволяет выполнить большее количество практических заданий на отработку изученного материала во время урока, а также предоставить обучающимся некоторую автономность при обучении». Метод перспективен благодаря интеграции цифровых технологий, посредством которых подросток получает первоначальную информацию по теме, и практическим погружением в тему, посредством грамотно разработанным заданиям преподавателя и способам их подачи.Таким образом, развитие гибких навыков у детей подросткового возраста имеет очень важное значение, как для них самих и их будущего, так и в целом для общества. Одним из путей формирования гибких навыков у подростков – это создание целевых образовательных продуктов в условиях дополнительного образования с применение интерактивных и иных современных форм обучения.Список используемой литературы:Захарова В. И., Протасова О. А. Обучение иностранному языку на основе кейс-метода // Наука и образование. 2022. Т. 5, № 2. [Электронный ресурс]: URL: (дата обращения: 23.11.2023). Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт.-сост. М.А. Пинская, А.М. Михайлова. Москва: Корпорация «Российский учебник», 2019. С. 12. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. – С. 6. Лубожева, Л.Н., Калашникова А. В. Внедрение метода «Перевёрнутый класс» в процессе обучения иностранному языку школьников (рекомендации к применению) // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. №7 (109). С. 78. Малышева К.М., Рябинина М.В. Реализация кейс-метода (CaseStudy) при обучении иностранному языку по программам АСЦ (ESP) в нелингвистическом вузе // Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 1А. С. 415. Сессия «Молодежь – 2030. Образ будущего» [Электронный ресурс]: URL: (дата обращения: 17.10.2023). Сорокопуд, Ю. В., Амчиславская Е. Ю., Ярославцева А. В.Softskills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1(86). С. 194. Цаликова И. К., Пахотина С. В. Использование ролевых игр на занятиях по иностранному языку для развития «мягких» навыков у студентов // Человек и образование. 2020. № 1(62). С. 54.