Публикации
Дидактическая игра по русскому языку(авторская)"Пирамида"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дидактическая игра по русскому языку(авторская)"Пирамида"
Автор: Зеленова Ирина Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дидактическая игра по русскому языку(авторская)"Пирамида"
Автор: Зеленова Ирина Сергеевна
Автор: Зеленова Ирина СергеевнаНазвание образовательного учреждения: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» г.БердскНазвание дидактической игры: « Пирамида»Возрастная группа: 8 - 12 летЦели и задачи: образовательные: - обобщение , систематизация и закрепление полученных знаний ; формирование орфографической зоркости, применение ЗУН на практике,• коррекционно - развивающие: - расширение кругозора, обогащение активного словаря, развитие монологической речи, развитие и коррекция познавательных процессов, формирование положительной мотивации к обучению; • воспитательные:- создание условий для формирования у учащихся чувства взаимоуважения, воспитание самостоятельности, сотрудничества, взаимной ответственности за результаты учебного труда.Используемое оборудование: - трёхярусная складная пирамида из цветного картона с 12 пустыми клетками (по числу учащихся в классе), наборы предметных картинок по изучаемым темам, карточки с загадками.Содержание игры и методические рекомендации по реализации игры Дидактическая игра « Пирамида» хорошо уживается с "серьезным" учением. Включение игры в процесс обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья делает его интересным и занимательным, создает у детей хорошее настроение, облегчает преодоление трудностей в обучении.Игра используется, как занимательный материал на уроках письма и развития речи для закрепления изученных тем «Звуки и буквы», « Слова с Ь, разделительным Ь и разделительным Ъ знаком «Деление слов на слоги», «Ударение», « Звонкие и глухие согласные», «Слова, обозначающие признаки предметов», «Определение рода имён существительных», «Безударная гласная в корне слова», « Непроверяемые безударные гласные в словах».Перед началом игры появляется картинка или объёмная фигурка гномика с сундучком или с красивым мешочком, в которых лежат задания для игры «Пирамида». Гному можно дать имя. Далее вывешивается пирамида . На основании каждого яруса пирамиды расположены цветные скрепки, куда вставляются ламинированые картинки, для удобного расположения в пирамиду.Учитель от лица гномика ставит перед ребятами цель: построить пирамиду и далее объясняет: «Эту пирамиду мы будем строить из картинок, которые лежат в сундучке у гномика. Наша задача правильно расставить карточки – картинки , объясняя свой выбор и заполнить пирамиду». Эта игра привлекательна своей универсальной вариативностью и простотой. Дети всегда с интересом ждут нового гнома и новой постановки задачи. Ведь многие карточки - картинки знакомы, игра неоднократно применялась, с правилами игры тоже знакомы, что же нового можно ожидать? И , тем не менее дети бывают всегда приятно удивлены, что будто бы знакомая игра - новая и снова всем интересно! Форма задания может меняться :- вызванные ученики сами достают предметную картинку из мешочка или сундучка и объясняют место картинки в пирамиде; - учитель из сундучка достаёт листочек с фамилией ученика, которому гном даёт свой колпачок ,с сундучком и поручает обойти всех ребят, чтобы каждый для себя взял карточку-картинку, а затем идёт строительство…- на доске, на магнитах расположены картинки; учитель называет обобщающее слово или определение ( фрукт, овощ, домашнее животное, дикое животное, верхняя одежда, …..) , а ученики должны увидеть, назвать предмет. взять картинку и объяснить её место в пирамиде; (вариант 6)- учитель читает загадки, отгадавшие получат картинку ( если кто – то из ребят не сумел отгадать ни одной загадки, ему помогают ребята).Когда у всех на руках будут карточки начинается строительство пирамиды с объяснением;- кто – то из ребят вытаскивает из мешочка пробку от сока, внутри которой цифра, обозначающая порядковый номер ученика по списку в журнале; этот ученик одевает колпачок ,достаёт из мешочка карточки с загадкам и , сложив их веером обходит всех ребят ( загадки подобраны небольшие по объёму).Дети читают загадки , находят картинки отгадки и объясняют их место в пирамиде. Для тех, кто сам не смог отгадать загадку находится помощник, а место картинки объясняет игрок Для развития визуального и аудиального каналов восприятия информации учитель озвучивает задание и предлагает визуальную помощь от лица гнома, которая расположена в центре каждой полосы пирамиды . Задание даётся с учётом возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся и в соответствии с изучаемой темой.На каждой карточке с картинкой написано слово полностью или с пропущенной орфограммой для развития орфографической зоркости.Наборы предметных картинок составлены так ,что почти в каждом варианте игры есть возможность для использования различных методик по развитию познавательных процессов :- вариант 1 - 2- во 2 и 3 ряду найти «лишний» предмет, сделав обобщение по темам «Овоши» и « Фрукты»;- вариант 4 во 2 ряду найти «лишний» предмет, сделав обобщение по темам «Птицы» и « Домашние животные»;-вариант 6 среди картинок во всей пирамиде найти «лишний» предмет, сделав обобщение по теме «Фрукты». Подведение итогов проводится сразу по окончанию игры.Необходимо отметить детей, которые лучше других выполнили задание , при этом не забыть отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей. Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интересаУчаствуя в игре, дети учатся общаться, учитывать мнение товарищей, а совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений в классе.Удовольствие, полученное от игры, создаёт у детей комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.ВАРИАНТ 1. Определение количества слогов. мак груша кабачоккапустаВАРИАНТ 2 . Определение ударного слога. Сли-выКи-ви А-пель-син аВАРИАНТ 3. Определение количества звуков в словах с Ь и йотированными гласнымиКОНЬКИ ПАЛЬТО ПЕНЬВАРИАНТ 4. Слова с непроверяемым написанием СТ…КАНК…РОВАП… НАЛЗ…МЛЯНИКАВАРИАНТ 5 Звонкие и глухие согласные КРУ..КА ДОЖ…Ь АРБУ… КНИ…КИ ФЛА…КИ ВАРИАНТ 6. Определение рода имён существительныхЯБЛОКО АПЕЛЬСИН АНАНАС ГРУШАВАРИАНТ 7. Различение слов с Ъ, разделительным Ь и Ь . АПЕЛ…СИН ОБ…ЯВЛЕНИЕ СТУЛ…Я ПЕЧЕН…Е