Публикации Проектно-исследовательская работа на уроках литературы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектно-исследовательская работа на уроках литературы
Автор: Терских Людмила Юрьевна

Терских Людмила Юрьевна учитель русскому языка и литературы,
МБОУ Сорская СОШ №3 с УИОП, г. Сорск, Республика Хакасия
Проектно-исследовательская работа на уроках литературы
Мечта любого учителя - это полное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности. Какими качествами сегодня должен обладать выпускник? Это способность брать на себя ответственность в принятии решения, уметь оценивать и анализировать результаты своей работы, делать правильный выбор и на основе этого накапливать дополнительную информацию; осуществлять поиск необходимой информации, уметь ее обрабатывать, хранить и использовать. В связи с этим организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Проектный и поисковый методы не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью.
Цель работы учителя – это создание условий для формирования у учащихся основ теоретического и логического мышления, развитие ключевых компетентностей в коммуникации, в информационном обеспечении и стремление научить ребёнка самостоятельно добывать новые знания и мыслить. Как писал Л. Н. Толстой: Знание только тогда становится знанием,когда оно приобретено усилиями своеймысли, а не памятью.
Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
Литература как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Проектно-исследовательская работа даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания. Уроки по биографии писателя (особенно в старших классах) чаще всего строятся как лекция учителя. А вот сделать ее увлекательной и важной для учеников поможет данный вид работы.
Изучение биографии писателя является необходимым условием постижения его художественного мира. Знакомясь с фактами жизни литератора, учащиеся получают конкретное, а не умозрительное представление о взаимоотношениях личности и среды, взаимосвязи мировоззрения и творчества художника.
Каковы цели и задачи школьного изучения биографии писателя?
Методический аспект рассмотрения биографического материала – это подготовка к анализу изучаемого литературного произведения.
Образовательная задача заключается в знакомстве школьников с основными фактами жизни и творчества программных авторов. Биография должна дать картину формирования личности художника, ее развития в связи с общественной и литературной жизнью определенной эпохи.
Проникновение в творческую лабораторию, тайны гения, способствует эстетическому развитию личности юного читателя.
Значительна воспитательная функция биографического материала - на примере жизни выдающегося человека происходит самоактуализация личности подростка, в свете открывающихся духовных ценностей возникает стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Ю. М. Лотман в статье с символическим заглавием Биография - живое лицо писал, что за читательским интересом к биографии всегда стоит потребность увидеть красивую и богатую человеческую личность. Считаю, что эти цели задачи можно решить через такой вид работы, как работа над проектом-презентацией.
Если в 5-6 классах я предлагаю учащимся разнообразные опережающие задания чаще репродуктивного, реже исследовательского характера: познакомиться с историей жизни и записать в тетрадях особо значимые факты биографии писателя; в приведенной в учебнике биографической справке (в статье биографического словаря или справочника) выделить наиболее яркий эпизод или наиболее интересную характеристику, помогающие лучше понять поэта; в 7-8 классах подготовить эмоциональнопсихологический портрет поэта; подобрать факты, раскрывающие особенно ярко индивидуальность художника, его жизненные и писательские принципы и др., то при подготовке к урокам, посвященным рассмотрению писательских биографий в старших классах, когда биографии писателя уже уделяются целые уроки, работа в основном носит поисково-исследовательский характер, выбор форм работы значителен. Я применяю такой форму работы, как проект-презентация Жизнь и творчество писателя. Таким образом, накапливается методический материал в кабинете. Результат этой работы - электронное пособие Жизнь и творчество писателей 20 века. В этом пособии 14 реализованных проектов-презентаций. Часть этих проектов была представлена учащимися, как зачётная работа по теме Поэты серебряного века. Один проект был создан группой учащихся к юбилею Валентина Распутина Устный журнал Открытые страницы творчества Валентина Григорьевича Распутина Я душу людям отдаю… и ребята выступали с ним во всех средних и старших классах. И другие проекты, выполненные как индивидуально, так и в паре, и группе.
При работе над проектом использую алгоритм деятельности учителя и учащихся.
Этапы работы
Содержание работы
Деятельность обучающихся
Деятельность учителя
1. Подготовительный
Определение темы и целей проекта
Обсуждение и выбор темы
Предлагает темы проектов
Выделение подтем в теме проекта
Выбор подтемы или предложение новой подтемы
Совместное обсу-ждение подтем проекта
Формирование творческих групп
Объединение в микрогруппы, распределение обязанностей между членами команды
Организационная работа по объединению школьников в группы
Подготовка мате-риалов к исследо-вательской работе
Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы
Установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса
Обсуждение и корректировка форм предоставления результата и критерий оценивания
Предлагает формы отчета и примерные критерии оценивания
2. Планирование
Определение источников, спо-собов сбора и анализа инфор-мации
Корректировка и дополнение пред-ложений учителя
Предлагает основную литературу, способы сбора информации
3.Разработка проекта
Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирование, эксперимента и др., ее обобщение
Поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации
Консультации, координирование работы обучающихся
4.Оформление результатов
Оформление результатов согласно выбранной форме отчета
Оформление результатов согласно выбранной форме отчета
Консультации, координирование работы обучающихся
5. Презентация
Предоставление выполненной работы
Доклад о результатах работы
Организация экспертизы с приглашением педагогов школы, старшеклассников
6. Оценивание
Оценка работ согласно разработанным критериям
Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок
Совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы
Перед учащимися ставятся определённые цели и задачи:
Проблема проекта
"Почему?"
Актуальность проблемы - мотивация
Цель проекта
"Зачем?" (мы делаем проект)
Целеполагание
Задачи проекта
"Что?" (для этого мы делаем)
Постановка задач
Методы и способы
"Как?" (мы это можем делать)
Выбор способ и методов, планирование
Результат
"Что получится?" (как решение проблемы)
Ожидаемый результат