Публикации МКОУ "СОШ №24" ИГОСК

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: МКОУ "СОШ №24" ИГОСК
Автор: Джебка Елена Юрьевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24» ИЗОБИЛЬНЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГАСТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯПРИНЯТОУТВЕРЖДАЮНа заседании Директор МКОУ «СОШ№24» ИГОСКПедагогического совета ____________( И.О. директораПротокол № ___от «___»________2023г Зуева Е.С) Приказ №____от «___»_____2023гДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Вышивка лентами» художественной направленности возраст обучающихся - 11– 16 летсрок реализации программы – 1 год уровень освоения программы стартовыйАвтор-составитель:Джебка Елена Юрьевна педагог дополнительного образованияст. Филимоновская год разработки 2023Пояснительная запискаИскусство - важнейшее средство приобщения человека к духовным и общечеловеческим ценностям. Художественная деятельность, приобщение детей к миру природы, ее красоте и неповторимости, к изучению и осмыслению народного декоративно-прикладного творчества имеет преобразовательный аспект - творит в каждом человека. В современных социально-экономическихусловияххудожественно-эстетическое образование детей остается одной из актуальных.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Вышивкалентами»разработанавсоответствиисоследующиминормативными документами:
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ред. от 08.12.2020 г.).
  • Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения России от 30.09.2020 г.
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. 196).
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. 09-3242.
  • Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. 28).
  • Устава МКОУ «СОШ № 24»» ИГОСК.
  • Направленность программы художественная. Она предназначена сохранить традиции вышивки шелковыми лентами, восстановить звено преемственности ремесленного и художественного опыта.Новизна программы заключается в том, что она позволяет обучающимся научиться вышивать шелковыми лентами простейшим ручным способом, который является основой вышивания. Новизной в программе является, технологии, материалы и инструменты используемые в процессе работы, не получившие широкого распространения. Развитие детского творчества во многом зависит от умения детей работать с различными материалами и соответствующими инструментами. Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Программа дает возможность вернуть детей к культуре, научить создавать изделия декоративно прикладного искусствасвоими руками. Воспитание и обучение в учебной группе осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы.Актуальность программы обусловлена тем, что обучение детей вышивке лентами в пространстве дополнительного образования способствует воспитанию трудолюбия, развитию художественной эстетики, формированию творческой личности.Программа «Вышивка лентами» направлена на овладение учащимися основными приёмами и техниками вышивки шёлковыми лентами. Занятия по данной программе способствуют развитию интеллектуального и духовного потенциала личности ребёнка, его художественных творческих способностей, развивает его познавательную активность в процессе практической деятельности. Программа позволяет учащимся самореализоваться в исполнении индивидуальных творческих композиций в технике вышивки шёлковыми лентами. В процессе реализации программы прослеживаются межпредметные связи: математика подсчет стежков, литература выразительный рассказ, рисование зарисовка эскиза, окружающий мир.Педагогическая целесообразность. Вышивка лентами является одним из средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью учащегося. В процессе вышивки у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Вышивая, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение иголкой. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.Отличительной особенностью программы является педагогика сотрудничества, в которой педагог является не авторитарным руководителем, а участвует в творческом процессе наравне с учащимся, что создает особый психологический климат, способствующий раскрепощению учащихся, их сближению друг с другом и раскрытию их внутреннего мира.Условия реализации программыДанная программа ориентирована на обучающихся 11-16 лет с разным уровнем подготовки. Данная программа является модифицированной и рассчитана на один год обучения. Посещение занятий проводится на добровольной основе. Программа вариативна и допускает некоторые изменения в содержании занятий, форме их проведения, количестве часов отведенных на изучения отдельных тем. Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оптимальным будет сочетание разных форм учебных занятий, каждая из которых принесет новые элементы в теоретическую и практическую подготовку детей.Каждое занятие включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретический материал преподносится в форме рассказа, объяснения нового материала, информации познавательного характера, а также беседы, сопровождаемой вопросами к детям с учетом знаний и практических навыков, полученных на занятиях. На практических занятиях не ставится задача точного повторения образца, а с его помощью педагог должен вызвать желание творить самому, изменять, усовершенствовать. Демонстрация готового изделия обязательно сопровождается пояснением.Занятия проводятся 2 раза в неделю, один день 2 часа – второй день 2,5 часа стартовый уровень (153 часа). Продолжительность занятия 40 минут с 10 минутным перерывом.Календарный учебный график на 2023-2024 учебный годФорма обучения - очнаяКадровое обеспечение: реализацию данной программы осуществляет педагог дополнительного образования Джебка Елена Юрьевна, стаж работы 7 лет.Уровень освоения программы: стартовый.Основная цель программы - способствовать формированию познавательного интереса к вышивке лентами, творческой активности, увлечённости процессом вышивания.Образовательные:познакомить с историей развитиятехники вышивки шелковыми лентами; обучитьтеоретическимипрактическимосновамтехникивышивания шелковыми лентами; расширить знания при работе с различными материалами и сформировать технологические навыки и умения вышивания шелковыми лентами;использовать досуг как сферу свободного развития личности; обучать приёмам безопасного труда.Развивающие: сформировать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству; развивать образное, абстрактное, пространственноемышление; зрительную и образную память, внимание, творческое воображение; развиватьхудожественныеспособности:композиционноеи пространственное видение.Воспитательные:
  • Осуществлять трудовое и эстетическое воспитание учащихся;
  • воспитыватьуучащихсялюбовькдекоративно-прикладнымвидам искусства;
  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
  • Ожидаемый результат стартового уровня освоения программы:По итогам обучения учащийся должензнать:правила техники безопасности при работе с инструментами;историю возникновения и развития вышивки атласными лентами; материалы и инструменты необходимые для работы;основы композиции, цветоведения; виды стежков;основные элементы вышивки.уметь:организовать трудовой процесс и рабочее место;техническиправильновыполнятьстежкииосновныеэлементы вышивки;работать с информацией и технологической документацией (схемами); переводить рисунок на ткань;составлять цветовое решение по данной композиции; запяливать ткань в пяльцы.Личностные результаты: проявлениепознавательнойактивности,расширение информированности в данной образовательной области; развитиетрудолюбияиответственностизарезультатысвоей деятельности; выражение желания учиться; формирование уважительного отношения к труду;Метапредметные результаты: самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в познавательной деятельности; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий; организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками;Предметные результаты:овладение необходимыми приемами вышивки; освоение базовых швов;умение выразить свой замысел;развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации;соблюдение трудовой и технологической дисциплины;соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены; сочетание образного и логического мышления в проектной деятельностиУчебно-тематический план(стартовый уровень)Содержание учебно-тематического планаРаздел 1. Введение.Тема 1. Вводное занятие. Введение в программу, правила работы в кабинете, организация рабочего места.Практика. Входная аттестация.Раздел 2. Материалы и инструменты.Тема 2. Теория. Материалы, инструменты. Оборудование, инструменты, их назначение, приёмы работы. Обучение приёмам работы ножницами, иглами. Вышивание с помощью пялец, с напёрстком. Характеристика применяемых материалов (нитки, тесьма, ткани для основы, ленты, бисер, стразы, красители для тканей, клей).Раздел 3. История вышивки лентами.Тема 3.Теория. История вышивки лентами. Истоки вышивки шёлковыми лентами, расцвет как искусства, наше время в вышивке лентами.Раздел 4. Простые украшающие швы.
  • Шов «Вперед иголку». Шов «Назад иголку». Стебельчатый шов. Теория: Смысловое значение швов. Технология выполнения.
  • Практика: Упражнения в выполнении шва. Применение шва в творческой работе.
  • Салфетка.
  • Теория: Назначение. Технология выполнения. Эскиз. Цветовое решение.Практика: Выполнение салфетки.
  • Вышивка узоров на основе простых швов. Панно «Цветочные мотивы».
  • Теория: Технология выполнения. Эскиз. Цветовое решение.Практика: Выполнение панно. Оформление панно.
  • Простой крестик. Рушник.
  • Теория: Назначение. Технология выполнения. Схема. Цветовое решение.Практика: Выполнение работы. Оформление работы.
  • Узкий, широкий, тамбурный шов.
  • Теория: технология выполнения. Цветовое решение Практика: выполнение работы. Оформление работы. 4.6.Тамбурные швы. Панно «Зимние узоры».Теория: Эскиз. Технология выполнения. Цветовое решение.Практика: Выполнение панно. Оформление панно.
  • Тамбурные швы: «Цепочка», «Петля в прикреп» Теория: Смысловое значение швов. Технология выполнения. Практика: Упражнения в выполнении швов.
  • Узелковые швы: «Коралл», «Завиток», «Елочка». Теория: Смысловое значение швов. Технология выполнения. Практика: Упражнения в выполнении швов.
  • Вышивка узоров на основе простых швов. Панно «Роза».
  • Теория: Эскиз. Цветовое решение.Практика: Выполнение панно. Оформление панно.
  • Вышитые аксессуары.
  • Теория: Назначение. Технология выполнения. Цветовое решение.Практика: Выполнение аксессуаров. Оформление аксессуаров.
  • Шов «Звездочка». Панно «Любимое животное». Теория: Технология выполнения. Схема. Цветовое решение. Практика: Выполнение панно. Оформление панно.
  • Техника «Канзаши»
  • Теория: знакомство с техникой «канзаши», с историей возникновения. Разновидность форм лепестков. Основные приемы выполнения. Обучение навыкам работы с атласными лентами и тканью в технике канзаши. Способы комбинирования лепестка.Практика: изготовление броши или заколки для волос
  • Итоговая работа «Сказочный герой»
  • Теория: Эскиз. Цветовое решение. Технология выполнения.Практика: Выполнение работы. Оформление работы.Раздел 5. Творческая мастерская.
  • Работа «Котенок».
  • Теория: Технология выполнения. Способы оформления. Опрос.Практика: Выполнение панно. Оформление панно.
  • Панно «Первоцветы».
  • Теория: Технология выполнения. Способы оформления.Практика: Выполнение панно. Оформление панно.
  • Панно «Подводный мир».
  • Теория: Технология выполнения. Способы оформления.Практика: Выполнение панно. Оформление панно.Раздел 6. Гладьевые швы.
  • Вышивка узоров на основе гладьевых швов. Панно «Бабочка». Теория: Технология выполнения. Изготовление эскиза. Цветовое решение. Практика: Выполнение панно. Оформление панно
  • Владимирское шитье. Панно «Цветочная поляна».
  • Теория: Эскиз. Технология выполнения. Цветовое решение.Практика: Упражнения в выполнении шва. Применение шва в творческой работе. Выполнение панно. Оформление панно.Раздел 7. Подведение итогов.
  • Итоговое занятие.
  • Теория: Подведение итогов.Практика: Оформление выставки.Методическое обеспечение программыДля успешной реализации дополнительной программы «Вышивка лентами»» необходимо наличие следующих факторов:
  • Помещение,соответствующеесанитарно-гигиеническимнормами технике безопасности.
  • Столы для учащихся;
  • Стулья;
  • Шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования для вышивки.
  • Материалы, инструменты, приспособления:Для успешного освоения программы необходимы следующие материалы.
  • Материалы: Различные ткани и канва для вышивки, шелковые ленты, гобеленовые иглы, пяльцы, ножницы, нитки, иглы, наперстки, булавки, нитки мулине, краски, карандаши, проволока, бумага; тесьма, шнуры и другие вспомогательные материалы для оформления изделий.
  • Оборудование: утюг, швейная машинка, гладильная доска.
  • Дидактическое и техническое оснащение занятий:
  • Инструкции по технике безопасности;
  • мультимедийное оборудование, мультимедийные презентации;
  • наглядные пособия: таблицы, схемы, иллюстрации, инструкционные карты;
  • журналыпорукоделию,методическаялитература,альбомыс фотографиями, образцы изделий народных промыслов;
  • дидактические материалы, разработанные педагогом;
  • наглядные пособия, изготовленные педагогом и учащимися,
  • выставка работ, выполненных учащимися предыдущих лет.
  • Организация образовательного процесса:На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Словесные методы рассказ и беседа сопровождаются демонстрацией пособий, иллюстрированного материала, образцов выполненных работ. Основное место на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала.Основным методом, способствующими достижению поставленной в ходе занятий является индивидуально-комплексный подход к учащимся.Педагогические приемы:
  • организация деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
  • стимулирование (поощрение, похвала, соревнование, самооценка);
  • сотрудничество (партнерские отношения);
  • свобода выбора.
  • Контроль за результативностью учебного процессаВажную роль в процессе освоения образовательной программы играет процесс диагностики, который состоит из трех этапов: Входная аттестацияпроводится в первые дни обучения для выявления уровня подготовки учащихся, их интересов и способностей, корректировки учебно-тематического плана. Текущая аттестация определяет степень усвоения учебного материала, способствует корректировке и подбору эффективных методов и средств обучения. Итоговая аттестация проводится в конце года для определения степени достижения результатов обучения, а также для получения педагогом сведений для совершенствования программ и методик обучения.Литература для педагога:
  • Анна Зайцева. «Вышивка по декупажу». .:Эксмо, 2010.
  • Андреева И. А. Рукоделие. Москва, Советская энциклопедия, 1991, стр.287.
  • Ерёменко Т. И. Рукоделие. Москва, Легпромбытиздат,1990, стр.159.
  • Ерёменко Т. Вышивка. Тверь, АСТ - пресс, 1999, стр.189.
  • Литература для учащихся:
  • Вышивка лентами / глав. ред. Sue Gardner; пер. с англ. М.: Издательство Ниола-Пресс, 2008. -128 с.: ил. (Школа вышивки)
  • Гиб, Х. Изысканные цветы из лент / Хелен Гиб; пер. с англ. – М.: Кристина – Новый век, 2007.– 160 с.: ил. – (Украшение и аксессуары. Винтаж и современность)
  • Дебора, Х Цветочные фантазии из лент / Хенри Дебора; пер. с англ. – М.: Мой мир ГмбХ &Ко. КГ. 2007. - 96 с.: иленьщенкова, Л.В. Вышивка
  • Интернет-источники«Вышивка является важным участником построения пространства и создания атмосферы» Вышивка лентами для начинающих Приложение №1. Календарно-тематический учебный графикКАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНБазовый уровень