Публикации
Развитие орфографической зоркости младших школьников
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие орфографической зоркости младших школьников
Автор: Судапина Юлия Вениаминова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие орфографической зоркости младших школьников
Автор: Судапина Юлия Вениаминова
Развитие орфографической зоркости у младших школьников. «Грамотное письмо — не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание». Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им также естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике. «Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами». Одной из важнейших целей, стоящих перед начальной школой, является изучение родного языка. В свою очередь, формирование орфографической грамотности − главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников. Орфографическая грамотность является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мыслей и взаимопонимания в письменном общении. Орфографическая грамотность — это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Ее основы закладываются в начальных классах. Здесь, на самых ранних ступенях обучения есть своя специфика, которая определяется, во-первых, возрастом детей, а во-вторых, почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку. Одним из условий формирования орфографических навыков является формирование орфографической зрелости. Орфографическая зоркость — это способность обнаруживать в словах, предназначенных для записи орфограммы, а также определять их типы. Отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной из главных причин допускаемых школьниками ошибок. Поэтому достижение высокого качества орфографической зоркости было и остается одной из наиболее сложных задач начального обучения. Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т. е. неумение «видеть» орфограммы. Поэтому ученые, психологи, методисты, учителя ищут причины такого явления, чтобы принять действенные меры по улучшению положения. Исходя из наличия практической потребности в дальнейшем исследовании вопроса о формировании орфографической зоркости, можно сформулировать проблему нашего исследования следующим образом: какие психолого-педагогические условия являются залогом успешной работы по формированию орфографической зоркости у младших школьников? Обучение правописанию в начальной школе следует строить так, чтобы по возможности предупредить ошибки. Это не означает, что учитель должен всячески оберегать учащихся от ошибок, подсказывать во время контрольной работы в форме послогового чтения или четкого проговаривания слов. Предупреждение ошибок достигается всей системой занятий по орфографии: изучение правил, осознанное их усвоение, умение руководствоваться ими в практике письма, постановкой письменных тренировочных упражнений. Обычный контрольный слуховой диктант не даёт объективной информации о состоянии грамотности школьников, потому что многие написания случайно оказываются правильными. Что надо писать: О или А, И или Е? Есть возможность случайно угадать, и возможность эта велика. Как и многих учителе начальных классов меня волновала проблема: безграмотного письма учащихся; неумение «видеть” орфограммы. - Как помочь учащимся писать грамотно? - Как развивать орфографическую зоркость? - Как добиться грамотного письма у детей? Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т. е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать. Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи: 1) увидеть орфограмму в слове; 2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило; 3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы; 4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи; 5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму; 6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы представляет Каждая группа «разминка-пятиминутка», служит средством проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ (фонетико-графический раздел программы «Звуки и буквы»), морфологический и словообразовательный, а также орфографический анализ (раздел программы «Слово»), синтаксический анализ (раздел программы «Предложение»). Первая группа упражнений, нацеленные на пропедевтику развития орфографической зоркости, включают такие задания: 1. Орфографическое чтение (читай, как пишем). 2. Орфографическое чтение (читай, как говорим). 3. Читай, как говорим, и читай, как пишем. На доске 50–60 слов. Он рассчитан на 3–5 минут орфографического чтения. Сам учитель фразы не читает. Дети читают их вполголоса, не мешая друг другу. Потом один ученик выходит к доске, становится лицом к классу. Учитель просит другого ученика, сидящего за партой, читать фразы орфографическим чтением. Дети следят, как ученик у доски произносит эти фразы. 4. Письмо с проговариванием по слогам. Например, «Кот, пишу к согласной о, пишу т». Вторая группа упражнений, направленная на выработку фонетико-графических умений, содержала задания: 1. Написание каких букв вы повторили? Какие звуки они обозначают? Приведите примеры слов с этими звуками. Какие это звуки, гласные или согласные? Докажите. 2. Детям показывается буква из разрезанной азбуки, они рассуждают: «Это буква эф, обозначает звуки [ф] и [ф’]. Это согласные звуки». 3. Назовите написанные на доске буквы: ж, ш, щ, ц, ч. Сравните их. Чем похожи эти буквы? (Отличается графическое сходство; это буквы согласных звуков; каждая их этих букв в отличие от других согласных обозначается как один звук). 4. Обозначьте буквами разрезной азбуки гласные звуки слова «ребенок». Назовите одним словом остальные звуки. 5. В слове с непроверяемым написанием назовите гласные (согласные) звуки и буквы. Написание букв надо запомнить? Почему? 6. Назовите предмет, изображенный на картинке (белка). Перечислите согласные звуки в этом слове и обозначьте их буквами разрезной азбуки. Какие еще звуки могут обозначаться этими буквами? Приведите примеры. 7. В напечатанных текстах (2–3 предложения) подчеркните: 1-й вариант — все гласные, 2-й вариант — все согласные. Третья группа упражнений содержит задания на целенаправленное списывание, письмо по памяти, комментированное письмо. 1. Расставь ударение в словах, подчеркни безударные гласные (мосты, река, столбы). 2. Подбери к данным словам слова с безударными гласными. Сравни написание ударных и безударных гласных (косы — к.са, норы — н.ра, страны — стр.на). 3. Найди и подчеркни все гласные, которые надо проверить или запомнить: На языке у врага мир, а на сердце — война. Мир — земле, войну — войне. 4. В следующих пословицах подчеркните все парные и глухие согласные и звонкие, которые надо проверить или запомнить: Язык мой — друг мой. Язык — стяг, дружину водит. Шутка — минутка, а заряжает на час. 5. Прочитайте «Мирную считалочку» М. Карема: Солнце, воздух и вода, Горы, реки, города, труд, Веселье, сладкий сон. А война пусть выйдет вон! На какие изученные правила встречаются орфограммы в тексте? Назовите слова с этими орфограммами. Какие слова можно проверить словами горы, реки? На какие изученные правила орфограммы в тексте отсутствуют? Приведите свои примеры на эти правила. 6. Спишите ряд родственных слов. Подчеркните проверочные слова. Возит, воз, повозка. Ездит, поезд, поездка. Запишите еще одну группу однокоренных слов на данное правило. Четвертая группа приемов, направленных на формирование орфографической зоркости учащихся — это различные виды диктантов. Среди которых наиболее полно отвечают целям развития способности видеть орфограммы диктант «Проверяю себя». Методика его подробно описана Кобызевым А. И., Заморзаевой Е. М. В процессе письма ученик поставлен в такие условия, что он должен писать во всех случаях: и когда он уверен, что пишет правильно, и когда не уверен в этом. В интересах обучения учителю важно выявить все эти сомнения. Диктант «Проверяю себя» помогает выявить сомневающихся в написании той или иной орфограммы, сигнал учителю о том, что над этой орфограммой нужно продолжить работать. Как же научиться своевременно обнаруживать и предупреждать скрытые ошибки? Как развивать способность учащихся видеть орфограммы, видеть те места, где при письме орфографическая ошибка? Учащиеся получают установку: те орфограммы, в написании которых они сомневаются, пропустить, подчеркнуть место пропуска и написать на полях против этой строки букву «в» (вопрос). Таким образом осуществляется предупреждение ошибок. После записи каждого предложения учитель выясняет, у кого в процессе письма возникли вопросы. Учитель видит, сколько учеников затрудняется объяснить написание и просит других учащихся ответить на вопросы товарищей. Отвечает кто-либо из школьников, не поднявших руку (т. е. из тех, у кого вопрос не возник и кто, следовательно, может объяснить написание). Иногда с помощью учителя может ответить и сам ученик, задавший вопрос. Если учащиеся не могут дать полного и четкого ответа, их объяснение уточняет учитель. Когда написание объяснено и ответ на вопрос получен, учащиеся, пропустившие орфограмму, вписывают ее, а допустившие ошибку, — исправляют. Если есть еще написания, в которых, по мнению учителя, учащиеся могут ошибаться, то вопрос задает сам учитель, хотя этого вопроса у учеников не возникло. Для них, кто пропустил орфограмму в момент письма, диктант является предупредительным; для тех, кто только что исправил ошибку, он объяснительный. На уроках закрепления и обобщающего повторения текст для обучающего диктанта может быть насыщен орфограммами на различные правила, быть большим по объему. Необходимо отметить, что формирование у школьников прочных орфографических навыков — одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Ведущие методисты считают главными в обучении правописания орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако её решение возможно лишь при условии, что ученик видит объект применения правила — орфограмму. Только сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Познавательные задания для повышения орфографической грамотности Во 2-м классе дети поднимаются на новую ступень знаний и умений по орфографии. Это новый этап в процессе формирования осознанных орфографических умений, продолжающий и углубляющий работу, начатую в первом классе. Именно здесь оттачивается базовое умение — обнаруживать в словах звуки, допускающие неоднозначное обозначение буквами, т. е. предвидеть, прогнозировать «ошибкоопасные» места-орфограммы. Вместе с детьми мы составляем памятку, которая на длительное время становится руководством для нахождения основной массы орфограмм. Эта памятка называется «Какие буквы нельзя писать на слух». Имея перед собой такую памятку, учащиеся могут выполнять наиболее действенное и одновременно наиболее сложное из упражнений, воспитывающих орфографическую зоркость, а именно: письмо с пропусками орфограмм, или, как его еще называют, письмо с «дырками». Овладение этим умением означает избавление ученика от страха допустить ошибку при выполнении различных письменных работ, в первую очередь при свободном изложении собственных мыслей. Ученикам дается разрешение пропускать букву, если он не знает, к какой группе относится слово, а потом выбрать нужное правило. Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость, в этот период это:1. Списывание. Время для списывания я отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями. Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, я предлагаю по желанию, выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся отрывки.2. Комментированное письмо. Этот вид диктанта строится на проговаривании по слогам. Учащиеся не просто проговаривают предложенные слова и предложения, но обосновывают написание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Сначала комментируют сильные учащиеся, постепенно включаются и все остальные. Этот вид письма развивает внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление. Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.3. Письмо с проговариванием. Сначала диктуется слово так, как оно пишется. Для развития внимания и фонематического слуха учитель проводит игру «Эхо». Учитель читает слово, дети повторяют его и по слогам хором и шёпотом, но так, чтобы учитель слышал. Если кто-то скопировал неправильно (исказил окончание слова, или безударную гласную в корне, или парную согласную), то предлагается ещё раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, интуитивное письмо. Такое письмо объединяет весь класс, постепенно все обучающиеся начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.4. Письмо с пропуском орфограмм. Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.5. Скоростное письмо. Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время.6. Письмо по памяти. Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти. В работе над формированием орфографических навыков у младших школьников я опираюсь на знание основных принципов орфографии в школе, а так же учитываю возрастные и психологические особенности детей, особенности изучаемой темы и т.д.Работа над ошибками с использованием правил в стихотворной форме,рифм-подсказок Все задания по работе над ошибками я строго контролирую и тщательно проверяю. После проведения контрольных работ выделяю специальный урок для разбора ошибок. При этом стараюсь дифференцировать задания. С этой целью готовлю дидактический материал - карточки с упражнениями на те грамматические и орфографические темы, которые слабо усвоены отдельными учащимися и на которые они допустили ошибки. Те же ученики, которые успешно справились с контрольной работой, получают задания, способствующие углублению и расширению знаний по теме. Осуществлять контроль за работой учащихся вообще и за работой над ошибками, в частности, помогают мне и родители. Их я знакомлю с требованиями к оформлению в тетради письменных работ, с правилами выполнения заданий и упражнений. У каждого учащегося есть тетрадь памяток "Учись учиться", которая постепенно заполняется, помогая ему правильно выполнять задания. Родители, руководствуясь памятками, могут верно проконтролировать работу ребёнка дома. При проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляю, вместо этого на полях ставлю палочку, а в конце работы вместо оценки ставлю точку. Ученик, получив работу без оценки, сразу же принимается за поиск ошибок в той строке, где на полях поставлена палочка. Если он не может найти ошибку сам, то спрашивает у рядом сидящего, если они оба не находят слова с ошибочным написанием, то ищут правило в учебнике и исправляют ошибку. Затем это слово ученик выписывает внизу под работой, подчёркивает ошибочно написанную букву и приписывает проверочное слово. Например, если ошибка допущена в правописании падежного окончания имени существительного, то, найдя ошибку, не только выписывает внизу слово, но и делает полный морфологический его разбор: на площади – сущ., ж.р., ед.ч., 3-е скл., П.п., окончание –и. Как правило, ученики не любят исправлять свои ошибки, тем более вникать в причину, находить правило. Но я заставляю их это делать: не выставляю оценку за работу до тех пор, пока не будет проведена работа над ошибками. Зная моё требование, ученик другую работу выполняет более вдумчиво и сосредоточенно. Такой подход к работе над ошибками повышает грамотность учащихся. Каждый раз, работая с "Памяткой", ученик видит перед собой список изученных орфограмм, знает способ исправления ошибок. Всё это способствует лучшему запоминанию орфограмм. Дети, которые привыкли писать молча, делают много ошибок. Думаю, что правильно организованная, систематическая работа по предупреждению и исправлению ошибок, недочётов является одним из путей повышения качества обучения. Без этой работы вообще теряется смысл многочасового труда учителя по проверке тетрадей. Как показывает практика, учебный материал по орфографии усваивается лучше, прочнее детьми тогда, когда он подается не в «сухой» форме правила из учебника, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, наглядности. Такие приёмы имеют успех и достигают своей цели – сознательного усвоения даже самых трудных правил и понятий. Задания и упражнения художественно-творческого характера активизируют, развивают мыслительную и речевую деятельность учащихся. На уроках я добиваюсь связной, образной, яркой, эмоциональной речи посредством разнообразия и совершенствования форм обучения и введения новых методик развития речи. Использование на уроках художественно-занимательного материала, заданий творческого характера благотворно влияет на развитие орфографических и речевых умений и навыков учащихся. Происходит активизация учебной деятельности, развивается познавательная активность учащихся, развивается умение применять свои знания в жизни. На уроках русского языка для повышения орфографической грамотности часто использую:1. Правила в стихотворной форме:Было “сели”,Стало “съели”,Догадаться вы сумели,Почему случилось так?Кто виновник?– Твердый знак.Твердый знак нам нужен тожеБез него писать не сможем:Съезд, съедобный, объявление,И подъезд, и объяснение.2. Стихи-опоры и рифмы-подсказки: ПЛАТЬЕ ЗАКАТ Пальто, платье и платок Запах, запад и закат Буквой «А» пиши, дружок! Пишем, дети, с буквой «А». Не забудь про сапоги! «А» да «О» им не враги!3. Орфограммы в загадках.4. Запоминанию слов способствует и привлечение мнемонических приемов. К мнемотехнике можно отнести такие стихи, рассказы, рисунки, ребусы, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово. Эти приемы особенно полезны в тех случаях, когда не может помочь этимологическая справка.5. Упражнения с использованием пословиц. Работа со словарными словами Словарным упражнениям отвожу особое место, потому что они не только учат понимать и употреблять нужные термины, но и активизируют речь школьника. Работая на уроке письма над словом, объясняя его значение, незаметно ввожу ребят «в мир интересного». Работа со словарными словами может быть проведена на любом этапе урока:- в начале урока с целью проверки домашнего задания, уточнения и конкретизации знаний учащихся, а также с целью активизации знаний школьников;- в середине урока по ходу объяснения нового материала, введения очередных словарных слов из общего программного минимума;- в конце урока при отработке навыков, при выполнении практической работы, объяснении домашнего задания. Работа над словарным словом делится на несколько этапов:I этап. Знакомство с новым словарным словом.Способы предъявления нового слова:а) чтение загадки, отгадывание её учащимися;б) прослушивание грамзаписи и определение предмета, о котором идёт речь;в) рассматривание предметной картинки;г) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима, слова-антонима.II этап. Работа над слуховым образом словарного слова.III этап. Запись слова с «окошком»: м□дведь.IV этап. Работа над зрительным образом словарного слова. Не менее важное место занимает этимологическая справка, например: ДЕРЕВНЯ – небольшое поселение людей. В старину, чтобы основать такой посёлок, построить дома, распахать землю, люди должны были расчистить место от леса. Для этого выкорчёвывали, дёргали с корнем деревья. С тех пор то место, на котором корчевали, дёргали с корнем деревья, а потом строили дома, распахивали пашню, стали называть деревней.ДЕРЕВНЯ – ДЕРЕВО= место, очищенное от деревьев.ДЕРЕВО – ДЕРУ = то, что дёргают из земли, очищая её. Места не хватало, приходилось расчищать участки леса – вырубать, драть целину. Так возникли деревни. В своей практике я использую еще формы работы над словарными словами, например:- написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета составление ребусов, игра «сбежавшее слово». - Создание ассоциативного образа слова. Младшие школьники, стараясь облегчить себе запоминание непроверяемых написаний, нередко пытаются интуитивно, непроизвольно отыскать опору запоминания или в языке, или во внеязыковой действительности: «Восток пишется с „о“, потому что там солнышко восходит». Однако часто эти опоры бывают ложными: «М _ дведь, его еще М и шей называют, М и шенькой»; «К а ньки — потому что мы на них на к а тке к а таемся, проверочное слово к а тится.» Работу по запоминанию слова «ягоды» (ягода) можно начать с рассмотрения картинок с изображением малины, черники, земляники и т. п. МАЛИНА ЗЕМЛЯНИКА ЧЕРНИКА РЯБИНА «ЯГОДА» Детям задается вопрос: «Как можно назвать все эти предметы одним словом?» (ягоды). Учащиеся записывают слово с «окном». Для запоминания орфограммы предлагается рисунок: ягОды (букву «о» можно изобразить в виде какой-либо ягоды).- Опора на этимологию слова. Одним из средств, обеспечивающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ, в упрощенном варианте — этимологическая справка. Она содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание. Например, «М а ЛИНА" - в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из малых частей. Слово «малина» образовано от слова «малый» — «маленький». «Малина» — «малый» — «состоящая из маленьких частей». Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание.Например: «С А ПОГ» — по внешнему виду верхняя часть сапога похожа на трубу, дудку. Не случайно, поэтому слово «сапог» образовалось от «сапох» — «труба, дымоход, отверстие в печи». - Приём замены развёрнутого определения одним словом: ▪ комната для занятий в школе (класс); ▪ дорога с рядами деревьев по обеим сторонам (аллея); ▪ учащийся средней школы (ученик);▪ длинная коробочка для ручек, карандашей (пенал) и т. д.- Словообразовательные упражнения со словарными словами (Например, игра «Собери слово»).- Упражнения лексического характера «Выпиши из словаря слова на заданную тему».- Игра «Найди лишнее слово». В каждой строке найдите лишнее слово. Подчеркните его. Установлено экспериментально, что для успешного запоминания слов они должны повторяться после первого изучения: через две недели; еще через месяц 2 раза: затем через 2 месяца с целью контроля. В своей практике использую словарные диктанты, которые провожу устно в начале каждого урока. Такие устные диктанты, занимающие 2−3 минуты (и даже меньше), позволяют постоянно держать в памяти детей трудные слова, а также проверять их усвоение и работать над индивидуальными ошибками учащихся. Такие мини-диктанты могут варьироваться частично с записью слов, использованием карточек, хоровым произнесением и пр. Помогают запоминанию небольшие рассказы детских писателей, например, рассказ Н. Сладкова «Сорока и медведь», рассказ А. Вознесенского «Собака».После знакомства с рассказом «Собака» задаю вопрос:- Заслуживает ли собака медаль за свою верную службу? (да)К изображению собаки прикрепляется медаль, формой напоминающая букву «о». Нельзя обойти и работу со словами, в которых есть непроизносимые согласные. Возьмем для примера слово «лестница».Стихотворение со словарным словом для запоминания:Шел по лестнице ребенок,Так старался, так старался,На одну ступень поднялся,Ну а дальше нет силенок. После предъявления слова учащимся предлагается (устно) провести звуковой анализ этого слова. Определить «трудное» место в слове и обозначить его «окошком» учащиеся не смогут. После звукового анализа одному из учеников даются карточки с буквами: Е; Т; Н; Л; и, с, а, ц, которые нужно разместить на ступеньках лестницы. Затруднения могут возникнуть с размещением буквы «Т». Тогда помогаю детям, объясняю, какое место и почему в этом слове «трудное», и даю этимологическую справку. Также, к познавательным заданиям, позволяющим повышать орфографическую зоркость обучающихся, можно отнести:ОБОБЩЕННЫЙ СПОСОБ ЗАПОМИНАНИЯПрочитайте с доски первый ряд букв, и запиши их по памяти (так с каждым рядом): е, о, ыи, а, э, ю н, б, р, в, ш з, д, п, к, ж, ф л, с, ш, т, х, ч ,щПрочитайте с доски словосочетание или предложение и запишите его по памяти. Запишите словарные слова по памяти, которые мы проходили три дня назад, неделю назад. что общего в написании слов: рабочий, пальто, сапоги, завтрак, завод, машина, трамвай? (Во всех словах безударный гласный а, и он не проверяемый). Это общий орфографический признак. можно составить рассказ из этих слов: «Рабочий надевает пальто, сапоги, берёт с собой завтрак и едет на машине на работу, на завод. А мы едем на трамвае и напеваем песенку:Трам - тара - ра,Трам - тара - ра,Везде мы пишем букву а.»Приём усиления орфограммы «Усилить» орфограмму - значит сделать более ярким то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. «Усиление» требует творческой активности учащихся. Этапы работы по «усилению»:Выделение трудной орфограммы. Как «сделать ярче» орфограмму? Поиск способа. Коллективный выбор лучшего способа. Индивидуальный приём запоминания каждым учащимся: - «рабочий», «метро» - в слове спряталось другое слово, - «помидор» - запоминаем буква гласных звуков о и и;- внутри овоща живут два семечка по имени Пом и Дор:- «Шоколад»: в слове живёт сладкий «шок» и напиток «кола».- «Яркой орфограмма» становится путём составления ребусов.Орфографические игрыИгра «Найди ошибку»На доске написано предложение или текст и в нём специально допущены ошибки на изученные правила. Например: Костя чайкин жыл в диревне дубровка. Он хадил с братом жорой нарыбалку.Игра «Запомни и выбери».Этот материал подаётся со слов учителя (слуховое восприятие), или с доски (зрительное восприятие).Перед выполнением упражнения учитель ставит следующие задачи:Прослушать или прочитать ряд слов или текст от начала до конца; Выбрать для запоминания объекты, установленные учителем. Например: запомните только те слова, в которых есть сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу: кричал, тянул, кружил, искал, чулок, играл, бегал, щука, носил, шина и др. «Проверьте Незнайку» Незнайка играл в слова, составляя из двух слов одно. Проверьте, правильно ли он составил слова? Пол+осы=полосы Кол+осы=колоссы Вол+осы-волосы Зуб+ь+я=зубья Дуб+ь+я=дубья «Кто быстрее исправит ошибки.» (Тема: Большая буква)На карточках текст с ошибками.Задание: Как можно быстрее найти и исправить все ошибки в написании прописной буквы.«Прочти предложение.» (Тема: Падежные окончания.) Из альбомного листа изготовляются карты, на которых записаны предложения, но вместо существительных помещены соответствующие рисунки.Задание: читая предложение, учащиеся по рисункам называют имена существительные в соответствующем падеже, подбирая правильное окончание.Игра « Почтальон» Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух. Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения. Дети определяют, куда их пригласили. огород парк море школа столовая зоопарк гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка реди-ка ду-ки ло-ки тетра-ка сли-ки тра-ка морко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цы реше-ка Задания: Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова. Игра «Бал» Дидактическая задача: Повторить формулирование уточняющих вопросов и падежные окончания.Игровая задача: Помоги предложениям попасть на Бал.Содержание игры: В королевстве Грамматики сегодня Бал. На него явилось много предложений. Но часовой не пропустит их во дворец до тех пор, пока у каждого существительного (из явившихся) не будет указано его спряжение. Помоги предложениям попасть на Бал. Какие вопросы задает часовой существительным?Материалы: На доске рисуется таблица, половины которой разделены часовым. Предложение разбирается одним учеником, принимаются подсказки из класса.В мае цветет черемуха Мама подарила сыну книгу Ласточки возвращаются из Африки Заяц кормится корой дерева Сестра приехала к брату Саша написал письмо Лисица спряталась за кустом и т.д. Ч а с о в о й: (Когда?) В мае цветет (что?) черемуха и т.д.Игра «Найди окончание» Дидактическая задача: Повторить падежные окончания имен существительных.Игровая задача: Найти окончания некоторых слов в поговорках.Содержание игры: “Окончание – очень изменяемая, подвижная часть слова. Она легко может потеряться. Найди потерянные окончания для этих пословиц”.Материалы-карточки:Собирай по ягодк... – найдешь кузовок.Капля по капл... и камень долбит.Без букваря и грамматик... не учатся и математик...Игра « Клички» Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен. Ход: Образуйте клички животных от следующих слов: ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА Составить предложения. (ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА) Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание). Игра «Командная игра-цепочка» Дидактическая задача: Дописать подходящие по смыслу существительные в винительном падеже. Игровая задача: Сделать цепочку как можно длиннее.Содержание игры и материалы: Слушаю музыку, маму...Пишу диктант, письмо,...Строят башню, дом,... и т.д.Игра «Твердый – мягкий»Цель: создать условия для повторения правописания твердого и мягкого знаков.Учащиеся делятся на две команды. Одна команда называется «Камень», другая – «Вата». Команда «Камень» встает, если я прочитаю слово с твердым знаком, если читаю слово с мягким знаком, встает команда «Вата».Слова: съезд, въехать, вьюга, льет, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съемка и т.п. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала. Литература: 1. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии. / Д. Н. Богоявленский — М., 1966. 2. Богоявленский Д. Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии / Д. Н. Богоявленский // Начальная школа. — 2003. 3. Козина А. Н. Развитие орфографической зоркости у младших школьников // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 584-586.4. Львов М. Р. Обучение орфографии в начальных классах/М. Р. Львов//Начальная школа. -1984. 5. Рождественский Н. С. Обучение орфографии в начальной школе./ Н. С. Рождественский — М.: Просвещение, 1960.