Публикации Роль изучения теории музыки и игры на музыкальных инструментах в вокальном фольклорном ансамбле

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль изучения теории музыки и игры на музыкальных инструментах в вокальном фольклорном ансамбле
Автор: Бржезинская Наталья Алексеевна Погонцева Дарья Викторовна

Мастер – класс Роль изучения теории музыки и игры на музыкальных инструментах в вокальном фольклорном ансамбле
Дата проведения: 7.12.2023 г.
Время проведения: 11.00 – 11.45
Место проведения: МБУ ДО ДТДМ г. Ростова-на-Дону, каб. 25.
Проблема: Роль изучения теории музыки и игры на музыкальных инструментах в вокальном фольклорном ансамбле.
Цель: демонстрация положительного педагогического опыта изучения теории музыки и игры на музыкальных инструментах в вокальном фольклорном ансамбле Феникс.
Задачи:
обратить внимание на роль изучения теории музыки в рамках вокального ансамбля;
продемонстрировать необходимый объем знаний в области теории музыки для успешного освоения песенного материала;
рассмотреть литературно-методическое сопровождение данного направления;
проанализировать психологическую и педагогическую пользу освоения музыкальных инструментов вокальном ансамбле;
организовать дискуссию участников мастер-класса по проблеме изучения теории музыки и игры на музыкальных инструментах в вокальном фольклорном ансамбле.
Материально-техническое и информационное обеспечение:
оборудованный класс;
барабаны, флейты, укулеле, гусли.
План проведения мастер-класса.
I. Организационный этап:
Знакомство с аудиторией.
Подготовка слушателей.
II. Презентация педагогического опыта.
Вступительное слово
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я, Наталья Алексеевна Бржезинская, педагог дополнительного образования, приветствую Вас в стенах Дворца творчества детей и молодёжи вместе с моей коллегой Погонцевой Дарьей Викторовной. Сегодня, мы хотим затронуть важную проблему: Роль изучения азов теории музыки и игры на музыкальных инструментах в вокальном фольклорном ансамбле на примере нашего опыта освоения флейт и струнных народных инструментов в рамках фольклорного ансамбля Феникс. Мы бы хотели остановиться прежде всего на таких моментах: на сколько изучение теории нужно вокалисту-любителю, а также показать наш взгляд на базовые знания теории музыки в рамках вокального ансамбля.
Но, прежде, чем мы перейдем к основной части, расскажу об ансамбле Феникс, которому в этом году исполняется 34 года. Сменяются участники ансамбля, но неизменным остаётся любовь к народной песне. Воспитанники на примере исторических песен знакомятся с историей и культурой донского казачества, его обычаями и традициями, а также героическими страницами истории. Осваивают музыкальные инструменты: шумовые, духовые, струнные.
Репертуар ансамбля не ограничивается донскими традициями. В копилке коллектива песни уральских, терских, кубанских казаков, солдатские, рекрутские, а также авторские песни, которые как исполняются а’капельно, так и в сопровождении народных инструментов или минусовки.
Основной коллектив ансамбля является лауреатом и дипломантом городских, областных, региональных и международных конкурсов, фестивалей. В работе Донской Академии Наук Юных Исследователей участники всегда показывают высокий уровень исследовательских компетенций.
III. Основной этап:
Причины выбора и особенности освоения блокфлейты.
Подбор репертуара осуществляется с учётом возраста. Для учащихся 6-10 лет подбираются маршевые, с небольшим диапазоном и понятным текстом, игровые песни, песни-потешки, танцевальные. В какой-то момент работы с детьми 6-8 лет мы столкнулись с тем, что они трудно разучивают новые песни, в том числе потому что не до конца понимают высотность звуков. Нет еще сформированного образа звукоряда. Так, более 10 лет назад в нашем ансамбле появились блокфлейты. Блокфлейта - это один из простейших духовых инструментов, который вполне соответствуют фольклорному ансамблю. Аппликатура октавы выглядит просто – 8 закрытых отверстий дают звук до, 7 отверстий – ре, 6 отверстий ми и т.д. Верхний до - одно закрытое отверстие. Таким образом, как и на нотном стане – аппликатура флейты напоминает ступени.
В 2015-2016 был разработан сборник для учащихся, который включал базовую информацию о флейте, ее звукоряде, особенностях звукоизвлечения, а также разработаны графические изображения к нотам первых песен из репертуара ансамбля 1 года обучения. Самые первые песни включают игру на флейте на 2-3 звуках, постепенно, в зависимости от возраста учащихся первого года обучения, но чаще к концу первого года обучения дети осваивают полный звукоряд флейты, знают название нот, понимают, что у нот есть длительность.
Исходя из нашего опыта, мы можем говорить о том, что осваивая флейту воспитанники начинают лучше слышать и различать высотность звуков при пении, сами понимают, если спели не верный звук (сфальшивили) и часто проверяют себя сыграв звук на флейте.
С другой стороны, мы видим, что игра на флейте формирует большую уверенность в правильном исполнении, а значит, ребенок не боится и солировать в вокальных партиях.
К концу первого года обучения навык игры на блокфлейте позволяет вводить в песнях 3-4 варианта игры проигрыша, а это значит, что и на флейтах создается многоголосный ансамбль и учащиеся привыкают держать свою мелодическую партию, что также влияет и на вокальные навыки – при разучивании 2х- и 3х-голосных песен учащиеся реже сбиваются и им проще держать свою партию даже в а’капельных произведениях.
Также, расширяя диапазон сольных выступлений, около 10 лет назад мы предложили осваивать струнные инструменты (изначально это было для учащихся 2 и последующих годов обучения, но сейчас мы предлагаем освоение укулеле, начиная с 1 года обучения).
Прежде всего хотелось бы отметить, почему именно укулеле, ведь на первый взгляд это гавайская гитара, которая не является донским инструментом. Однако, если мы копнем в историю балалайки, мы узнаем что в конце 19 века в средней полосе были 4 струнные балалайки, и судя по отдельным воспоминаниям очевидцев заставших данный тип балалаек их строй был такой же как и в укулеле. К тому же, сравнивая балалайку и укулеле – преимущество второй - в мягких нейлоновых струнах, которые не травмируют детские пальцы, а значит, учащиеся с большей готовностью будут разучивать аккомпанемент.
Так, мы рассматриваем укулеле как аналог балалайки и изучаем не так подробно как в классе музыкальной школы. По сути, мы разучиваем сразу 2-3 аккорда на которых строятся простейшие песенки, и как результат – через пару недель ребенок может сыграть простой аккомпанемент к одной из песенок, продемонстрировать свои вокальные навыки в семейном кругу или среди друзей. И не смотря на довольно пренебрежительное отношение к фольклору в обществе, ребенок который может сыграть и спеть песенку за пределами ансамбля испытывает определенную гордость и уверенность в своих навыках, часто получает позитивную оценку от ровесников, что дополнительно мотивирует осваивать инструмент в дальнейшем.
Можно также отметить, что для домашних и школьных мероприятий в репертуар на укулеле часто вводятся песни военных лет, советского периода или современных исполнителей. Так в репертуаре у солистов, аккомпанирующих себе на укулеле, есть песни Б. Окуджавы, песни из репертуара М. Магомаева, а также групп Чичерина, Любэ и др. Такие песни включают более разнообразный набор аккордов, сложной бой, синкопированный ритм, которые в свою очередь, практически не встречаются в народном пении.
Демонстрация навыков (участвуют воспитанники разных лет обучения):
Младшая группа (1 год обучения) – Ярмарка.
Средняя группа (3-4 год обучения) – При долинушке.
Старшая группа (5 год, творческая группа) – Бежит речка.
IV. Рефлексивный этап.
Коллективное обсуждение проблем:
Теория музыки в вокальном ансамбле;
Мотивация обучающихся к изучению теории музыки;
Формирование навыка аккомпанирования в рамках фольклорного ансамбля.
V. Итоговый этап:
Выводы: Основываясь на педагогическом наблюдении, мы можем говорить о том, что в старшем дошкольном, младшем и среднем школьных возрастах, изучение фольклорных песен часто вызывает затруднения из-за их сложного многоголосного строения. Мы видим, как введение инструментов и изучение теории музыки на самом базовом, возможно даже примитивном уровне, дает огромный толчок к чистому интонированию и более легкому освоению и запоминанию сложных мелодических структур.
Заключительная часть.
Подведение итогов. Наш педагогический опыт показывает, что теория музыки, а также игра на музыкальных инструментах, возможно и не обязательный элемент в вокальном ансамбле, но он способствует более легкому освоению песенного материала, формирует уверенность, которая необходима солистам. А также помогает учащимся налаживать дружеские контакты за пределами ансамбля.
Ответы на возникшие вопросы. Благодарность участникам за совместную деятельность.