Публикации Речевой тренинг

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Речевой тренинг
Автор: Гарбия Лейла Басемовна

План-конспект занятия Речевой тренинг.
Дата проведения: 14.12.2023.
Время проведения: 14.00 – 14.45.
Место проведения: актовый зал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону Лицей № 102 имени дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта Комарова В.М.
Возрастная категория детей: 15-17 лет.
Год обучения: 1 год.
Методическая цель открытого занятия:
Технологии обучения: словесный метод, метод практической работы, метод игры, эмоционально - образное обучение, разноуровневое обучение.
Методы обучения: развивающий, демонстрационный, игровой.
Тип занятия: комбинированное.
Вид занятия: практическое.
Цель занятия: углубить знания воспитанников о группах мышц, задействованных в дыхательном процессе, путем практического применения их на занятии.
Задачи:
Обучающие:
познакомить с элементами работы над речью и голосо-речевым тренингом в целом;
обучить правильно выполнять упражнения на развитие голосо-речевого аппарата;
сформировать представление о театральной профессии: актёр театра.
Воспитательные:
способствовать пониманию основных механизмов работы актёра над речью;
способствовать развитию интереса к театральным профессиям;
Развивающие:
способствовать развитию голосо-речевого аппарата;
способствовать развитию самоконтроля своего голоса и речи.
Основные понятия, используемые на занятии: речь, голос, сила голоса, высота голоса, тембр голоса, полётность, подвижность, тон голоса, темп речи, дыхание, артикуляция, диафрагма.
Материально-техническое и информационное обеспечение занятия:
учебная аудитория;
картотеки речевых игр для развития для развития голоса, для развития слуха, дикции и артикуляции;
фото и видеокамера.
План проведения занятия:
Организационный этап.
Подготовка к занятию. Настрой на рабочее состояние, работу в группе, продуктивную работу по теме, стабилизация эмоционального состояния воспитанников (разминка).
Разминка.
Артикуляционная гимнастика (для подготовки речевого, дыхательного аппарата и других выразительных инструментов тела воспитанников для дальнейшей работы): упражнения Заборчик, Трубочка, Заборчик плюс трубочка, Уколы, Весёлый пятачок, Шарик, Почистим зубы.
Этап Дыхательные упражнения.
Перед сном
Лечь на пол на спину, положить руку на живот. Полностью расслабить все
мышцы и, вспоминая, как умиротворённо дышится перед сном, попытаться
отследить технологию этого вдоха. Затем следует обратить внимание на
положение живота, диафрагмы, грудной клетки в процессе дыхания и
попытаться мысленно зафиксировать это положение. Необходимо повторить вдох, сознательно утрируя движение мышц живота; обратить особое внимание на расслабленность плеч.
Вдох – задержка дыхания – выдох на счёт. Сначала выдох длится 3 счёта, затем 6. Повторить 6 раз.
Разогреваем резонаторы
Исходное положение — стоя или сидя. Возьмите глубокое дыхание, на выдохе потяните звук ММММ. Постучите подушечками пальцев по губам, крыльям носа, переносице, лбу, щекам, подбородку, голове. Затем простучите кулачками грудную клетку, воротниковую зону, позвоночник (где можете достать). Наблюдайте, как изменяется вибрация и характер звука при постукивании по разным частям тела.
Упражнения на три вида выдыхания (для разогрева мышц дыхательного аппарата):
1-й вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.
Море – ССССССССС...ШШШШШШШ…. Повтор 4 раза.
Ветер – ССССССССС...
Летит жук – ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ...
Жужжит комар – ЗЗЗЗЗЗЗЗЗ...
2-й вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.
Работает насос – ССССС! ССССС! ССССС! Повтор 8 раз.
Метла – Ч! Ч! Ч! Ч! Ч! Ч! Ч! Ч!
3-й вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.
Пульверизатор – Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!
Поклонение солнцу
Все стоят по кругу. Ноги на ширине плеч, стопы стоят параллельно, руки
свободно опущены вдоль корпуса. На выдохе ладони сложить домиком на
уровне груди. Далее:
вдох – руки и голову поднять вверх;
выдох – наклон, руки ладонями упираются в пол;
вдох - левую руку отставить назад, голову поднять вверх;
выдох – нога возвращается на исходную позицию, голова опущена вниз;
вдох – выдох – повторить тоже самое с правой ноги;
вдох – выпрямить позвоночник, голову держать прямо;
выдох – ладони сложить домиком на уровне груди.
Упражнение выполняется одновременно всеми сначала в очень медленном
темпе. Постепенно темп ускоряется до максимально быстрого, затем следует
успокоить дыхание.
Основной этап.
3.1. Теоретическая часть
Дыхание есть основа основ речевого звучания. Без правильного дыхания невозможно искусство речи, так же, как невозможна жизнь без воздуха. От того, как мы дышим, зависит не только красота, легкость, плавность нашего голоса, но и мелодичность речи, и гармоничность мыслей, и, наконец, как результат, способность грамотно их излагать.
Что вы знаете о голосе, какой он бывает?
Чем характеризуется голос:
Сила голоса – это громкость. В идеале нужно уметь одинаково хорошо говорить громким и тихим голосом.
Высота голоса – это способность говорить выше или ниже. У среднестатистического человека диапазон до полутора октав, а в повседневном общении большинство использует 3-4 ноты. Расширение диапазона сделает коммуникации более выразительными.
Тембр голоса – это его индивидуальная окраска, совокупность дополнительных колебаний или обертонов, которые возникают наряду с основной частотой. Проработка резонаторов может обогатить тембр голоса.
Полётность – это слышимость голоса на большом удалении без необходимости говорить громче.
Подвижность – это умение легко и быстро менять силу, высоту и прочие параметры голоса.
Тон голоса – это эмоциональная окраска голоса. Он задается разными методами: смена громкости, темпа, высоты.
Темп речи – это не совсем свойство голоса в классическом понимании термина свойства, однако предпочитаемый темп речи вполне можно отнести к устойчивым характеристикам.
Объемность – свойство голоса быть глубоким, бархатным, округлым, мягким. Плоские голоса недопустимы в работе актера. Исключением может стать лишь специально сделанная характерность речи, свойственная определенному образу.
Благозвучность голоса – это звонкость и чистота звучания голоса без ненужных призвуков (сиплости, гнусавости). Голос звучит звонко, когда резонирует в твердом небе и концентрируется у передних зубов. Если звук формируется преимущественно возле мягкого неба, он получается глухим. Благозвучность также подразумевает свободу звука, что возможно в отсутствие напряжения и мускульных зажимов.
Голос может быть подвижным или зажатым, полетным или тяжелым, благозвучным или неприятным для слуха, монотонным или же отличаться разнообразием обертонов. На все эти свойства можно влиять, работая над постановкой голоса. Для того, чтобы голос был красивым, нужно освоить правильное звукоизвлечение. А добиться этого можно лишь тогда, когда у вас будет тренированное дыхание и опора для звука.
3.2. Практическая часть
Сегодня мы продолжаем знакомство с возможностями своего голоса.
К группе гласных относятся шесть звуков: у-о-а-э-и-ы. Этот порядок гласных звуков дает возможность постепенного подъема гортани от у до и и в связи с этим повышения тона. Передняя часть резонатора называется резонатором высоких тонов (И, Э), задняя – резонатором низких тонов(О, У, Ы). Звук А содержит в себе резонирование как высоких, так и низких тонов.
Подтягивание
Ноги на ширине плеч, на вдохе руки свободно опущены вдоль корпуса. Произносим звук УУУУ руки согнуты в локтях, кисти у плеч, тянемся назад. Выдох со звуком УУУУ - руки опускаем вдоль тела, расслабляемся. Повторяем с упражнение с таблицей гласных вдох-ОООО-выдох ОООО.
вдох-АААА-выдох АААА, вдох-ЭЭЭЭ-выдох ЭЭЭЭ, вдох-ИИИИ -выдох ИИИИ, вдох-ЫЫЫЫ-выдох ЫЫЫЫ. Для усложнения упражнения добавляем тон голоса.
Срываем яблоки
В левой руке держим воображаемую корзину. Вдох тянемся правой рукой как можно выше произнося звук У, выдох со звуком У возвращаем руку к корзине. Вдох тянемся левой рукой как можно выше произнося звук О, выдох со звуком О возвращаем руку к корзине. Продолжаем упражнение с гласными А, Э, И, Ы.
Едим яблоки
В правой руке держим воображаемое яблоко. Широко отрывая рот тянем гласную и четко проговаривая согласную Ам-ам-ам, на выдохе контролируя ощущение теплого дыхания на руке. Повторяем 3 раза.
Перейдём к упражнению повороты головы. Особенностью и важным преимуществом дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой является использование форсированного вдоха и вовлечение самой мощной дыхательной мышцы диафрагмы. Дыхательная гимнастика заключается в тренировке короткого, резкого, шумного вдоха через нос с частотой приблизительно 3 вдоха за 2 секунды с последующим абсолютно пассивным выдохом через нос или через рот (о выдохе в стрельниковской гимнастике думать запрещено, организм сам выбрасывает ненужное и оставляет необходимое!). Одновременно с вдохом выполняются движения, вызывающие сжатие грудной клетки. Основные требования при выполнении стрельниковской гимнастики:
Думать только о вдохе!
Тренировать только вдохи!
Считать только вдохи!
Упражнение Повороты головы
Исходное положение: встаньте прямо. Поверните голову вправо и сделайте короткий шумный вдох справа. Затем сразу же (без остановки посередине) поверните голову влево, шумно и коротко понюхайте воздух слева. Справа вдох, слева вдох. Выдох уходит в промежутке между вдохами, посередине (но голова при этом не останавливается). Шею ни в коем случае не напрягайте. Туловище неподвижно, плечи не поворачиваются вслед за головой. По 8 или по 16 вдохов-движений без остановки.
Колдуем
Ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях ладонями вниз на уровне талии плавно водим слева направо. Произносим протяжно звук УОАЭИЫ на одном вдохе. Затем повторяем справа налево. Третий раз делаем поворот вокруг себя максимально медленно.
Ловим мух
Ноги на ширине плеч, руками резко хватаем воображаемых мух. Произносим обрывисто У, О, А, Э, И, Ы. Повторяем 3 раза.
Рефлексивный этап.
Самоанализ успешности и разбор неточностей при выполнении заданий.
Мы продолжили знакомство на занятии с речевым аппаратом. Что у вас получилось в работе над упражнениями по извлечению звука, а что нет? Что оказалось самым трудным? Что получилось, понравилось? Хотели бы вы продолжить изучать эту тему?
Итоговый этап.
Подведение итогов: обобщение приобретенных знаний для дальнейшей работы над ролью в процессе постановки спектакля.
Игра – упражнение на проявление эмоций До свидания. Показать, как изменилось эмоциональное состояние в процессе занятия через ритуал прощания. Воспитанники прощаются друг с другом, согласно тому настроению (радость, разочарование, негодование, безразличие), с которым покидают занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.