Публикации Мастер-класс по развитию креативного мышления обучающихся начальной школы «Креативно мыслить сегодня, залог успеха завтра!»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер-класс по развитию креативного мышления обучающихся начальной школы «Креативно мыслить сегодня, залог успеха завтра!»
Автор: Постоногова Галина Васильевна

Постоногова Галина Васильевна, учитель высшей квалификационной категории, МБОУ «СОШ №2» города Абакана, республики ХакасияМастер-класс по развитию креативного мышления обучающихсяначальной школы «Креативно мыслить сегодня, залог успеха завтра!» Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперѐд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперѐд – выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперѐд - выращивает молодое поколение. Учѐные отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объѐма знаний человека в структуре мышления. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чѐм - то разобраться, то здесь тоже речь идѐт о мышлении. Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться современных школьников? Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. И понятно, что пришло время изменить подход к обучению. Работая с детьми младшего школьного возраста, я нахожусь в поиске таких методов и приѐмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Развитие творческого мышления чрезвычайно важно для ребенка. Развивая его творческое начало, вы вкладываете в его будущее. Только творчески мыслящий человек достигает огромных результатов в любой сфере. Творческий подход нужен везде в жизни, работе, взаимоотношениях, в любви. Способность к творчеству – креативность (от англ. creativity) – умение человека видеть обычные вещи в новом, необычном ракурсе. Обучаясь креативности, мы будем искать необычные способы применения обычных вещей. Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на нашем мастер – классе. Надеемся, что вы нам поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарны. Просим вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своѐ мнение. Начнѐм с разминки. Упражнение «А что, если бы…». Это упражнение полезно тем, что позволяет выйти за привычные рамки и не ограничиваться так называемыми правильными представлениями. На обсуждение выносится тема, стимулирующая работу мысли, например, следующие.• Что, если бы люди вели ночной образ жизни?• Что, если бы свиньи могли летать?• Что, если бы мы все могли читать чужие мысли?1 задание:- Назовите, пожалуйста, 10 способов использования обычного листа А4! (2 мин.) На днях я предложила своим 3-классникам выполнить такое же задание, и вот их ответы: (на слайде) веер, защита от солнца, письмо, конверт, коврик для мыши, что-то разжигать, самолѐтик, основа для картины, ещѐ на нѐм можно писать, открытка, воронка (налить воду), свернуть в кулѐчек собирать ягоды, подложить под чашку с чаем, чтобы не испачкать стол, скрутить в трубочку и стрелять бумажками, оригами, скрутить в трубочку и накручивать волосы. Сейчас мы выполняли это задание коллективно – 10 способов использования обычного листа, и нам всем было легко и просто, потому что мы действовали сообща. Скажите, пожалуйста, какие мы сейчас использовали с вами собственные качества для выполнения этого задания? (смекалка, фантазия, креативность)- Да, это всѐ составляющие креативного мышления. И тема нашего мастер класса «Креативно мыслить сегодня, залог успеха завтра!» Все вы знаете, что основными компонентами функциональной грамотности являются: математическая грамотность, читательская грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Интересный факт, в качестве одного из ведущих компонентов вводится оценка креативного мышления. Действительно в наше время от педагогов требуется решать повседневные задачи, но каким-то особенным, нестандартным образом. И в связи с этим педагог должен развивать в себе креативность, чтобы побудить обучающихся к этим действиям! Существует множество определений понятия креативность: креативность - это способность к преодолению шаблонного мышления, умение обойти стереотипы, способность решать задачи нестандартным способом; способность создавать новое на основе уже существующих знаний.А что же такое креативное мышление? Креативное мышление – компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.Показатели креативного мышления:1. Беглость (беглость идей)2. Гибкость – способность с одной идеи переключаться на другую3. Оригинальность – представление идеи каким-то необычным образом4. Точность – исполнение, детализация идеи.Существует множество заданий, с помощью которых можно развивать креативность у учеников начальной школы. Теперь мы с вами выполним некоторые упражнения, которые будут способствовать развитию креативного мышления.Итак, первое упражнение:1. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго. Например, обы(чай)ка.- ме(шок )олад; у(гол )ова;- фор(ум)ник; гор(шок )олад;- жел(ток)син; на( род)ня;- вам(пир)амида; за(кон )ец;- Молодцы, все справились с заданием2. Прочитайте внимательно и найдите в этом рассказе девять животных и птиц.Вечер. Сижу как-то я на крылечке, только марь над лесом поднимается, туман густой, сыро. Скучно. Вижу – люстра у соседа только зажглась. Пойду его проведаю. А соседа моего зовут Капитоном Поликарповичем, он повар, любит пироги печь. Ох уж обрадовался он мне! Кто нашел все 9 слов - ваше воображение очень развито. Кто нашел 5 и больше слов - вы бесспорно умеете нестандартно мыслить, ноиногда вы неполностью раскрываете свой потенциал.А кто меньше 5 слов - ваша креативность не очень велика, может дело в том,что вы себя просто недооцениваете.3 Пофантазируйте. Представьте, что при помощи волшебной палочки можно увеличить или уменьшить какую-либо часть тела у человека. Что хорошего или плохого будет, если: Удлинить у человека руки?Хорошо: можно достать нужную вещь, не вставая с места или дотянуться до мяча, закинутого на крышу, или поздороваться с другом через форточку.Плохо: слишком длинные руки неудобно класть в карманы.Удлинить нос?Хорошо: можно узнать, что у соседей на ужин; можно понюхать цветы наклумбе, не наклоняясь к ним.Плохо: такой нос будет мешать общению людей; будет мешать вобщественном транспорте, будет слишком мѐрзнуть зимой.Выполняя данное упражнение у учащихся развивается оригинальность игибкость мышления, воображение и речь.4. Игра «Придумай причину» Эта игра обучает навыкам поиска широкого круга причин. Она позволит ребенку рассматривать самые разные причины происходящего, чтобы послеэтого принять правильное решение.Давайте проиграем сначала сами: «Вы приходите домой, открываете дверь, а по столу на кухне прыгает попугайчик». Детям необходимо назвать как можно больше причин возникновения этой ситуации (в нашем примере – появления попугая). Можно называть как реальные версии («Попугайчик залетел в открытую форточку», «Папа решил подарить мне птичку и оставил ее, а сам ушел на работу», так и фантастические («Этот попугайчик улетел с НЛО, когда пришельцы приземлились ночью около нашего дома», «Это волшебный попугайчик, который может превращаться в разные предметы. Вечером он был чайником, а когда все ушли, прыгнул на стол и стал прогуливаться, ожидая нашего прихода»). За каждый новый вариант игрок получает балл, в конце игры подсчитывается количество заработанныхбаллов и определяется победитель.5. Игра «Словотворчество»Придумайте новые слова - синонимы в парах:Холодильник -? (самоохладитель)Печка -? (самогрелка)Карандаш -? (автописалка)6. Игра «Подходит-не подходит», где берѐтся любое существительное и называются 5 прилагательных, которые к нему подходят. Например, «стол - большой, жѐлтый, красивый, крепкий, устойчивый» и т. д. Это бывает легко, но затем детям предлагается назвать 5 прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так-то просто как, может показаться на первый взгляд. Тот же стол не может быть, скажем, сладким…Но, с другой стороны, а кто его пробовал?.. Стараюсь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы один раз написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).УЧИТЕЛЬТЕХНИЧКАДВОРНИК7. Решение частично-поисковых задач.Цель: способствовать развитию детской фантазии, умению мыслить нестандартно, через индивидуальное восприятие мира.Волшебный конверт.Из конверта взять фразу и закончить еѐ.− Я словно муравей, потому, что …− Я чувствую, что я кусочек тающего льда, если…− Я превращаюсь в тигра, когда …− Я бываю роботом, когда …− Я весѐлая песенка, когда …− Я лампочка, если…Давайте, немножко отдохнем! Как Вы наверняка знаете или догадываетесь, существует ряд типологий и классификаций личности. Сегодня мы вместе с Вами пройдем психогеометрический тест, который определит Ваш тип личности. От Вас на самом деле потребуется лишь выбирать из представленных ниже на картинке фигур. Выберите фигуру, которая Вам больше остальных нравится. Сразу говорим, что лучше выберите ту фигуру, которая пришла Вам первой в голову и не думайте отом, что она может значить по результатам теста. Я попрошу это сделать всем кто присутствует в зале. Я вам раскрою тайну, каждая форма символизирует определѐнные ваши характеристики.Например, люди, которые выбрали КРУГ, обычно являются душой компании. Это правило те люди, которые приносят пользу для всех. Они замечают, когда вы расстроены. Одной отличительной особенностью таких людей является добродушие.Люди, которые выбрали КВАДРАТ, более внимательны к деталям. Организованность, трудолюбие, пунктуальность - все об этом типе людей. Такие люди, возможно не самые креативные в своем окружении, но они умеют организовать себя и других людей. Что же по поводу ТРЕУГОЛЬНИКОВ? Эти люди ориентированы на результат. Они энергичны внутри и снаружи. Треугольник - это ярко выраженный лидер.Люди, выбирающие ПРЯМОУГОЛЬНИК, как правило находятся в постоянном выборе между чем-то и чем-то. У них существует неопределенность и неуверенность внутри и это заметно по поведению таких людей. Но зато такие люди готовы к переменам, открыты ко всему новому, они готовы и хотят обучаться. ЗИГЗАГИ – это креативные люди. Такие люди всегда создают что-то новое, они всегда находятся в процессе творчества. В конце хочу сказать, что данный тест, конечно, не дает 100%гарантию на результат. Но данный тест действительно показывает свою работоспособность.8. Знакомство с метафорой.Метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) надругой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.1. Выбрать объект2.Что делает?3. На что похож? (выбрать другой объект, совершающий такое жедействие)4. Где? (назвать место, где обычно находится первый объект илипроисходит действие)5. Пункт 4 (Прилагательное) + Пункт 3 (существительное)= метафора1. холодильник2.морозит3.айсберг4.в доме5.холодильник - домашний айсберг9. Волшебная мозаика. Последнее, заключительное упражнение называется «Волшебная мозаика». Используя набор геометрических фигур, попробуйте составить что-нибудь креативное. Время на выполнение 3 минуты. Какие вы все молодцы! Мы знали, что у вас все получится, потому что вы все креативные люди, так как в нашей профессии, без креативного подхода в обучении школьников, не будет результата, не будет креативных людей завтра!Уважаемые коллеги, большое спасибо за активную работу, помощь и поддержку. Искренне надеюсь, что наше занятие было полезным для Вас, и вы сможете использовать данный материал на своих уроках. Желаем всем вам успехов в работе!Вечер. Сижу как-то я на крылечке.