Публикации
Презентация к уроку по окружающему миру по теме "Кто что ест"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Презентация к уроку по окружающему миру по теме "Кто что ест"
Автор: Чинарова Папум Абдулмуслимовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Презентация к уроку по окружающему миру по теме "Кто что ест"
Автор: Чинарова Папум Абдулмуслимовна
Конспект урока по предмету Окружающий мир
УМК: Школа России
Раздел: Эта удивительная природа, Кто что ест?
Тип: урок открытия новых знаний. Тема: Кто что ест?
Цель: познакомить учащихся с классификацией животных по типу питания, познакомить с понятием приспособляемость животных и знакомство с моделями пищевых цепей.
Прогнозируемые результаты:
Предметные: Учащиеся научатся классифицировать животных по типу питания, моделировать цепи питания, обнаруживать признаки приспособляемости животных к добыванию пищи и защите от врагов.
Метапредметные:
Познавательные: Поиск, отбор и структурирование необходимой информации, строить высказывание, производить сравнение, обобщение, классификацию, применять полученные знания, уметь ориентироваться в системе знаний, работать самостоятельно.
Коммуникативные: Умение слышать, слушать и понимать партнера, работать в парах, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, вступать в учебный диалог, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Регулятивные: Определять и формулировать цели урока, принимать и сохранять учебную задачу; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, определять степень успешности своей работы.
Личностные: Формирование мотивации к обучению, целенаправленной познавательной деятельности
Оборудование: картинки с изображением разных животных, кроссворд, таблица разновидности животных, карточки, тесты. Компьютер, презентация по теме, учебник Окружающий мир, 3 класс, автор А.А.Плешаков 2021г.
Вид урока: урок – исследование Использованная литература: Атлас определитель От земли до неба, дополнительный материал о жизни животных из сети интернет.
HYPER13 HYPERLINK ""
HYPERLINK ""
Краткая аннотация:
Урок-исследование по предмету Окружающий мир с применением информационно-коммуникационной технологии, предназначен для учащихся 3 класса, целью данного урока: познакомить учащихся с классификацией животных по типу питания, познакомить с понятием приспособляемость животных и знакомство с моделями пищевых цепей.
Структура и ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие учителя.
Вот и прозвенел звонок,
Нужно нам начать урок.
Встаньте прямо, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
А теперь садитесь!
–Проверим готовность к уроку: ребята, у вас на партах лежат
- тетрадь
- ручка
- карандаши
- учебник
- дневник
- конверты
К уроку всё готово.
- Чтобы знания иметь, Нужно потрудиться. Всё, что мы сейчас узнаем, В жизни пригодится.
Р: формирование способности к организации своей деятельности;
Л: самоопределяются, настраиваются на урок;
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Целеполагание. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
- Учёные-биологи делят всё живое на большие группы-царства. На прошлом уроке мы с вами научились классифицировать царство животных по их групповым признакам, определять их с помощью атласа определителя, аргументировать и делать выводы, приводить примеры.
Проверка домашнего задания.
Работа в парах. - По данным признакам определите группу и напишите ее название.
Перед вами лежат конверты с распечаткой таблицы.
(На каждой парте по одной карточке для 2 учеников.)
В каждой группе необходимо отметить цифрами особенности строения животных.
Группа животных
Особенности строения
Насекомые
Птицы
Звери
Тело покрыто перьями.
Тело покрыто шерстью.
Три части тела: голова, грудь, брюшко.
Два крыла, две ноги
Три пары ног.
Крылья и ноги прикрепляются к груди.
Развиваются из яиц.
Рождают живых детенышей, вскармливают их молоком.
Ответ: Насекомые: - 3,5,6. Птицы: 1,4,7. Звери – 2,8.
- Проверяем ответы учеников. Прочитайте особенности строения и назовите группу животных, к которым эти особенности относятся. Приведите примеры представителей группы.
Фронтальный опрос:
Работа учеников у интерактивной доски с презентацией. (слайды 4-14)
- На какие царства ученые-биологи делят все живое?
- Какая наука изучает растения?
- На какие группы делится царство растений?
- Какая наука изучает животных?
- Перечислите группы животных по их групповым признакам.
- Назовите представителей каждой из групп.
- Приведите примеры животных одной группы, но разных видов.
- Чем похожи и чем отличаются животные разных групп?
- Отгадайте кроссворд:
1. Червь, живущий в водоёме.
2. Группа животных, к которым относятся морские звёзды, морские ежи, морские лилии и морские огурцы.
3. Группа животных, имеющая мягкое тело, которое у многих защищено раковиной.
4. Наука о животных.
5. Группа животных, к которым относятся раки, крабы, креветки.
6. Группа животных, у которых восемь ног.
Самоопределение к деятельности:
Назовите признаки живых организмов, чем они отличаются от неживых. (ответы детей) (слайд 16)
А что необходимо для поддержания жизни, для роста и развития животного? (Питание).
Предположите, на какой главный вопрос мы сегодня должны дать ответ?
(Кто чем питается и кто что ест)
Р: принимать учебную задачу, планировать свои действия в сотрудничестве с учителем для решения задачи;
К: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность;
П: осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать учителя, одноклассников, решая её.
Актуализация знаний. - Что вы уже знаете про животных?
- Какую пользу они приносят?
- Чтобы подтвердить нашу гипотезу, нужна более подробная информация о животных.
- Где мы можем её найти? (В учебнике, в интернете, в энциклопедии, на уроке от учителя) - Что ещё нужно узнать про животных, чтобы информация была в полном объёме? Давайте составим план работы.
План. (Слайд 17)
1. Чем питаются разные виды животных
2. Их приспособления к добыванию пищи
3. Приспособление животных к защите от врагов.
4. Классификация животных по типу питания
5. Зависимость животных друг от друга
6. Зависимость животных от растений
7. Пищевые цепи.
(Учитель открывает на доске заранее написанный план.)
К: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культура речи, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, аргументированно отвечать на вопросы.
П: слушать, извлекая нужную информацию, критически оценивать её, соотносить с имеющимися знаниями, анализировать и делать выводы.
Р: выполнять учебные действия в речевой или умственной форме, контролировать процесс и результат своей деятельности.
Динамическая пауза. (Слайд 18) Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)Вышел зайка погулять. (ходьба на месте)Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)Будем с зайкой мы играть. (руками изображаем над головой уши зайца)Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)Любит зайка поскакать. (прыжки на месте)Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)Хочет лапками стучать. (стучим ладонями по коленям)Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)Будем головой кивать. (киваем головой)Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)Всем пора нам отдыхать. (садимся на корточки)
Л: понимание важности сохранения своего здоровья. Приливы сил, снимает утомляемость. Первичное усвоение новых знаний. Сообщение учителя. (Слайд 19)
- Учёные различают на Земле 4 группы животных по типу питания.
Работа в группах (дифференцированный подход). 1.Задание для первой группы. - Найдите в учебнике, на стр.94 информацию, какие животные относятся к группе растительноядных. Ответы детей. Животные, которые питаются растительной пищей называются растительноядными.
(слайд 20-21)
- Найдите в учебнике, на стр.94 информацию, какие животные относятся к группе насекомоядные. Ответы детей. Животные, которые питаются насекомыми называются насекомоядными. (слайд 22-23)
- Найдите в учебнике, на стр.94 информацию, какие животные относятся к группе хищники. Ответы детей. Животные, которые питаются более крупной добычей, называются хищники. (слайд 24-26)
- Найдите в учебнике, на стр.94 информацию, какие животные относятся к группе всеядные. Ответы детей. Животные, которые и растительную и животную пищу называются всеядными. (слайд 27-28)
Дополнение учителем ответов детей. Приведите примеры животных разных групп.
Хищники: лиса, енот, песец, ласка, паук, морская звезда, стрекоза…
Растительноядные: лось, заяц, карп, сом, улитки, дождевые черви, гусеницы…
Насекомоядные: муравьед, крот, ящерица…
Всеядные: медведь, ворона, галка, белка…
Подведение итогов работы группы. (Слайд 29)
Ответили ли дети на поставленный вопрос? Чьи ответы понравились? 2. Задание для второй группы. - В учебнике Окружающий мир, на стр.95 найдите информацию о пищевых цепях.
Проверка ответов детей. Животные питаются растениями или другими животными, поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.
Дополнение учителем ответов детей.
Учитель: (Слайд 30)
Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания.
Они начинаются с растений. Это первое звено.
Второе звено в пищевой цепи – это животные, которые питаются растениями – растительноядные животные. (Слайд 31)
Третье звено в пищевой цепи это насекомоядные животные или хищники.
Работа в парах:
Перед вами в конвертах лежат чистые листы. Возьмите их и попробуйте составить пищевую цепь из трех звеньев.
Проверка работ, несколько учеников зачитывают свои ответы, приводя примеры и аргументируя свои ответы.
Работа с учебником:
Прочитайте в учебнике на стр. 95 текст о цепях питания.
Фронтальный опрос: (слайды 32-36)
С чего начинается цепь питания? (с растения)
Что идет во втором звене? (растительноядные)
Что в третьем звене? (насекомоядные или хищники)
Ни одно живое существо не хотело бы оказаться жертвой другого животного и поэтому природа позаботилась об их приспособлениях к защите от врагов, так же как и позаботилась о том, чтобы и голодными они не остались. У каждого животного есть свои приспособления.
Работа с учебником:
Задание для 3 группы учеников:
Прочитайте текст на стр. 96 учебника.
Ответы учеников по прочитанному тексту.
Дополнение учителем сообщения о приспособлениях животных.
Работа с презентацией (учитель дополняет ответы учеников наводящими вопросами. (слайды 37-43)
Как приспособились хищники к добыванию пищи? Приведите примеры. (Сова – мягкое оперение делает полёт бесшумным, зоркие и огромные глаза помогают видеть в темноте и т.д.)
Как животные приспособились к выживанию? (У зайца длинные лапы, сильные и быстрые ноги, длинные уши и хороший слух, что помогает ему спастись от хищников. )
Какие животные могут менять свой окрас? (хамелеон, заяц, лиса)
Как приспособились мелкие насекомые? (божьи коровки, муравьи)
Какой особенностью может воспользоваться ящерица, если ее поймают за хвост? (она отбрасывает часть хвоста, который в последующем регенерируется)
Подведение итогов работы группы.
- Чьи ответы понравились?
- Что вы для себя узнали нового?
Динамическая пауза. А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.) И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
К: строить монологическое высказывание, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии, учитывать другие мнения и позицию, уметь договариваться, приходить к общему решению, адекватно использовать средства устной речи
Л: ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; понимание чувств одноклассников, учителей.
П: анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Р: принимать роль в учебном сотрудничестве, адекватно воспринимать оценку своей работы с учителем, товарищами
Подведение итогов:
Слайды (44-46)
- Удалось ли нам ответить на вопросы нашего плана? (удалось)
- На какие группы делят животных в зависимости от их питания?
- Что такое цепь питания? Приведите примеры.
Расскажите на примерах разных видов животных об их приспособленности к добыванию пищи и защите от врагов.
Вывод. Животные бывают растительноядные, насекомоядные, хищники и всеядные.
Животные связаны между собой и с растениями в цепи питания.
У всех животных есть свои особенности в приспособлениях для добычи пищи и защиты от врагов.
Первичная проверка понимания. (Слайд 47 - 48)
- На доске слайд. Восстанови последовательность в пищевой цепи, назови группу к которой относятся животные каждого звена пищевой цепи.
- Покажи неверную пищевую цепь. (Слайд 49)
К: строить монологическое высказывание, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии, учитывать другие мнения и позицию, уметь договариваться, приходить к общему решению, адекватно использовать средства устной речи
Л: ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; понимание чувств одноклассников, учителей.
П: анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Р: принимать роль в учебном сотрудничестве, адекватно воспринимать оценку своей работы с учителем, товарищами
Слайд Рефлексия учебной деятельности. (Слайд 50 – 51)
Тест.
1 Укажи растительноядного зверя.
1) медведь2) лиса3) заяц4) волк
2 Назови группу, к которой можно отнести медведя.
1) хищный2) всеядный3) насекомоядный4) растительноядный
3 Вспомни, что в цепи питания всегда является первым звеном.
1) растительноядные животные2) насекомоядные животные3) хищные животные4) растения
4 Определи, какой группы животных не существует.
1) всеядные2) птицеядные3) насекомоядные4) растительноядные
5 Подумай, о чём предупреждает яркая окраска божьей коровки.
1) о том, что она — хищник2) о том, что она несъедобная3) о том, что она никого не боится4) о том, что она ищет пару
6 Найди неправильную цепь питания.
1) трава — жук — синица2) гриб — белка — ястреб3) медведь — рыба — водоросли4)кора дерева — заяц — лиса
Р: принимать роль в учебном сотрудничестве, адекватно воспринимать оценку своей работы с учителем, товарищами.
Самопроверка. Слайд 52 (Правильные ответы на доске). Ответы: 1-3 , 2-2, 3-4, 4-2, 5-2 ,6-3,
Самооценка работы на уроке.
Кто не допустил ошибок в тесте, активно работал на уроке, отвечал на вопросы, делал выводы и считает, что его работу можно оценить 5? - Кто работал весь урок активно, отвечал на вопросы, делал выводы, но при ответах допустил 1-2 ошибки и считает, что его работу можно оценить 4? - Кто старался, но у него не всё получилось? У всех есть возможность улучшить свой результат на следующих уроках?
Взаимооценка работы на уроке.
Оцените свою работу:
- Ты был активен на уроке?
- Ты был внимателен?
- Какие примеры ты научился решать?
- Что осталось непонятным?
- Что интересного было на уроке?
- Чьи ответы вам понравились? - Кто работал наиболее активно и успешно? Оценка работы учителем. - На уроке все старались, поэтому получили новые знания. - Где эти знания вам могут пригодиться?
Р: уметь соотносить цель и результат.
П: уметь выделить главное, уметь показать результат своей деятельности на уроке, уметь обобщать и повторять полученную информацию, знания
К: уметь формулировать мысли, полученные знания.
Л: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, умение анализировать собственные действия в соответствии с полученным результатом.
Домашнее задание Слайд 53. – Откройте дневники, запишите домашнее задание. Учебник стр. 94-97 подготовь рассказ на выбор Пищевые цепи, Особенности приспособления животных .
У кого из вас возникли вопросы по поводу домашнего задания?
П: построение самостоятельного процесса поиска.
Спасибо за урок. Слайд 54
Самоанализ урока окружающий мир
УМК: Школа России
Раздел: Эта удивительная природа, Кто что ест?
Тип: урок открытия новых знаний. Тема: Кто что ест?
На уроке использованы технологии: информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные, проблемное обучение, тестовые технологии, здоровьесберегающие технологии.
Как средства обучения на уроке организована работа с учебником с.94-97, где авторами представлен изучаемый материал в необходимом объёме. Применение ИКТ позволило активизировать познавательную деятельность учащихся, усилить положительную мотивацию обучения. В ходе урока дети могли видеть и сконцентрировать внимание на презентации, где представлены: тема урока, учебная задача, задания для исследования и сравнения, тестовые задания, вопросы для самоанализа.
В дополнение дети пользовались индивидуальными карточками с тестами для самостоятельной работы.
Как средство повышения активности и интереса к обучению в урок включена работа в парах и работа в группах.
Цель: познакомить учащихся с классификацией животных по типу питания, познакомить с понятием приспособляемость животных и знакомство с моделями пищевых цепей.
Анализ решения поставленных задач.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи формирования следующих блоков УУД:
Предметные: Учащиеся научатся классифицировать животных по типу питания, моделировать цепи питания, обнаруживать признаки приспособляемости животных к добыванию пищи и защите от врагов.
Метапредметные:
Познавательные: Поиск, отбор и структурирование необходимой информации, строить высказывание, производить сравнение, обобщение, классификацию, применять полученные знания, уметь ориентироваться в системе знаний, работать самостоятельно.
Коммуникативные: Умение слышать, слушать и понимать партнера, работать в парах, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, вступать в учебный диалог, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Регулятивные: Определять и формулировать цели урока, принимать и сохранять учебную задачу; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, определять степень успешности своей работы.
Личностные: Формирование мотивации к обучению, целенаправленной познавательной деятельности
Оборудование: картинки с изображением разных животных, кроссворд, таблица разновидности животных, карточки, тесты. Компьютер, презентация по теме, учебник Окружающий мир, 3 класс, автор А.А.Плешаков 2021г.
Вид урока: урок – исследование Использованная литература: Атлас определитель От земли до неба, дополнительный материал о жизни животных из сети интернет.
Предметные задачи: Учащиеся научатся классифицировать животных по типу питания, моделировать цепи питания, обнаруживать признаки приспособляемости животных к добыванию пищи и защите от врагов.
На каких этапах решалась поставленная задача
Решаются на каждом этапе урока
Приёмы и методы
Различать и классифицировать животных по типу питания, моделировать цепи питания, рассказать о признаках приспособляемости животных к добыванию пищи и защите от врагов. объяснять и знать особенности питания животных.
Объём материала
Объём материала оптимальный. Виды заданий разнообразны. Отобранное содержание урока способствовало достижению образовательных целей урока.
Уровень активности и самостоятельности обучающихся
Учащиеся активны, внимательны, работоспособны, высокий уровень самостоятельности.
Результативность затруднений и ошибок
Активная работа, результаты рефлексии позволяют сделать вывод об успешном усвоении темы.
Метапредметные
Познавательные: поиск, отбор и структурирование необходимой информации, строить высказывание, производить сравнение, обобщение, классификацию, применять полученные знания, уметь ориентироваться в системе знаний, работать самостоятельно.
На каких этапах решалась поставленная задача
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность
Приёмы и методы
Определять группы животных по типу их питания, их особенности в приспособлении, связях в цепях питания, обосновывать свое мнение. Работа с информацией из учебника. Использование полученной информации при выполнении учебной задачи. Создание условий для самостоятельной работы.
Объём материала
Объём материала обеспечивает развитие учащихся осуществлять в полной мере, задействовать всех детей.
Уровень активности и самостоятельности
Уровень самостоятельного мышления учащихся класса, их познавательную активность оцениваю дифференцированно: высокая – 60% , средняя – 37%, низкая – 3%
Результативность и анализ затруднений и ошибок
Выявленные затруднения и ошибки отрабатывались благодаря возможности самооценки, взаимоконтроля, созданию ситуации успеха.
Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера, работать в парах, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, вступать в учебный диалог, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
На каких этапах решалась поставленная задача
На этапах определения цели урока, получения нового знания, первичного закрепления, на этапе сверки результата своей деятельности с эталоном решалась поставленная задача
Приёмы и методы
Учащиеся принимают участие в обсуждении проблемы, слушают объяснения одноклассников, выполняют работу в группах, комментируют и оценивают результаты своей работы и других ребят.
Объём материала
На уроке очевидное наличие множества ситуаций, способствующих формированию чувства коллективизма, взаимопомощи, адекватной самооценки.
Уровень активности и самостоятельности
Учащиеся активно включаются в учебный диалог, выполняют правила сотрудничества, вполне самостоятельно договариваются, организуют совместную деятельность.
Результативность и анализ затруднений и ошибок
Учащиеся доброжелательно, уважительно объясняют ошибки, совместно обсуждают пути их исправления.
Регулятивные: определять и формулировать цели урока, принимать и сохранять учебную задачу; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, определять степень успешности своей работы.
На каких этапах решалась поставленная задача
Поставленная задача решалась на этапах: целеполагания, прогнозирования, получения и применения новых знаний, на этапе рефлексии.
Приёмы и методы
Соотнесение изученного и неизученного, сличение способа действия с эталоном, создание ситуаций для проявления способности к волевому усилию, к преодолению препятствий, обсуждение способов действия, организация взаимной проверки, определение успешности своей работы.
Уровень активности и самостоятельности
Учащиеся проявляют высокий уровень активности и самостоятельности при определении и формулировании цели урока, обнаружении и формулировании учебной проблемы урока, соотношении своих действий с целью, исправлении своих ошибок, определении степени успешности своей работы.
Личностные: формирование мотивации к обучению, целенаправленной познавательной деятельности
На каких этапах решалась поставленная задача
Мотивация к учебной деятельности.
Физкультминутки
Оценка качества результатов собственной деятельности
Приёмы и методы
Ситуации сотрудничества с учителем и одноклассниками, осознания своих возможностей в учении, уважения себя и веры в успех. Соблюдение норм педагогической этики и такта, культуры общения учитель – ученик. Сформировать позицию школьника положительного отношения к природе.
Объём материала
Объём материала позволяет максимально обеспечить условия для формирования мотивации к обучению, Целенаправленной учебной деятельности.
Вывод:
- цель урока достигнута;
- поставленные задачи выполнены в полном объеме
- оценка:
- психологическая обстановка на уроке была доброжелательная, комфортная, учащиеся не испытывали физической и психологической перегрузки, благодаря смене видов деятельности и форм работы.
- Условия осуществления учебного процесса соответствуют требованиям СанПиН.
УМК: Школа России
Раздел: Эта удивительная природа, Кто что ест?
Тип: урок открытия новых знаний. Тема: Кто что ест?
Цель: познакомить учащихся с классификацией животных по типу питания, познакомить с понятием приспособляемость животных и знакомство с моделями пищевых цепей.
Прогнозируемые результаты:
Предметные: Учащиеся научатся классифицировать животных по типу питания, моделировать цепи питания, обнаруживать признаки приспособляемости животных к добыванию пищи и защите от врагов.
Метапредметные:
Познавательные: Поиск, отбор и структурирование необходимой информации, строить высказывание, производить сравнение, обобщение, классификацию, применять полученные знания, уметь ориентироваться в системе знаний, работать самостоятельно.
Коммуникативные: Умение слышать, слушать и понимать партнера, работать в парах, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, вступать в учебный диалог, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Регулятивные: Определять и формулировать цели урока, принимать и сохранять учебную задачу; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, определять степень успешности своей работы.
Личностные: Формирование мотивации к обучению, целенаправленной познавательной деятельности
Оборудование: картинки с изображением разных животных, кроссворд, таблица разновидности животных, карточки, тесты. Компьютер, презентация по теме, учебник Окружающий мир, 3 класс, автор А.А.Плешаков 2021г.
Вид урока: урок – исследование Использованная литература: Атлас определитель От земли до неба, дополнительный материал о жизни животных из сети интернет.
HYPER13 HYPERLINK ""
HYPERLINK ""
Краткая аннотация:
Урок-исследование по предмету Окружающий мир с применением информационно-коммуникационной технологии, предназначен для учащихся 3 класса, целью данного урока: познакомить учащихся с классификацией животных по типу питания, познакомить с понятием приспособляемость животных и знакомство с моделями пищевых цепей.
Структура и ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие учителя.
Вот и прозвенел звонок,
Нужно нам начать урок.
Встаньте прямо, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
А теперь садитесь!
–Проверим готовность к уроку: ребята, у вас на партах лежат
- тетрадь
- ручка
- карандаши
- учебник
- дневник
- конверты
К уроку всё готово.
- Чтобы знания иметь, Нужно потрудиться. Всё, что мы сейчас узнаем, В жизни пригодится.
Р: формирование способности к организации своей деятельности;
Л: самоопределяются, настраиваются на урок;
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Целеполагание. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
- Учёные-биологи делят всё живое на большие группы-царства. На прошлом уроке мы с вами научились классифицировать царство животных по их групповым признакам, определять их с помощью атласа определителя, аргументировать и делать выводы, приводить примеры.
Проверка домашнего задания.
Работа в парах. - По данным признакам определите группу и напишите ее название.
Перед вами лежат конверты с распечаткой таблицы.
(На каждой парте по одной карточке для 2 учеников.)
В каждой группе необходимо отметить цифрами особенности строения животных.
Группа животных
Особенности строения
Насекомые
Птицы
Звери
Тело покрыто перьями.
Тело покрыто шерстью.
Три части тела: голова, грудь, брюшко.
Два крыла, две ноги
Три пары ног.
Крылья и ноги прикрепляются к груди.
Развиваются из яиц.
Рождают живых детенышей, вскармливают их молоком.
Ответ: Насекомые: - 3,5,6. Птицы: 1,4,7. Звери – 2,8.
- Проверяем ответы учеников. Прочитайте особенности строения и назовите группу животных, к которым эти особенности относятся. Приведите примеры представителей группы.
Фронтальный опрос:
Работа учеников у интерактивной доски с презентацией. (слайды 4-14)
- На какие царства ученые-биологи делят все живое?
- Какая наука изучает растения?
- На какие группы делится царство растений?
- Какая наука изучает животных?
- Перечислите группы животных по их групповым признакам.
- Назовите представителей каждой из групп.
- Приведите примеры животных одной группы, но разных видов.
- Чем похожи и чем отличаются животные разных групп?
- Отгадайте кроссворд:
1. Червь, живущий в водоёме.
2. Группа животных, к которым относятся морские звёзды, морские ежи, морские лилии и морские огурцы.
3. Группа животных, имеющая мягкое тело, которое у многих защищено раковиной.
4. Наука о животных.
5. Группа животных, к которым относятся раки, крабы, креветки.
6. Группа животных, у которых восемь ног.
Самоопределение к деятельности:
Назовите признаки живых организмов, чем они отличаются от неживых. (ответы детей) (слайд 16)
А что необходимо для поддержания жизни, для роста и развития животного? (Питание).
Предположите, на какой главный вопрос мы сегодня должны дать ответ?
(Кто чем питается и кто что ест)
Р: принимать учебную задачу, планировать свои действия в сотрудничестве с учителем для решения задачи;
К: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность;
П: осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать учителя, одноклассников, решая её.
Актуализация знаний. - Что вы уже знаете про животных?
- Какую пользу они приносят?
- Чтобы подтвердить нашу гипотезу, нужна более подробная информация о животных.
- Где мы можем её найти? (В учебнике, в интернете, в энциклопедии, на уроке от учителя) - Что ещё нужно узнать про животных, чтобы информация была в полном объёме? Давайте составим план работы.
План. (Слайд 17)
1. Чем питаются разные виды животных
2. Их приспособления к добыванию пищи
3. Приспособление животных к защите от врагов.
4. Классификация животных по типу питания
5. Зависимость животных друг от друга
6. Зависимость животных от растений
7. Пищевые цепи.
(Учитель открывает на доске заранее написанный план.)
К: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культура речи, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, аргументированно отвечать на вопросы.
П: слушать, извлекая нужную информацию, критически оценивать её, соотносить с имеющимися знаниями, анализировать и делать выводы.
Р: выполнять учебные действия в речевой или умственной форме, контролировать процесс и результат своей деятельности.
Динамическая пауза. (Слайд 18) Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)Вышел зайка погулять. (ходьба на месте)Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)Будем с зайкой мы играть. (руками изображаем над головой уши зайца)Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)Любит зайка поскакать. (прыжки на месте)Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)Хочет лапками стучать. (стучим ладонями по коленям)Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)Будем головой кивать. (киваем головой)Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)Всем пора нам отдыхать. (садимся на корточки)
Л: понимание важности сохранения своего здоровья. Приливы сил, снимает утомляемость. Первичное усвоение новых знаний. Сообщение учителя. (Слайд 19)
- Учёные различают на Земле 4 группы животных по типу питания.
Работа в группах (дифференцированный подход). 1.Задание для первой группы. - Найдите в учебнике, на стр.94 информацию, какие животные относятся к группе растительноядных. Ответы детей. Животные, которые питаются растительной пищей называются растительноядными.
(слайд 20-21)
- Найдите в учебнике, на стр.94 информацию, какие животные относятся к группе насекомоядные. Ответы детей. Животные, которые питаются насекомыми называются насекомоядными. (слайд 22-23)
- Найдите в учебнике, на стр.94 информацию, какие животные относятся к группе хищники. Ответы детей. Животные, которые питаются более крупной добычей, называются хищники. (слайд 24-26)
- Найдите в учебнике, на стр.94 информацию, какие животные относятся к группе всеядные. Ответы детей. Животные, которые и растительную и животную пищу называются всеядными. (слайд 27-28)
Дополнение учителем ответов детей. Приведите примеры животных разных групп.
Хищники: лиса, енот, песец, ласка, паук, морская звезда, стрекоза…
Растительноядные: лось, заяц, карп, сом, улитки, дождевые черви, гусеницы…
Насекомоядные: муравьед, крот, ящерица…
Всеядные: медведь, ворона, галка, белка…
Подведение итогов работы группы. (Слайд 29)
Ответили ли дети на поставленный вопрос? Чьи ответы понравились? 2. Задание для второй группы. - В учебнике Окружающий мир, на стр.95 найдите информацию о пищевых цепях.
Проверка ответов детей. Животные питаются растениями или другими животными, поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.
Дополнение учителем ответов детей.
Учитель: (Слайд 30)
Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания.
Они начинаются с растений. Это первое звено.
Второе звено в пищевой цепи – это животные, которые питаются растениями – растительноядные животные. (Слайд 31)
Третье звено в пищевой цепи это насекомоядные животные или хищники.
Работа в парах:
Перед вами в конвертах лежат чистые листы. Возьмите их и попробуйте составить пищевую цепь из трех звеньев.
Проверка работ, несколько учеников зачитывают свои ответы, приводя примеры и аргументируя свои ответы.
Работа с учебником:
Прочитайте в учебнике на стр. 95 текст о цепях питания.
Фронтальный опрос: (слайды 32-36)
С чего начинается цепь питания? (с растения)
Что идет во втором звене? (растительноядные)
Что в третьем звене? (насекомоядные или хищники)
Ни одно живое существо не хотело бы оказаться жертвой другого животного и поэтому природа позаботилась об их приспособлениях к защите от врагов, так же как и позаботилась о том, чтобы и голодными они не остались. У каждого животного есть свои приспособления.
Работа с учебником:
Задание для 3 группы учеников:
Прочитайте текст на стр. 96 учебника.
Ответы учеников по прочитанному тексту.
Дополнение учителем сообщения о приспособлениях животных.
Работа с презентацией (учитель дополняет ответы учеников наводящими вопросами. (слайды 37-43)
Как приспособились хищники к добыванию пищи? Приведите примеры. (Сова – мягкое оперение делает полёт бесшумным, зоркие и огромные глаза помогают видеть в темноте и т.д.)
Как животные приспособились к выживанию? (У зайца длинные лапы, сильные и быстрые ноги, длинные уши и хороший слух, что помогает ему спастись от хищников. )
Какие животные могут менять свой окрас? (хамелеон, заяц, лиса)
Как приспособились мелкие насекомые? (божьи коровки, муравьи)
Какой особенностью может воспользоваться ящерица, если ее поймают за хвост? (она отбрасывает часть хвоста, который в последующем регенерируется)
Подведение итогов работы группы.
- Чьи ответы понравились?
- Что вы для себя узнали нового?
Динамическая пауза. А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.) И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
К: строить монологическое высказывание, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии, учитывать другие мнения и позицию, уметь договариваться, приходить к общему решению, адекватно использовать средства устной речи
Л: ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; понимание чувств одноклассников, учителей.
П: анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Р: принимать роль в учебном сотрудничестве, адекватно воспринимать оценку своей работы с учителем, товарищами
Подведение итогов:
Слайды (44-46)
- Удалось ли нам ответить на вопросы нашего плана? (удалось)
- На какие группы делят животных в зависимости от их питания?
- Что такое цепь питания? Приведите примеры.
Расскажите на примерах разных видов животных об их приспособленности к добыванию пищи и защите от врагов.
Вывод. Животные бывают растительноядные, насекомоядные, хищники и всеядные.
Животные связаны между собой и с растениями в цепи питания.
У всех животных есть свои особенности в приспособлениях для добычи пищи и защиты от врагов.
Первичная проверка понимания. (Слайд 47 - 48)
- На доске слайд. Восстанови последовательность в пищевой цепи, назови группу к которой относятся животные каждого звена пищевой цепи.
- Покажи неверную пищевую цепь. (Слайд 49)
К: строить монологическое высказывание, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии, учитывать другие мнения и позицию, уметь договариваться, приходить к общему решению, адекватно использовать средства устной речи
Л: ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; понимание чувств одноклассников, учителей.
П: анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Р: принимать роль в учебном сотрудничестве, адекватно воспринимать оценку своей работы с учителем, товарищами
Слайд Рефлексия учебной деятельности. (Слайд 50 – 51)
Тест.
1 Укажи растительноядного зверя.
1) медведь2) лиса3) заяц4) волк
2 Назови группу, к которой можно отнести медведя.
1) хищный2) всеядный3) насекомоядный4) растительноядный
3 Вспомни, что в цепи питания всегда является первым звеном.
1) растительноядные животные2) насекомоядные животные3) хищные животные4) растения
4 Определи, какой группы животных не существует.
1) всеядные2) птицеядные3) насекомоядные4) растительноядные
5 Подумай, о чём предупреждает яркая окраска божьей коровки.
1) о том, что она — хищник2) о том, что она несъедобная3) о том, что она никого не боится4) о том, что она ищет пару
6 Найди неправильную цепь питания.
1) трава — жук — синица2) гриб — белка — ястреб3) медведь — рыба — водоросли4)кора дерева — заяц — лиса
Р: принимать роль в учебном сотрудничестве, адекватно воспринимать оценку своей работы с учителем, товарищами.
Самопроверка. Слайд 52 (Правильные ответы на доске). Ответы: 1-3 , 2-2, 3-4, 4-2, 5-2 ,6-3,
Самооценка работы на уроке.
Кто не допустил ошибок в тесте, активно работал на уроке, отвечал на вопросы, делал выводы и считает, что его работу можно оценить 5? - Кто работал весь урок активно, отвечал на вопросы, делал выводы, но при ответах допустил 1-2 ошибки и считает, что его работу можно оценить 4? - Кто старался, но у него не всё получилось? У всех есть возможность улучшить свой результат на следующих уроках?
Взаимооценка работы на уроке.
Оцените свою работу:
- Ты был активен на уроке?
- Ты был внимателен?
- Какие примеры ты научился решать?
- Что осталось непонятным?
- Что интересного было на уроке?
- Чьи ответы вам понравились? - Кто работал наиболее активно и успешно? Оценка работы учителем. - На уроке все старались, поэтому получили новые знания. - Где эти знания вам могут пригодиться?
Р: уметь соотносить цель и результат.
П: уметь выделить главное, уметь показать результат своей деятельности на уроке, уметь обобщать и повторять полученную информацию, знания
К: уметь формулировать мысли, полученные знания.
Л: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, умение анализировать собственные действия в соответствии с полученным результатом.
Домашнее задание Слайд 53. – Откройте дневники, запишите домашнее задание. Учебник стр. 94-97 подготовь рассказ на выбор Пищевые цепи, Особенности приспособления животных .
У кого из вас возникли вопросы по поводу домашнего задания?
П: построение самостоятельного процесса поиска.
Спасибо за урок. Слайд 54
Самоанализ урока окружающий мир
УМК: Школа России
Раздел: Эта удивительная природа, Кто что ест?
Тип: урок открытия новых знаний. Тема: Кто что ест?
На уроке использованы технологии: информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные, проблемное обучение, тестовые технологии, здоровьесберегающие технологии.
Как средства обучения на уроке организована работа с учебником с.94-97, где авторами представлен изучаемый материал в необходимом объёме. Применение ИКТ позволило активизировать познавательную деятельность учащихся, усилить положительную мотивацию обучения. В ходе урока дети могли видеть и сконцентрировать внимание на презентации, где представлены: тема урока, учебная задача, задания для исследования и сравнения, тестовые задания, вопросы для самоанализа.
В дополнение дети пользовались индивидуальными карточками с тестами для самостоятельной работы.
Как средство повышения активности и интереса к обучению в урок включена работа в парах и работа в группах.
Цель: познакомить учащихся с классификацией животных по типу питания, познакомить с понятием приспособляемость животных и знакомство с моделями пищевых цепей.
Анализ решения поставленных задач.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи формирования следующих блоков УУД:
Предметные: Учащиеся научатся классифицировать животных по типу питания, моделировать цепи питания, обнаруживать признаки приспособляемости животных к добыванию пищи и защите от врагов.
Метапредметные:
Познавательные: Поиск, отбор и структурирование необходимой информации, строить высказывание, производить сравнение, обобщение, классификацию, применять полученные знания, уметь ориентироваться в системе знаний, работать самостоятельно.
Коммуникативные: Умение слышать, слушать и понимать партнера, работать в парах, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, вступать в учебный диалог, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Регулятивные: Определять и формулировать цели урока, принимать и сохранять учебную задачу; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, определять степень успешности своей работы.
Личностные: Формирование мотивации к обучению, целенаправленной познавательной деятельности
Оборудование: картинки с изображением разных животных, кроссворд, таблица разновидности животных, карточки, тесты. Компьютер, презентация по теме, учебник Окружающий мир, 3 класс, автор А.А.Плешаков 2021г.
Вид урока: урок – исследование Использованная литература: Атлас определитель От земли до неба, дополнительный материал о жизни животных из сети интернет.
Предметные задачи: Учащиеся научатся классифицировать животных по типу питания, моделировать цепи питания, обнаруживать признаки приспособляемости животных к добыванию пищи и защите от врагов.
На каких этапах решалась поставленная задача
Решаются на каждом этапе урока
Приёмы и методы
Различать и классифицировать животных по типу питания, моделировать цепи питания, рассказать о признаках приспособляемости животных к добыванию пищи и защите от врагов. объяснять и знать особенности питания животных.
Объём материала
Объём материала оптимальный. Виды заданий разнообразны. Отобранное содержание урока способствовало достижению образовательных целей урока.
Уровень активности и самостоятельности обучающихся
Учащиеся активны, внимательны, работоспособны, высокий уровень самостоятельности.
Результативность затруднений и ошибок
Активная работа, результаты рефлексии позволяют сделать вывод об успешном усвоении темы.
Метапредметные
Познавательные: поиск, отбор и структурирование необходимой информации, строить высказывание, производить сравнение, обобщение, классификацию, применять полученные знания, уметь ориентироваться в системе знаний, работать самостоятельно.
На каких этапах решалась поставленная задача
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность
Приёмы и методы
Определять группы животных по типу их питания, их особенности в приспособлении, связях в цепях питания, обосновывать свое мнение. Работа с информацией из учебника. Использование полученной информации при выполнении учебной задачи. Создание условий для самостоятельной работы.
Объём материала
Объём материала обеспечивает развитие учащихся осуществлять в полной мере, задействовать всех детей.
Уровень активности и самостоятельности
Уровень самостоятельного мышления учащихся класса, их познавательную активность оцениваю дифференцированно: высокая – 60% , средняя – 37%, низкая – 3%
Результативность и анализ затруднений и ошибок
Выявленные затруднения и ошибки отрабатывались благодаря возможности самооценки, взаимоконтроля, созданию ситуации успеха.
Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера, работать в парах, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, вступать в учебный диалог, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
На каких этапах решалась поставленная задача
На этапах определения цели урока, получения нового знания, первичного закрепления, на этапе сверки результата своей деятельности с эталоном решалась поставленная задача
Приёмы и методы
Учащиеся принимают участие в обсуждении проблемы, слушают объяснения одноклассников, выполняют работу в группах, комментируют и оценивают результаты своей работы и других ребят.
Объём материала
На уроке очевидное наличие множества ситуаций, способствующих формированию чувства коллективизма, взаимопомощи, адекватной самооценки.
Уровень активности и самостоятельности
Учащиеся активно включаются в учебный диалог, выполняют правила сотрудничества, вполне самостоятельно договариваются, организуют совместную деятельность.
Результативность и анализ затруднений и ошибок
Учащиеся доброжелательно, уважительно объясняют ошибки, совместно обсуждают пути их исправления.
Регулятивные: определять и формулировать цели урока, принимать и сохранять учебную задачу; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, определять степень успешности своей работы.
На каких этапах решалась поставленная задача
Поставленная задача решалась на этапах: целеполагания, прогнозирования, получения и применения новых знаний, на этапе рефлексии.
Приёмы и методы
Соотнесение изученного и неизученного, сличение способа действия с эталоном, создание ситуаций для проявления способности к волевому усилию, к преодолению препятствий, обсуждение способов действия, организация взаимной проверки, определение успешности своей работы.
Уровень активности и самостоятельности
Учащиеся проявляют высокий уровень активности и самостоятельности при определении и формулировании цели урока, обнаружении и формулировании учебной проблемы урока, соотношении своих действий с целью, исправлении своих ошибок, определении степени успешности своей работы.
Личностные: формирование мотивации к обучению, целенаправленной познавательной деятельности
На каких этапах решалась поставленная задача
Мотивация к учебной деятельности.
Физкультминутки
Оценка качества результатов собственной деятельности
Приёмы и методы
Ситуации сотрудничества с учителем и одноклассниками, осознания своих возможностей в учении, уважения себя и веры в успех. Соблюдение норм педагогической этики и такта, культуры общения учитель – ученик. Сформировать позицию школьника положительного отношения к природе.
Объём материала
Объём материала позволяет максимально обеспечить условия для формирования мотивации к обучению, Целенаправленной учебной деятельности.
Вывод:
- цель урока достигнута;
- поставленные задачи выполнены в полном объеме
- оценка:
- психологическая обстановка на уроке была доброжелательная, комфортная, учащиеся не испытывали физической и психологической перегрузки, благодаря смене видов деятельности и форм работы.
- Условия осуществления учебного процесса соответствуют требованиям СанПиН.