Публикации
тема «Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: тема «Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности»
Автор: Виктория Викторовна Бердникова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: тема «Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности»
Автор: Виктория Викторовна Бердникова
Представлено
на августовскую конференцию
педагогических работников
Благодарненского городского
округа Ставропольского края
28.08.2023 г.
Выступление
тема Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности
воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ Детский сад № 23
Бердникова Виктория Викторовна
Село Алексеевское
Благодарненский городской округ
Ставропольский край
Каждый человек обладает потенциалом двигаться
в естественном положительном направлении.
Каждому педагогу присущи чувство собственной
ценности, достоинства и способность направлять
свою жизнь и двигаться в направлении самоактуализации,
личностного и профессионального роста.
В.Э. Пахальян.
Цель: актуализация развития профессиональной и методической компетентности педагога ДОО.
Задачи:
1.Рассмотреть основные теоретические понятия, связанные с профессиональной компетентностью педагога.
2.Обеспечить обмен опытом работы педагогов по повышению личной профессиональной компетентности.
3.Познакомить педагогов с понятием профессиональная компетентность, видами профессиональной компетентности.
Одним из важнейших направлений деятельности в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется и в Стратегии развития российского образования и в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее процветание.
В связи с этим актуальным является вопрос о повышении профессионального роста педагогов ДОО, повышение требований к современному педагогу и его уровню самообразования. Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагога.
Прежде чем говорить о профессиональной компетентности педагога вспомним, Компетентный человек он какой?. В словаре Сергея Ивановича Ожегова, понятие компетентный определяется как осведомлённый, авторитетный в какой-либо области.
Компетенция - это личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется, как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого-педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.
Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
воспитательно - образовательной;
учебно - методической;
социально - педагогической.
Воспитательно - образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:
- осуществление целостного педагогического процесса;
- создание развивающей среды;
- обеспечение охраны жизни и здоровья детей.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:
- знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;
- умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.
Учебно - методическая деятельность педагога предполагает следующие критерии компетентности:
- планирование воспитательно-образовательной работы;
- проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:
- знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;
- умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
- владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
Хочется отметить, что методическая работа– это систематическая, теоретическая и практическая деятельность педагогов по совершенствованию своего мастерства. Системой оценивания профессиональной компетентности является аттестация педагогических работников.
Образовательная деятельность должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений, а именно:
Исследовательских:умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС, будь то это родительское собрание, занятие или семинар; провести анализ результативности воспитательно - образовательного процесса, умение провести самоанализ своей работы.
Проектировочных: умение разработать конспект проведения воспитательного мероприятия в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей.
Организаторских:умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии; современные подходы к воспитательно- образовательной деятельности;
Коммуникативных:умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;
Конструктивных:умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы реализации образовательного процесса.
Основные формы методической работы, направленные на развитие компетентности педагогов.
-Семинары-практикумы, обучающие вебинары являются наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовки.
- Организацияиндивидуальных и групповыхконсультацийпедагоговсцелью оказания эффективной методической помощи педагогам по вопросам организации образовательного процесса в ДОУ.
- Планирование образовательной работы с детьми (создание рабочей программы педагога).
- Проведение открытых мероприятий. Открытые просмотрыиграют важную роль в системе повышения квалификации педагогов и в образовательном процессе в целом.
- Участие в конкурсах: муниципального, краевого, всероссийского уровнях. Смотр-конкурс - это способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими.
- Мастер-классыс целью повышения профессиональной компетентности педагогов, обмен педагогическим опытом. Изучение передового опыта педагогов позволяет решить целый ряд задач, таких как: целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности, описание взаимосвязанной работы по определенному направлению.
- Самообразование педагогов. Расширение и углубление знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых навыков и умений. Это могут быть сообщества, создание персональных сайтов, страниц в соцсетях.
- Прохождениякурсов повышения квалификациидля педагогических работников. Для организации качественной работы по повышению квалификации педагогов обязательным условием является обратная связь с коллегами, то есть получение информации, связанной с их образовательными потребностями и желаниями.
Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:
- консультативная помощь родителям;
- создание условий для социализации детей;
- защита интересов и прав.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями:
- знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;
- умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
Система профессиональной компетентности педагога дошкольного образования включает в себя совокупность компетенций:
1.Методологическую.
2.Психолого-педагогическую.
3.Коммуникативную.
4.Исследовательскую.
5.Презентационную.
6.Акмеологическую.
7.Икт-компетентность.
8.Эмоциональную
1.Ключевой составляющей методологической компетентности педагога является понимание оснований системно-деятельностного подхода. Сущность деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению целей и задач.
2.Психолого-педагогическая компетентность включает в себя знание педагогом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, их психического развития, методики дошкольного воспитания и умение адекватно выстраивать образовательный маршрут с каждым ребенком на каждом этапе освоения им образовательной программы дошкольного образования.
3.Коммуникативная компетентность заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители и члены семьи, педагоги).
4.Исследовательская компетентность педагога дошкольного образования включает в себя умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса, готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять ее в условиях своего образовательного учреждения, группы.
5.Наличие презентационной компетентности педагога выражается в умении презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайте дошкольного учреждения и т.д.
6.Готовность педагога к профессиональному росту: умение выявлять проблемы образовательной деятельности и определять точки дальнейшего профессионального развития, составляет акмеологическую компетентность педагога.
7.Информатизация образования, в том числе и дошкольного, обострила необходимость наличия у каждого педагога информационно-коммуникационной компетентности, выражающейся в умении владеть и применять информационную продукцию, средства и технологии в образовательном процессе.
8.Эмоциональная компетентность - это важное условие сохранения и укрепления здоровья. Эмоциональная компетентность – это способность осознавать и признавать собственные чувства, а также чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими.
Опираясь на перечисленные основания можно выделить слагаемые успешности педагога:
Главные принципы профессиональной успешности педагогической деятельности: (Педагогам предлагается, раскрыть педагогический замысел принципа)
Принцип фейерверка: Раскрой себя! Все педагоги – звезды: близкие и далекие, большие и маленькие, одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свой путь полета: у одних он длинный, а у других короткий. Главное – желание сиять!
Принцип весов: Найди себя! Твой выбор – твои возможности!
Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельным в мире. Весы–качели символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения.
Принцип рейтинга: Побеждай! Пробуй! Планируй!
У каждого своя программа развития, цели и задачи. Каждый выбирает путь движения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях.
Принцип успеха: Реализуй себя!
Создание ситуации успеха. Главное – почувствовать вкус победы. Педагог – равноправный партнер, учитывающий интересы ребенка, индивидуальные способности и потребности.
Таким образом, мы видим профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности. Именно рост профессиональной и методической компетентности и профессионализма педагога и есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом. Только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение, становится для личности фактором развития.
И закончить своё выступление мне хочется словами:
Творите, развивайтесь! Как нет детей без воображения, так нет педагога без творческих порывов! Творческих Вам успехов!.
на августовскую конференцию
педагогических работников
Благодарненского городского
округа Ставропольского края
28.08.2023 г.
Выступление
тема Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности
воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ Детский сад № 23
Бердникова Виктория Викторовна
Село Алексеевское
Благодарненский городской округ
Ставропольский край
Каждый человек обладает потенциалом двигаться
в естественном положительном направлении.
Каждому педагогу присущи чувство собственной
ценности, достоинства и способность направлять
свою жизнь и двигаться в направлении самоактуализации,
личностного и профессионального роста.
В.Э. Пахальян.
Цель: актуализация развития профессиональной и методической компетентности педагога ДОО.
Задачи:
1.Рассмотреть основные теоретические понятия, связанные с профессиональной компетентностью педагога.
2.Обеспечить обмен опытом работы педагогов по повышению личной профессиональной компетентности.
3.Познакомить педагогов с понятием профессиональная компетентность, видами профессиональной компетентности.
Одним из важнейших направлений деятельности в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется и в Стратегии развития российского образования и в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее процветание.
В связи с этим актуальным является вопрос о повышении профессионального роста педагогов ДОО, повышение требований к современному педагогу и его уровню самообразования. Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагога.
Прежде чем говорить о профессиональной компетентности педагога вспомним, Компетентный человек он какой?. В словаре Сергея Ивановича Ожегова, понятие компетентный определяется как осведомлённый, авторитетный в какой-либо области.
Компетенция - это личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется, как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого-педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.
Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
воспитательно - образовательной;
учебно - методической;
социально - педагогической.
Воспитательно - образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:
- осуществление целостного педагогического процесса;
- создание развивающей среды;
- обеспечение охраны жизни и здоровья детей.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:
- знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;
- умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.
Учебно - методическая деятельность педагога предполагает следующие критерии компетентности:
- планирование воспитательно-образовательной работы;
- проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:
- знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;
- умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
- владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
Хочется отметить, что методическая работа– это систематическая, теоретическая и практическая деятельность педагогов по совершенствованию своего мастерства. Системой оценивания профессиональной компетентности является аттестация педагогических работников.
Образовательная деятельность должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений, а именно:
Исследовательских:умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС, будь то это родительское собрание, занятие или семинар; провести анализ результативности воспитательно - образовательного процесса, умение провести самоанализ своей работы.
Проектировочных: умение разработать конспект проведения воспитательного мероприятия в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей.
Организаторских:умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии; современные подходы к воспитательно- образовательной деятельности;
Коммуникативных:умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;
Конструктивных:умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы реализации образовательного процесса.
Основные формы методической работы, направленные на развитие компетентности педагогов.
-Семинары-практикумы, обучающие вебинары являются наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовки.
- Организацияиндивидуальных и групповыхконсультацийпедагоговсцелью оказания эффективной методической помощи педагогам по вопросам организации образовательного процесса в ДОУ.
- Планирование образовательной работы с детьми (создание рабочей программы педагога).
- Проведение открытых мероприятий. Открытые просмотрыиграют важную роль в системе повышения квалификации педагогов и в образовательном процессе в целом.
- Участие в конкурсах: муниципального, краевого, всероссийского уровнях. Смотр-конкурс - это способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими.
- Мастер-классыс целью повышения профессиональной компетентности педагогов, обмен педагогическим опытом. Изучение передового опыта педагогов позволяет решить целый ряд задач, таких как: целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности, описание взаимосвязанной работы по определенному направлению.
- Самообразование педагогов. Расширение и углубление знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых навыков и умений. Это могут быть сообщества, создание персональных сайтов, страниц в соцсетях.
- Прохождениякурсов повышения квалификациидля педагогических работников. Для организации качественной работы по повышению квалификации педагогов обязательным условием является обратная связь с коллегами, то есть получение информации, связанной с их образовательными потребностями и желаниями.
Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:
- консультативная помощь родителям;
- создание условий для социализации детей;
- защита интересов и прав.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями:
- знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;
- умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
Система профессиональной компетентности педагога дошкольного образования включает в себя совокупность компетенций:
1.Методологическую.
2.Психолого-педагогическую.
3.Коммуникативную.
4.Исследовательскую.
5.Презентационную.
6.Акмеологическую.
7.Икт-компетентность.
8.Эмоциональную
1.Ключевой составляющей методологической компетентности педагога является понимание оснований системно-деятельностного подхода. Сущность деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению целей и задач.
2.Психолого-педагогическая компетентность включает в себя знание педагогом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, их психического развития, методики дошкольного воспитания и умение адекватно выстраивать образовательный маршрут с каждым ребенком на каждом этапе освоения им образовательной программы дошкольного образования.
3.Коммуникативная компетентность заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители и члены семьи, педагоги).
4.Исследовательская компетентность педагога дошкольного образования включает в себя умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса, готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять ее в условиях своего образовательного учреждения, группы.
5.Наличие презентационной компетентности педагога выражается в умении презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайте дошкольного учреждения и т.д.
6.Готовность педагога к профессиональному росту: умение выявлять проблемы образовательной деятельности и определять точки дальнейшего профессионального развития, составляет акмеологическую компетентность педагога.
7.Информатизация образования, в том числе и дошкольного, обострила необходимость наличия у каждого педагога информационно-коммуникационной компетентности, выражающейся в умении владеть и применять информационную продукцию, средства и технологии в образовательном процессе.
8.Эмоциональная компетентность - это важное условие сохранения и укрепления здоровья. Эмоциональная компетентность – это способность осознавать и признавать собственные чувства, а также чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими.
Опираясь на перечисленные основания можно выделить слагаемые успешности педагога:
Главные принципы профессиональной успешности педагогической деятельности: (Педагогам предлагается, раскрыть педагогический замысел принципа)
Принцип фейерверка: Раскрой себя! Все педагоги – звезды: близкие и далекие, большие и маленькие, одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свой путь полета: у одних он длинный, а у других короткий. Главное – желание сиять!
Принцип весов: Найди себя! Твой выбор – твои возможности!
Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельным в мире. Весы–качели символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения.
Принцип рейтинга: Побеждай! Пробуй! Планируй!
У каждого своя программа развития, цели и задачи. Каждый выбирает путь движения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях.
Принцип успеха: Реализуй себя!
Создание ситуации успеха. Главное – почувствовать вкус победы. Педагог – равноправный партнер, учитывающий интересы ребенка, индивидуальные способности и потребности.
Таким образом, мы видим профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности. Именно рост профессиональной и методической компетентности и профессионализма педагога и есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом. Только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение, становится для личности фактором развития.
И закончить своё выступление мне хочется словами:
Творите, развивайтесь! Как нет детей без воображения, так нет педагога без творческих порывов! Творческих Вам успехов!.