Публикации
Доклад "Развитие креативности через нетрадиционные методы рисования у детей дошкольного возраста"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Доклад "Развитие креативности через нетрадиционные методы рисования у детей дошкольного возраста"
Автор: Мельникова Любовь Леонидовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Доклад "Развитие креативности через нетрадиционные методы рисования у детей дошкольного возраста"
Автор: Мельникова Любовь Леонидовна
Развитие креативности через нетрадиционные методы рисования у детей дошкольного возрастаЧто такое креативное мышление? Насколько важно его развитие у детей дошкольного возраста?Современное время требует людей, способных нестандартно мыслить, творческих, способных к росту. Креативность в той или иной степени пригодится в любой сфере деятельности. Креативность, как способность человека к творчеству обеспечивает планомерное развитие, появление новых, прогрессивных идей.Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления. Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи, рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления интересным и увлекательным, помогает находить новые нестандартные решения в стандартных ситуациях.Все мы хотим, чтобы наши дети выросли счастливыми, здоровыми и развитыми. Есть много путей, позволяющих этого достичь. Область, которая затрагивает сразу несколько аспектов развития – это рисование. Рисование – не только увлекательное, но и очень полезное и одно из самых любимых занятий детей.Дошкольный возраст является той «площадкой», с которой ребенок стартует в будущее: или он будет стремиться познавать и преобразовывать мир, или он будет «нетворческим» человеком. Практика показывает, что способность к творчеству может быть развита практически у всех детей с нормальным интеллектом. Как показывают исследования психологов, креативность имеет пик в возрасте от 3-х с половиной до 4-х с половиной лет и впоследствии возрастает только в первые три года обучения. Развитие творчества не происходит само собой, а требует создания определенных условий. Поэтому в развитии творческих способностей детей роль педагога особо значима.В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обучение лучше осуществлять в этом естественном, самом привлекательном для детей виде деятельности. Создание игровых ситуаций, стимулирующих активность детей, побуждающих их к развитию креативности, несомненно, приведет к воспитанию ребенка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем познавательных способностей.Детский рисунок специалисты называют графической речью. В пластической, изобразительной форме детям легче и свободнее передавать свои ощущения, впечатления и размышления об окружающем мире, оно помогает всестороннему развитию личности маленького человека, открывает перед ним удивительный мир творчества. Рисование доставляет детям удовольствие, но для них рисование – это, прежде всего, развитие многих важнейших способностей: координацию движений, сенсорику, мелкую моторику, развитие воображения, фантазии. Развивайте рисование двумя руками, так как это позволяет одномоментно развивать и синхронизировать оба полушария головного мозга, творческого и логического. Так закладываются начало детской одаренности. В характере ребенка, регулярно занимающегося рисованием, постепенно и естественным образом воспитываются такие проявления как: внимание, тщательность, терпение, планирование процесса работы.Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать педагоги для развития воображения детей. Среди них: "перевирание" сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьмиКреативные способы рисования – это не только рисование, но также и игры с красками и различными другими необычными материалами. Сочетание новых техник, использование разных материалов в работе способствуют развитию у дошкольников фантазии, воображения, конструктивных навыков, делают процесс более интересным, а рисунки детей более выразительными и оригинальными. Важно создать радостную и спокойную атмосферу и при подготовке и при проведении занятия. Главное в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.Как же можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. Это обучение детей рисованию в нетрадиционной технике. Вот некоторые из них:· Дорисовывание – самый известный и простой метод развития креативности. Можно использовать любые материалы (гуашь, акварель, восковые мелки). Попробуйте сделать несколько разноцветных клякс и пофантазировать, на что они похожи. Предложите ребенку превратить кляксу в какой либо предмет используя метод дорисовывания. Можно усложнить задание, попросив ребенка дорисовать заранее заготовленные фигуры.· Рисование геометрическими фигурами – исследования показывают, что ограничение выбора может стимулировать творчество. Если специально закрыть часть возможностей, это позволит лучше сосредоточиться на оставшихся или поиске новых. Заданная форма основной фигуры или ограниченное количество цветов, которые можно использовать в работе позволят детям искать новые пути творческого самовыражения. Для усложнения задания, можно предложить нарисовать геометрическими фигурами какой-нибудь знакомый им предмет.· Рисование музыки – это развитие абстрактного мышления, ребенок вынужден думать, как изобразить то, что он не может увидеть. Ребенок учится работать с цветом и символами. Для рисования музыки у самых маленьких можно взять два-три контрастных музыкальных произведения и любую краску (гуашь, акварель). Такие упражнения обучают детей слушать и воспринимать музыку, а так же прислушиваться к своим чувствам и иллюстрировать их при помощи цвета и линии. Кляксография - раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат... Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно - но и полезно: например, в качестве артикуляционной гимнастики. Также рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле).Хочется отметить, что с помощью данного вида рисования хорошо, получается, изображать различные деревья (получаются замысловатые стволы, ветки и т.д.).· Рисование ватными палочками Тычок жесткой полусухой кистью - средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности· Рисование ладошкой - средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.· Скатывание бумаги - средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу· Оттиск смятой бумагой - средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага· Восковые мелки + акварель - средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.· Точечный рисунок - рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же.· Отпечатки листьев - средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.· Поролоновые рисунки - почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.· Разрисовка маленьких камешков - разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.· Метод ниткографии - существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.· Рисование пластиковой вилкой - а еще можно рисовать вилками. Понадобятся бумага, гуашь, вилка и конечно же фантазия. Лучше всего использовать пластиковую вилку, так как она более гибкая и безопасная. Окунаем вилку в гуашь и начинаем прижимать вилку к бумагеРазвивают креативность у дошкольников и разнообразные творческие задания:«Нарисуй своё настроение»«Нарисуй, о чём ты мечтаешь»«Придумай и нарисуй машину будущего»«На что похожа клякса»«Нарисуй, на что похоже твоё имя»«Нарисуй фантастическое животное»«На что это похоже» Это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, гуашью, мелками, цветными карандашами, создать необычные образы. Креативное рисование способствует развитию креативного мышления. Вместо шаблонов порождаются необычные идеи, дети становятся более раскованными, умеют отстоять свое мнение, появляются новые оригинальные способы решения, в первую очередь потому, что дети перестают панически бояться ошибок.Работа по развитию креативных способностей у дошкольников проходит в тесной взаимосвязи с родителями. Можно использовать следующие формы организации взаимодействия с родителями:· Презентация программы с целью ознакомления родителей с проблемой творчества. Задача - рассказать о преимуществе людей, обладающих креативностью, а также представить родителям курс занятий с показом рисунков детей, посещающих занятия ранее.· Тематические консультации, на которых нужно дать квалифицированную помощь в реализации творческих идей и решений, помогать заинтересовать родителей на совместную деятельность со своими детьми.· Анкетирование "Любит ли фантазировать Ваш ребенок?", цель которого - выявить творческие возможности и интересы детей.· Открытые занятия для родителей. Цель - показать родителям специфику занятий, а также продемонстрировать промежуточные результаты деятельности детей.· Смотры - конкурсы. Одна из тем: "Сочиняем сказку вместе". Цель - сблизить детей и родителей, сформировать стойкую мотивацию родителей на совместное творчество с детьми.· Памятки и рекомендации для родителей: "Как развить творческие способности ребенка - дошкольника", "Что такое одаренный ребенок?" и др.· Заключительное занятие совместно с родителями. Цель - подвести итог проделанной работы, продемонстрировать достижения детей в области творческого мышления, воображения и эмоционального мира детей. Педагог имеют уникальную возможность получить обратную связь, впечатления о занятиях.