Публикации методические разработки

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: методические разработки
Автор: Татьяна Геннадьевна Бас

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
АЧИНСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине Основы философии
специальность 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
г. Ачинск, 2023 г.
ОДОБРЕНА
Цикловой методической
Комиссией гуманитарных дисциплин
_____________20_23_ г.
Протокол № __________
Председатель _________Немченко Ю.В.
Составлена в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта по специальности
УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УР
__________Подушко А.А.
_____________20__ г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), входящей в состав укрупненной группы профессий 380000 Экономика и управление.
Организация-разработчик: краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ачинский торгово-экономический техникум.
Разработчики:
Бас Т.Г.- преподаватель истории, обществознания, основ философии.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
условия реализации учебной дисциплины
10
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы философии
1.1.Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина Основы философии относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия,
познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования
культуры гражданина и будущего специалиста;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
В результате освоения учебной дисциплины формируются профессиональные (ПК) и общие (ОК) компетенции:
Код
Формируемые компетенции
Код
Формируемые компетенции
ОК. 01
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК.04
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
ОК.05
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК. 06
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК. 07
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК. 08
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК. 09
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК .10
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ОК.11
Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 36 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Объем образовательной программы
36
в том числе:
теоретическое обучение
30
лабораторные занятия
-
практические занятия
6
самостоятельная работа
-
Промежуточная аттестация в форме: зачета
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы философии
Наименование тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
Объем часов
Осваиваемые элементы компетенций
Тема 1.1.
Философия древности
Содержание учебного материала
10
2
ОК02. –ОК.06.
1.Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия как учение о мире в целом. Мировоззрение. Мифологическое, религиозное и философское мировоззрение. Функции философии. Философия Древней Индии. Веды. Философия Китая: даосизм, конфуцианство.
Античная философия. От мира к Сократу, Платону, Аристотелю. Эллинские философские школы: киников, эпикурейцев, скептиков, стоиков.
Тема 1.2
Развитие западноевропейской философии
Содержание учебного материала
6
ОК04. – ОК.06
.
1.Философия средних веков. Философия и религия. Августин и Фома Аквинский. Спор номиналистов и реалистов в средние века.
2.Философия Возрождения - переход от средних веков к Новому времени. Утверждение антропоцентризма. Понимание человека как творческой личности. Доминирующий аспект философии Возрождения – эстетическое направление.
Спор сенсуалистов и реалистов.
3.Немецкая классическая философия (И.Кант, Ф.Гегель). Основные положения диалектического и исторического материализма. Философия Ф.Ницше.
Тема 1.3.
Развитие русской философии
Содержание учебного материала
1.Рождение русской философии.
2.Философия XVIII века. Религиозная философия ХIХ века. Философия ХХ века
2
ОК.03.-ОК 05.
Тема 2.1.
Онтология
Содержание учебного материала
22
4
ОК03,ОК4.
1.Историко-философская трактовка сущности бытия. Бытие как материальная реальность и единство мира. Основные формы бытия и диалектика их взаимодействия.
2.Соотношение философии, науки и религии, искусства. Мудрость и знание. Основной вопрос философии. Язык философии. Основные категории философии.
Тема 2.2.
Теория познания
Содержание учебного материала
1.Чувственное и рациональное познание. Виды познания. Основные направления в
теории познания. Сенсуалисты и рационалисты.
2.Истина, ложь, заблуждение. Методология научного познания.
4
ОК04-ОК.09
Тема 2.3.
Антропология и социальная
философия
Содержание учебного материала
1.Представления о человеке в философской мысли. Эволюционная теория о происхождении человека. Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе. Сущность человека. Человек, индивид, личность. Философия о происхождении и сущности человека. Различные подходы к смыслу жизни человека.
2.Общество, его сферы. Социальная онтология и гносеология. Общественное бытие и сознание. Различные модели развития общества. Гражданское общество.
4
ОК2. -ОК3
Тема 2.4.
Учения о человеке
Содержание учебного материала
10
1.Теория ценностей. Потребности и интересы человека.2.Витальные и культурные ценности.
3.Счастье как высшее благо.
4.Философия морали. Метаэтика. Происхождение морали.
Нормативная и профессиональная этика.
5.Философия культуры. Культура и цивилизация. Контркультура и массовая культура.
6.Философия науки. Эволюция научного знания. Формы лженауки.
7.Философия техники.
8.Любовь как ценность. Природа и сущность любви.
9. Типология любви. Превратности любви.
10Любовь и семья.
ОК.03. -ОК.06
ОК.02. –ОК.04.
Тема 3.1
Основные направления современной философии
Тема 3.2
Глобальные проблемы цивилизации
Содержание учебного материала
4
2
2
1.Аналитическая философия. Прагматизм. Философия постмодернизма.
2.Феминизм. Философские течения современности: неофрейдизм, феноменология, герменевтика, нео-марксизм, неотомизм.
ОК.03. -ОК.05
1.Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, угроза войны, нищета развивающихся стран. Создание мировой системы хозяйства. Попытка глобального регулирования социальных и экономических основ жизни человечества. 2.Будущее природы человека.
ОК.06
Всего:
36
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических и гуманитарных дисциплин.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен кабинет Истории и Обществознания.
Оснащение кабинета:
Оборудование: Рабочее место преподавателя. Столы студенческие – 15 шт., стулья студенческие – 30 шт., стол компьютерный – 3 шт., шкаф – 2 шт, доска меловая – 1 шт.
Технические средства обучения: персональный компьютер Samsung – 1шт. ,Телевизор
Иные средства обучения: УМК Основы философии
3.2. Информационное обеспечение обучения
Доступ для работы с электронными ресурсами в электронной библиотечной системе и с Интернет-ресурсами обеспечивается в учебном кабинете информационных технологий в профессиональной деятельности, учебном кабинете гуманитарных дисциплин, а также в читальном зале библиотеки техникума.
Основные источники:
1. Горелов А.А.Основы философии, учебное пособие для СПО / А.А. Горелов, Т.А. Горелова. – М.: КноРус, 2021.- 228с
Дополнительные источники:
2. Сычев А.А. Основы философии: [Электронный ресурс]: учебное пособие для СПО / А.А.Сычев. — М.: КноРус, 2022. — 366с. – (ЭБС Book)
Интернет-ресурсы:
3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
[Электронный ресурс] – Режим доступа:
3.3. Общие требования к организации образовательного процесса
В рамках изучения дисциплины используются активные и интерактивные формы проведения занятий: проблемные лекции, работа в малых группах.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
- ориентироваться в наиболее общих
философских проблемах бытия, познания,
ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
- определить значение философии как
отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
- определить соотношение для жизни
человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
- сформулировать представление об истине и смысле жизни.
Знания:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за
сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и
использованием достижений науки, техники и технологий.
Формы контроля обучения:
тестовые задания по соответствующим
темам;
-
работа с учебником, составление таблиц
- подготовка и защита групповых заданий
проектного характера;
- подготовка сообщений.
Методы оценки результатов обучения:
– мониторинг роста творческой
самостоятельности и навыков получения
нового знания каждым обучающимся;
– накопительная оценка.
Баллы (рейтинговой оценки в %)
Оценка зачета
Критерии
61-100
зачтено
Оценка зачтено выставляется студенту, если он знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей. В ответе могут быть допущены неточности или незначительные ошибки, исправленные студентом в ходе ответа на дополнительные вопросы преподавателя.
60 и менее
не зачтено
Оценка не зачтено выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы.
Разработчик:
Преподаватель Бас Т.Г.
HYPER13PAGE HYPER15
11