Публикации Пути формирования функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Пути формирования функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности
Автор: Елена Геннадьевна Гиль

Пути формирования функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельностиАвтор: Гиль Елена Геннадьевна«Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами. Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи». И.Г. Песталоцци. Актуальность статьи состоит в том, что сегодня в образовательной системе важно направлять работу не только сбор и запоминание информации, но и на овладение навыком её применения в повседневной жизни. Доказано, что самые прочные знания и умения это те, которые получают практическим, самостоятельным путем и могут потом применятся в разносторонней практической жизни. Способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро приспосабливаться в ней- это и есть функциональная грамотность. Её основы закладываются в начальной школе. Функциональная грамотность объединяет читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. На уроке обязательно должны быть задания, где нельзя дать определённый ответ, а нужно поразмышлять на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике. Важно научиться читать между строк, уметь находить и извлекать важную и второстепенную информацию, замечать различные взаимосвязи и параллели. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять различные тексты и выполнять простые арифметические действия, Функциональная грамотность, в отличие от элементарной грамотности - это есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.Во внеурочной деятельности существуют разные образовательные педагогические технологии, которые способствуют достижению целей Федерального государственного образовательного стандарта, среди которых:
  • проблемное обучение;
  • проектное обучение;
  • групповые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • проектно-исследовательская деятельность;
  • игровые технологии.
  • Обучение на занятиях должно носить деятельностный характер, применяться продуктивные формы групповой работы направленный на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. Каждому предоставляться возможность для приобретения опыта достижения цели. В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:1) добывать новые знания;2) применять полученные знания на практике;3) оценивать свое знание-незнание;4) тремиться к саморазвитию.Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности:· групповая форма работы;· игровая форма работы;· творческие задания;· тестовые задания;· практическая работа;· ролевые и деловые игры;· исследовательская деятельность.Для того, чтобы быть успешным в обучении, ученик должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять лишнее, проверять достоверность фактов, анализировать, сравнивать, обобщать и – перекладывать на собственный опыт. Сегодня, у сожалению, большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы приобретаем билет смотрим сначала время спектакля, адрес театра – это явная информация. А вот когда мы решаем во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация. Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь в освоении нового вида учебной деятельности, способствует расширению образовательного пространства, создает дополнительные условия для развития обучающихся. Она направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, на достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся не только должны узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Занятия внеурочной деятельностью помогают решать задачи общественно-полезной и досуговой деятельности, эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, это и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.Внеурочная деятельность предоставляет возможность для большого разнообразия организационных форм занятий. Их можно рассматривать в зависимости от их цели. При углубление и расширение знаний, изучении нового предмета, можно использовать такие формы организации, как экскурсии, кружки, секции, “круглые столы”, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования. Дискуссии, конкурсы, лингвистические, литературные, математические викторины - при установление уровня осознанности знаний, динамики их формирования, констатация трудностей применения в необычных учебных ситуациях. Очень нравятся детям такие формы занятий, как пресс-конференции, бенефисы, аукционы, дискуссии, телепередачи, телемосты, диалоги, «живые газеты», устные журналы. И конечно, игровые формы занятий: дидактические и ролевые игры, воображаемые ситуации, творческие импровизации и инсценировки, с учётом психологических особенностей и потребностей детей младшего школьного возраста. На занятиях есть большая возможность проявления индивидуальных интересов и способностей детей, которые свободны в определении своего вклада в общее дело, в реализации творческого подхода при решении поставленных задач. Внеурочные занятия создают возможность более углублённо, детально и сосредоточенно изучать одну и ту же тему, что положительно влияет на успешность результатов. Особое место занимают активные методы обучения. Это работа в парах, группах, мозговой штурм, использование вопросов, обучающийся в роли учителя, каждый учит каждого, обоснование своей позиции, кейс-метод, квесты.Деятельность, направленная на воспитание функциональной грамотности школьников, может быть проведена в разных формах. Эти мероприятия способствуют формированию у обучающихся общих, и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом, ресурсами и их разумным потреблением, формированию успешной личности каждого ученика. Занятия внеурочной деятельностью помогают решать задачи развития функциональной грамотности, эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития учащегося, проблемы нравственно-этического воспитания. Внеурочная деятельность — это и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. У каждого ребенка есть способности и таланты. Наша задача - руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования, способствовать развитию творческих способностей, максимально вовлечь учащихся в процесс познания окружающего мира, способствовать формированию познавательного интереса к предмету. Если в процессе обучения школьников будет использована система, позволяющая развивать творческий потенциал ребёнка, то повысится качество образования выпускников и будет воспитана общественно - активная творческая личность, способная приумножить общественную культуру.Список литературы:1. Козлова М.И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования / М.И. Козлова // Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса. - Петрозаводск, 2020. - с. 116-125.2. Денисова А.А. // Региональное образование: современные тенденции. - 2020. - № 1 (40). - с. 123-126.3. Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы. / Н.Ф.Виноградова // Начальное образование. 2017 № 3.С. 3–7.