Публикации МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
Автор: Макарова Ольга Александровна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА № 5
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Заведующий отделом МБУ ДО ЦДТ № 5,
Макарова Ольга Александровна
город Ульяновск 2023 год
Физкультура превосходна тем, что ведёт здоровье к совершенству.
(пословица)
Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого человека.
По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Таким образом, мы говорим о трёх видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).
Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создаёт условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни.
Здоровье и качество жизни детей признаны основополагающими ценностями системы образования, что нашло своё отражение в Концепции модернизации российского образования.
Инновационная деятельность в этом направлении является значимой и актуальной в свете реализации двух приоритетных национальных проектов – Образование и Здоровье. Такая неформальная интеграция обеспечивается непосредственной причастностью педагогов к решению насущных проблем сохранения и укрепления здоровья школьников.
Цель деятельности педагогических работников – содействие расширению знаний, развитию умений и формированию навыков учащихся, которые помогут им осуществлять ответственное поведение в отношении собственного здоровья и личного благополучия в течение всей жизни.
Педагог современного образовательного учреждения должен выбрать ориентацию на здоровьесберегающую педагогику и на целенаправленное обучение детей здоровью. Такая стратегия базируется на трёх основных принципах:
Обучение здоровью должно быть представлено в рамках официального учебного плана или программы
Обучение здоровью должно проникать в различные виды деятельности образовательного учреждения
Обучение здоровью в конкретном образовательном учреждении должно поддерживаться внешними социальными учреждениями и учреждениями здоровья
Здоровый образ жизни - это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально - психологических ситуаций.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) включает в себя следующие элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, отсутствие вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, рациональное питание, закаливание и т.п.
Оптимальный двигательный режим – важнейшее условие ЗОЖ. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическое воспитание (физическая культура и спорт) выступают как важнейшее средство воспитания.
Физическая культура это деятельность человека, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей. Она развивает организм гармонично и сохраняет отличное физическое состояние на долгие годы. Физкультура является частью общей культуры человека, а также частью культуры общества и представляет собой совокупность - ценностей, знаний и норм, которые используются обществом для развития физических и интеллектуальных способностей человека.
Физические упражнения являются основным средством всех видов физической культуры. Это средство физического совершенствования, преобразования человека, развития его биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. Они, действуя на головной мозг, вызывают чувство бодрости и радости, создают оптимистическое и уравновешенное нервно-психическое состояние. Физкультурой следует заниматься с раннего детства и до глубокой старости.
Задачу повышения двигательной активности современного человека надо считать одной из важнейших социальных задач, обязанностей работников сферы физической культуры, педагогики и медицины. При этом надо иметь в виду, что бытовой двигательной активности недостаточно для формирования полноценного функционального состояния и нормальной жизнедеятельности человека. Восполнить дефицит движений можно только с помощью целенаправленных занятий физической культурой и спортом.
Занятия физическими упражнениями необходимы и доступны всем на протяжении всей жизни, но в разных формах - от лечебной физкультуры до спорта.
Основные задачи занятий: оздоровительные, общеразвивающие и корригирующие. Чем раньше начаты занятия и чем регулярнее они проводятся, тем выше и стабильнее их эффект.
Для обеспечения должного оздоровительного эффекта следует соблюдать следующие основные требования:
Разносторонность. Учет возрастных особенностей. Регулярность. Постепенность. Соблюдение необходимых гигиенических требований.
Центр детского творчества № 5 ведёт активную работу по физическому воспитанию учащихся, привитию им навыков здорового образа жизни. В учреждении реализуется программа Расти здоровым.
Программа рассчитана на реализацию в течение учебного года.
Цель – популяризация здорового образа жизни через создание здоровьесберегающей среды и пропаганду физической культуры.
Задачи:
Образовательные задачи:
формирование системы знаний о здоровье человека и здорового образа жизни;
организация спортивно-оздоровительных и досуговых мероприятий, способствующих проявлению положительных эмоций и укреплению физического и психического здоровья;
обучение методам саморегуляции.
Воспитательные задачи:
формирование привычки здорового образа жизни, безопасного и гигиенически разумного поведения;
воспитание у детей экологической, валеологической культуры и поведения через формирование нравственных, духовных и волевых качеств.
Развивающие задачи:
содействие всестороннему гармоничному развитию личности учащихся;
укрепление здоровья детей за счёт повышения их двигательной активности и гигиенической культуры.
Общие задачи:
разработка и внедрение системы оздоровительных и профилактических мероприятий;
создание условий обучения в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
пропаганда индивидуальной, семейной и общественной ответственности за физическое состояние подрастающего поколения;
мониторинг состояния здоровья учащихся, создание информационного банка о состоянии здоровья учащихся.
Основные направления деятельности по программе Расти здоровым:
Мониторинг психофизического здоровья учащихся
Контроль за соблюдением санитарно – гигиенического режима в учреждении
Профилактика заболеваний и медицинское обслуживание
Физическое воспитание, организация активно-двигательного досуга
Профилактика травматизма
Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек
Работа с родителями
Анализ проведенной работы за год
Большую работу по физическому воспитанию и формированию здорового образа жизни обучающихся проводит физкультурно- спортивный отдел ЦДТ № 5. В 2022-2023 учебном году в отделе работало 13 педагогов дополнительного образования. Было открыто 27 учебных групп, в которых занималось 328 учащихся. Детские объединения работали по 11 направлениям: акробатика, баскетбол, волейбол, историческое фехтование, кик-боксинг, косики-каратэ, оздоровительная аэробика, оздоровительная физкультура, рукопашный бой, спортивные игры, спортивное ориентирование.
Учащиеся спортивных объединений в 2022-2023 учебном году принимали участие в спортивных мероприятиях муниципального, регионального, зонального и Российского уровней.
Участие в спортивных соревнованиях.

мероприятия
кол-во мероприятий
%
1
Российские
4
14
2
зональные
4
14
3
региональные
11
38
4
муниципальные
10
34
Всего
29
Физическое воспитание детей и молодёжи успешно при партнёрском взаимодействии ребёнка, его родителей и педагогов. В объединениях Центра традиционными стали спортивно-оздоровительные мероприятия в рамках Клуба выходного дня.
1. Ежегодно в Ульяновске проводятся массовые спортивные соревнования Лыжня России. П.д.о. Трошков П.С. руководитель объединения Спортивное ориентирование организует выезды обучающихся с родителями (по 40 человек).
2. В объединениях Акробатика (п.д.о. Крайнова А.В.), Баскетбол (п.д.о. Романова Т.Н.), Мозаика (п.д.о. Разина Л.В.) традиционно проводятся мероприятия Папа, мама, я – спортивная семья.
3. Педагоги Центра организуют выходы обучающихся с родителями на рядом стоящий каток спортивного комплекса Старт. Педагог-организатор Климахина Т.А. организовала 5 выходов за зимний период, в которых приняло участие около 180 человек.
4. В майские праздники педагоги Крайнова А.В., Подрез С.В., Трошков П.С. организуют выходы обучающихся с их родителями на природу.
5. Коллектив спортивной аэробики Грация в выходные дни привлекают родителей для занятий бегом в парке Прибрежный, тренируются на верёвочном комплексе, в зимнее время проводят лыжные прогулки на стадионе Заря.
Участники таких мероприятий получают заряд бодрости, здоровья и массу положительных эмоций.
Объединения Центра активно участвуют в городском мероприятии Поезд здоровья. Проводятся лектории Я отказываюсь курить, Соблюдение правил поведения на дорогах, Правила безопасного поведения во внеурочное время в транспорте, на улице, дома, соревнования по общей физической подготовке, Весёлые старты.
В Центре детского творчества № 5 проводятся мероприятия по повышению компетентности педагогических работников в области здоровьесбережения. Проводятся тематические Собрания трудового коллектива с приглашением узких специалистов Поликлиники № 5, санитарного врача санэпидемстанции (ФГУЗГиЭ), на которых компетентные педагоги (Крайнова А.В., Семушина Н.П., Колесниченко Н.Е.) обучают работников приёмам производственной гимнастики, дыхательной гимнастики, методам самооздоровления по методике М.С.Норбекова. В рамках Декады инвалидов (1 неделя декабря) проводится мастер-класс для родителей с обучением их приёмам массажа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Наш Центр творчества расположен рядом со спортивным комплексом Старт и бассейном Юность. Мы с удовольствием пользуемся услугами этих спортивных учреждений. Педагоги физкультурно-спортивного отдела используют территорию стадиона для проведения разминки во время своих занятий. Педагоги Центра Творчества в свободное от работы время во главе со своим директором посещают плавательный бассейн. Оздоровительный летний лагерь на базе нашего Центра включает в план мероприятий еженедельное посещение бассейна отдыхающими детьми.
Таким образом, можно сделать вывод, что физическое воспитание обучающихся является актуальным на современном этапе. Педагоги ЦДТ № 5 работают над решением проблемы сохранения и развития здоровья детей во время их пребывания в Центре творчества. Организация процесса обучения и регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий сохраняет умственную и физическую работоспособность обучающихся; формирует культуру здоровья; способствует реализации целей обучения, развития и воспитания здоровой личности. В Центре детского творчества №5 каждый ребёнок имеет шанс почувствовать себя успешным и здоровым.