Публикации РАЗМЫШЛЕНИЯ И РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ СО СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РАЗМЫШЛЕНИЯ И РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ СО СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
Автор: Тутолмин Александр Викторович

Тутолмин А.В., д.п, проф. каф. ДиНО, Короленковский университет, г. ГлазовРАЗМЫШЛЕНИЯ И РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ СО СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИВ современном мире общечеловеческие ценности (семьи, Отечества, духовности, нравственности, культуры) вероломно разрушаются. Западно-европейское направление развития цивилизации характеризуется такими суррогатами современных ценностей, таких как толерантность, ЛГБТ-распущенность, американская исключительность. При этом, новая западная культура навязывается всему остальному миру. Целенаправленно, в течение многих лет, западными идеологами и власть имущими, сочинялись императивы международного права и некие правила для манипуляции сознанием и цивилизационным развитием, так называемых, развивающихся «стран третьего мира». Колониальные амбиции западной цивилизации безграничны. Они простираются на весь мир. Одно только перечисление регалий монархов и правителей Великобритании, Франции и США, свидетельствуют об их «величии», претензиях на мировое господство.Из истории развития цивилизаций известно, сто разные страны и народности в течение многих столетий образовывали свою самобытную культуру. Часто регулятором их социального устройства выступала та или иная религия. Религиозные постулаты традиционных религий отличаются гуманистической направленностью. Например, христианские заповеди выступают для верующих «школой жизни».Светское общество имеет свои правила жизни, но во многом они созвучны с религиозными. Провозглашают их руководители стран, государств, континентов. Государственный аппарат оформляет идеологию развития общечеловеческих отношений в виде законов, правовых актов.Со временем образовалось мировое сообщество, в котором основным регулятивом международных отношений и стали выступать общечеловеческие ценности. Однако, ни одна цивилизация не обходилась без войн, крестовых походов, борьбы угнетённых народов за независимость, равенство, братство.Для оправдания колониальных захватнических целей, воинствующие элиты отдельных государств, пытались поработить, подчинить племена, народности, государства, оправдывая эти свои деяния благими идеями о новой цивилизации. И каждый новый «правитель мира», будь-то Александр Македонский (Великий), Чингисхан, Наполеон, желая порабощённым народам более цивилизованную жизнь, чем прежде, правда лишь для своих сподвижников и своей нации, не столько способствовали цивилизационному развитию, сколько наносили непоправимый вред. Но исчезли с лица Земли целые цивилизации, не стало, ни Александра, ни Золотой Орды. О Наполеоне знают как об искусном полководце.Здесь, следует поговорить о философско-аксиологическом подходе к изучению социодинамики цивилизационного развития: от варварства – до современного информационного общества. Философы выделяют разные подходы к истории развития человечества. Так, эволюционное развитие традиционных цивилизаций характеризуется устоявшимся жизненным укладом, ориентированным на медленные изменения в самых разных сферах.Философские дискурсы о перспективах цивилизационного развития современного человечества, трансформированного в глобальное цифровое пространство ратуют за гармонию техногенного и космогенного векторов.Само понятие цивилизация объективно обусловлено культурой – определённой совокупностью материальных и духовных ценностей и потребностей. Вот этот тезис о потребностях, на наш взгляд, и является краеугольным камнем преткновения в достижении всеобщего благоденствия на земле.Нынешнее поколение вступило в век потребления. Подавляющее большинство современных людей с жизненной, производственной необходимостью и превеликим удовольствием становятся пользователями компьютерной, теле-радио-видео аппаратуры, нейросетей и т.д. Мы безрассудно пользуемся, если не сказать – нещадно эксплуатируем Природу. Так, некогда объявивший себя «золотым миллиардом» Запад продолжает хищнически выкачивать из стран «остального мира» природные и иные, в том числе и человеческие ресурсы. Провозглашённая Е.М. Примаковым идея о многополярном мире [1] с большим трудом пробивает себе путь через частокол Западных санкций, свержения неугодных правителей суверенных государств, вероломных нападений и бомбардировок по мирным людям в «недемократических странах», прямой военной интервенции. А где это не удаётся, Евросоюз и США, военный блок «НАТО», объявляют так называемую «холодную войну», неминуемо перерастающую в войну настоящую, развязывая «чужими руками» локальные, региональные конфликты, всемерно накачивая террористические организации самым современным вооружением.Спрашивается, кому это нужно? Кому выгодно? И «вообще, кто они такие»? Пожалуй, лучше всех на этот вопрос ответил В.В. Путин. «Хочу, чтобы меня услышали киевские власти и их реальные хозяева на Западе: люди в ДНР, ЛНР, Херсоне и Запорожье становятся нашими гражданами. Навсегда» [2].Другой вопрос: За что воюем мы? И здесь, вольно или невольно, разговор заходит о ценностях, которые являются священными для народа, страны, каждого гражданина. Размышления по этому поводу приводят нас к фундаментальному научному положению-аксиоме о преемственности. Диалектический закон о всеобщей связи (а от себя добавим – и в органическом единстве) явлений окружающего мира – вот что может спасти мир!Поясним данное утверждение следующими аргументами и фактами. Закономерен путь развития человека, триггерно повторяющий путь многовекового развития человечества, метко сформулированный классиками философской мысли: От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Известно, что первочеловека отличало чувственное познание мира. Затем человечество поднялось на уровень рационального познания, а в настоящее время мир познаётся человеком технократически, т.е. с помощью искусственного интеллекта.Отрыв от «первой природы» (В.Д. Шадриков) [3] ведёт к выхолащиванию из человека человеческого – он теряет культуру взаимодействия с окружающим его «миром вещей и людей». Нужны факты? Извольте! Они налицо. Мы уже упоминали о том, что современный цивилизованный человек поколения Z, беспощадно губит Природу, в угоду неуёмным аппетитам людей, к потреблению «даров природы». В современном мире правит бесовщина: Запад, тот самый цивилизованный Запад, скатился к настоящему варварству, где процветают нетрадиционные ориентации, рушатся фундаментальные, обеспечивающие связь поколений отношения «отцов и детей». Для современной молодёжи главным авторитетом стал Internet, процветает уход в виртуальный мир. А реальный мир рушится на глазах: межнациональные конфликты, спецоперации, войны идут повсеместно. Человечество теряет инстинкт самосохранения. Ядерную войну начинают воспринимать обыденно. Куда уж хуже? Некуда!Вспоминается мудрая мысль: Все дороги ведут в храм». И ведь верно. Во все времена все традиционные религии с разных сторон поднимают дух верующих, паствы к Универсальной гармонии чувств, мыслей, поступков и к созидательной гуманистической деятельности. И в то же время, каждая из них самоутверждается за счёт вражды с другими религиями, бескомпромиссной борьбы за свою паству, подчинение и переориентацию мировоззрения целых народов в свою веру.Так было всегда: Исуса Христа распяли, опасаясь, что народ (Иудеи) проникнется проповедями христианства. В Европе правил католицизм и его насаждение повсюду неизбежно привело к появлению «протестантов».История знает много примеров исчезновения целых цивилизаций по самым разным причинам. Но доминирующим фактором являлось стремление человечества к новой цивилизации и культуре варварскими способами – разрушения достигнутого уровня цивилизации для того, чтобы отстроить «новый мир».Даже поверхностный экскурс в историю цивилизационного развития свидетельствует о наличии закономерности: становлению, расцвету культуры в одном государстве, стране, вдруг, неизбежно рушится и исчезает вследствие появления новых (других) направлений, например, Англо-Саксонской, Османской, Афро-американской, восточной и др. культур. Русский мир тоже создавался не на пустом месте. В настоящее время он противостоит Западному миру, всеми силами стремящемуся удержаться в форватере цивилизационного развития, пытающегося при этом столкнуть ненавистный ему Русский мир со своего направления, вектора цивилизационного развития.Всё настойчивее заявляет о себе арабо-мусульманская культура. Индо-китайский мир утверждается не за счёт воинствующих претензий на какое-либо господство, а путём неуклонного экономического роста и благоговейное отношение к своей многовековой культуре. Мудрая политика этих государств, (как и нашего – Российского), направлена на мирное сосуществование народов и государств во всём мире. Тем не менее, и эти многонаселённые страны, постоянно находятся на грани межнациональных конфликтов. Корень зла состоит в твёрдой решимости отстаивать свои национальные ценности.Таким образом, калейдоскопичность цивилизационных векторов развития у разных стран и народностей заключается в своеобразии ценностей, которые выступают регуляторами расцвета или упадка культуры и возвращение к «цивилизованному варварству».Возникает вопрос: Нужно ли вникать во всё разнообразие мировых культур и следует ли «обогащать» собственную многовековую культуру нашей страны «суррогатами», так называемой, западно-европейской культуры. Ответ однозначный: Да, нужно! Нужно хорошо разбираться в идеологических концептах современных векторов цивилизационного развития. Нужно для того, чтобы «центробежная сила инновационной западно-европейской (англо-саксонской) толерантной культуры» не унесло нас, представителей Русского мира в пучину мракобесия и международных распрей, вместо мирного сосуществования.Поэтому, кратко резюмируем рассмотренные нами аспекты цивилизационного развития человечества.На смену однополярному миру приходит многополярный мир (Е.М. Примаков), Этот мир, при всём своём многообразии стремится к суверенитету, но при этом не навязывает свои национальные ценности культуры другим народам.Русский мир, отстаивая на протяжении многих лет своё суверенное право на самобытный цивилизационный путь развития, выступает за «право наций на самоопределение», международное сотрудничество, универсальные общечеловеческие ценности.Литература
  • Вызовы и альтернативы многополярного мира: роль России. — М.: Издательство Московского университета, 2014. — 320 с. (Библиотека факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова).
  • Путин: Телеканал 360. 30 сен. 2022.
  • Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. М.; Издательская корпорация "Логос", 1996. 320 с.