Публикации «Применение современных педагогических технологий на уроках танцевального цикла и при работе над сценическим номером»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Применение современных педагогических технологий на уроках танцевального цикла и при работе над сценическим номером»
Автор: Копликова Виктория Александровна преподаватель хореографии

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования г. МурманскаДетская школа искусств № 2города МурманскаМетодическая разработка«Применение современных педагогических технологий на уроках танцевального цикла и при работе над сценическим номером»Автор:Копликова Виктория АлександровнаПреподаватель хореографииг. Мурманск, 2023Введение.Актуальность темы методической работы: педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются: - цели обучении;- содержание обучения; - средства педагогического воздействия;- организация учебного процесса;- результат деятельности; Из большого разнообразия технологий можно выбрать несколько, наиболее применимых к хореографии для наиболее эффективного получения результата при обучении детей танцевальной лексике.Цель настоящего пособия – помочь педагогам-хореографам, руководителям хореографических ансамблей в организации работы с детьми в образовательных учреждениях и учреждениях детского творчества на уроках танцевального цикла («Ритмика», «Народно-сценический танец», «Классический танец» и т.д.). Данная работа построена на многолетнем опыте преподавания хореографии в ДШИ и в дальнейшем в филиале Нахимовского военно-морского училища.Задачи:Обучающие:- приобщить учащихся к танцевальной культуре разных народов; - обучить азам танцевальной техники;- познакомить с культурой поведения в танце; - сформировать умение танцевать в группе; Развивающие:- Расширить представления о культуре разных народов;- работать над развитием артистизма;- вырабатывать выносливость;- развивать зрительную память, координацию;Воспитательные:- развивать дисциплинированность;- формировать такие волевые качества как упорство, настойчивость, умение доводить дело до конца.Раздел 1. «Применение современных педагогических технологий на предметах танцевального цикла».1.1. Игровые технологии.На начальном этапе обучения младших школьников танцевальному искусству применяются игровые технологии. Игровая форма занятий выступает как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. В первую очередь игры разделяются по виду деятельности: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные). Постоянное их чередование, создает на уроке ощущение легкости задания. Тот, кто быстрее, гибче, ловчее - легче справляется с подвижными играми, а кто похитрее и посмышленее, тому больше везет в играх интеллектуальных. В конце урока автор обязательно отводит время для обсуждения игрового процесса. Учащиеся анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой модели и реальности, а также, ход учебно-игрового взаимодействия. В результате с урока все уходят довольными. А это главное. Игру как метод обучения можно использовать с первых уроков хореографии, для развития чувства ритма, пластики, эмоционального раскрытия, координации движений и т.д. В старших классах - для стимуляции учебного процесса.Игра № 1. К примеру, на уроке «Народно-сценического танца», у обучающихся не получается какой-то сложный элемент. Необходимо отвлечь детей, дать им встряхнуться. И тут нам на помощь приходит любимый «перепляс»: у одной группы детей превосходно получается вращение, а другой группе больше удаются дроби. Берем подходящую музыку и устраиваем соревнования. Выполняем поочередно группами то дроби, то вращения, темп увеличивается. И так пока кто-то из группы не ошибется. После этого возвращаемся к тому самому элементу, который никак не удавался, и вот он счастливый момент – «высота взята».Игра № 2. В разных углах зала выстраиваем детей разными рисунками и под заданную музыку начинаем передвижение этими рисунками в разных направлениях: по часовой стрелке, против ч.с., по диагоналям и т.д. При этом необходимо пристально следить, чтобы рисунок дети сохраняли, двигались четко и слаженно и разворачивались по заданной траектории. Выигрывает команда, в которой ни один участник, ни разу не ошибся.Игра №3. Дети становятся в круг. Концертмейстер обозначает музыкальную фразу (например, 16 тактов), на протяжении которой ребенок должен определенным шагом, заданным педагогом, либо учащийся сам выбирает, какой шаг будет использовать, обойти круг и встать на свое место с последней музыкальной нотой (не раньше и не позже, а именно с последней нотой)). Затем вступает следующий участник и т.д. В конце дети вместе с педагогом выбирают лучшего учащегося, разбирают ошибки и повторяют упражнение снова до тех пор, пока с ним не справятся все ученики. В процессе упражнения можно менять темп, направление движения, ширину круга. Это учит детей прислушиваться к музыке и четко распределять ее на количество движений, а также заставляет думать над тем, как выполнить тот или иной шаг: пошире или поуже, в зависимости от того какова площадь круга. Дети прочно и с удовольствием усваивают знания, полученные игровым методом. Значение игры невозможно переоценить. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель человеческих отношений. 1.2. Модульно-блочная система обучения.Применение модульно-блочной системы в обучении танцу дает возможность сделать учебный процесс интересным и доступным для детей, позволяет им быстро овладевать навыками народно-сценического, классического танца, изучить предлагаемый материал в относительно короткие сроки и с хорошим качеством. Автор подробно рассказывает о применении этой технологии в разделе «Использование педагогических технологий в работе над сценическим номером».1.3. Групповые технологии.При работе с детьми на предметах танцевального цикла автор постоянно прибегает к разделению детей на группы. Во-первых – это позволяет выделить «отстающих» на начальном этапе. Когда дети выполняют урок большой группой, они часто не признаются, что не поняли задание, прячутся за спины более способных учеников и позволяют себе выполнять задания «в пол ноги». Когда же они выступают в составе «двойки» или «тройки», то тут уже не спрячешься, кроме того, обостряется чувство ответственности. Обидно ведь, если два твоих товарища из-за тебя будут бледно выглядеть на фоне других групп. То есть приходит понимание, что лучше не скрывать, если вдруг что-то не понятно, а попросить еще раз объяснить или показать в индивидуальном порядке. В этом нет ничего страшного, пусть вы потратите на этот элемент чуть больше времени, чем запланировали, зато в дальнейшем эта проблема уже не возникнет. Таким образом, между педагогом и учениками складываются очень доверительные отношения. Поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. При групповой форме работы, между обучающимися, возникает взаимопомощь. Пока педагог работает с одной группой, другие в этот момент анализируют ошибки, отрабатываю какие-то элементы со своими товарищами. Это очень сплачивает коллектив. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, закрепляются.1.4. Здоровьесберегающие технологии.Здоровьесберегающие технологии объединяют народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения. Танец, ритмика, как движение жизни, помогают детям в улучшении умственного и физического здоровья. Прежде всего, следует не перегружать учебный процесс сложными элементами – это главное. Необходимо вводить их дозировано, чтобы у обучающихся не сложилось впечатление, что материал очень трудный и выполнить его невозможно. На уроках они должны быть спокойны, и уверенны в своих силах. Задача педагога вселить в них эту уверенность. Не секрет, что погода очень влияет на психофизическое состояние ребенка. В плохую погоду не следует давать детям сложный материал, требовать выполнения упражнений в быстром темпе, и разучивать вращения. Иногда неплохо отступить от плана и включить в урок блок партерной гимнастики, даже в старших классах. Это очень хорошо снимает напряжение. К концу урока ребенок выглядит отдохнувшим, хотя при этом физически отлично поработал.1.5. Информационно-компьютерные технологии (ИКТ).Информационные технологии уверенно заняли свои позиции во всех отраслях науки и образования.Появление компьютера позволило перейти к подготовке и показу иллюстративного материала в виде презентации, которая сочетает все необходимые моменты по организации качественного сопровождения выступления, включая звук, видео и анимацию.Использование компьютера, позволяет педагогу более тщательно отобрать визуальный материал. Просмотр готовых обучающих компакт дисков расширяет кругозор учеников, помогает наглядно соприкоснуться с миром искусства.На беседах об истории хореографического искусства следует использовать диски с записями хореографических номеров и документальных фильмов о выдающихся танцовщиках прошлых лет и современности. Это значительно повышает интерес воспитанников к истории балета, способствует их стремлению к успешному овладению предметом хореографии, самосовершенствованию. Просмотр видеоматериалов по народному танцу в исполнении профессиональных ансамблей позволяют познакомиться с культурой и фольклором различных народов мира (способствует воспитанию толерантности). Постоянное ведение видеосъемки занятий – позволит увидеть ошибки в исполнении танцевальных движений, понять и устранить их. Запись концертных номеров с последующим обсуждением дает детям возможность увидеть себя со стороны во время исполнения танцевального номера, формирует правильное отношение на критические замечания педагога и сверстников, позволяет формировать адекватную самооценку.Раздел 2. «Использование педагогических технологий при работе над сценическим номером».В учебных профильных заведениях нас учат многому: хореографическим дисциплинам, общеобразовательным предметам, но почему-то забывают про очень важный аспект работы хореографа - репетиторской деятельности, а именно она занимает большую часть времени работы над номером. Эта сфера деятельности имеет свои секреты и особенности. Только в больших театрах и больших профессиональных коллективах можно встретить целый штат балетмейстеров, репетиторов и танцмейстеров высокой квалификации: одни из которых работают только с солистами, другие – с кордебалетом, третьи лишь с народно-характерными танцовщиками, четвёртые специализируются в области современной хореографии. Но в небольших хореографических коллективах имеется один единственный штатный балетмейстер, который является и сочинителем, и постановщиком, и репетитором, и художественным руководителем в одном лице. Балетмейстер-постановщик – это тот, кто ставит артистам уже сочинённые произведения.Репетитор – это тот, кто репетирует сочинённый и поставленный спектакль или отдельный танец. Часто занимается возобновлением старых танцевальных номеров, вводом в них новых исполнителей, в его обязанности входит работа по показу и отделке танцев, как сольных, так и массовых. Молодые педагоги часто грешат тем, что как-то сразу делят для себя детей на: способных и неспособных. Нельзя так категорично судить, необходимо к детям присматриваться и искать подходы. Педагог должен работать над тем, чтобы в группе танцевали все дети. Конечно, есть более способные, даже талантливые, но есть дети, которые не выполняют все исключительно хорошо, но на довольно неплохом уровне, а главное с душой и с удовольствием. Так зачем же лишать ребенка этой радости, этого удовольствия выходить на сцену, радовать своим творчеством родных и близких. Не все приходят к нам в класс для того, чтобы быть выдающимися, не всем это позволяют данные, физиология и так далее. Но они работают, и довольно серьезно, до седьмого пота. И вот тут задача педагога выстроить репетиционную работу над номером так, чтобы ребенок обязательно освоил материал, дотянул до общего уровня и был наравне со всеми. И, кстати говоря, именно из середнячков зачастую вырастают замечательные солисты. Ребенок может быть недостаточно техничным, но весьма харизматичным, и может так заполнить сценическое пространство своим обаянием, что с большим удовольствием простишь ему какие-то неточности в движениях рук и ног. Если определенная группа детей не поспевает за большинством, то в этом виноваты не они, а педагог. Значит надо понять причину этого явления, и так выстроить репетиционный процесс, чтобы она растворилась сама собой (см. раздел 1.3. Групповые технологии).Начиная работу над сценическим номером, в первую очередь необходимо определиться: в каком жанре вы хотели бы поработать на данном этапе. Классический это будет танец, народно-сценический, либо современный и найти соответствующий музыкальный материал. К нему очень много требований. Фонограмма должна быть хорошего качества, неоднообразна, чтобы была возможность подвести под нее сюжетную канву. Кроме того, она должна очень нравиться детям, потому что в процессе постановки и отработки номера им придется прослушивать ее огромное количество раз. Если музыка пришлась детям по душе и у них возникает непроизвольное желание под нее двигаться – это и есть самая сильная мотивация ребенка разучивать этот номер. Но зачастую бывает, что именно готовый сюжет диктует требования к музыкальному материалу. Если это так, то здесь необходимо руководствоваться следующими принципами: - музыка должна очень четко соответствовать концепции сюжета. Т.е. если это патриотический номер, то и музыка должна быть подобающей, если лирический, то и в музыке должна четко прослеживаться тема лирики. Стоить помнить, что все люди очень разные и музыку воспринимают по-разному. Одно и то же музыкальное произведение, может у кого-то вызывать бурю эмоций, а у кого-то ровным счетом никаких ощущений. А детская и юношеская аудитория еще более взыскательна на этот счет. - Музыка для сценического номера должна быть абсолютно доступной для детского восприятия и легко ложиться на слух. Особенно сильные по своей эмоциональной окраске музыкальные фрагменты должны максимально четко соответствовать танцевальным движениям. Тогда ваш замысел будет совершенно понятен детям и заставит их проникнуться вашей идеей. На этом этапе педагогу очень полезно посоветоваться со своим концертмейстером, если концертмейстера нет, обратитесь к грамотному музыканту, мнению которого вы доверяете. Если ваши взгляды на музыкальный материал совпали, приступайте к работе. Иногда в номере используются темы из нескольких произведений, подчас совершенно разных, в этом случае необходимо уделить пристальное внимание таким аспектам как: тональность этих произведений, законченность музыкальных фраз, а также их длительность. Выбрали музыку. Ненавязчиво предлагаем детям выполнить под нее несколько движений, чтобы понять нравится ли она детям. Если номер народно-сценический, то необходимо как можно больше рассказать детям о той народности, танец которой вы собираетесь поставить. Рассказать где проживает этот народ, в каких климатических условиях, что влияло на его культуру, может быть, танцевальные движения перекликаются с танцевальными традициями других народов, почему это произошло, вследствие каких причин, и т.д. Ещё Н.В. Гоголь в своих « Петербургских записках 1836 года» писал: «Посмотрите, народные танцы являются в разных уголках мира: испанец пляшет не так, как швейцарец, шотландец, как теньеровский немец, русский не так, как француз, как азиатец. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец. Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн. У одного танец бешенный, разгульный, у другого спокойный. У одного, напряжённый, тяжёлый, у другого лёгкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своём танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах; народ климата пламенного оставил в своём национальном танце ту же негу, страсть и ревность». Затем необходимо как можно больше рассказать о национальном костюме этого народа подробно разбирая каждую деталь одежды, и правильно ее называя. (На этом этапе очень помогают ИКТ). Это еще больше укрепляет интерес ребенка к постановке. Сейчас с помощью интернета очень легко и наглядно показать некоторые образцы национальных костюмов. Рассказывая, о том, как одевались люди этой народности вы тем самым, поясняете детям, почему именно так, а не иначе танцевал этот народ, объясняете, что именно одежда диктовала во многом традиции танцевальной культуры. Зачастую дети, увидев национальный костюм, во всей его красе загораются еще большим желанием осваивать этот материал, и все эти факторы, в общем, влияют на успех номера. Если детей что называется, проняло, рассказываем сюжет. Иногда дети предлагают свои версии и довольно неплохие.Начинаем проучивать движения танца, причем, начинать лучше с самых сложных движений (модульно-блочная технология). Если даже у ребенка сначала что-то не получается, и он опускает руки, то видя, что остальные движения вполне выполнимы воодушевляется, и с новыми силами возвращается к сложному элементу и в результате осваивает его. На этом этапе очень важно выполнять движения под разную музыку. Например, если это «Лезгинка», «Коломыйка» или «Мазурка», то хорошо бы применить все темы, которые предложит вам ваш концертмейстер либо имеются в вашей фонотеке. Это учит детей в дальнейшем безошибочно определять, к какой национальности принадлежит та или иная мелодия. Затем, мы отдельные движения, складываем в комбинации. Проучиваем их именно под ту музыку, на которую они приходятся в танце (в фонограмме).Начало урока проходит под фортепиано (если есть концертмейстер), постепенно темп подводится к тому, который на фонограмме. И заканчиваем уже репетицией под фонограмму.Заключение.И, в заключении, автор хотела бы предложить несколько очень действенных игровых приемов, которые предназначены для того, чтобы успешно бороться, с так называемым, «топографическим кретинизмом», и помогают довести сценический номер до полной готовности. Итак, вы все выучили, отрепетировали, и вам уже кажется, что номер готов, но тут начинается самое интересное, вы разворачиваете детей в другую плоскость зала, и номер исчезает. Дети путаются, не могут определить свое местоположение. Чтобы этого не случилось на сцене, попробуйте проделать следующее: Прием № 1. Разверните детей спиной к зеркалам и протанцуйте полностью весь танец. Сделайте так минимум четыре раза, каждый раз меняя плоскость. Прием № 2. Следующее упражнение: исполнители танцуют весь номер под счет педагога в темпе фонограммы без музыки. Каждый раз, меняя плоскость зала; Прием № 3. Танцуем от начала до конца весь номер без счета, т.е. - дети, считают про себя и ориентируются друг на друга. Педагог только задает старт. Каждый раз, меняя плоскость зала;Прием № 4. Заключительный этап: номер начинается под фонограмму, убирается звук, а дети продолжают танцевать, ближе к концу номера педагог снова включается звук и в результате музыка и исполнители должны совпасть;Теперь постарайтесь покинуть привычную площадку, и переместится, например, в спортзал и проделать все эти упражнения на совершенно новой площадке без зеркал;Пусть вы потратите на это два или даже три дня, но это обязательно принесет свои плоды на сцене. Ваших воспитанников уже ничто не испугает. Они будут выглядеть спокойно и уверенно на любом конкурсе и концерте.Список литературы:1. Бахрушин Ю.В. История русского балета / Ю.В. Бахрушин. – М.: Просвещение, 2004. – 279 с. 2. Васильева–Рождественская М.В. Историко-бытовой танец: учебное пособие для вузов / М.В. Васильева-Рождественская. – М.: Искусство, 2002. – 389 с.3. Воронина И.А. Историко-бытовой танец / И.А. Воронина. - М.: Искусство, 2007. – 128 с.4. Гоголь Н.В. Петербургские записки 1836 года // Собрание сочинений: в 8 т. - М.: Правда, 1984. - Т.7: статьи 1831-1847, 168-180 с.5. Грушевицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре: учебное пособие для студентов средних и высших учебных заведений / Т.Г. Грушевицкая, М.А. Гузик, А.Л. Садохин. - М.: Академия, 2001. - 408 с.6. Есаулов И.Г. Хореодраматургия. Искусство балетмейстера: учебник для вузов / И.Г. Есаулов. – Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2003. – 320 с.7. Захаров Р.В. Сочинение танца: страницы педагогического опыта: учебник для вузов / Р.В. Захаров. – М.: Искусство, 2005. – 250 с.8. Ивановский Н.П. Бальный танец XVI-XIX веков / Н.П. Ивановский. – Калининград: Янтарный сказ, 2004. – 208 с. 9. Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма: учебник для вузов / Ф.Ф. Комиссаржевский. – Минск: Современная литература, 2007. – 494 с.10. Красовская В.М. Русский балетный театр начала XX века / В.М. Красовская. – М.: Просвещение, 2005. –454с11. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века) / Ю.М. Лотман. - СПб.: Азбука, 2014. - 540, [2] с. - (Культурный код).