Публикации Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста.
Автор: Наталья Михайловна КурлыкинаС еверьянова Александра Генадьевна

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста. Музыкальный руководитель Северьянова А.Г.,ВоспитательКурлыкина Н.М. МБДОУ ДС №10 «Мозаика» Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим его людям, природе и самому себе. Поэтому педагоги должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. Наряду с образовательными и воспитательными задачами, необходимо решать и оздоровительные, такие, как: 1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье. 2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка. 3. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям). 4. Формировать правильную осанку, гигиенические навыки. Музыкально-оздоровительная работа в дошкольном учреждении – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка. Применение здоровьесберегающих технологий варьируется на каждом занятии, в зависимости от задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности. Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на занятиях следующих здоровьесберегающих технологий: - Дыхательная гимнастика – повышает показатели диагностики дыхательной системы, развивает певческие способности, играет важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани. Мы не сразу выполняем целый комплекс упражнений на первых занятиях, а выбираем несколько самых интересных для детей. Так у них не появляется ощущение, что гимнастика – это скучное и утомительное мероприятие. На первом занятии мы знакомим детей с первыми тремя упражнениями. Со временем дополняем их другими упражнениями из комплекса. - Артикуляционная гимнастика – вырабатывает качественные, полноценные движения органов артикуляции, способствует формированию правильного произношения фонем. Выполняя упражнения артикуляционной гимнастики, дети тренируют мышцы речевого аппарата, они уверенно ориентируются в пространстве, имитируют движения животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. - Игровой массаж повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. В процессе общения важную роль играют глаза, поэтому мы стараемся, чтобы во время проведения игрового массажа взгляд детей как можно чаще встречался с нашим. Упражнения игрового массажа веселят детей, улучшают настроение. Особенно нравятся детям упражнения с игрушками и посторонними предметами. При этом мы всегда используем стихотворное или музыкальное сопровождение. - Пальчиковые игры – развивают речь ребенка, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление. - Речевые игры – развивают музыкальный и речевой слух, выразительность речи, двигательную активность. Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на занятиях вокального ансамбля эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. - Музыкотерапия – способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательной деятельности, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Таким образом, результатами музыкально-оздоровительной работы являются: - повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей; - стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;- повышение уровня речевого развития; - снижение уровня заболеваемости; - стабильность физической и умственной работоспособности. Примеры упражнений Оздоровительный самомассаж лица «Превращение» Лепим, лепим ушки – (щипать пальцами раковины ушей) Слышим хорошо! Нарисуем глазки – (поглаживать брови, глаза закрыты) Видим далеко! Носик мы погладим, (большими пальцами гладить крылья носа) Усики расправим. (нарисовать указательными пальцами усы) Теперь мы не ребята, (покружиться) А веселые зверята! (похлопать в ладоши) Пальчиковая гимнастика «Посуда» Раз, два, три, четыре, (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши) Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу) Чайник, чашку, (загибать пальцы по одному) Ковшик, ложку И большую поварешку. Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой) Только чашку мы разбили, (загибать пальцы по одному) Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали, Так мы маме помогали. (удар кулачками друг о друга, хлопки в ладоши) Речевая игра со «звучащими жестами» «Зимушка-зима» Ах ты, Зимушка-зима, (пружинка с поворотами, руки на поясе) Белоснежная была, (притопы ногами в ритме фразы) Белоснежная была, (шлепки по бедрам в ритме фразы) Все дорожки замела. (качают руками внизу вправо-влево, показывая дорожку) Морозы трескучие, (прыжки с поворотами вправо-влево, руками бьют себя по плечам в ритме фразы) А снега сыпучие, (сверху-вниз махи кистями рук) Ветры завьюжные, (качание рук над головой) И метели дружные (моталочка через верх вправо-влево) Активное слушание «Море» Море бывает разное – то приветливое, спокойное, то вдруг налетает страшный ураган и вздымает огромные волны. Под тихую музыку «Море» Н. Римского-Корсакова дети плавно качают руками и произносят «ш-ш-ш», а под музыку «Шторм» в исполнении Ванессы Мей раскачиваются и гудят. Музыка для релаксации Классические произведения: Т. Альбиони «Адажио»; И. Бах «Ария из сюиты №3»; Л. Бетвохен «Лунная соната»; К. Глюк «Мелодия»; К. Дебюсси «Лунный свет»; Н. Римский-Корсаков «Море»; К. Сен-Санс «Лебедь»; П. Чайковский «Осенняя песнь»; Ф. Шопен «Ноктюрн соль минор»; Ф. Шуберт «Аве Мария»; Р. Шуман «Грезы». Список литературы: 1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с. 2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 88 с. 3. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2011. – 204 с. 4. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. – М., 1999. 5. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000. – 220 с. 6. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3 – 4 лет. Программа развития. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. 7. Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 150 с.