Публикации
Проектная деятельность учащихся на уроках как средство создания среды для интеллектуального роста
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектная деятельность учащихся на уроках как средство создания среды для интеллектуального роста
Автор: Третьякова Наталья Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектная деятельность учащихся на уроках как средство создания среды для интеллектуального роста
Автор: Третьякова Наталья Викторовна
Особенности патриотического воспитания младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
Патриотическое воспитание у младших школьников всегда является одной из важнейших задач современной школы, ведь именно в этом возрасте есть все предпосылки для привития священного чувства любви к Родине.
Большие возможности в реализации задач патриотического воспитания школьников заложены в содержании учебников по русскому языку.
В начальной школе патриотическое воспитание начинается с уважительного отношения к русскому слову, воспитания у ребенка стремления знатьрусский язык, говорить по-русски содержательно,правильно, четко, используя богатство языка, воспринимать и понимать речь других. Таким образом, любовь к родному языку – одно из проявлений патриотизма.
В учебнике Русский язык есть много материала, на основе которого можно воспитывать патриотов нашей страны. Начиная с первых уроков обучения грамоте, в учебнике даётся представление о Родине, о столице, встречаются вопросы и задания по изучению истории родного края, города, своей страны.
Патриотическое воспитание начинается с первых дней учёбы в школе. Через словарную работу учителя формируют у детей такие важные понятия, как Родина, патриот, подвиг, воин-освободитель. Учащихся подводят к осознанию того, что патриотизм - это любовь к Родине, любовь активная, действенная, стремление своими силами укрепить ее могущество.
Тексты упражнений знакомят учащихся с выдающимися людьми земли русской, расширяют географические познания детей, рассказывают о богатстве недр страны полезными ископаемыми.
Огромное воспитательное значение имеет работа с пословицами. Именно в них ярко выражено отношение народа к Родине: возвышается честность, правдивость, мужество, осуждаются малодушие, трусость.
На уроках литературного чтения учащиеся знакомятся с отрывками летописей, с текстами житийной литературы, читают отрывки из древнерусских повестей. Богатый материал для формирования чувств патриотизма представлен в произведениях: И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда…; И вспомнил Олег коня своего…; Первопечатник Иван Федоров; Начали братья эти составлять славянскую азбуку…; Садко (отрывок); Повесть о Петре и Февронии (отрывок); Житие Сергия Радонежского (отрывок).
Любовь к родной природе - одно из проявлений любви к Родине. В учебнике много произведений известных русских писателей и поэтов о нашей стране, о красоте нашей природы, о замечательных людях: А. Пушкин Люблю тебя, Петра творенье…; Ф. Тютчев. Ещё земли печален вид…, Эти бедные селенья…, Как неожиданно и ярко…; А. Фет. Учись у них - у дуба, у берёзы…, Бабочка; Плещеев Дети и птичка; И. Козлов. Киев, Вечерний звон; К. Рылеев. Иван Сусанин; В. Бенедиктов. Москва; С. Дрожжин. Родине, И. Бунин Матери; А. Жигулин О, Родина!...; Н. Рубцов. Тихая моя родина, Сентябрь - благоприятная почва для формирования чувства патриотизма.
Произведения И. Никитина Русь; И. Сурикова Детство; М. Пришвина Моя Родина; А. Платонова Цветок на земле, Еще мама учат видеть чарующую прелесть пейзажных зарисовок, чувствовать их неповторимость, с благоговением относиться к красоте, постигать тайны звука и цвета.
Эмоционально прочитанное стихотворение о Родине, родной природе, даёт возможность обучающимся прочувствовать душевное настроение поэта, как сильно он любит свою Родину, какие слова находит, говоря о своих чувствах к ней.
Патриотическое воспитание продолжается и на уроках внеклассного чтения. При изучении произведений военной тематики проводятся нетрадиционные уроки: уроки мужества, устные журналы, литературно-музыкальные композиции, обладающие большим эмоциональным воздействием, чем традиционный урок.
Таким образом, воспитание патриотизма - это неустанная работа по развитию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
И роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.
Список литературы
1.Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе.- М., Айрис- пресс, 2002-224 с.
2.Агапова И.А., Давыдова М А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. - М.:ВАКО, 2006,-368 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
3. Адаменко С.Воспитываем патриотов России // Народное образование-2005-№4-С. 23
4. Боброва Л.В.Письмо с войны. Театрализованное представление // Воспитание школьников -2004 №8-С 103.
Конец формы