Публикации
«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Автор: Калинина Наталья Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Автор: Калинина Наталья Владимировна
Методическая разработка«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»Выполнила: Воспитатель Калинина Н.В. Тема: ««Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» Автор методического пособия: Калинина Наталья Владимировна, Объект исследования: процесс адаптации детей раннего возраста к условиям МК ДОУ Предметом исследования :является ДОУ и психолого-педагогические условия оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к нему.Гипотеза : успешная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ, будет в том случае если:- будет проведена беседа с родителями будущих воспитанников детского сада;- будет составлена карта нервно-психического развития ребёнка, в которой фиксируются ответы родителей во время беседы;- будут учтены психические и физические особенности ребёнка, с учетом эмоционального настроения и состояния его здоровья;- будут создаваться благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.Задачи:- Изучить теоретические основы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.- Характеристика дошкольного образовательного учреждения- Проанализировать направления совместной деятельности воспитателей и родителей по оптимизации процесса адаптации детей раннего школьного возраста.- Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.Задачи, потребовали применения соответствующих методов. Это был анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации), анкетирование, наблюдение и беседа.Новизна методической разработки: Методическая разработка является рационализаторская, нацелена на психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению, на их гармоничное привыкание к детскому саду.Практическая значимость: полученные результаты и предложенная методика могут быть использованы воспитателями младших групп, специалистами детского сада и родителями.Методическая разработка представлена описанием (технологией) и следующими приложениями:Приложения:1. Модель взаимодействия специалистов ДОУ и семьи в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению.2.Уровни адаптации.3. Карта нервно - психического развития ребенка второго года и третьего жизни.4. Требования к адаптации и прогноз возможной степени адаптации ребенка.5.Диагностика уровня адаптации ребенка к детскому саду.6.Адаптационная карта.7.План воспитательно-образовательной деятельности и Перспективный план работы8.Консультации для родителей9. Анкета для родителей10. Консультации для воспитателей11. Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения12.Конспекты занятий в период адаптации13.Список литературы14. ФотоссесияАктуальностьВопрос о том, отдавать ребенка в детский сад или не отдавать, встает практически перед каждой семьей, имеющей маленьких детей. Некоторые семьи вынуждены это делать, но идут на этот шаг неохотно в силу стесненного экономического положения, когда все взрослые работают и ребенка не с кем оставлять дома. Другие семьи придерживаются той точки зрения, что современный ребенок должен находиться в среде сверстников, приобретать тот социальный опыт, который облегчит его переход в школу. Наконец, есть родители, которые достаточно высоко оценивают образовательный потенциал дошкольного учреждения и поэтому сознательно не хотят ограничивать воспитание собственного ребенка рамками семьи. Какова бы ни была позиция семьи по отношению к дошкольному учреждению, поступление ребенка в него вызывает у родителей переживания, волнения, опасение за его здоровье, самочувствие, взаимоотношения с педагогом, сверстниками. Эти волнения и тревоги закономерны, так как поступление в детский сад - сложный период в жизни дошкольника, сколько бы лет ему ни было от роду, своеобразный экзамен его психике, здоровью. Не только врачам, психологам, педагогам, но и родителям знакомо понятие “адаптация”. Бытовое его определение звучит так: “Приспособление организма к изменяющимся условиям существования”. Следовательно, изменения в поведении, в настроении, состоянии здоровья детей, объясняются затрудненной адаптацией, т.е. привыканием к сменившимся условиям жизни. Привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни. Повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения (с 1,5 до 3 лет), с одной стороны, и повышение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении - с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной. Эта тема актуальна очень в наши дни, не все родители знают, как правильно адаптировать ребенка к детскому саду.Рассматривая оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрываются особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.Особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрастеВажная роль в период адаптации отводиться воспитателю, его работе с семьёй ребёнка.Технологические сведенияВ жизни многих молодых родителей есть сложный момент, когда ребенка, единственного и неповторимого, привыкшего быть в центре внимания своих домашних, приходится отдавать в детское учреждение. Мамы вынуждены отдавать своих крошек в детский сад. чтобы идти на работу или продолжать учебу. В этот период в ДОУ должно быть взаимодействие между специалистами и семьей ребенка. (Приложение № 7 ). Некоторые малыши нуждаются в особом внимании со стороны взрослых. По данным исследований и опыта своей работы я как , воспитатель, вижу , что наиболее быстро и безболезненно детки адаптируются с 11 месяцев и после 1 года 6 месяцев это можно просмотреть ,через диагностику уровня адаптированности ребенка к детскому саду (Приложение № 1)С поступлением ребенка в ДОУ в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие близких людей, другое общение, новое помещение – все это таит в себе много неизвестного, а значит, тоже создает для него стрессовую ситуацию.Наше детское учреждение принимает малышей в группы раннего возраста. Для того чтобы адаптация к новым условиям проходила у детей в кратчайшее время, мною проводится работа по данному направлению. Остановлюсь на алгоритме своей деятельности:– Постоянно изучаю специальную литературу и стараюсь использовать современные рекомендации и консультации, разработала перспективный план работы (Приложение № 6,7)– в группе имеем стенд «Как помочь ребенку в период адаптации» с советами и рекомендациями– знакомим родителей неорганизованных детей с опытом работы МДОУ д/с №9 «Золотая рыбка» через консультации, памятки; – организуем дни открытых дверей группы; – используем анкетирование родителей, для того, чтобы подробнее познакомиться с каждым малышом, узнать о его привычках, найти к нему соответствующий подход; – провожу диагностирование и заполняю адаптационный лист; (Приложение №2)- узнаю потребности родителей, которые дают возможность учесть запросы каждой семьи и сделать прогноз возможной степени адаптации ребенка; – создаю условия в группе для разнообразной деятельности детей, большое значение при этом, придавая двигательной деятельности;Начав работу, я поставила перед собой следующие задачи:– показ родителям методов и приемов общения с ребенком во время игр-занятий, (Приложение №8)– формирование определенных навыков у детей в соответствии с возрастом,– знакомство с режимом дня в детском учреждении,– знакомство родителей с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение,– установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами. Я показываю родителям методы и приемы общения с ребенком во время игр-занятий. Когда ребенок спустится с маминых рук, здесь используем игрушки-пищалки для привлечения внимания, песенки, ласковое слово. Особое внимание сразу уделяю здоровью ребенка и его физической активности. Знакомлю родителей с видами закаливания, которые применяются в нашей группе.Правильная организация в нашей группе позволяет нам облегчить адаптацию наших малышей, раскрыть профессиональные возможности воспитателей, создать хороший микроклимат в группе, повысить доверие родителей к педагогам детского учреждения.Таким образом, совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей является залогом успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.ЗаключениеСемья - социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. При жизни в определенных, устойчивых условиях ребенок постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды: к определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт.Поэтому на сегодняшний день актуальна тема адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.Период адаптации - тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя и родителей.Список использованных источников1 Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. - М: Просвещение, 2005. - 176с. ил.2 Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Медецина 2007. - 304с.3 Алямовская В.Г. Ясли - это серьезно.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС ,1999.4 Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.5 Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003.-№3.-104с, ил.6. Волков Б.С., Волкова,Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2003, 240с.7 Ж-л № 4. Ребенок в детском саду.-2001.8 Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка - М.: Просвешение,1985.- 112 с.9. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2007, - 176с.10 Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2000. - 72с.11 Смирнова Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 1996. - 160с.12 Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону: Юнити, 2003. - 382Приложение № 1Три фазы адаптационного процесса/1. Острая фаза: частые соматические заболевания, нарушение сна, аппетита, снижение речевой и игровой активности (длится примерно 1 месяц).2. Подострая фаза: все сдвиги первого месяца уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам, но общий фон развития замедлен (длится 3-5 месяцев).3. Фаза компенсации: убыстряется темп развития.Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. Применительно к длительности обычно говорят о четырех вариантах адаптации.Степени тяжести адаптацииЛегкая степень: 10 – 15 дней (до месяца) – сдвиги нормализуются в эти сроки.Средняя степень: примерно 1 месяц, может быть заболевание 5 –7 дней, есть признаки психического стресса.Тяжелая степень: 3 месяца – часто болеет, регрессия в развитии, может быть как физическое, так и психическое истощение организма (вялость, эмоциональные качели).Очень тяжелая: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он – “несадовый” ребенок.Полученный прогноз позволит спланировать дальнейшую работу с семьями будущих воспитанников, составить приблизительный график прихода новых детей Примерный график прихода новых детей на июнь.О развитии ребенка, поступающего в дошкольное учреждение, можно судить по основным бытовым навыкам.В 1 год 6 месяцев ребенок:держит в кулачке ложку, ест (частично) жидкую и полужидкую пищу, пьет из чашки (почти не проливая); отрицательно относится к нарушению опрятности; сообщает о физиологических потребностях; спокойно относится к умыванию. В 1 год 9 месяцев ребенок: самостоятельно ест любую пищу (в том числе и с хлебом) из своей тарелки; самостоятельно снимает (стягивает) шапку и обувь, частично одевается (натягивает шапку, надевает туфли); обращает внимание на грязное лицо и руки; контролирует физиологические потребности; проявляет стремление к самостоятельным действиям; знает места хранения одежды, игрушек и других вещей. В 2 года ребенок:ест аккуратно, не облизываясь; при умывании трет ладони и части лица, вытирается при помощи взрослого; самостоятельно одевается (натягивает носки, шапку, обувь при незначительной помощи взрослого), частично раздевается; знает места хранения одежды, обуви, игрушек и посуды; пользуется носовым платком (при напоминании); контролирует физиологические потребности. В 2 года 6 месяцев ребенок: одевается и раздевается с незначительной помощью взрослого; расстегивает и застегивает одну-две пуговицы. складывает свою одежду перед сном; застегивает несколько пуговиц, завязывает (связывает) шнурки; знает назначение многих предметов и их местонахождение; выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси); умеет мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем; замечает беспорядок в своей одежде, пользуется носовым платком; регулирует свои физиологические потребности; вытирает обувь при входе в квартиру; аккуратно ест, правильно держит ложку, пользуется салфеткой; не выходит из-за стола до конца еды и не мешает за столом другим; говорит слова благодарности, здоровается, прощается. УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИДля того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу.Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие комнатки, в которых дети будут чувствовать себя комфортно. Хорошо, если в группе будет небольшой “домик”, где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Сделать такой “домик” можно, например, из детской кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску.Желательно рядом с “домиком” разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей 2—3 лет в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого проявления эмоций нет.Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изо творчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги.Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т. д.Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2 недель до 2—3 месяцев).Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате. Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное, эта занавеска, которую сшила и повесила мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе “семейный” альбом с фотографиями всех детей группы и родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.Приложение № 2Лист педагогической адаптации.Фамилия, имя ребенка ________________________Дата рождения ____________________________Дата поступления в ДОУ _____________________Возраст при поступлении ____________________Группа здоровья ___________________________Данные антропометрии: рост _____ вес ______ (при поступлении) рост _____ вес ______ (через месяц)Заболевания до поступления __________________________________________________________Индивидуальные особенности _________________________________________________________Привычки _____________________________________________________________________Перенесенные заболевания, кол-во пропущенных дней ________________________________________Оценка адаптационного периода: _____________________Воспитатели: __________________________________Оценка параметров адаптации.Степень адаптации:ЛЕГКАЯ – до 15 дней – 13 - 16 балловСРЕДНЯЯ – дней – 9 - 12 балловТЯЖЕЛАЯ – более 25 дней – 5Лист психологической адаптации.Фамилия, имя ребенка ________________________Дата рождения ____________________________Дата поступления в ДОУ _____________________Возраст при поступлении ____________________Группа здоровья ___________________________Данные антропометрии: рост _____ вес ______ (при поступлении) рост _____ вес ______ (через месяц)Заболевания до поступления __________________________________________________________Индивидуальные особенности _________________________________________________________Привычки ________________________________________________________________________Перенесенные заболевания, кол-во пропущенных дней ________________________________________Оценка адаптационного периода: _____________Оценка параметров адаптации.Степень адаптации:ЛЕГКАЯ – до 15 дней – 16 -20 балловСРЕДНЯЯ – дней – 15 -11 балловТЯЖЕЛАЯ – более 25 дней – 10 - 7 балловПриложение № 3План работы на год.Приложение №3План воспитательно-образовательной деятельностиПриложение № 4Консультация для родителейОсобенности поведения детей в период адаптацииНе все дети при поступлении в группу плачут. Многие приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, самостоятельно находят занятие. Другие делают это с меньшей уверенностью, но тоже не проявляют особого беспокойства. Они внимательно наблюдают за воспитательницей, выполняют предложенные ею действия. И те и другие дети спокойно прощаются с родными, которые приводят их в детский сад, и идут в группу. Например, ребенок, расставаясь с мамой, заглядывая ей в глаза, спрашивает: “Ты меня любишь?” Получив ответ, идет в группу. Он подходит к воспитательнице, заглядывает ей в глаза, но задать вопрос не решается. Воспитатель ласково поглаживает его по голове, улыбается, проявляет внимание, тогда ребенок чувствует себя счастливым. Он неотступно следует за воспитателем, подражает его действиям. Поведение ребенка показывает, что он испытывает потребность в общении со взрослыми, в получении от него ласки, внимания. И эта потребность удовлетворяется воспитателем, в котором ребенок находит доброго близкого человека.Некоторые дети, быстро освоившись в новой обстановке группы, умеют сами занять себя. Они не ходят постоянно за воспитателем, но при необходимости спокойно и уверенно обращаются к нему. Лишь в первые дни в их поведении заметна некоторая растерянность, беспокойство. Если ребенок, которого впервые привели в детский сад, никак не хочет оставаться в группе без мамы, то воспитатель предлагает маме остаться с ребенком в группе. Чувствуя, что мама не собирается уходить, ребенок начинает обращать внимание на окружающее. После длительного наблюдения, играет с игрушками, рассматривает красивых кукол, и, наконец, решает сам взять одну из них. В близком человеке он видит опору, защиту от неизвестного и в то же время возможность с его помощью познакомиться с окружающим.Как видно, дети, поступающие в детское учреждение, ведут себя неодинаково. Особенности их поведения в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились к моменту прихода в группу. Можно выделить примерно три группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении (в соответствии с этим далее будут определяться группы адаптации) .Первая группа - это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.Вторая группа - это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.Третья группа - это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях. Если до поступления в детский сад ребенок постоянно находился с мамой или с бабушкой, то утром, когда его приводят в детский сад, с трудом расстается с родными. Затем весь день ожидает их прихода, плачет, отказывается от любых предложений воспитателя, не хочет играть с детьми. Он не садится за стол, протестует против еды, против укладывания спать, и так повторяется изо дня в день.Плач при уходе близкого человека, возгласы типа: “хочу домой!”, “где моя мама?”, отрицательное отношение к персоналу, к детям группы, к предложениям поиграть - и бурная радость при возвращении мамы (бабушки или другого члена семьи) являются ярким показателем того, что у ребенка не развита потребность общения с посторонними.При поступлении в детское учреждение плачут в основном дети, которых можно условно отнести к первой группе (потребность в общении только с близкими людьми).Они глубоко переживают расставание с близкими, т.к. опыта общения с посторонними не имеют, не готовы вступать с ними в контакт.Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит адаптирование ребенка в детском саду. Дети, условно отнесенные ко второй группе, до поступления в детский сад приобрели опыт общения со взрослыми, не являющимися членами семьи. Это опыт общения с дальними родственниками, с соседями. Придя в группу, они постоянно наблюдают за воспитателем, подражают его действиям, задают вопросы. Пока воспитатель рядом, ребенок спокоен, но детей он боится и держится от них на расстоянии. Такие дети, в случае невнимания к ним со стороны воспитателя могут оказаться в растерянности, у них появляются слезы и воспоминания о близких. У детей третьей группы четко выявляется потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослыми. В практике нередки случаи, когда ребенок в первые дни приходит в группу спокойно, самостоятельно выбирает игрушки и начинает с ними играть. Но, получив, например, за это замечание от воспитателя, он резко и в отрицательную сторону меняет свое поведение.Следовательно, когда содержание общения воспитателя с ребенком удовлетворяет потребностям в нем, это общение формируется успешно, ребенок безболезненно привыкает к условиям жизни в детском саду. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям, имеющемуся у него опыту. Воспитателям и родителям необходимо знать, что содержание потребности детей в общении в процессе привыкания к детскому саду качественно изменяется. Дети, условно относимые к первой группе, могут при благоприятных условиях быстро достичь уровня общения, характерного для детей второй и даже третьей группы и т.д. В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада происходит расширение содержания и навыков общения. Изменение содержания потребности в общении в период привыкания протекает примерно в рамках трех этапов: I этап - потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем; II этап - потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем;III этап - потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях.Дети первой группы практически должны пройти все три этапа. Их потребность на первом этапе в ласке, внимании, просьбе взять на руки и т.д. трудно удовлетворить в условиях группы. Поэтому адаптация таких детей проходит длительно, с осложнениями (от 20 дней до 2-3 месяцев).Задача воспитателя и родителя - создать максимум условий для того, чтобы подвести ребенка ко второму этапу привыкания.С переходом на второй этап для ребенка более характерной станет потребность в сотрудничестве со взрослым и получении от него сведений об окружающем. Длительность этого этапа также зависит от того, на сколько полно и своевременно будет удовлетворена эта потребность.Третий этап привыкания для детей первой группы характеризуется тем, что общение принимает инициативный характер. Ребенок постоянно обращается к взрослому, самостоятельно выбирает игрушки и играет с ними. На этом период адаптации ребенка к условиям общественного воспитания заканчивается.Дети второй группы проходят два этапа в процессе привыкания (от 7 до 10-20 дней). А для детей третьей группы, с первых дней испытывающих потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослым на познавательные темы,- конечный этап является первым, и поэтому они привыкают быстрее других (от 2-3 до 7-10).Если не будет соответствующим образом организованного общения и игровая деятельность вновь поступившего ребенка, привыкание его не только задержится, но и осложнится. Вот почему воспитателю необходимо знать характерные особенности детей, этапы их привыкания. От того, насколько правильно воспитатель определит потребность, обуславливающую поведение ребенка, создаст необходимые условия, способствующие удовлетворению потребности, будет зависеть характер и продолжительность адаптации ребенка. Если воспитатель не принимает во внимание, какие потребности определяют поведение ребенка, педагогические воздействия его будут бессистемными, случайными по характеру.К сожалению, воспитатель иногда не придает значения организации общения, поэтому часто оно протекает стихийно. Воспитатели учат ребенка играть, учиться, трудиться и очень редко учат его общаться.Как отмечалось, деятельность общения имеет свое содержание и этапы развития. Однако в процессе привыкания определяющее значение имеет не возраст, а развитие форм общения. Так, дети первой группы, независимо от возраста, на первом этапе привыкания непременно нуждаются в непосредственно-эмоциональном общении, и только на втором этапе привыкания - в ситуативно-действенном. Поэтому воспитателем должны быть выбраны и соответствующие средства общения: улыбка, ласка, внимание, жест, мимика и т.д. - на первом этапе. Показ действия, упражнение в нем, совместные действия с ребенком, поручение и т.п. - на втором этапе.Расширение содержания общения тесно связано с развитием предметно-игровой деятельности у детей. В процессе сотрудничества со взрослым ребенок овладевает сначала отдельными действиями с предметами, а в дальнейшем, при многократном упражнении в них под руководством взрослого, формируется самостоятельная предметная деятельность. Таким образом, воспитатель должен учитывать уровень сформированности предметно-игровых действий детей, как и их готовность к общению в действии со взрослыми и с детьми в группе. Памятка для родителей.1. Начать водить ребенка в ясли за месяц до выхода мамы на работу.2. Первое время приводить ребенка на 2-3 часа.3. Если ребенок трудно привыкает к детскому саду (1 группа адаптации), то мама может находиться в группе вместе с ребенком, чтобы познакомить ребенка с окружающей его обстановкой и “влюбить” в воспитателя.4. Сон и еда являются стрессовыми ситуациями для детей, поэтому в первые дни пребывания ребенка в детском саду не оставляйте его на сон и прием пищи.5. Первые 2-3 недели ребенка рекомендуется приводить и забирать одному и тому же члену семьи.6. В период адаптации, в связи с нервным напряжением, ребенок ослаблен и в значительной мере подвержен заболеваниям. Поэтому в его рационе должны быть витамины, свежие овощи и фрукты.7. Тщательно одевать ребенка на прогулку, чтобы он не потел и не замерзал, чтобы одежда не стесняла движений ребенка и соответствовала погоде.8. Помнить, что период адаптации - сильный стресс для ребенка, поэтому нужно принимать ребенка таким, какой он есть, проявлять больше любви, ласки, внимания.9. Если у ребенка есть любимая игрушка, пусть он берет ее с собой в детский сад, с ней малышу будет спокойнее.10. Интересоваться поведением ребенка в детском саду. Советоваться с воспитателем, медиками, психологом, для исключения тех или иных негативных проявлений.11. Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садомСоветы«Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад»Не обсуждайте при малыше волнующие Вас проблемы, связанные с детским садом. Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач. Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров. Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и ввести их в режим ребенка дома. Как можно раньше познакомить малыша с детьми с детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет. Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад. Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания. Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание. Готовить Вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой. Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад. Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день. Все время объяснять ребенку, что он для вас, как и прежде, дорог и любим. Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим. Детей учит то, что их окружаетЕсли ребенка часто критикуют – он учится осуждать. Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться. Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким. Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым. Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым. Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе. Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать. Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости. Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить. Если ребенка часто одобряют – он учится к себе хорошо относиться. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом Приложение № 5Анкета для родителей1 Уважаемые родители, мы будем благодарны, если вы ответите на эти вопросы.Ваши ответы помогут нам лучше узнать ваших малышей и облегчить его жизнь в адаптационный период.Поведение1 Преобладающее настроение вашего ребенка (бодрое; уравновешенное или раздражительное; неустойчивое; подавленное ).2 Характер засыпания (быстро; в течении 10 минут; очень медленное; медленное).3 Характер сна (спокойный; неспокойный).4 Аппетит вашего ребенка (хороший; избирательный; неустойчивый; плохой)5 Отношение вашего ребенка к высаживанию на горшок (положительное; отрицательное).6 Навыки опрятности (просится на горшок; не просится, но бывает сухой; не просится; ходит мокрый).7 Нежелательные для этого возраста привычки (сосет палец или пустышку; раскачивается, когда спит или сидит).ЛичностьПроявление познавательных потребностей в повседневной жизни и при обучении.1 Проявляет ли ребенок интерес к игрушкам, предметам дома и в новой, незнакомой обстановке?______________________________________2 Интересуется ли действиями взрослых?__________________________3 Внимателен ли он при этом, активен ли он, усидчив?______4 Инициативность в игровой деятельности (может или не может найти без посторонней помощи себе занятие; может или не может самостоятельно подготовится к игре)?________________________________________________5 Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми (вступает в контакт по собственной инициативе; не вступает в контакт)?_________6 Инициативность в отношениях с детьми (вступает в контакт по собственной инициативе; не вступает в контакт)?________________________7 Самостоятельность в игре (умеет играть самостоятельно в отсутствии взрослого; не умеет играть самостоятельно)?____________________________АНКЕТА «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»Фамилия, имя ребенка ……………………………………………………………….Перечислите, пожалуйста, черты характера ребенка, которые вам нравятся…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………Какие черты характера ребенка вам хотелось бы исправить?…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………Как ребенок относится к взрослым знакомым ?…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………к незнакомым? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………Как ребенок относится к сверстникам? …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………Отметьте, пожалуйста, черты, ярко выраженные у ребенка:раздражительный - обидчивыйтревожный - неспокойныйнеподатливый - агрессивныйосторожный - возбудимыйпессимистический - поддающийся настроениямсдержанный - импульсивныйнеобщительный - оптимистичныйспокойный - активныйпассивный - общительныйстарательный - открытыймиролюбивый - контактныйнаправленный - живойнадежный - беззаботныйразмеренный - любящий удобстваспокойный - инициативныйТекст ОПРОСНИКА родителейЯ всегда сочувствую своему ребенку.Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.Я уважаю своего ребенка.Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.Мой ребенок часто неприятен мне.Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.Мой ребенок ничего не добьется в жизни.Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.Для своего возраста мой ребенок немножко не зрелый.Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.К моему ребенку "липнет" все дурное.Мой ребенок не добьется успеха в жизни.Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.Я жалею своего ребенка.Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.Я всегда считаюсь с ребенком.Я испытываю к ребенку дружеские чувства.Основная причина капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.Я понимаю огорчения своего ребенка. Мой ребенок часто раздражает меня.Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.За строгое воспитание дети благодарят потом.Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.Я разделяю интересы своего ребенка.Мой ребенок не в состоянии что-либо делать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.Нередко я восхищаюсь своим ребенком.Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его.Анкета для родителей.Уважаемые родители!Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка – для создания благоприятных условий его развития.Ребенок:Ф.И._________________________________________________________________________________________ Дата рождения________________________________________________________________________________Домашний адрес, телефон______________________________________________________________________Мать:Ф.И.О._______________________________________________________________________________________Год рождения_________________________________________________________________________________Образование, специальность, место работы_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________Отец:Ф.И.О._______________________________________________________________________________________Год рождения_________________________________________________________________________________Образование, специальность, место работы_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________К кому из членов семьи ребенок больше привязан________________________________________________________________________________________________________________________________________Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Основные виды игр и занятий дома_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 9. Какие игрушки любит, кто их убирает____________________________________________________________________________________________________________________________________________________10.Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть):- с детьми своего возраста да нет- с детьми старшего возраста да нет- с незнакомыми взрослыми да нет- с родными да нет11. Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркните):- спокойным; малоэмоциональным; очень эмоциональным12. Что умеет делать ребенок самостоятельно___________________________________________________________________________________________________________________________________________Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть): подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое (допишите)__________________________________________________________________________Какой аппетит у Вашего малыша (нужное подчеркнуть): хороший; ест все; плохо и мало; в зависимости от того, что в тарелке.Как Вы его кормите дома (нужное подчеркнуть): он ест сам; сначала ест сам, потом докармливаем; чаще его кормят с ложки взрослые; ест аккуратно; не очень аккуратно; мы добиваемся, чтобы он ел все, что .Как засыпает ребенок дома (нужное подчеркнуть): быстро; медленно; сам; с ним рядом сидит кто-то из взрослых; иногда мочится во сне; раздевается перед сном сам; одевается после сна сам; его раздевают и одевают взрослые.Анкета для родителей:«Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»Ф.И. ребенка ___________________________________________________________________1. Какое настроение преобладает у ребенка?а) бодрое, уравновешенноеб) раздражительное, неустойчивоев) подавленное2. Как ребенок засыпает?а) быстро (до 10 мин.)б) медленнов) спокойног) не спокойно3. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?а) дополнительные воздействия ______________________________________________ (какие?)б) без дополнительных воздействий4. Какова продолжительность сна ребенка?а) 2 часаб) менее часа5. Какой аппетит у Вашего ребенка?а) хорошийб) избирательныйв) неустойчивыйг) плохой6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?а) положительноб) отрицательнов) не просится, но бывает сухойг) не просится и ходит мокрый7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?а) сосет пустышку, сосет палец, раскачивается, другие __________________________ (указать)б) нет отрицательных привычек8. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?а) даб) нетв) иногда9. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?а) даб) нетв) иногда10. Как играет Ваш ребенок?а) умеет играть самостоятельноб) не всегдав) не играет сам11. Взаимоотношения со взрослыми:а) легко идет на контактб) избирательнов) трудно12. Взаимоотношения с детьми: а) легко идет на контактб) избирательнов) трудно13. Отношение к занятиям (внимателен, усидчив, активен)?а) даб) нетв) не всегда14. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими? а) даб) нетв) перенес разлуку легког) тяжело15. Есть ли аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?аПриложение № 6Рекомендации для воспитателей:- любите детей и относитесь к ним как к своим;- помните об индивидуально-психологических особенностях развития каждого ребенка;- приобщайте ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам;- необходимо наладить контакт с родителями детей, поступающих в дошкольное учреждение;- проводите консультации и беседы с родителями, знакомьте с режимом дня детского сада, с требованиями к ребенку;- по возможности посетите семью ребенка, узнайте о привычках и интересах детей;- проводите родительские собрания до поступления детей в детский сад.В своей работе воспитатели должны использовать анкетирование, папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды (стенды), консультации для родителей, беседы с родителями, родительские собрания.Рекомендации для родителей:- любите своего ребенка таким, какой он есть;- радуйтесь своему ребенку;-разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном;- слушайте ребенка, не перебивая;- установите четкие и определенные требования к ребенку;- не устраивайте для ребенка множество правил;- будьте терпеливы;- каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное;- в разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними;- поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;- чаще хвалите ребенка;- поощряйте игры с другими детьми;- интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду;- не позволяйте себе неподобающего поведения в присутствии ребенка;- помните, что авторитет родителей основан на достойном образце поведения;- прислушивайтесь к советам педагогов в период адаптации детей к условиям ДОУ;- посещайте групповые собрания.Приложение № 7Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая или методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы. Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность. Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему "Как учить с детьми стихотворение"). Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном и др. Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей. В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Приведем примеры некоторых из них. Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как "Родительская почта" и "Телефон доверия". Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей. Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми. Сотрудничество психолога, воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между педагогом-психологом, воспитателем и родителями. Они характеризуются тем, что у родителей формируется установка на контакт, возникают доверительные отношения к специалистам, которые, однако, не означают полного согласия, оставляя право на собственную точку зрения. Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают рекомендации специалистов, а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком домаПриложение № 8Занятие по адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению.Цель: адаптация ребенка к дошкольному образовательному учреждению.Первые занятия проводятся совместно с родителями.Занятие № 1.1. Знакомство детей друг с другом. Назови свое имя. Взрослый подходит к ребенку с игрушкой и от имени этой игрушки спрашивает ребенка: «Как тебя зовут?».2. Поиграй с мамой:- Упражнение «Коза рогатая».- Упражнение «Стенка, стенка».Затем упражнение выполняется пальцами самого малыша.- Упражнение «Мельница».3. Упражнение «Мы ногами топ!»Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения:4. Упражнение «Зайка серенький сидит!»5. Самостоятельная деятельность.Детям предлагаются игрушки для совместной игры.Занятие № 2.Упражнение 1. Поздоровайся с мишуткой.Взрослый предлагает детям поздороваться с мишкой, назвать свое имя, ответить на вопрос: «Как дела?», «Ты любишь играть» и т.д.Упражнение 2. Пропавшие ручки.Изменяя слова, можно искать глазки, ушки, щечки.Упражнение 3. «Мы ногами топ!»Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения:Упражнение 4. «Зайка серенький сидит!»Упражнение 5. «Зарядка для пальцев».Упражнение 6. Предложить детям порисовать вместе с мамами, свободная тема.Занятие № 3.Упражнение 1. «Давайте поздороваемся». Детям предлагается поздороваться рукой, щекой, пальчиками и т.д. Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.Упражнение № 2. Игра «Киска-киска». Ребенок пытается повторять рифмующиеся слова и звукосочетания: не садись, брысь, пойдет, упадет. Для игры используется игрушечный котенок.Покажите ребенку игрушечного котенка: «Кто это такой пушистый к нам пришел? Правильно, это киса пришла. Пусть малыши погладят котенка. «где у кисы глазки?, А носик?, А ушки?. Попросите малыша воспроизвести, как мяукает кошка. А теперь покажите ему куклу: «Это наша Танюша, она вышла на прогулку и увидела кису:Киска, киска, киска, брысь!На дорожку не садись.Наша Танечка пойдет,Через киску упадет!Таким образом, потешка обыгрывается с проигрыванием слов ребенком.Упражнение 3. «Зайка».Упражнение 4. «Карусели».5. Самостоятельная деятельность. Детям предлагаются игрушки для совместной игры.Занятие № 4.Упражнение 1. «Давайте поздороваемся». Детям предлагается поздороваться рукой, щекой, пальчиками и т.д. Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.Инсценировка сказки «Корочка Ряба». Предложить детям поиграть в дидактические игры:«Собери пирамидку»; «Сложи узор»; «Собери картинку» и т.д. Занятие № 5.Упражнение 1. «Давайте поздороваемся». Детям предлагается поздороваться рукой, щекой, пальчиками и т.д. Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.Упражнение 2. «Покажи отгадку».Упражнение 3. «Любопытная Варвара».Упражнение 4. «Пропавшие ручки».Изменяя слова, можно искать глазки, ушки, щечки.Упражнение 5. «Ногами топ».Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения:Самостоятельная деятельность. Детям предлагаются игрушки для совместной игры3 адаптационные группы: