Публикации
Опыт работы: тема: «Развитие логического мышления у дошкольников посредством ФЭМП»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Опыт работы: тема: «Развитие логического мышления у дошкольников посредством ФЭМП»
Автор: Елена Александровна Голубова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Опыт работы: тема: «Развитие логического мышления у дошкольников посредством ФЭМП»
Автор: Елена Александровна Голубова
Тема: «Развитие логического мышления у дошкольников посредством ФЭМП»«Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения его собственной мысли».Л. С. Выготский Одна из важнейших задач, которая стоит перед системой дошкольного образования - это всестороннее развитие личности дошкольника: развитие познавательных, умственных, физических, нравственных и эстетических способностей, формирование физической и интеллектуальной зрелости. Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить. Отсюда следует, что научить ребенка логически мыслить можно лишь в ситуации требующей осмысления. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Развитие логического мышления включает в себя использование развивающих игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь. Актуальность данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста. Результаты современных педагогических и психологических исследований (Ю. К. Бабанский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддъяков, И. Я. Лернер) показали:-ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат, времени и сил;-овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы.Проблемность обучения в ДОУ 1. Контрастность в развитии дошкольников: некоторые дети опережают (отстают) сверстников в развитии. Необходим индивидуальный подход в.2. Недостаточность занятий по ФЭМП – 1 раз в неделю. Это должно компенсироваться повседневной игровой деятельностью, организацией дополнительного образования.Цель - создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников и подготовка к успешному обучению в школе.Задачи:• обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям;• учить детей ориентироваться в пространстве;• развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать;• воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику;• подготовить пространственную среду с учетом возрастных особенностей развития детей.Опыт работы по данному направлению опирается на требования Программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Г. С. Комаровой,М. А. Васильевой.Система работы с дошкольниками.1.Создание развивающей среды.2.Составление перспективного планирования.3.Использование развивающих игр в различных видах деятельности.4.Взаимодействие с родителями. Логическое мышление начинает формироваться только к старшему дошкольному возрасту. Но учить ребёнка решать логические задачи, системно думать необходимо с самого раннего возраста. Поэтому я начала знакомить малышей с первой младшей группы (с 2-х лет) с некоторыми основными понятиями, которые способствуют развитию логического мышления в дальнейшем, используя для этого дидактические и развивающие игры. Ознакомление идёт по принципу «от простого к сложному». Игровой математический материал многообразен. Для работы с детьми я выбрала следующие виды:логические игры и задачи (на поиск закономерности, недостающей фигуры, нахождение лишней фигуры, классификацию);игровые упражнения, основанные на применении дидактического материала – счётных палочек, «Волшебный мешочек», «Туристический автобус»;игры – головоломки ( ( «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Весёлые рыбки»;) развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышления, комбинаторные способности, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач.дидактические игры: («Живые числа», «Сложи фигуру», «Сложи из палочек», «Подбери фигуру», «Угадай, какое число пропущено», «Сломанная машина», «Встань на свое место».Настольно-печатные игры («Большой — маленький»; «Один — много», «Логическое домино»; «Цвет и форма»). Развивающие игры использую в образовательной, в свободной, в игровой, в совместной деятельностях. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения. В своей работе применяю универсальный дидактический материал для развития интеллектуальных способностей и логико - математического мышления, логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера . Логические блоки разработаны венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики. Бельгийский математик X. Кюизенер разработал дидактический материал для обучения математике. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками. На основе логических блоков и палочек Кюизенера разработана картотека игр, приобретен игровой материал. Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий, предусмотренных программой.Первое знакомство с блоками Дьенеша происходит в первой младшей группе. В процессе манипуляций с блоками дети устанавливают, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки, домики и т. д. Поскольку блоки представляют собой эталоны формы, цвета, величины они помогают в запоминании программного материала при изучении цвета, формы, величины в установлении сходства и различия между предметами.Для закрепления пройденного материала, мы играем в игру «Чудесный мешочек». Дети на ощупь определяют форму (круг, квадрат, треугольник), размер (большой, маленький), толщину (тонкий, толстый). Сначала выделяли одно свойство, затем два, три.В средней и старшей группах учились видеть и называть, два, три и даже четыре свойства блоков вместе и с отрицанием (не круг, не толстый, красный, не маленький) . Чтобы детям было легче запомнить и описывать все свойства геометрических фигур, я сделала карточки-символы, которые отражают свойства: графическое изображение фигуры (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат), цвет (красный, желтый, синий), величина (дом большой, домик маленький), толщина (человечек худой, толстый).Так же блоки применяла при ориентировке на плоскости листа (В левый нижний угол выложите красный, небольшой, нетолстый треугольник). Дети очень любят конструировать с блоками по замыслу и по схемам. Палочки Кюизенера просты и понятны детям: они привыкают к ним ещё в раннем возрасте и уже воспринимают в качестве игрового материала и не видят в них скучное заучивание чисел. Помимо эффективности обучения, палочки Кюизенера развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение. В играх с палочками Кюизенера, мы знакомились и закрепляли знания о составе числа, выстраивали числовой ряд от 1до10, повторяли прямой и обратный счет, порядковый счет ориентировку в пространстве (слева, справа, впереди, сзади, между). Еще, при помощи палочек, учились измерять. Дети с интересом измеряли длину и высоту стола, стула, карандаша, а ответ проверяли сантиметровой лентой. В качестве методики, используемой для дополнительного образования по ФЭМП, взяла программу Колесниковой Е.В. из цикла «Математические ступеньки». Разработки занятий этого автора полностью соответствуют государственной программе дошкольного образования в детском саду. Программу дополнительного образования реализую с помощью учебно-методического комплекта (УМК): методического пособия и рабочей тетради в соответствии с возрастом детей.Существенным плюсом данной методики является включение в каждое занятие упражнения на развитие логического мышления. Задания сгруппированы по разделам математики, таким как:Количество и счет.Геометрические фигуры.Величина.Ориентировка во времени.Ориентировка в пространстве.Логические задачи.Выполнение заданий в тетради способствует формированию у ребенка предпосылок учебной деятельности: решение интеллектуальных задач, соответствующих возрасту; применение усвоенных знаний для решения новых задач; планирование своих действий, направленных на достижение конкретной цели; овладение умением понимать учебную задачу, самостоятельно решать её, осуществлять самоконтроль и самооценку выполненной работы, руководствуясь пояснением взрослого.Каждое занятие построено с учетом принципа интеграции образовательных областей ФГОС ДО в соответствии с возрастными возможностями и особенностями ребенка.«Социально-коммуникативное развитие» направлено на развитие общения и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование позитивных установок к учебной деятельности.«Познавательное развитие» предполагает формирование понятий и представлений о числе, форме, величине, ориентировке во времени и пространстве, в соответствии с возрастом..«Речевое развитие» включает:овладение ребенком математическим словарем (число, геометрические фигуры, больше, меньше, плюс, минус и т.д.);формирование грамматического строя речи (один еж, пять ежей, одно солнце, одна шишка; один медвежонок, много медвежат и т.д.);диалогической речи (ответы на вопросы).«Художественно-эстетическое развитие» предполагает чтение стихотворений о частях суток, временах года, отгадывание загадок, в которых присутствуют числа.На занятиях дети выполняют несложные задания на соединение (соедини картинки так, чтобы они относились к одному времени года), штриховку (раскрась только те предметы, которых по два; только круги и т.д.).«Физическое развитие» представлено физкультминутками, которые проводятся на каждом занятии. На них дети выполняют несложные движения по тексту стихотворений, что способствует развитию мелкой моторики, основных движений.Построение занятий обеспечивает единство воспитательных, развивающих и образовательных задач. На занятиях формируются приемы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование), конструктивные умения (плоскостное моделирование);развиваются мышление, память, внимание, речь.Для развития логического мышления, познавательного интереса, творческого проявления большое значение имеет создание предметно – развивающей среды. В пользовании у детей счётные палочки и палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша, кубики головоломки ( «Танграм», «Пифагор», «Листик», «Волшебный круг»), логические фигуры и настольно – печатные игры математического содержания ( «Уголки», «Форма и цвет», «Считай-ка» и другие), логические задачи и лабиринты, конструкторы и мозаики. Игры в уголке имеют разную степень сложности. В дошкольном возрасте существуют различные виды деятельности, в которых могут быть применены математические знания детей. Поэтому необходима интеграция ФЭМП в различных образовательных областях. Социально-коммуникативное развитие ( сюжетно-ролевые игры: например игра «Магазин»; трудовая деятельность: дежурство по столовой и группе – ориентировка в пространстве). Речевое развитие при чтении художественных произведений, составлении небольших рассказов обращается внимание на количество частей произведения. Перечитывая или инсценируя сказки, вспоминаем, сколько было героев, в какой последовательности они предстают перед читателем- закрепление порядкового, количественного счета, ориентировка в пространстве). Художественно-эстетическое развитие (рисование, аппликация, лепка), Работая с пластилином и бумагой, обращается внимание (на сколько частей, на какие части) можно разделить пластилин, полоски бумаги, закрепляются знания о цвете, форме, размере предметов. На музыкальных занятиях происходит знакомство и разучивание песен и попевок с называнием дней недели, цифр, ориентиров в пространстве – при разучивании танцев.Физическое развитие: на физкультурных занятиях и утренней гимнастике широко используются умения ориентироваться в пространстве (справа, слева, впереди, сзади, вверх, вниз и т. д.). В окружающей природе отмечаются: изменения предыдущего дня и сегодняшнего, форма листьев, высота растений (куст выше травы, дерево выше куста и т. д.). Освоение математических представлений происходит постоянно, в повседневной деятельности, так как все, что нас окружает можно посчитать, переставить, определить количество, сравнить и т. д. Большое значение для развития ребенка имеет семья. Дети должны и в условиях семьи приобщаться к занимательному математическому материалу. В современных условиях имеется множество путей для реализации этого. Всевозможная литература, пособия и т. д. С моей стороны в этом направлении также ведется работа. Индивидуальные беседы с родителями, анкетирование выступления на родительских собраниях, консультации, открытые занятия, совместные познавательные игры родителей и детей, папки – передвижки. Предлагаю родителям собирать и накапливать занимательный материал, создавать игры своими руками. Все это привело к тому, что некоторые из моих родителей стали более творчески изобретательны, заинтересованы в вопросах выбора игр, проведения свободного времени с ребенком. Совместная работа воспитателя и родителей способствует всестороннему и постоянному развитию ребенка, подготовке его к обучению в школе, успешной адаптации в новых условиях школьной жизни.Вывод:Развитие логического мышления посредством ФЭМП, способствует всестороннему развитию ребёнка, а именно: развитию умственных и творческих способностей, познавательного интереса, речи, воображения, памяти, восприятия, коммуникабельности, формирует нравственно-волевые качества, является одним из эффективных средств подготовки детей к школе.Методическая литература:Рабочая программа воспитателя « от Рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.Комплексные занятия по программе « от Рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.Носова Е.А., Непомнящая Р.П. «Логика и математика для дошкольников», СПб., «Акцидент», 1996г.Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?», М., 2006г.Б.Б Финкельштейн. Альбом «Спасатели приходят на помощь», СПб, «Корвет», 2006г.Б.Б Финкельштейн. «На золотом крыльце». Методические советы по использованию комплекта игр и упражнений с цветными счетными палочками Кюизенера. СПб., 2003г.Финкельштейн Б.Б. Альбом «Лепим нелепицы». СПб., «Корвет», 2008г.Е. Н Панова. «Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст)». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж, ТЦ «Учитель», 2006г.Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст)». Выпуск 2. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж, ТЦ «Учитель», 2007г.Л. А Венгер., О. М. Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». М., «Просвещение», 1989г.Е.В. Колесникова «Математика для детей 3-4 лет». «ТЦ Сфера», 2015г.Е.В. Колесникова «Математика для детей 4-5 лет». «ТЦ Сфера», 2015г.Е.В. Колесникова «Математика для детей 5-6 лет». «ТЦ Сфера», 2015г. Представлено на МО воспитателей 15.02.2018 г.ОПЫТна тему «Развитие логического мышления у дошкольников посредством ФЭМП»воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 23»Голубовой Еленой Александровнойс. Алексеевское, 2018 годТема: «Развитие логического мышления у дошкольников посредством ФЭМП»«Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения его собственной мысли».Л. С. Выготский Дошкольное детство - это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Одна из важнейших задач, которая стоит перед системой дошкольного образования - это всестороннее развитие личности дошкольника: развитие познавательных, умственных, физических, нравственных и эстетических способностей, формирование физической и интеллектуальной зрелости. Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить. Отсюда следует, что научить ребенка логически мыслить можно лишь в ситуации требующей осмысления. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Развитие логического мышления включает в себя использование развивающих игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь. Актуальность данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста. Результаты современных педагогических и психологических исследований (Ю. К. Бабанский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддъяков, И. Я. Лернер) показали:-ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат, времени и сил;-овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы.Проблемность обучения в ДОУ 1. Контрастность в развитии дошкольников: некоторые дети опережают (отстают) сверстников в развитии. Необходим индивидуальный подход в.2. Недостаточность занятий по ФЭМП – 1 раз в неделю. Это должно компенсироваться повседневной игровой деятельностью, организацией дополнительного образования.Цель - создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников и подготовка к успешному обучению в школе.Задачи:• обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям;• учить детей ориентироваться в пространстве;• развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать;• воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику;• подготовить пространственную среду с учетом возрастных особенностей развития детей.Опыт работы по данному направлению опирается на требования Программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Г. С. Комаровой,М. А. Васильевой.Система работы с дошкольниками.Создание развивающей среды.Составление перспективного планирования.Использование развивающих игр в различных видах деятельности.Взаимодействие с родителями. Логическое мышление начинает формироваться только к старшему дошкольному возрасту. Но учить ребёнка решать логические задачи, системно думать необходимо с самого раннего возраста. Поэтому я начала знакомить малышей с первой младшей группы (с 2-х лет) с некоторыми основными понятиями, которые способствуют развитию логического мышления в дальнейшем, используя для этого дидактические и развивающие игры. Ознакомление идёт по принципу «от простого к сложному». Игровой математический материал многообразен. Для работы с детьми я выбрала следующие виды:логические игры и задачи (на поиск закономерности, недостающей фигуры, нахождение лишней фигуры, классификацию);игровые упражнения, основанные на применении дидактического материала – счётных палочек, «Волшебный мешочек», «Туристический автобус»;игры – головоломки ( ( «Танграм», «Волшебный круг», «Листик», «Весёлые рыбки»;) развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышления, комбинаторные способности, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач.дидактические игры: («Живые числа», «Сложи фигуру», «Сложи из палочек», «Подбери фигуру», «Угадай, какое число пропущено», «Сломанная машина», «Встань на свое место».Настольно-печатные игры («Большой — маленький»; «Один — много», «Логическое домино»; «Цвет и форма»). Развивающие игры использую в образовательной, в свободной, в игровой, в совместной деятельностях. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения. В своей работе применяю универсальный дидактический материал для развития интеллектуальных способностей и логико - математического мышления, логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера . Логические блоки разработаны венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики. Бельгийский математик X. Кюизенер разработал дидактический материал для обучения математике. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками. На основе логических блоков и палочек Кюизенера разработана картотека игр, приобретен игровой материал. Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий, предусмотренных программой.Первое знакомство с блоками Дьенеша происходит в первой младшей группе. В процессе манипуляций с блоками дети устанавливают, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки, домики и т. д. Поскольку блоки представляют собой эталоны формы, цвета, величины они помогают в запоминании программного материала при изучении цвета, формы, величины в установлении сходства и различия между предметами.Для закрепления пройденного материала, мы играем в игру «Чудесный мешочек». Дети на ощупь определяют форму (круг, квадрат, треугольник), размер (большой, маленький), толщину (тонкий, толстый). Сначала выделяли одно свойство, затем два, три.В средней и старшей группах учились видеть и называть, два, три и даже четыре свойства блоков вместе и с отрицанием (не круг, не толстый, красный, не маленький) . Чтобы детям было легче запомнить и описывать все свойства геометрических фигур, я сделала карточки-символы, которые отражают свойства: графическое изображение фигуры (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат), цвет (красный, желтый, синий), величина (дом большой, домик маленький), толщина (человечек худой, толстый).Так же блоки применяла при ориентировке на плоскости листа (В левый нижний угол выложите красный, небольшой, нетолстый треугольник). Дети очень любят конструировать с блоками по замыслу и по схемам. Методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет. Палочки Кюизенера просты и понятны детям: они привыкают к ним ещё в раннем возрасте и уже воспринимают в качестве игрового материала и не видят в них скучное заучивание чисел. Помимо эффективности обучения, палочки Кюизенера развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение. В играх с палочками Кюизенера, мы знакомились и закрепляли знания о составе числа, выстраивали числовой ряд от 1до10, повторяли прямой и обратный счет, порядковый счет ориентировку в пространстве (слева, справа, впереди, сзади, между). Еще, при помощи палочек, учились измерять. Дети с интересом измеряли длину и высоту стола, стула, карандаша, а ответ проверяли сантиметровой лентой. В качестве методики, используемой для дополнительного образования по ФЭМП, взяла программу Колесниковой Е.В. из цикла «Математические ступеньки». Разработки занятий этого автора полностью соответствуют государственной программе дошкольного образования в детском саду. Программу дополнительного образования реализую с помощью учебно-методического комплекта (УМК): методического пособия и рабочей тетради в соответствии с возрастом детей.Существенным плюсом данной методики является включение в каждое занятие упражнения на развитие логического мышления. Задания сгруппированы по разделам математики, таким как:Количество и счет.Геометрические фигуры.Величина.Ориентировка во времени.Ориентировка в пространстве.Логические задачи.Выполнение заданий в тетради способствует формированию у ребенка предпосылок учебной деятельности: решение интеллектуальных задач, соответствующих возрасту; применение усвоенных знаний для решения новых задач; планирование своих действий, направленных на достижение конкретной цели; овладение умением понимать учебную задачу, самостоятельно решать её, осуществлять самоконтроль и самооценку выполненной работы, руководствуясь пояснением взрослого.Каждое занятие построено с учетом принципа интеграции образовательных областей ФГОС ДО в соответствии с возрастными возможностями и особенностями ребенка.«Социально-коммуникативное развитие» направлено на развитие общения и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование позитивных установок к учебной деятельности.«Познавательное развитие» предполагает формирование понятий и представлений о числе, форме, величине, ориентировке во времени и пространстве, в соответствии с возрастом..«Речевое развитие» включает:овладение ребенком математическим словарем (число, геометрические фигуры, больше, меньше, плюс, минус и т.д.);формирование грамматического строя речи (один еж, пять ежей, одно солнце, одна шишка; один медвежонок, много медвежат и т.д.);диалогической речи (ответы на вопросы).«Художественно-эстетическое развитие» предполагает чтение стихотворений о частях суток, временах года, отгадывание загадок, в которых присутствуют числа.На занятиях дети выполняют несложные задания на соединение (соедини картинки так, чтобы они относились к одному времени года), штриховку (раскрась только те предметы, которых по два; только круги и т.д.).«Физическое развитие» представлено физкультминутками, которые проводятся на каждом занятии. На них дети выполняют несложные движения по тексту стихотворений, что способствует развитию мелкой моторики, основных движений.Построение занятий обеспечивает единство воспитательных, развивающих и образовательных задач. На занятиях формируются приемы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование), конструктивные умения (плоскостное моделирование);развиваются мышление, память, внимание, речь.Для развития логического мышления, познавательного интереса, творческого проявления большое значение имеет создание предметно – развивающей среды. В пользовании у детей счётные палочки и палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша, кубики головоломки ( «Танграм», «Пифагор», «Листик», «Волшебный круг»), логические фигуры и настольно – печатные игры математического содержания ( «Уголки», «Форма и цвет», «Считай-ка» и другие), логические задачи и лабиринты, конструкторы и мозаики. Игры в уголке имеют разную степень сложности. В дошкольном возрасте существуют различные виды деятельности, в которых могут быть применены математические знания детей. Поэтому необходима интеграция ФЭМП в различных образовательных областях. Социально-коммуникативное развитие ( сюжетно-ролевые игры: например игра «Магазин»; трудовая деятельность: дежурство по столовой и группе – ориентировка в пространстве). Речевое развитие при чтении художественных произведений, составлении небольших рассказов обращается внимание на количество частей произведения. Перечитывая или инсценируя сказки, вспоминаем, сколько было героев, в какой последовательности они предстают перед читателем- закрепление порядкового, количественного счета, ориентировка в пространстве). Художественно-эстетическое развитие (рисование, аппликация, лепка), Работая с пластилином и бумагой, обращается внимание (на сколько частей, на какие части) можно разделить пластилин, полоски бумаги, закрепляются знания о цвете, форме, размере предметов. На музыкальных занятиях происходит знакомство и разучивание песен и попевок с называнием дней недели, цифр, ориентиров в пространстве – при разучивании танцев.Физическое развитие: на физкультурных занятиях и утренней гимнастике широко используются умения ориентироваться в пространстве (справа, слева, впереди, сзади, вверх, вниз и т. д.). В окружающей природе отмечаются: изменения предыдущего дня и сегодняшнего, форма листьев, высота растений (куст выше травы, дерево выше куста и т. д.). Освоение математических представлений происходит постоянно, даже в повседневной деятельности, так как все, что нас окружает можно посчитать, переставить, определить количество, сравнить и т. д. Большое значение для развития ребенка имеет семья. Дети должны и в условиях семьи приобщаться к занимательному математическому материалу. В современных условиях имеется множества путей для реализации этого. Всевозможная литература, пособия и т. д. С моей стороны в этом направлении также ведется работа. Индивидуальные беседы с родителями, анкетирование выступления на родительских собраниях, консультации, открытые занятия, совместные познавательные игры родителей и детей, папки – передвижки. Предлагаю родителям собирать и накапливать занимательный материал, создавать игры своими руками. Все это привело к тому, что некоторые из моих родителей стали более творчески изобретательны, заинтересованы в вопросах выбора игр, проведения свободного времени с ребенком. Совместная работа воспитателя и родителей способствует всестороннему и постоянному развитию ребенка, подготовке его к обучению в школе, успешной адаптации в новых условиях школьной жизни.Вывод:Развитие логического мышления посредством ФЭМП, способствует всестороннему развитию ребёнка, а именно: развитию умственных и творческих способностей, познавательного интереса, речи, воображения, памяти, восприятия, коммуникабельности, формирует нравственно-волевые качества, является одним из эффективных средств подготовки детей к школе.Методическая литература:Рабочая программа воспитателя « от Рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.Комплексные занятия по программе « от Рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.Носова Е.А., Непомнящая Р.П. «Логика и математика для дошкольников», СПб., «Акцидент», 1996г.Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?», М., 2006г.Б.Б Финкельштейн. Альбом «Спасатели приходят на помощь», СПб, «Корвет», 2006г.Б.Б Финкельштейн. «На золотом крыльце». Методические советы по использованию комплекта игр и упражнений с цветными счетными палочками Кюизенера. СПб., 2003г.Финкельштейн Б.Б. Альбом «Лепим нелепицы». СПб., «Корвет», 2008г.Е. Н Панова. «Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст)». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж, ТЦ «Учитель», 2006г.Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст)». Выпуск 2. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж, ТЦ «Учитель», 2007г.Л. А Венгер., О. М. Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». М., «Просвещение», 1989г.Е.В. Колесникова «Математика для детей 3-4 лет». «ТЦ Сфера», 2015г.Е.В. Колесникова «Математика для детей 4-5 лет». «ТЦ Сфера», 2015г.Е.В. Колесникова «Математика для детей 5-6 лет». «ТЦ Сфера», 2015г.