Публикации Летняя эколого-биологическая практика как средство совершенствования практического блока биологических знаний у учащихся II и III школьной ступени.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Летняя эколого-биологическая практика как средство совершенствования практического блока биологических знаний у учащихся II и III школьной ступени.
Автор: Тамара Николаевна Бондарева


Летняя эколого-биологическая практика как средство совершенствования практического блока биологических знаний у учащихся II и III школьной ступени.
(доклад выступления на педагогических чтениях).
Подготовила: Бондарева Тамара Николаевна
МАОУ СПШ № 33
Старый Оскол
2023 год
Главные задачи современной школы – раскрытие способностей ученика. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации… Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят
Альтернативным способом образования для одаренных детей должны стать летние полевые практики.
Предлагаемая программа предназначена для реализации в условиях детских оздоровительно-образовательных (профильных) центров в рамках работы с одаренными детьми 13 – 16 лет (7 – 10 классы).
Полевая практика эколого-биологического профиля направлена на расширение и углубление знаний учащихся, полученных в процессе изучения теоретических курсов ботаники, зоологии, общей биологии и экологии, составляющих школьный курс биологии. Она способствует формированию экологического мировоззрения обучающихся.
Цель: развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина.Задачи: 1. Создание условий для организованного отдыха, а также расширения и углубления знаний учащихся, полученных в процессе изучения теоретических курсов, составляющих школьный курс биологии.
2. Формирование интереса к различным видам деятельности.3. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.4. Укрепление здоровья, содействие полноценному физическому развитию.5. Приобщение ребят к разнообразному опыту социальной жизни через участие в игровой деятельности.6. Воспитание ответственности, бережного отношения к природе, развитие экологического кругозора.7. Развитие произвольности психологических процессов, самообслуживания, творчества.8. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.9. Формирование отношений сотрудничества и содружества в детском коллективе и во взаимодействиях со взрослыми.
Комплексный характер практики позволяет дать наглядное представление о многих природных процессах в их взаимосвязи, учит анализировать природные явления и, опираясь на самостоятельные наблюдения в природе, регистрировать факты, обобщать увиденное и делать правильные выводы. Особое внимание на полевой практике уделяется вопросам охраны природы.
Принципы, реализуемые в программе:1. личностный подход в воспитании:- признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;- добровольность включения детей в ту или иную деятельность2. природосообразность воспитания:- обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;3. культуросообразность воспитания:- учет национального своеобразия;- опора в воспитании на национальные особенности;- изучение и освоение природы родного края (Старооскольского района и Белгородской области);4. гуманизация межличностных отношений:- уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;- уважение и терпимость к мнению детей;- самоуправление в сфере досуга;- создание ситуаций успеха;- приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;- защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;- формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.5. дифференциация воспитания:- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;- свободный выбор деятельности и права на информацию;- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;- активное участие детей во всех видах деятельности.6. средовый подход к воспитанию:- педагогическая целесообразная организация среды детского оздоровительно-образовательного (профильного) центра, а также использование воспитательных возможностей внешней (социальной, природной) среды.
Программа рассчитана на 60 часов (из расчета на 21-дневную смену), занятия проводятся по 3 академических часа в день. По усмотрению преподавателя допускается еще 60 часов (3 часа в день) для обработки материалов, принесенных с полевых занятий. Обработка собранного материала включает записи и зарисовки, а также фотографирование и видеосъёмка объектов во время наблюдения. Это может быть работа с объектами неживой природы, определение растений с помощью учебников-определителей, прослушивание записей голосов птиц и т.д.
Условия реализации программы.
1. Материально-технические условия предусматривают:а) финансирование за счет средств местного бюджета, родительская плата, спонсорская помощь;б) предусмотренные Уставом детского оздоровительно-образовательного (профильного) центра.
2. Кадровые условия. В соответствии со штатным расписанием детского оздоровительно-образовательного (профильного) центра
3.Педагогические условия.- соответствие направления и формирования работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка;- отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;- обеспечение единства и взаимосвязи управления самоуправления;- единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.4. Методические условия предусматривают:- наличие необходимой документации, программы, плана;- проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены.
Природа Центрального Черноземья отличается большим разнообразием ландшафтов, что позволяет организовать занятия в различных природно-территориальных комплексах.
Основные формы работы – экскурсии с преподавателем, обработка собранного материала, самостоятельные наблюдения по выбранной теме.
Экскурсия в природу – одна из важнейших форм экологического воспитания. Они не могут быть заменены никакой другой формой обучения и всегда методически индивидуальны. Порядок проведения экскурсий может быть выбран преподавателем произвольно: в зависимости от расписания практики, местных природных условий он может меняться.
Особое внимание уделяется правилам поведения в природе. Главное из них – не причинять вреда природе. В наибольшей степени наблюдения как метод работы в природе используются для самостоятельной работы учащихся по выбранной теме. Задания для самостоятельной работы выбираются также самостоятельно по каждому предмету (морфология растений, систематика членистоногих и т.п.), но обязательно с учетом объединения связанных между собой факторов живой и неживой природы в конкретном ландшафте. Это могут быть наблюдения за развитием растений в зависимости от типа почвы или освещенности, вычерчивания плана оврага с указанием мест обитания ласточек, исследование распространения водных животных в разных частях конкретного водоема и т.д. Подготовка к самостоятельным наблюдениям начинается с первых дней практики, когда преподаватель на экскурсиях обращает внимание экскурсантов на возможные темы. Для выполнения индивидуальных заданий кроме наблюдений требуется работа с литературой, изготовление рисунков, фотографий, ведение записей. При этом можно использовать литературу по описанию природы района полевой практики.
Отдельно внимание экскурсантов обращается на изучение распространенных объектов, подчеркивая значение бережного обращения с материалом наблюдения. Это особенно относится к редким видам. Экскурсант – не только наблюдатель, но и активный организатор мер по охране природы.
Ожидаемые результаты.
Общее оздоровление детей.2. Приобретение новых знаний, творчества, умений и навыков, а именно:
- использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и т.п.)
- определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого;
- умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким критериям;
- исследование нескольких практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике;
- самостоятельная организация учебной деятельности;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил норм здорового образа жизни.3. Творческий рост детей.4. Максимальная ступень самореализации каждого.5. Творческий рост педагогов.
Литература.
Биология. 5 -11 классы: программы для общеобразоват. Учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/авт.-сост. Г.М.Пальдяева.- М.: Дрофа, 2009.- 92,[4]с.
Филоненко – Алексеева, А.Л., Нехлюдова, А.С., Севастьянов, В.И. Полевая практика по природоведению: Экскурсии в природу: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2000.- 384 с.: ил.