Публикации «Ассоциативные методики изучения лексики английского языка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Ассоциативные методики изучения лексики английского языка»
Автор: Органова Марина Владимировна

Ассоциативные методики изучения лексики английского языка.
Меня, как учителя, заинтересовала данная тема потому, что при изучении английского языка обучающимся нужно постоянно пополнять свой словарный запас – запоминать новые слова и выражения. Чем меньше незнакомых слов им попадется в тексте, тем легче будетпонять его смысл и содержание. Чем больше слов они будут знать, тем лучше поймут собеседника и свободнее будут чувствовать себя в разговоре.
Каждому из нас была знакома ситуация, когда после зубрежки очередного десятка новых слов, мы осознавали, что забыли предыдущие слова – те, что изучали ранее. Позже, встречая слово в тексте, мы понимали, что знали его перевод, но на данный момент – забыли!
Как же упроститьзапоминание новых слов?
На помощь приходит мнемоника – техника запоминания новой информации посредством определенных ассоциаций. Она подразумевает трансформацию нового материала в более простую форму для восприятия нашим мозгом. Мнемоника легла в основу ассоциативных методик запоминанияиностранных слов.
Смысл ассоциативных методик запоминания информации – не зубрить материал, а создавать ассоциативные цепочки, благодаря которым слово лучше запоминается.
Дело в том, что наш мозг, воспринимая новую информацию, формирует связи между этими новыми сведениями и приобретенными ранее. Поэтому более эффективно не просто зубрить слова, а учить их осознанно, помогая своему мозгу построить цепочку ассоциаций — подумать о том, где это слово может применяться, с чем оно соотносится, на что оно похоже в своем звучании.
Эффективный способ запоминания слов —метод фонетических ассоциаций.
Метод звуковых ассоциаций существует давно, и, как ни странно, его исследовали и использовали американские ученые еще в прошлом веке для заучивания русских слов при обучении русскому языку!
Суть метода состоит в подборе созвучных слов. Т.е. нужно к изучаемому иностранному слову подбирать созвучные ассоциации на родном языке, пусть даже не совпадающие по значению.
Например:
Look (смотреть) – ассоциация со словом лук (например, нарисовать себе мысленно лучника, который натянул тетиву исмотритна цель).
Palm (ладонь) – ассоциация со словом пальма (можно представлять себе растопыренные листья пальмы).
Opposite (противоположный) – ассоциация со словом оппозиция (сила, находящаяся по другую сторону).
Bull (бык) – ассоциация со словом булыжник (например, представить себебыка, бегущего по булыжной мостовой).
Puddle (лужа) – ассоциация со словом падал (представить, как кто-то в лужу падал).
Правила использования метода фонетических ассоциаций:
1) Подбирайте ассоциации именно по звучанию, а не по написанию слов.
2) Избегайте слишком сложных ассоциаций, длинных ассоциативных цепочек. Используйте то, что первым пришло в голову!
3) Самые эффективные ассоциации – связанные непосредственно с вами. Чужие ассоциации (придуманные другими людьми) менее эффективны, чем ваши собственные.
Метод фонетических ассоциаций еще называют методом Аткинсона (в честь американского психолога Ричарда Аткинсона).
Еще одна особенность нашего мозга – он лучше запоминает визуальную информацию.
Поэтому изучаемые слова нужно подкреплять картинками, зрительными образами. А еще лучше подкрепить запоминание эмоциями и подключить к процессу сразу несколько органов чувств.
Метод визуальных мнемонических ассоциаций для запоминания английских слов.
Этот метод состоит в придумывании некой истории, в которую помещаются все новые слова. Чем более необычная, странная, нелепая история – тем лучше запоминаются слова!
Например, вы изучаете предметы мебели. Представьте себя сидящим в кресле (armchair) на дне океана, подкрепите это органами чувств – почувствуйте кожей воду и холод. Вообразите, как мимо вас проплывает холодильник (fridge), буфет (cupboard), диван (couch). Когда мимо проплывает полка (shelf), вы ставите на нее вазу с цветами и т.п.
Правила применения метода визуальных мнемонических ассоциаций:
1. История должна быть необычной, не вписываться в рамки обычной действительности.
2. Предметы, которые вы рисуете в своем воображении, должны быть объемные и движущиеся.
3. Подключайте все органы чувств – почувствуйте запах, вкус предмета.
4. Используйте юмор – смешные истории и хорошее настроение способствует запоминанию!
5. Представляйте себя участником событий.
За и против ассоциативных методик:
Некоторым ассоциативные методики покажутся абсурдом, но они действительно работают – запоминание слов улучшается благодаря особенностям нашего мозга и устройству нашей памяти.
Однако существует и обратное мнение – что метод создает неправильные ассоциации в мозге. Например, чтобы упомянуть лужу по-английски (вспомнить слово puddle), у нас всплывает образ, как кто-то падал в лужу. Поможет ли это быстро построить фразу? Зачем нам в мозге мусор про падающего человека, если нужно просто слово лужа?Но со временем, при дальнейшем использовании в речи этого слова, у вас уйдут побочные образы, вы запомните это слово и будете легко применять.
Плюс мнемотехники: с помощью мнемотехники можно запоминать слова быстрее и в большем количестве.
Минус мнемотехники: иногда не получается сразу подобрать образ, и он не позволяет быстро вспомнить слово.
Из всего вышесказанного следует вывод – мнемотехнику применяют, только когда это удобно – если ассоциации легко подбираются к слову.
Наверное, не стоит использовать метод ассоциаций для запоминания всех изучаемых слов, а нужно брать отдельные слова, которые вы никак не можете осилить.