Публикации
Развитие художественно – творческих умений у детей 6 – 7 лет в изготовлении книжек - малышек»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие художественно – творческих умений у детей 6 – 7 лет в изготовлении книжек - малышек»
Автор: Лебедева Мариетта Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие художественно – творческих умений у детей 6 – 7 лет в изготовлении книжек - малышек»
Автор: Лебедева Мариетта Николаевна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Сыктывкара «Средняя общеобразовательная школа № 7»Представление педагогического опыта. Тема «Развитие художественно – творческих умений у детей 6 – 7 лет в изготовлении книжек - малышек» учитель изобразительного искусства МАОУ «СОШ № 7» Лебедева Мариетта Николаевна Сыктывкар 2020 годВведениеГлава 1. Теоретические основы развития художественно – творческих умений у детей 6 – 7 лет…………………………………………………………...1.1. Понятие творческих умений…………………………………………………..1.2. Особенности развития и проявления художественных умений детьми дошкольного возраста……………………………………………………………...1.3. Развитие художественно – творческих умений у дошкольников…………..Глава 2. Создание условий для развития художественно – творческих умений у детей 6 – 7 лет в изготовлении книжек – малышек…………………………….Заключение………………………………………………………………………….Использованные источники и ресурсы…………………………………………...Приложения………………………………………………………………………... Введение. Актуально проблемой педагогики является проблема развития творческих умений детей. Проблема развития творческого начала всегда волновало как ученых – исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Творческие умения как деятельность детей представляют новые возможности для их развития. «Дети могут из всего сделать все», - говорил Гете, - и эта нетребовательность, неприхотливость детской фантазии принимается за свободу или богатство детского воображения. Мы знаем, какое огромное влияние оказывают на ребенка музыка, фольклор, литература, изобразительное и театральное искусство. Все виды искусств как огромный пласт многовековой культуры, концентрируют в себе богатый, социальный опыт. Как ввести ребенка в мир искусства, не разрушая непосредственности, способности удивляться и непременно радуя, потому что ведь мы вводим его в мир прекрасного.Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом непроизвольные и жизненно необходимы. Дошкольный возраст – это тот период, когда развитие творческих умений может стать устойчивым увлечением детей, т.е. увлекая ребенка в мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и творческие способности.Художественно – творческие умения можно развивать с помощью различных средств.В развитии детского рисунка большую роль играет овладение изобразительными умениями, включающими в себя как технические навыки и умения, так и умения использовать в рисунках средства художественной выразительности (колорит, форма, композиция). Однако в практике больше внимания сводится к развитию технических умений, меньше обращается внимания на средства художественной выразительности. К средствам художественной выразительности в рисунке относятся: линия в рисунке, светотень, фон, цвет, композиция.Создание книжек – малышек в совместной деятельности педагога с детьми имеет огромное значение в художественном воспитании дошкольников как средство, активизирующее развитие их художественно – творческих умений, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее интерес к изобразительной деятельности.В развитии детского рисунка большую роль играет овладение изобразительными умениями, включающими в себя как технические навыки и умения, так и умения использовать в рисунках средства художественной выразительности (колорит, форма, композиция). Однако в практике больше внимания сводится к развитию технических умений, меньше обращается внимания на средства художественной выразительности. К средствам художественной выразительности в рисунке относятся: линия в рисунке, светотень, фон, цвет, композиция.Создание книжек – малышек в совместной деятельности педагога с детьми имеет огромное значение в художественном воспитании дошкольников как средство, активизирующее развитие их художественно – творческих умений, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее интерес к изобразительной деятельности.Цель: поиск педагогических условий, направленных на развитие художественно – творческих умений у детей 6 – 7 лет в изготовлении книжек – малышек. Анализ психолого – педагогической и методической литературы по проблеме развития художественно – творческих умений у детей 6 – 7 лет в изготовлении книжек – малышек, позволил выдвинуть следующую гипотезу: развитие художественно – творческих умений у детей 6 – 7 лет в изготовлении книжек – малышек будет осуществляться эффективно, если:- разработаная система занятий по изобразительной деятельности и ее содержание будет доступным для детей;- разработанная система занятий включает различные методы и приемы, направленные на развитие художественно – творческих умений у детей»- освоив данное содержание, каждый ребенок разовьет себя как активный субъект со своим неповторимым «Я».Задачи:1) Проанализировать психолого – педагогическую и методическую литературу по проблеме развития художественно – творческих умений у детей старшего дошкольного возраста.2) Выявить особенности развития художественно – творческих умений у детей 6 – 7 лет.3) Разработать систему занятий, способствующих реализации художественно – творческих умений детей седьмого года жизни в изготовлении книжек – малышек.4) Определить эффективные педагогические условия, направленные на развитие художественно – творческих умений детей седьмого года жизни в изготовлении книжек – малышек.Методы: для решения поставленных задач использовались теоретический анализ психолого – педагогической литературы; наблюдения за деятельностью детей; беседы; анализ продуктов детского творчества.Глава 1. Теоретические основы проблемы развития художественно – творческих умений у детей 6 – 7 лет.1.1.Понятие творческих умений.Творческие умения…, способности…. Что же это и как развить их у детей? Педагогика характеризует творчество так: оно должно представлять собой общественную ценность и давать новую продукцию. Творчество – высшая форма психической активности, самостоятельности, способности создавать нечто новое, оригинальное. Творчеством созданы науки и искусства. Все изобретения человеческой цивилизации, сами формы жизни людей. Психологические исследования показали, что творчеству благоприятствуют развитие наблюдательности, легкость комбинирования извлекаемой из памяти информации, чуткость к проявлению проблемы, готовность к волевому напряжению и многое другое. Важное значение в процессе творчества – в любой области деятельности – имеет воображение, т.е. мысленное представление образов и оперирование ими. Известно также, что творческие возможности зависят не только от способностей, но и от определенных черт характера и сформированных умений. Сущность же творчества состоит в предугадывании результата правильно поставленного опыта, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности, в том, что Склодовская называла чувством природы. Строя гипотезу, создавая художественный образ, человек попадает или в тон и такт природы, или берет фальшивую ноту. Попавшие в тон – преуспевают, взявшие фальшивую ноту – проваливаются. Вот сущность творчества. Понятие же творчества определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его восприятия. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Вместе с тем, творчество ребенка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью. Ребенок выявляет свое понимание окружающего, свое отношение к нему, и это помогает раскрыть его внутренний мир, особенности восприятия и представления, его интересы и способности. В своем творчестве ребенок открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе. Таким образом, детское творчество можно рассмотреть и в связи со зрелым искусством, и как педагогически обусловленное явление. Творческое умение – это готовность сознательно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного ответа и приобретения совершенно новых навыков. Развить творческие умения помогают творческие способности – особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. Для чего же следует развивать в детях творческие умения и как они могут пригодиться в дальнейшей жизни ребенка? Все должны стать творцами. Пусть одни в меньшей, другие в большей мере. Наша задача научить видеть ребенка в каждом предмете разные его стороны; уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать. Но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.Каков путь формирования творческих умений у детей средствами изобразительной деятельности? На каждой возрастной ступени воображение и творчество имеют свои специфические черты, тесно связанные с объемом и характером житейского и эмоционального опыта ребенка.1.2. Особенности развития и проявления художественных умений детьми 6 – 7 лет. Особенностью изобразительной деятельности, отличающей от других видов художественного творчества детей, является то, что результат ее не исчезает в момент прекращения ребенком действий по созданию изображения, как это происходит в других видах художественного творчества. Созданное детьми изображение остается. Его можно рассмотреть, оценивать, сравнивать с ранее созданными, совершенствовать. В коллективной деятельности оценивают не только общий результат, но и вклад каждого участника общей работы. Все это требует тщательно продумать организацию создания изображения, подбора содержания, интересного для всех детей, а также выбора наиболее эффективных методов и приемов руководства изобразительной деятельностью, то есть правильного методического руководства этим видом работы. В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. То есть данная проблема не нова в плане ее постановки. Не нова она и в плане доказательства необходимости ее решения уже в дошкольном возрасте. Общеизвестное выражение С.В.Михалкова «Все начинается с детства» применимо в данном случае. Более того, игнорирование или формальный подход к решению проблемы творчества в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Это объясняется тем, что дошкольный возраст сенситивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Именно воображение – одно из психологических новообразований в дошкольном возрасте. В последующие годы не складываются такие благоприятные возможности для его развития. Поэтому творчество, развитие творческости – одна из главных задач дошкольного воспитания. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание ее как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей в отношении к себе (т.е. творческое саморазвитие). Изобразительная деятельность детей относится к сфере изобразительного искусства. Искусство – это художественное (образное) отражение человеком окружающего его мира: предметов, явлений природы, общества, себя. Образ в изобразительном искусстве – наглядный. Окружающий мир воспроизводится в наглядной чувственно – воспринимаемой форме с помощью специальных изобразительных материалов, способов, средств (в рисунке, живописи – композиция, цвет, колорит, линия и др.). Главным предметом искусства являются человек, окружающая действительность. Искусство всегда обращено к человеку, к его чувства и мыслям. Такие особенности художественного образа, как конкретность, индивидуальность, неповторимость, обеспечивают эмоциональное его восприятие, а обобщенность образа – узнаваемость, способность понимания его разными людьми. Воздействуя на сознание человека, прежде всего через эмоциональную сферу, через чувства, вызывая эстетическое переживание, искусство «проясняет» нравственные чувства и представления. Однако степень воздействия одного и того же произведения на разных людей различна, обусловлена их нравственным опытом и способностью понимать язык данного искусства. Чем выше уровень развития человека в этом плане, тем большее влияние оно оказывает на него. Маленькие дети очень любят рисовать. Так что же представляет собой детский рисунок? Можно ли считать его произведением искусства? Над этим задумывались многие психологи, педагоги, искусствоведы, этнографы, медики. Этот вопрос рассматривался в исследованиях зарубежных и отечественных ученых: известного русского физиолога В.М.Бехтерева, искусствоведа А.В. Бакушинского, педагогов Г.В.Лабунской, Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой, Т.Г.Казаковой и др., психологов Е.И.Игнатьева, В.И.Кириенко, В.С.Мухиной, О.М.Дьяченко и др. Так чем же привлекает нас детский рисунок, что мы ценим в нем? Многие достоинства рисунка заметила Е.А.Флерина. Во – первых, искренность. эмоциональность, непосредственность выражения ребенком своих мыслей и чувств (черты, присущие самым высоким образцам искусства). Что обычно поражает в детском рисунке? Конечно, не форма и способы, а умение, используя минимум средств, передать свое состояние. Благодаря этому мы знаем, что волнует ребенка, отчего ему хорошо, почему плохо. Во - вторых, содержательность. Рисунок даже самого маленького ребенка несет в себе какое – то содержание. Как только малыш понимает, что на листочке может быть что – то изображено, все штрихи, линии, каракули приобретают значение, отражая мир, в котором он живет. Рисуя, ребенок часто рассказывает о своем замысле: «Это рыба…, а это акула – каракула подскочила». На бумаге каракули, но они полны содержания. В рисунках старших дошкольников - все, что окружает детей, что их волнует. Чем больше ребенок знает о мире, тем шире тематика его рисунков. Еще одно ценное качество детского рисунка – смелость. Ребенок не боится рисовать, он хочет и может нарисовать все. Море? Пожалуйста! Космос? Нет ничего проще! Как видим, для маленького ребенка нет ничего невозможного. А ведь риск, способность к риску, смелость – непременное условие и характеристика творческой личности. Ребенок растет и, к сожалению, на смену смелости нередко приходит излишняя осторожность. Гуманизм, оптимизм содержания детского рисунка – показатель природной доверчивости, доброжелательности человека. В детских рисунках почти всегда добро побеждает зло. Рисунки дошкольников можно сразу узнать по их яркости, красочности, декоративности. В них радостное мировосприятие, ожидание добра от него и только добра. Это удивляет и радует нас, взрослых, и в то же время немного печалит от осознания, как трудно, почти невозможно сберечь такое восприятие мира. Детские рисунки убеждают нас в том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно поэтому их можно назвать выразительными. Выразительность детского рисунка это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему (Г.В.Лабунская). Как же удается ребенку выполнить выразительный рисунок? Какие средства он использует? Применительно к детскому творчеству изобразительная грамотность, по определению Г.В.Лабунской, - это те элементарные умения и навыки в области реалистического рисунка, формирование которых у детей постепенно подводит их к объективно – достоверному изображению. Известный художник и педагог В.С.Щербаков писал, что в отличие от профессионального изображения, где грамотность и выразительность теснейшим образом переплетены, в детском творчестве выразительность может быть выделена как самостоятельное качество независимо от обученности ребенка или грамотности его изображения. Ребенок рисует человека: руки – палочки, ноги – палочки, шеи не видно, но на лице сияет улыбка, огромные глаза распахнуты. Случайным движением карандаша передана динамика, и девочка в платье всех цветов радуги, действительно, закружилась в танце. «Я танцую», - прокомментировала свой рисунок маленькая художница, и мы видим, чувствуем, как нравится ей танцевать. По мнению В.С.Щербакова, нередко при вмешательстве взрослого рисунок становится более грамотным, но утрачивает выразительность. Однако при любом, даже очень малом объеме выразительных умений дети должны уметь относительно свободно выражать свои впечатления, чувства, желания. Считая эту задачу главной, Н.П.Сакулина подчеркивала, что обучение изобразительным умениям является условием творческого образного выражения ребенком своих впечатлений. Итак, выразительность – качество детской художественной работы, которое можно рассматривать как самостоятельное. Применительно к детскому рисунку выразительность – качество нестабильное. Чем старше ребенок, тем в большей степени изобразительные умения становятся средством выражения замысла. Какие средства выразительности ребенок использует в своем рисунке?Одним из самых доступных для ребенка средств выразительности является цвет. Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему дошкольному возрасту, ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Однако тяга к яркости, красочности сохраняется у кого в большей, у кого в меньшей степени. По мере освоения ребенком изобразительного опыта, познания им окружающего мира цвет в детском рисунке становится более реалистичным (по данным Е.А.Флериной и др.). Он по – прежнему остается средством выражения замысла, но теперь уже более осознанным и обоснованным. Подрастая, ребенок может более тонко чувствовать и передавать колорит разных времен года, состояния погоды и даже времени суток. Однако тяготение к яркому, сочному цвету сохраняется в рисунках дошкольников. Н.П.Сакулина, Л.А.Раева в своих исследованиях показали, что очень важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира (снег, как и небо, может быть и голубым, и серым, и сиреневым). В результате таких наблюдений, а также знакомства с произведениями известных художников ребенок начинает использовать цвет более разнообразно, реалистично и выразительно. Другое средство выразительности, используемое дошкольником, линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению события, изображает нарочито небрежной линией. Составляющими компонентами декоративности являются ритм форм или цветовых пятен, симметрия (малыш строит рисунок, как бы уравновешивая пространственное расположение отдельных изображений. На доме флаги – слева и справа. Цветочек – с одной стороны и с другой). Как и взрослые, дошкольники нередко используют прием гиперболизации. Они выделяют в изображенном предмете или явлении то, что, на их взгляд, особенно значимо. Композиция сюжетного рисунка также бывает очень выразительной. Главный, более значимый для него образ дошкольник часто выделяет цветом или величиной, расположением отдельных элементов рисунка. Малышу очень трудно передать движение. Но в рисунках старших дошкольников движение передано иногда очень выразительно. Рисуя, малыш использует и такое средство, как агглютинация, - склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких – то частей, качеств, свойств разных предметов. Н.П.Сакулина отметила, что выразительность детского рисунка многообразна по средствам и способам. По мнению Е.А.Флериной, чтобы судить о выразительности образа, созданного ребенком – дошкольником, важно видеть процесс выполнения рисунка. Комментариями, игровыми действиями ребенок выявляет иногда такие нюансы замысла, которые существенно изменяют наше восприятие и оценку готового результата. Наряду с выразительностью и грамотностью детских работ следует выделить и такое их качество, как оригинальность. Оригинальность образа, продукта детской деятельности, - показатель творческого воображения. В то же время следует помнить, что детский рисунок при всех его достоинствах – это не произведение искусства. Он не может удивить нас глубиной мысли, широтой обобщения, абсолютной неповторимостью формы воплощения образа. Занятия по изобразительному искусству содействуют формированию таких качеств детей, как усидчивость, настойчивость, умение доводить дело до конца. Взаимодействовать с товарищами, уважать работу, выполненную другими. Изобразительная деятельность положительно влияет на умственное развитие дошкольников. В процессе занятий развивается зрительная система, умение оперировать зрительными образами, отбирать поступающую информацию. Кроме того, формируется пространственное восприятие, воображение и мышление, важные для общего развития детей. На занятиях по изобразительной деятельности дети ведут себя свободнее, обмениваются мнениями, обращаются друг к другу, эмоционально реагируют на то, что видят. С другой стороны, то, чем они взяты, требует широкого круга представлений, знаний, практических навыков, художественного суждения и оценки, - то есть происходит учебный процесс. Результаты его можно проверить, задав детям вопросы или проанализировав их работы. В то же время специфика изобразительного искусства требует от педагога особого, творческого подхода к проведению занятий. Недопустимо сводить его к «рисованию понятий» и заучиванию правил и приемов изображения. Приобретенные знания ребенок должен использовать для решения художественных задач, развития эстетического чувства. Таким образом, занятия по развитию художественно – творческих умений у дошкольников способствуют развитию воображения, творческой активности, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка.1.3. Развитие художественно – творческих умений у дошкольников. Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути и средства обучения, способствующие всестороннему развитию детей. Мы в свою очередь предлагаем развивать художественно – творческие умения через изготовление книжек – малышек. Рисование – это не только забава, но и творческий труд. При изготовлении книжек – малышек включаются зрительные, двигательные, мускульно – осязаемые анализаторы, развивается память и внимание, речь и мелкая моторика, ребенок думает и анализирует, соизмеряет и сравнивает, сочиняет и изображает. Именно художественно – творческие умения через изготовление книжек – малышек будет способствовать формированию творческого потенциала ребенка. В литературе выделяют разные типы книжек: Первый тип – книжка – игрушка, книжка – картинка, которая дается в руки ребенку с самого раннего возраста (до года). Здесь зрительный образ преобладает над словесным, рисунки имеют главное значение. К.И.Чуковским было замечено, что этот период является важным в овладении речью, и , книга, дающая богатые зрительные впечатления. Будет хорошим помощником в этом деле. К.Д.Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким – нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их налету…». Кроме того, есть надежда, что ребенок, в раннем возрасте взявший книгу в руки и получивший наслаждение от общения с ней, в дальнейшем будет тянуться к книге и станет страстным читателем. Второй тип – это книжка – вырубка. Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием. Третий тип – книжка - панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие в ней как бы оживает с помощью этих фигурок. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста. Но и проживает происходящее вместе с героями. Глава 2. Создание условий для развития художественно – творческих умений у детей 6 – 7 лет в изготовлении книжек – малышек.В основу работы положены принципы комплексности и взаимодополняемости компонентов содержания. Принцип комплексности выражается в отборе многокомпонентного содержания, включающие рассматривание репродукций картин и художественных иллюстраций, литературных произведений; чтение детской художественной литературы, упражнения и игры. Такое содержание обеспечит прочную основу для развития художественно – творческих умений у дошкольников. Принцип взаимодополняемости в отборе содержания определяется возможностью более глубокого развития художественно – творческих умений у детей, с помощью многократного обращения к ним в разных формах: рассматривание художественных картин и иллюстраций, аналитических бесед, направленных, как на содержание картин, так и на художественные средства его выражения; использование в чтении детям малых форм фольклора и сказок; произведений о природе; рисование, как по известным произведениям, так и сказкам, сочиненных детьми, что приводит к развитию у детей необходимых умений, способствующих творческому развитию и освоению ребенком позиции субъекта изобразительной деятельности. Работа по реализации содержания проходила через: рассматривание иллюстраций, наблюдения, чтение, беседы, индивидуальную работу, занятия, игры. За период обучения детям предстояло овладеть способами изготовления книжек – малышек. Для этого работа строилась таким образом, чтобы способствовать развитию у детей следующих художественно – творческих умений (Н.С. Ветлугина, Г.Г.Григорьева, В.С.Кузин):- вносить дополнения, изменения, вариации, преобразования в знакомый материал;- создавать новые комбинации изобразительных форм и элементов из усвоенных ранее;- применять известное в новых ситуациях;- самостоятельно находить оригинальные приемы решения творческих заданий;- использовать художественные средства выразительности для воплощения оригинальных и выразительных образов в рисунке.Всего было проведено 14 занятий, на каждом этапе по 4 занятия. Система разработанных нами занятий состоит из трех взаимосвязанных этапов: первый этап – начальный, эмоционально – познавательный, который направлен на формирование интереса и представлений дошкольников о книгах и профессии художника – иллюстратора.Цель: способствовать накоплению опыта детей, обогащение общих представлений детей о книге, профессии художника – иллюстратора, развивать чувство индивидуальной ответственности за выполнение коллективного дела. Обучать детей образному видению и пониманию ими выразительности окружающих форм, предметов, их изобразительного отражения в практической посильной деятельности на основе подражания детьми опыту художников – иллюстраторов. Перечень занятий:1. Как создается книга.2. Из чего состоит книга.3. Знакомство детей с творчеством художника – иллюстратора (Е.Е.Чарушин).4. Рисование по сказке Д.Н.Мамин – Сибиряк «Серая Шейка».5. Коллективное оформление книжки – малышки «Русские народные потешки».Второй этап – основной – изобразительный, который направлен на формирование художественно – творческих умений, нахождение адекватных средств выразительности при создании замысла.Цель: развивать замысел детей, способы изображения объектов окружающего мира и умения применять их в самостоятельной изобразительной деятельности. Перечень занятий:1. Рисование «Порадуй малышей игрушкой – забавой».2. Рисование «На свете нет некрасивых деревьев».3. Рисование «Зоопарк».4. Рисование обложек к сказкам.5. Рисование «Добрая хозяюшка».Третий этап – заключительный, изобразительно – творческий, который направлен на формирование самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности детей 6 – 7 лет в изготовлении книжек – малышек.Цель: формировать у детей умения самостоятельно применять освоенные способы рисования, создавать новый образ, опираясь на изобразительный и конструктивный опыт в изготовлении книжек – малышек. Перечень занятий:1. Рисование «Мир динозавров».2. Рисование «Сказки – перевертыши».3. Рисование «Иллюстрированный словарь по коми народному женскому костюму (Журнал мод Василисы Прекрасной). Заключение. Таким образом, созданные педагогические условия (благоприятная атмосфера для восприятия детьми художественного образа, ненавязчивое, доступное знакомство детей с новым материалом, индивидуальный подход к каждому ребенку, поддержка интереса к изобразительной деятельности в рисовании у детей) способствовали росту развития художественно – творческих умений и художественных способностей у детей. На занятиях необходимо использовать различные педагогические методы и приемы, такие как наблюдение, наглядный метод. Словесный, практический, игровые приемы и другие. Большую роль сыграл индивидуальный подход, ведь каждый ребенок неповторимый, особенный, к каждому нужно найти свой ключик. Ребята получили необходимые знания и умения, рисунки стали выразительнее, красочнее, ярче. Дети умело и уверенно используют в своих работах графические и технические навыки и умения, с большим интересом создают свои работы, самостоятельно стремятся выразить суть задуманного, отразить эмоциональное отношение к герою, создать неповторимый, индивидуальный художественный образ. Использованные источники и ресурсы1. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М., 19652. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 19753. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность детей в детском саду. М. - Просвещение - 19734. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. – М.: Педагогика, 1990 – 144с.5. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. - М., 19506.Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 20 – е изд. - М., 19677. «Пришли мне чтения доброго…»: Пособие для чтения и рассказывания детям 4 – 6 лет. Гриценко З.А. – Просвещение, 2001. - 144с.8. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2020 – 176с.9. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. М.: «Просвещение», 197610. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей – М., учпедгиз, 196111. Т.С.Комарова. Чтобы каждый ребенок испытывал радость творчества. Дошкольное воспитание. - №3, 200612. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М.: Изд. Центр «Академия», 1999, 344с.13. Лыкова И.А. Художественные способности и их развитие как педагогическая ценность. Школа духовности, 1999, №5 – 92 – 97с.14. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.И. Развитие творческих способностей на занятии рисованием. М.: «Просвещение», 1987, 176с.15. Махотина Е.Н. Развитие художественно – творческих способностей у детей 6 – 7 лет средствами настольного театра: Программа и методические рекомендации по курсу. Сыктывкар: Издательство во Коми пединститута, 2005, 72с.16. Сибиркина Е.Н. Изобразительное искусство и художественное конструирование для детей 6 – 7 лет в детских садах Республики Коми. Сыктывкар: Издательство Коми пединститута, 200417. Никологорская О.А. Игры с красками и бумагой. М.: Школьная Пресса, 200318. Как воспитать в ребенке творческую личность? Серия «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д: Феникс, 200419. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Издательский центр «Академия», 1996, 333с20. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Комарова Т.С., Зырянова О.Ю., Иванова Л.И., Корзина Г.И., Милова О.М. – М.: Педагогическое сообщество России, 2000. – 152с21. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества, М., 197222. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. – М.: Гуманит. Издательский центр ВЛАДОС, 2002 – 176с23. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей: Учебное пособие – М.: Педагогическое сообщество России, 2000 – 128с24. Видеопрезентация для дошкольников «Как появилась книга». Maam.ru25. «Серая Шейка» - мультипликационный фильм по мотивам одноимённого рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка. YouTubeПриложения Занятие 1 Тема. Как создается книга.Цель. Продолжить знакомство детей с историей создания книги.Материал: иллюстрации.Предшествующая работа: рассматривание книг. Просмотр видеопрезентации «Как появилась книга».- Сегодня мы начнем занятие с того, что вы попробуете отгадать загадку: не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. Что это? (Ответы детей). Да, ребята, это книга. Все ребята любят задавать вопрос «Почему?», им хочется все знать, до всего докопаться, поэтому вопрос «Почему?» у них главный, поэтому их и стали называть почемучками. Но не каждый взрослый умеет дать ответ на все детские «Почему?». Чтобы помочь мамам, папам, бабушкам и дедушкам правильно ответить на, ваши «Почему?», авторы создали книгу «Почемучка» и придумали героя – дедушку Зная, который знает все на свете. Вот он – то и расскажет нам, как создается книга. - Скажите, ребята, какую книжку вы любите больше всего? Чур, назвать только одну. (Ответы детей). Трудно назвать самую интересную, самую полезную, потому что все хорошие книги обязательно чему – то учат. Одни помогают человеку стать добрым, честным, смелым; другие знакомят с тем, как устроен окружающий нас мир, со всем. Что сделано природой и руками человека; рассказывают о путешествиях… Вы, ребята, наверное, больше всего любите книжки про…- Про чудеса.- Так вот, запомните: сама книга и есть величайшее из чудес на свете. Подумай только: ты читаешь про страну, в которой никогда не был, и словно сам оказываешься в этой неведомой стране. Раскроешь книгу про рыцарей, которые жили много веков назад, - и вот уж они перед тобой. Слышен звон мечей, ржание боевых коней, будто ты, став невидимкой, действительно перенесся в далекое прошлое… Разве же это не чудо! Читая о приключениях, горестях и радостях людей, которых ты никогда не видел, ты вместе с ними горюешь и смеешься. Вспомни, как вместе с Красной Шапочкой ты боялся злого волка; как переживал за Дюймовочку; как участвовал в проделках Незнайки и его друзей! А ведь ни Красной Шапочки, ни Айболита, ни Бармалея, ни Дюймовочки, ни Незнайки на самом – то деле нет и не было. Их сочинили писатели. Вот какое чудо – книга. - Кто же ее придумал? Кто стал самым первым «чудесником»?- Никто. Такого изобретателя просто – напросто не существует. Люди с незапамятных времен рассказывали друг другу удивительные истории, делились тем, что сами знали, а вот записать свои мысли не умели – потому что не умели писать. Когда появились буквы, дело пошло куда лучше. Многочисленные писцы, служившие царям – владыкам, вели хозяйственные записи: сколько зерна собрано на царских полях, сколько скота в стадах, сколько понадобилось пленников – рабов, чтобы построить новый дворец. А еще писцы записывали то, что знали и умели самые мудрые люди того времени. Так появились рукописные книги, и даже целые…библиотеки. - Представляешь, сколько уходило труда и времени на то, чтобы аккуратно, красиво, буковка к буковке, переписать от руки толстенные тома для целой библиотеки! И вот что удивительно: люди в те времена не умели печатать книги, хотя «печатать» научились почти так же давно, как писать. У царей, придворных, богатых купцов и военочальников имелись каменные печатки. Приложил такую печатку к мягкой глине или воску, и готова подпись. Казалось бы, от этих печаток до того, чтобы печатать буквы в книгах, всего один шаг, но, чтобы сделать этот важный шаг, понадобились целые столетия. И вот появились сначала деревянные, потом отлитые из металла буквы – печатки. Из таких отдельных буковок собирали слова, из слов – строчки, из строчек – «страницы». Каждую собранную «страницу» смазывали краской и прижимали к ней белый лист. Напечатанные листы оказались не хуже, написанных от руки. А главное, с каждой собранной из отдельных буковок «страницы» можно было отпечатать десятки и сотни бумажных страниц. Появились и первые печатные станки – сначала маленькие, ручные, а потом настоящие печатные машины. Вот такая длинная история у книги. И она еще не кончилась. Не так давно на книжных фабриках – в типографиях самой удивительной машиной был, пожалуй, линотип. Нажмет линотипист клавиши с изображением букв, а остальное машина делает сама: в считанные секунды собирает буквы в слово, слова в строчки, строчки отливает из жидкого металла. А теперь удивительных машин в типографском деле столько, что трудно сосчитать. Долгий и трудный путь прошла книга, прежде чем попасть к тебе в руки. Полюби книгу. Книги всегда, всю жизнь будут твоими помощниками… Советчиками, верными друзьями. С ними ты совершишь много путешествий и открытий.Занятие 4Тема. Рисование по сказке Д. Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка»Программное содержание. - Воспитывать у детей интерес к созданию иллюстраций по мотивам литературного произведения. - Формировать умение выбирать эпизод, который они хотели бы передать в рисунке. - Учить создавать в рисунке образы сказки; образы природы – времена года, лес, лесная поляна, река с ее берегами, птицы, собирающиеся в стаи, летящие в небе, лиса, зайцы, охотник, Серая Шейка.- Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунка мелками, красками, простым карандашом для набросков (рисования сложных фигур – охотник, лиса).Материал. Бумага (размером в альбомный лист или А3); краски: гуашь, кисти, палитра, мелки.Предварительная работа. Чтение сказки Д. Н. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка», рассматривание иллюстраций; открыток, альбомов по теме «Дикие животные», «Птицы». Просмотр мультипликационного фильма по мотивам одноимённого рассказа Д. Н. Мамина - Сибиряка.Ход занятия.- Вы, конечно, помните сказку «Серая Шейка», которую мы недавно читали на занятии. - Кто написал эту сказку?- Правильно, русский писатель Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк, который написал много сказок. Все они вошли в одну книгу под названием «Аленушкины сказки». Книга была подарком не только для дочери, Аленушки, но и для всех читателей, детей, которых писатель любил безмерной отцовской любовью. Дмитрий Наркисович очень любил природу, наблюдал за ее явлениями, за жизнью и повадками животных, птиц. Мне очень нравится, как Д. Н. Мамин – Сибиряк описывает в этой сказке сборы птиц к отлету в теплые края, состояние погоды (зачитывает отрывок).- Кто скажет, почему уточка Серая Шейка не могла отправиться в дальний путь со всей своей стаей? (Ответы детей). Да, у Серой Шейки было поломано крыло еще весной, когда подкралась к выводку Лиса и схватила утенка. Мама, Старая Утка, смело бросилась на врага и отбила утенка. Но одно крылышко оказалось сломанным. - Я вас попрошу вспомнить и рассказать, что происходило до того момента, когда появился охотник? (Ответы).- Что сделала Серая Шейка? (Ответы). - Как вела себя Лиса? (Ответы).- Как уточка познакомилась с зайчиком? (Ответы). В этой сказке много ярких, образных картин, которые легко изобразить. - Скажите ребята, что вам больше всего запомнилось в этой сказке и хотелось бы нарисовать: наступление осени или сборы стаи в путь? Встречу Серой Шейки в зимнем лесу с зайцами или сцену встречи уточки с Лисой у полыньи? (Ответы).- Ребята, давайте нарисуем те эпизоды, что вам понравились, а потом составим «Книжку – малышку» из ваших рисунков к сказке «Серая Шейка».Занятие. Дружим со сказкой.Цель. Вызвать желание выражать свои мысли и чувства в слове, рисунке, движении, опираясь на имеющийся опыт, знания, умения.Активизировать словарь. Развивать культуру слушания, рассматривания произведения живописи. Развивать анализ, синтез, умение сравнивать, сосредоточенность, воображение, память. Продолжать знакомить с творчеством художника В.М.Васнецова.Предварительная работа. Чтение русской народной сказки «Снегурочка». Рассматривание иллюстраций В.М.Васнецова.Индивидуальная работа с детьми вне занятий (организует педагог): чтение сказки В.И.Даля «Девочка Снегурочка». Беседа (сравнительного плана) по сказке В.И.Даля «Девочка Снегурочка» и русской народной сказки «Снегурочка» в сочетании рассматривания иллюстраций к ним. Оформление мини – музея «Любимый художник – сказочник»Подготовка детьми фонов для рисунков.Материал. Репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка». Фрагменты из оперы Н.А. Римского – Корсакова (в yotube.com). Книги р.н.с. «Снегурочка» (художник – иллюстратор М.Малкус), В.И.Даля «Девочка Снегурочка» (художник – иллюстратор М.Меженинов). Слайды с изображением волка, Бабы Яги, Емели, Снегурочки, Деда Мороза. Листы затонированной бумаги, акварельные краски, простые карандаши, кисти, палитра.Ход занятия.Установка на занятие. Педагог. - Сегодня у меня веселое настроение. Я хочу говорить с вами загадками. Итак, отгадывайте! (загадывание загадок о зиме).Зимой все люди и природа находятся в ожидании чуда. Зима – это время чудес, время сказок. Хотите вернуться в сказочное новогоднее время? Для этого надо вспомнить персонажей, которые участвуют в новогоднем празднике (Ответы).- Ребята, поговорим о Снегурочке. Почему такую девочку зовут Снегурочкой? Какая она? Внешность, настроение, характер?(Беседа перед рассматриванием репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка»). Композитор Н.А. Римский – Корсаков (показ портрета) написал оперу «Снегурочка» (портрет убирает, под ним портрет В.М.Васнецова). Догадайтесь, почему я показываю вам портрет этого замечательного художника – сказочника? Как его зовут? Что он написал?Как называется картина? (показ репродукции картины «Снегурочка»). Рассматривание репродукции картины В.Васнецова «Снегурочка», сопровождающееся слушанием фрагмента из оперы Н. Римского – Корсакова «Снегурочка».- Я предлагаю пофантазировать. Представьте, что вы очутились в лесу со Снегурочкой, и, не нарушая лесной зимней тишины, сказочного покоя, посмотрите на картину и подумайте: что делает Снегурочка, почему она оказалась в лесу одна, о чем задумалась, какое у нее настроение? Итак, гаснет свет, звучит музыка Римского – Корсакова из оперы «Снегурочка», мы как бы входим в сказочный лес и видим…- Слушайте, смотрите, запоминайте, фантазируйте… (звучит музыка, ребята в течение 1 – 2 минут рассматривают картину.Вопросы ребятам и их рассказы. * Что хотел нам рассказать В.Васнецов, создавая картину? * Что можно сказать о лесе? Какой он? * Почему Снегурочка здесь одна? Что происходит? * Какое у нее настроение? От чего она может быть задумчивой, или грустной, или веселой?- Я предлагаю превратиться в юных художников и создать свой образ Снегурочки. Обратите внимание на цвет, оттенки. Цвета нужно подбирать в сочетании с фоном рисунка. Работать будем акварелью. Вы знаете, как пользоваться акварельными красками.В конце занятия из детских работ устраивается выставка.Занятие по рисованию. Моя любимая сказка.Программное содержание. - Закреплять знания детей о творчестве художников – иллюстраторов Б.В.Зворыкина, В.М.Васнецова, И.Я.Билибина, Т.А.Мавриной.- Воспитывать эстетическое отношение к произведениям народного творчества; формировать технические изобразительные умения и навыки работы с кистью и карандашом (изображая сказочных персонажей, передавать характерные особенности; закреплять навыки элементов народной росписи, орнаментов).Предварительная работа. Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций. Знакомство с творчеством художников - иллюстраторов Б.В.Зворыкина, В.М.Васнецова, И.Я.Билибина, Т.А.Мавриной. Составление описательных рассказов на основе иллюстраций к сказкам. Рисование на темы «Сказочный дом», «Сказочный дворец», «Сказочная птица», «Мой любимый сказочный герой». Просмотр сказок в в yotube.comМатериал. Книги «Русские народные сказки», иллюстрированные художниками Б.В.Зворыкиным, В.М.Васнецовым, И.Я.Билибиным, Т.А.Мавриной, В.В.Лебедевым, В.М.Конашевичем, Е.М.Рачевым, В.А.Чижиковым. Гуашь, кисти, палитра, бумага, сборник (с записью русских народных песен).Ход занятия.Звучит русская народная песня.- Ребята, предлагаю вам совершить путешествие по удивительной стране, которой нет ни на одной карте мира, по стране, где царствует мир, добро, красота, где невозможное становится возможным. Даже смерть отступает, если на помощь приходят верные и надежные друзья! Вы, конечно, догадались, что я предлагаю совершить вам путешествие в страну Сказок, в страну «за тридевять земель», «в тридевятое царство». Время в этой стране бежит или сказочно быстро, или, наоборот, тянется очень медленно, «долго ли, коротко ли …»; действие легко переносится из настоящего в будущее. - Хотели бы вы сейчас побывать в этой стране Сказок? (Ответы).- Как вы считаете, что необходимо для этого? (Ответы)- Правильно, чтобы попасть в страну Сказок, нужно вообразить себя волшебником и заиметь волшебную палочку. Итак, на слова «Раз, два, три – лепесток бери!» вы выбираете себе лепесток какого – либо цветка, берете его в руки, а я дотрагиваюсь до него волшебной палочкой и мы попадаем в мир сказок! (Открывается выставка иллюстраций художников детской книги). Удивительная страна, каждый из вас найдет здесь полюбившуюся сказку. Рассмотрите внимательно иллюстрации к этой сказке и скажите, пожалуйста: знаете ли вы имя художника, который иллюстрировал эту сказку? (Вниманию обучающихся предлагается одна из книг, выставленных на стенде. Ответы). Каждый художник по – своему видит сказку, прочитанный сюжет. Вот почему к одной и той же сказке вы можете увидеть самые разные иллюстрации. Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру «Мы художники – иллюстраторы». Кто не успеет, может не волноваться, так кА игру нашу мы продолжим на следующем занятии. В волшебной стране мы на время станем волшебниками и каждый придумает свою иллюстрацию к своей любимой сказке. Для того, чтобы сказка ожила, необходимо потрудиться. Но прежде вспомним: как художники, книги которых выставлены на стенде, украшают свои иллюстрации? (Ответы). На элементы каких росписей похожи эти украшения? (Ответы). Правильно. Приступаем к работе.По ходу занятия в случае необходимости советовать ребятам, какой фон лучше выбрать, какие приемы использовать, напоминать о приемах народной росписи. В конце занятия оформляется выставка «Иллюстрации к русским народным сказкам».Занятие 7 Тема. Зоопарк.Цель. Учить детей рассматривать изображение животных, а затем рисовать их, передавая основные части (тело, голову, ноги и т.д.); соединить созданные детьми изображения в единый сюжет коллективной работы: зоопарк; продолжать развивать навыки и умения коллективной работы; воспитывать любовь и заботливое отношение к животным.Материал: лист бумаги, краски, кисти, карандаши, ножницы, клей, нитки, большой лист бумаги для общей композиции.Ход занятия.- Ребята, мы с вами уже много говорили о животных, читали книги (какие?), рассматривали иллюстрации, смотрели диафильмы. А давайте сделаем свой зоопарк. - Назовите, каких животных можно увидеть в зоопарке. Предложить детям вспомнить внешние признаки животных: тело овальной формы, голова круглая с вытянутой (большой или маленькой), в зависимости от породы животного) мордой, на голове уши, лапы (у всех животных они разные; толстые, тонкие, длинные, короткие). Предложить детям подумать, кто какое животное хочет нарисовать. По мере окончания работ дать листам подсохнуть. Собрать детей, где лежит лист бумаги («территория зоопарка»), поговорить с детьми, как лучше размещать клетки с разными животными. Когда рисунки подсохнут, предложить детям вырезать животных, затем наклеить на лист в соответствии с выработанным планом («поместить в зоопарк»).На следующем занятии предложить детям выполнить клетки: нарезать одинаковой длины нитки, с одной стороны и с другой стороны их приклеить к полоске бумаги. Клетки должны быть разной величины, в зависимости от величины животных, чтобы они поместились в клетке. Теперь зверей помещаем в клетке: с одной стороны, внизу, приклеиваем полосу бумаги, затем натягиваем нитки и приклеиваем верхнюю полоску. - Теперь оформим территорию зоопарка (нарисовать кусты, деревья, траву, цветы, скамейки и др.). По окончании работы вместе с детьми отметить, какую большую и красивую картину создали все вместе.Продукты детского творчестваРисунки, выполненные педагогом к занятиям (гуашь) Планирование занятий по изобразительной деятельности