Публикации
Технология формирования фонетических навыков при обучении английскому языку в начальной школе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технология формирования фонетических навыков при обучении английскому языку в начальной школе
Автор: Черняускас Анастасия Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технология формирования фонетических навыков при обучении английскому языку в начальной школе
Автор: Черняускас Анастасия Сергеевна
Технология формирования фонетических навыков при обучении английскому языку в начальной школеСовременный мир полон широкими возможностями для общения между странами и народами. В такой ситуации становится особенно важным умение самостоятельно общаться с представителями других культур, носителями других языков. Следуя этой цели, многие родители стремятся как можно раньше начать обучение своих детей иностранному языку. В первую очередь это касается английского языка как самого популярного языка в международных коммуникациях. Знание английского языка становится сегодня важным и необходимым элементом социализации. Говоря об изучении английского языка, чаще всего подразумевают изучение его лексической и грамматической систем. Усвоение достаточного количества единиц, входящих в лексическое ядро английского языка, обеспечивает правильное понимание речи, создает условия для свободного участия в иноязычной коммуникации. Однако, поскольку окончательная цель обучения иностранному языку – именно формирование у учащихся способности выстроить полноценную устную коммуникацию с носителями иноязычной культуры, не менее важной представляется задача формирования у учащихся правильного иноязычного произношения. Это подводит к необходимости формирования фонетических навыков при обучении английскому языку.Английская фонетика представляет серьезную трудность на начальной стадии изучения языка. На первый взгляд, правила чтения в английском языке почти не проявляются, а в отношении наиболее важных слов будто вовсе не существуют. Но на самом деле имеют место быть довольно многочисленные для восприятия школьниками начальной ступени правила чтения.Формирование фонетических навыков сопряжено с рядом значительных трудностей, возникающих по причине различий между фонетическим строем родного и изучаемого языка, а также, что не менее важно, из-за индивидуальных особенностей учащихся, поэтому приступать к решению этой нелегкой задачи следует уже на ранних этапах обучения, то есть в начальной школе [1, с. 23].Именно на начальном этапе обучения происходит формирование слухо-произносительной базы, которая должна укрепляться на более продвинутых этапах. Если на начальном этапе не уделять должного внимания формированию фонетических навыков, то впоследствии могут появиться как ошибки в произношении, так и проблемы с развитием речевых умений, исправить которые на последующих этапах обучения будет очень трудно [2].Обучение фонетике требует от учащегося начальной школы знания строения речевого аппарата, что представляет собой сложную методическую задачу, поскольку на данном этапе эта информация является наиболее трудной для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся. Тем не менее, если учащиеся должным образом овладевают этой стороной языка на начальном этапе на отработанном материале, в дальнейшем это обеспечивает мотивационный уровень и надежную базу для формирования иноязычной коммуникативно-речевой деятельности. изучение английского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей: а) формирование умения общаться на английском языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;б) приобщение детей к новому социальному опыту с использованием английского языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;в) развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;г) воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка [3].В соответствии с ФГОС-2010 выпускник начальной школы должен научиться:1) на базовом уровне:а) различать на слух и адекватно произносить все звуки английского языка, соблюдая нормы произношения звуков,б) соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе,в) различать коммуникативные типы предложений по интонации,г) корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей;2) повышенный уровень предусматривает развитие навыков:а) распознания связующего звука «r» и умения его использовать,б) соблюдения интонации перечисления;в) соблюдения правил отсутствия ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах),г) чтения изучаемых слов по транскрипции.Общий курс по предмету «Иностранный язык» на начальном этапе обучения (2,3,4 классы) составляет 204 учебных часа [3].Раннее обучение иностранному языку важно еще и потому, что в этот период у детей ярко выражается способность к имитации: они абсолютно точно воспроизводят чужую фонетику.В методической литературе выделяют:Фонемы, совпадающие в двух языках [m] и [м]; Фонемы, имеющие черты сходства, но не совпадающие полностью [g] и [г]; Фонемы, отсутствующие в одном из языков [w]. Самой трудной для овладения считается третья группа фонем.Формирование произношения должно осуществляться в тесной взаимосвязи с развитием других сторон речи, чтобы каждая из этих сторон служила опорой для других.Обучение произносительной стороне занимает особенно значительное место на начальной ступени обучения. Далее оно осуществляется, как правило, в рамках так называемых фонетических зарядок - в устной форме или со зрительной опорой, а также в определенной мере в работе над техникой чтения [4, с. 61].Проанализировав различные источники методической информации, можно утверждать, что основными методами формирования фонетических навыков при обучении английскому языку в начальной школе являются условно-коммуникативные упражнения, фонетические зарядки и рифмовки. Далее следует подробнее рассмотреть каждый из данных методов.В связи с речевым характером навыков при обучении интонации необходимо использовать условно-коммуникативные упражнения на рецепцию и репродукцию.Приведем некоторые примеры упражнений:1. Упражнения на имитацию (попросите друга сделать то, о чем я вас прошу) 2. Упражнения на подстановку. (Учитель просит у учащихся определенную вещь, и предлагает обратиться к другу с такой же просьбой или попросить другую вещь);3. Упражнения на трансформацию (послушайте приказы учителя и передайте их товарищам как просьбу);4. Упражнения на самостоятельно использование иностранного языка. Существуют и другие упражнения на формирование ритмико-интонационных навыков у учащихся:- сделав интонационную разметку предложения, определить степени редукции, нарисовать тонограмму предложения;- прослушать текст в магнитофонной записи, протонировать текст и воспроизвести интонацию текста, не искажая образец;- протонировать текст и отчитать в соответствии с тонировкой;- отчитать «snowball»: , Museum in , Mammoths in the ;- отчитать стихотворение с заданной интонацией и выучить наизусть.Важно отметить роль фонетической зарядки. Фонетическую зарядку нужно проводить систематически, варьировать ее место в структуре урока исходя из методической целесообразности, задач, уровня обученности учащихся и этапа обучения [5].Ниже приводятся примеры фонетической зарядки на разные звуки.Звук [æ]1.прослушайте слова со звуком [æ]. Сосчитайте их. Cat fat rat Ann can apple back has Africa animal man and 2. прослушайте слова. Поставьте v, когда услышите слово со звуком [æ] A pen, a table, a map, a book, a dog, a bag, a box, A cat, a lamp, a flag, a cock, kiss, back, a mouse 3. прослушайте фразы. Отметьте последовательность, в которойих будет проговаривать учитель an ugly duck was in a cup his thumb is in blood you must run fast a mother had a son my duck is ugly but funny it is a funny son Рифмовки на уроке иностранного языка — это средство активизации и настроя учеников на работу, так как, выполненные в виде стишков или песенок, они помогают снять напряженность и зажатость. Стихотворения и рифмовки также способствуют улучшению памяти. Некоторые стихи и рифмовки воспитывают у ребят нравственные качества, культуру поведения, уважительные отношение друг к другу, к окружающим их людям, настойчивость в преодолении трудностей [5].Можно предложить, например, такие рифмовки для отработки звука [ð]:This is my mother,This is my father,This is my sister,This is my brother,This is my uncle,This is my aunt Lily,This is my cousin,And this is me.Комплексная работа над фонетикой должно способствовать развитию фонетических навыков, повышать интерес учащихся к иностранному языку.Колыхалова О.А., Махмурян К.С. Учитесь говорить по-английски. М.: ВЛАДОС, 2017. – 250 с. Демьяненко М.Я., Лазаренко К.А. и др. Основы общей методики обучения иностранным языкам. Теоретический курс. – Издательское объединение «Высшая школа», 2016 – 300 с. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Москва: Министерство образования и науки Российской Федерации, 2010 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357). Тарасюк Н.А. Иностранный язык для школьников: Уроки общения. – М.: Флинта: Наука. 1999 – 286 с. Электронный ресурс сети Интернет, URL: http://tea4er. ru/anglomany/33-haveurword/1635, дата обращения 04.04.2023