Публикации
Обобщение опыта Проектно-исследовательская деятельность в воспитательной работе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обобщение опыта Проектно-исследовательская деятельность в воспитательной работе
Автор: Гофман Любовь Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обобщение опыта Проектно-исследовательская деятельность в воспитательной работе
Автор: Гофман Любовь Сергеевна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Новониколаевская средняя общеобразовательная школа Купинского района
ул. Южная 22, деревня Новониколаевка, 632748 . Телефон: 83835837266
Е-mil: novnik@ngs.ru
Обобщение опыта
Проектно-исследовательская деятельность
в воспитательной работе
Учитель начальных классов
Гофман Любовь Сергеевна
Новониколаевка, 2022 г.
… Проектное обучение поощряет и усиливает
истинное учение со стороны учеников,
расширяет сферу субъективности в процессе
самоопределения, творчества и конкретного участия …
В. Гузеев
Введение
Современный человек многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять творческую работу, развивать коммуникационные навыки. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческой активности обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников.
Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам узнать, выяснить, понять, сделать вывод. Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять в этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения.
Обоснование необходимости проектной деятельности
Проекты в младших классах – это трудно? Да! Но всё-таки это возможно. Статистикой подтверждается, что учащиеся удерживают в памяти:
10 % от того, что они читают,
26 % от того, что они слышат,
30 % от того, что они видят,
50 % от того, что они видят и слышат,
70 % от того, что они обсуждают с другими,
80 % от того, что основано на личном опыте,
90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, когда делают,
95 % от того, чему они обучают сами (Felder, 1988).
Развивая в детях навыки проектной и исследовательской работы, учащиеся будут самостоятельны в суждениях и заинтересованы в поиске ответов на интересующие их вопросы.В дальнейшем работать с такими детьми будет легче и интереснее
Обычно замкнутые дети в процессе работы раскрепощаются, становятся увереннее. Дети работают увлеченно.
Дети учатся ценить труд других участников осуществления проекта, учатся продуктивно работать сами.
Актуальность метода проектов, в том, что он способствует активизации творческой и познавательной деятельности, служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определенных личностных качеств. При разработке и защиты групповых проектов развивается умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды, брать ответственность за выбор решения на себя, анализировать результаты деятельности.
Цели и задачи
Цель: формировать способность к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности;
Задачи:
Инициирование и позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов.
Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала.
Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания.
Основное содержание
Изучая различные методики воспитания, педагогические и образовательные технологии, пришла к выводу, что в формировании современного гражданина перед педагогом стоит задача помочь детям найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в средних классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от кратковременных (1-2 дня) к долгосрочным, от личных проектов к групповым.
Проект имеет ряд достоинств:
•работа над проектом стимулирует учащихся к самообучению;
•воспитательная функция проектной деятельности заключается в возможности проявления и развития деловых качеств учащихся (лидер, исполнитель), в умении сотрудничать с коллективом, подчиняться производственной дисциплине.
Степень активности учащихся и педагога на разных этапах разная. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:
1-й этап
педагог ученик
2-й этап
педагог УЧЕНИК
3-й этап
УЧЕНИК педагог
Как видно из схемы, роль педагога, несомненно, велика на всех этапах реализации проекта, но всё же главной задачей педагога является координирующая и направляющая функция. И от того, как педагог выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль педагога тоже велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать педагог с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась просто к самостоятельной работе по какой-либо теме?
Прежде всего, начиная работу над проектом, я пробуждаю в учащихся интерес к теме проекта. Тему проекта формулирую естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Например: рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна.
В своей работе я использую различные задания для создания мини-проектов: газета– 9 мая –День Победы!, коллажи, изготовление моделей катера, рыб, осьминогов и др.
Организационный этап:
При организации проектно-исследовательской работы с учащимися, соблюдаю следующие требования:
положительное отношение к ребенку, проявление уважения к личности и поддержании чувства собственного достоинства в каждом;
предоставление права на свободу выбора;
оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
учет индивидуально-психологических особенностей детей.
Плановый этап:
Каждый проект осуществляется под моим руководством:
•оказываю помощь в определении темы и разработке структуры проекта;
•даю рекомендации по подготовке, сбору информации, выбору средств представления проекта и т. д.;
•обсуждаю с учащимися этапы реализации проекта;
Моя роль сводится к методическому сопровождению, а каждый участник проекта учится работать самостоятельно, получать новые знания и использовать уже имеющиеся, творчески подходить к выполнению заданий и представлять результаты своей работы.
Основной, практический этап:
Цель: воплощение творческого замысла.
Основной, практический этап самый продолжительный и интересный. Моя роль на этом этапе, в основном, консультационная. Учащиеся проводят сами самоконтроль качества работы. Дети изготавливают творческое изделие.
Завершается проект аналитическим этапом.
Презентация проекта. Анализируют свою деятельность (окончательная оценка проекта). Ребята демонстрируют свои работы, рассказывают, какие ставили цели, с какими столкнулись трудностями, что не получилось и почему? Часто проекты в процессе работы меняются, дополняются. Одноклассники оценивают проекты, выражают одобрение.
Плюсами проектно- исследовательской деятельности являются вырабатываемые умения:
планировать свою работу;
предвидеть результаты;
использовать различные источники информации;
самостоятельно отбирать инакапливать материал;
анализировать, сопоставлять факты;
аргументировать мнение;
самостоятельно принимать решение;
устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг сдругом);
адекватно оценивать себя идруг друга.
Реализуя программу Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время, создаются условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Основные принципы организованной деятельности - индивидуальность, творчество и успех, доверие и поддержка, право выбора.
В своей практике использую следующие виды проектов:
исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в
виде газет, плакатов;
ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и т.д.);
информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, сцены, и др.);
творческие (оформление результата в виде детского праздника, музыкального номера и др)
В результате учащиеся приобретают следующие умения и навыки:
Формируются и отрабатываются:
навыки сбора, систематизации, анализа информации;
навыки публичного выступления (ораторское искусство);
умения представить творческую работу в доступном, эстетичном виде;
умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи;
самоопределение учащихся в видах и формах творческой деятельности;
умение работать в группе, в команде;
повышение активности участия учащихся в конкурсах, выставках;
умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение.
Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.
Повышается уровень художественной культуры.
Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.
Попробовали свои силы во всероссийском сетевом проекте Человек и время 3 учащихся: Дружинин Даниил, Надымов Тимофей, Збавитель Эвелина.
В итоге, необходимо отметить, что в ходе реализации педагогического проекта наблюдается положительная динамика по формированию положительной мотивации, направленной на развитие творческой активности обучающихся, повысился процент учащихся участвующих в разнообразных конкурсах разного уровня, участие в выставках и в изготовлении индивидуальных творческих проектов. Работа по реализации образовательного проекта показала, что процесс формирования творческой активности школьников оказался эффективным благодаря применению проектной технологии.
Была написана квалификационная работа - проект на тему: Формирование УУД в процессе организации проектной и исследовательской деятельности школьников.
Формулу успеха знают многие,
дело за малым - познать сам успех.
В.И. Лизинский
Список литературы:
ГромыкоЮ.В.Понятие ипроект втеории развивающего образования В.В.Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В.В.Давыдова).
ГузеевВ.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, №6, 1995
НовиковаТ.Проектные технологии науроках ивовнеурочной деятельности. //Народное образование, №7, 2000, с151-157
Новые педагогические иинформационные технологии всистеме образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов исистемы повыш. квалиф. пед. кадров/ ПолатЕ.С. идр.Под ред Е.С.Полат.— М.,: Издательский центр Академия, 1999,— 224с.
ПахомоваН.Ю.Учебные проекты: его возможности. // Учитель, №4, 2000,— с. 52-55
ПахомоваН.Ю.Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, №1, 2000,— с. 41-45
Проект Гражданин— способ социализации подростков.//Народное образование, №7, 2000.
ЧечельИ.Д.Метод проектов или попытка избавить учителя отобязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, №3, 1998
Исследовательская работа школьников. Научно-методический иинформационно-публицистический журнал. Редакция Народное образование. Изд. 4раза вгод. Подписной индекс— 81415.
ГурвичЕ.М.Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений ополиверсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80
Самарская С.В. "Формирование творческой активности обучающихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время через проектную деятельность"
Нуйя Л. А. Проектно-исследовательская деятельностьна уроках и во внеурочное время
4
Новониколаевская средняя общеобразовательная школа Купинского района
ул. Южная 22, деревня Новониколаевка, 632748 . Телефон: 83835837266
Е-mil: novnik@ngs.ru
Обобщение опыта
Проектно-исследовательская деятельность
в воспитательной работе
Учитель начальных классов
Гофман Любовь Сергеевна
Новониколаевка, 2022 г.
… Проектное обучение поощряет и усиливает
истинное учение со стороны учеников,
расширяет сферу субъективности в процессе
самоопределения, творчества и конкретного участия …
В. Гузеев
Введение
Современный человек многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять творческую работу, развивать коммуникационные навыки. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческой активности обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников.
Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам узнать, выяснить, понять, сделать вывод. Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять в этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения.
Обоснование необходимости проектной деятельности
Проекты в младших классах – это трудно? Да! Но всё-таки это возможно. Статистикой подтверждается, что учащиеся удерживают в памяти:
10 % от того, что они читают,
26 % от того, что они слышат,
30 % от того, что они видят,
50 % от того, что они видят и слышат,
70 % от того, что они обсуждают с другими,
80 % от того, что основано на личном опыте,
90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, когда делают,
95 % от того, чему они обучают сами (Felder, 1988).
Развивая в детях навыки проектной и исследовательской работы, учащиеся будут самостоятельны в суждениях и заинтересованы в поиске ответов на интересующие их вопросы.В дальнейшем работать с такими детьми будет легче и интереснее
Обычно замкнутые дети в процессе работы раскрепощаются, становятся увереннее. Дети работают увлеченно.
Дети учатся ценить труд других участников осуществления проекта, учатся продуктивно работать сами.
Актуальность метода проектов, в том, что он способствует активизации творческой и познавательной деятельности, служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определенных личностных качеств. При разработке и защиты групповых проектов развивается умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды, брать ответственность за выбор решения на себя, анализировать результаты деятельности.
Цели и задачи
Цель: формировать способность к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности;
Задачи:
Инициирование и позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов.
Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала.
Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания.
Основное содержание
Изучая различные методики воспитания, педагогические и образовательные технологии, пришла к выводу, что в формировании современного гражданина перед педагогом стоит задача помочь детям найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в средних классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от кратковременных (1-2 дня) к долгосрочным, от личных проектов к групповым.
Проект имеет ряд достоинств:
•работа над проектом стимулирует учащихся к самообучению;
•воспитательная функция проектной деятельности заключается в возможности проявления и развития деловых качеств учащихся (лидер, исполнитель), в умении сотрудничать с коллективом, подчиняться производственной дисциплине.
Степень активности учащихся и педагога на разных этапах разная. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:
1-й этап
педагог ученик
2-й этап
педагог УЧЕНИК
3-й этап
УЧЕНИК педагог
Как видно из схемы, роль педагога, несомненно, велика на всех этапах реализации проекта, но всё же главной задачей педагога является координирующая и направляющая функция. И от того, как педагог выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль педагога тоже велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать педагог с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась просто к самостоятельной работе по какой-либо теме?
Прежде всего, начиная работу над проектом, я пробуждаю в учащихся интерес к теме проекта. Тему проекта формулирую естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Например: рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна.
В своей работе я использую различные задания для создания мини-проектов: газета– 9 мая –День Победы!, коллажи, изготовление моделей катера, рыб, осьминогов и др.
Организационный этап:
При организации проектно-исследовательской работы с учащимися, соблюдаю следующие требования:
положительное отношение к ребенку, проявление уважения к личности и поддержании чувства собственного достоинства в каждом;
предоставление права на свободу выбора;
оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
учет индивидуально-психологических особенностей детей.
Плановый этап:
Каждый проект осуществляется под моим руководством:
•оказываю помощь в определении темы и разработке структуры проекта;
•даю рекомендации по подготовке, сбору информации, выбору средств представления проекта и т. д.;
•обсуждаю с учащимися этапы реализации проекта;
Моя роль сводится к методическому сопровождению, а каждый участник проекта учится работать самостоятельно, получать новые знания и использовать уже имеющиеся, творчески подходить к выполнению заданий и представлять результаты своей работы.
Основной, практический этап:
Цель: воплощение творческого замысла.
Основной, практический этап самый продолжительный и интересный. Моя роль на этом этапе, в основном, консультационная. Учащиеся проводят сами самоконтроль качества работы. Дети изготавливают творческое изделие.
Завершается проект аналитическим этапом.
Презентация проекта. Анализируют свою деятельность (окончательная оценка проекта). Ребята демонстрируют свои работы, рассказывают, какие ставили цели, с какими столкнулись трудностями, что не получилось и почему? Часто проекты в процессе работы меняются, дополняются. Одноклассники оценивают проекты, выражают одобрение.
Плюсами проектно- исследовательской деятельности являются вырабатываемые умения:
планировать свою работу;
предвидеть результаты;
использовать различные источники информации;
самостоятельно отбирать инакапливать материал;
анализировать, сопоставлять факты;
аргументировать мнение;
самостоятельно принимать решение;
устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг сдругом);
адекватно оценивать себя идруг друга.
Реализуя программу Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время, создаются условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Основные принципы организованной деятельности - индивидуальность, творчество и успех, доверие и поддержка, право выбора.
В своей практике использую следующие виды проектов:
исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в
виде газет, плакатов;
ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и т.д.);
информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, сцены, и др.);
творческие (оформление результата в виде детского праздника, музыкального номера и др)
В результате учащиеся приобретают следующие умения и навыки:
Формируются и отрабатываются:
навыки сбора, систематизации, анализа информации;
навыки публичного выступления (ораторское искусство);
умения представить творческую работу в доступном, эстетичном виде;
умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи;
самоопределение учащихся в видах и формах творческой деятельности;
умение работать в группе, в команде;
повышение активности участия учащихся в конкурсах, выставках;
умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение.
Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.
Повышается уровень художественной культуры.
Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.
Попробовали свои силы во всероссийском сетевом проекте Человек и время 3 учащихся: Дружинин Даниил, Надымов Тимофей, Збавитель Эвелина.
В итоге, необходимо отметить, что в ходе реализации педагогического проекта наблюдается положительная динамика по формированию положительной мотивации, направленной на развитие творческой активности обучающихся, повысился процент учащихся участвующих в разнообразных конкурсах разного уровня, участие в выставках и в изготовлении индивидуальных творческих проектов. Работа по реализации образовательного проекта показала, что процесс формирования творческой активности школьников оказался эффективным благодаря применению проектной технологии.
Была написана квалификационная работа - проект на тему: Формирование УУД в процессе организации проектной и исследовательской деятельности школьников.
Формулу успеха знают многие,
дело за малым - познать сам успех.
В.И. Лизинский
Список литературы:
ГромыкоЮ.В.Понятие ипроект втеории развивающего образования В.В.Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В.В.Давыдова).
ГузеевВ.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, №6, 1995
НовиковаТ.Проектные технологии науроках ивовнеурочной деятельности. //Народное образование, №7, 2000, с151-157
Новые педагогические иинформационные технологии всистеме образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов исистемы повыш. квалиф. пед. кадров/ ПолатЕ.С. идр.Под ред Е.С.Полат.— М.,: Издательский центр Академия, 1999,— 224с.
ПахомоваН.Ю.Учебные проекты: его возможности. // Учитель, №4, 2000,— с. 52-55
ПахомоваН.Ю.Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, №1, 2000,— с. 41-45
Проект Гражданин— способ социализации подростков.//Народное образование, №7, 2000.
ЧечельИ.Д.Метод проектов или попытка избавить учителя отобязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, №3, 1998
Исследовательская работа школьников. Научно-методический иинформационно-публицистический журнал. Редакция Народное образование. Изд. 4раза вгод. Подписной индекс— 81415.
ГурвичЕ.М.Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений ополиверсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80
Самарская С.В. "Формирование творческой активности обучающихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время через проектную деятельность"
Нуйя Л. А. Проектно-исследовательская деятельностьна уроках и во внеурочное время
4