Публикации Продуктивное использование современных образовательных технологий развития обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Продуктивное использование современных образовательных технологий развития обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.
Автор: Светлана Викторовна Ердякова

В своей деятельности я использую как традиционные методы обучения (словесный, наглядный, практический), так и обновленные активные и интерактивные методы. Так, объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы, проблемный и частично-поисковый и исследовательский методы помогают в обработке и усваивании новой информации, развивают творческое, логическое и критическое мышление. Методы, предполагающие взаимные действия учителя и учащихся,методы самостоятельной работы отлично подходят для организации деятельности учащихся. Методы аналогии или синектика («соединение разнородных элементов»)Служат связующими звеньями между новой и хорошо знакомой информацией. Аналогии дают учащимся возможность связать усвоенные раннее факты и личный опыт с информацией, которую они усваивают в данный момент.Ежегодно привлекаю к внеклассным мероприятиям обучающихся с ОВЗ. Ребята с удовольствием принимают участие и становятся призерами конкурсов и «недель иностранного языка». Для выбора эффективных методов и приёмов обучения английскому языку необходимо определить главные цели и задачи. Основной целью обучения иностранного языкая является формирование коммуникативной компетенции. Основные задачи, которые я ставлю на уроке:
  • воспитательная;
  • образовательная;
  • развивающая;
  • учебно-практическая
  • Для достижения целей и задач обучения английскому языку, я применяю следующие группы методов:
  • Игровой.
  • Словесный.
  • Наглядный.
  • Практический
  • Интерактивный
  • Практический
  • Игровой метод.Жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии и творчества. Поэтому, важное значение для повышения активности детей на занятиях имеют такие игровые приемы как:•загадывание и отгадывание загадок;• введение элементов соревнования;• внезапное появление каких-то объектов;• выполнение различных игровых действий.Например, элементы соревнований можно вводить при выполнении практических заданий типа gaps filling (заполни пропуски), chainword (найти в цепочке слова, выпиши, переведи), match the pair (подобрать пару), scrambled sentences (составить предложение из слов) Целесообразно использование на уроке magic box. Использование passphrase/ password (пароля) – ключевая фраза или слово урока. Tic-tac word, Code words (записывание слова по буквам, которые пронумерованы), Snowball – для развития памяти, Perform a command (Ореn thе dооr, shut thе window, tаkе thе bооk и т. д), Numbers (colours) and prepositions – развитие навыков аудирования.Словесный метод.Самый простой словесный метод используется на всех этапах урока и позволяет в кратчайший срок передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути ее решения. Словесный метод сочетается с наглядными и игровыми методами, делая последние более результативными. К словесным приёмам относятся рассказ педагога; беседа.Наиболее уместными считаю использование его при объяснении грамматики. Этот приём сочетается с наглядным. Так, например, в теме «Типы вопросов» использую словесный, наглядный и игровой приём.Наглядный метод.1.Просмотр видеофильмов2.Демонстрация иллюстраций3.Представление презентаций4.Изготовление презентаций и проектов, подбор видеофильмовНаглядность может быть языковая и зрительная. Раскажу о последней, т.к. 80% информации усваивается через орган зрения. Наглядность можно использовать на любом этапе урока. Иллюстрации, игрушки или видеофильмы можно подобрать к любой теме. На своих уроках я стараюсь использовать наглядности, которые вызывают положительные эмоции, удивление.Приемы, используемые на разных этапах урока:1.Fill in the gaps. (нужная форма глагола; слова, подходящие по смыслу, реплики в диалоге…)2. Сhain word. (найти слова в цепочке, выписать с переводом; записать цепочку из слов по теме так, что бы последняя буква слова была бы одновременно первой буквой следующего слова)3. Мach the pair (подобрать слово, связанное по смыслу, грамматически, слова противоположные посмыслу…)4. Scrambled letters/ words/ sentences5. Использование passphrase / password (ключевая фраза или слово урока; труднопроизносимое слово; 3 формы глагола)6.Tic-tac word (ученики объединяются в 2 группы “X” & “0” и заполняют по очереди клетки, выполняя перевод слов или составляя предложения по образцу с данными в клетках словами)7. Code words (записывание слова по буквам, которые пронумерованы)8.Perform a command (для выполнения двигательной активности)Интерактивный метод. На урках английсеого языка я использу следующие интерактивные методы:• Групповые дискуссии (мозговой штурм, круглый стол, дебаты)• Упражнения - энергизаторы• Работа в группах, парах• Кооперативное обучение• Ролевая (деловая) игра• Аквариум• Карусель• Дерево решений• Броуновское движениеСинквейнВ пример приведу метод «Карусель» – интерактивный метод работы, в процессе которой образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо образуют сидящие ли стоящие неподвижно ученики, а во внешнем кольце ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Использование данного метода позволяет эффективно отрабатывать этикетные диалоги. Например тема «Знакомство»:-Повторяем хором за мной. Все встают в два круга внешний и внутренний, лицом друг к другу, приветствуют и задают друг другу вопрос. Затем внешний круг движется в одну сторону, а внутренний в другую, таким образом, меняются пары и знакомство продолжается.Hello! Hi! Привет! –I’m Irina.– Я- Ирина.What is your name?–Как твое имя?My name is …-Мое имя…Практический метод.Total Physical Response (Полный физический отклик)В основе метода лежит принцип «делать изучая». Он хорошо работает с учащимися младших классов. На уроках практикуется выполнение команд и поручений, например: «Stand up!» — «Встаньте!», «Close the door!» — «Закройте дверь!». Таким образом учащийся запоминает простейшие фразы, которые со временем становятся всё более сложнымиВсе эти приемы своей неожиданностью, необычностью вызывают у учащихся чувство удивления, радости, которое является толчком для всякого познания и развития. А так же позволяют решить главные задачи и достичь основной цели в изучении английского языка, сделать процесс обучения более эффективным.На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, в обучении детей с ОВЗ. Совокупность методов обучения – это путь познания окружающей действительности, который предлагается детям. Путь, который определяет характер умственного развития, реализует возможности усвоения знаний, формирует черты личности учащегося. В школе и на индивидуальных занятиях учителя работают с детьми с ОВЗ на протяжении всех этапов урока (разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося). Дети с ограниченными возможностями здоровья представляют собой очень разнообразную группу обучающихся. Поэтому приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом состояния здоровья каждого ребенка.На своих уроках использую следующие методы и приёмы:методы, используемые для сообщения новых знаний – это методы объяснения, рассказа, демонстрации;беседа, наблюдения, игра, упражнения, самостоятельная работа –использование методов данной группы позволяет активизировать познавательную деятельность школьников, повысить их самостоятельность;методы работы с техническими средствами обучения: мультимедийные презентации, просмотр видео уроков и прочее.Ценность вышеперечисленных методов достигается лишь в том случае, если они:а) ведут не только к усвоению знаний и способов действий, но и обеспечивают надлежащее воспитание, общее развитие школьников;б) делают обучение и выполнение физических упражнений максимально доступным и посильным для обучающихся на основе учета их физического здоровья на различных возрастных стадиях, обеспечивая вместе с тем условия для упражнения школьников в преодолении препятствий и трудностей, необходимых для развития у них морально-волевых качеств;в) обеспечивает высокий уровень сознательности и прочности усвоения учебного материала и действия;г) приводит к усвоению знаний по предмету, к формированию навыков и привычек систематической работы по самостоятельному приобретению знаний;д) предоставляет возможность для учета индивидуальных особенностей учащихся, рационального сочетания фронтальной и индивидуальной работы; е) способствует максимальной активизации учебной деятельности школьников.Для себя я выделяю основные методы работы с обучающимися:- метод интегрированного обучения- метод проблемного обучения- метод проектного обученияВ своей практике я использую современные образовательные технологии: • информационно-коммуникационные, • проектный метод, • исследовательскую деятельность учащихся, • дифференцированное обучение, • технологию обучения в сотрудничестве или групповую работу, • здоровьесберегающие технологииИнформационно-коммуникационные технологии.В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной культуры учащихся. ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современной школы.И так, назовем наиболее часто используемые элементы ИКТ в учебном процессе:- электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проекта, интерактивной доски;- электронные энциклопедии и справочники;- образовательные ресурсы Интернета;- видео и аудиотехника;- интерактивные конференции и конкурсы;- материалы для дистанционного обучения;- научно-исследовательские работы и проекты;- дистанционное обучениеИзучение английского языка с использованием ИКТ дает возможность принимать участие в тестированиях, в викторинах, конкурсахПри обучении грамматике я также стараюсь использовать различные приемы работы с ИКТ.Я использую презентацию в Power Point для объяснения нового правила или для проверки полученных знаний. Например, при изучении спряжения глагола to be я рассказываю учащимся сказку о приключениях этого глагола, сопровождая рассказ показом презентации. Яркая, красочная презентация помогает учащимся лучше запомнить теоретический материал и в дальнейшем употреблять глагол to be без ошибок.Проектный метод.В условиях реализации ФГОС одним из эффективных методов обучения иностранным языкам является проектная методика. Она наиболее полно обеспечивает личностно-ориентированное обучение. Применение проектной методики на уроках иностранного языка – это один из способов развития и раскрытия творческого потенциала учащегося, а вместе с этим его познавательной деятельности и самостоятельности, что и делает его приоритетным методом в сфере ФГОС. Проектная методика дает возможность учащимся выражать свои собственные идеи в удобной и наиболее приемлемой для них форме, например, разработка и подготовка мультимедиа презентаций, плакатов, стенгазет, открыток. На уроках английского языка я регулярно использую проектную методику, т.к. считаю, что она в полной мере помогает контролировать усвоение материала темы или раздела. Мои ученики с удовольствием выполняют проекты, это позволяем им выразить себя творчески, узнать что-то новое и поделиться полученными знаниями. На своих уроках я предлагаю учащимся различные виды проектов. Я считаю, что проектная методика – это путь к активизации всех учащихся на уроке, т.к. учащиеся с разным уровнем подготовки могут принимать участие в создании проекта в соответствии со своими возможно1. Исследовательские, требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Данные проекты подчинены логике небольшого исследования и имеют соответствующую структуру. Участники проекта выдвигают различные гипотезы решения обозначенной проблемы, определяют пути её решения, аргументируют актуальность исследования, обсуждают полученные результаты, делают выводы.2. Творческие, предполагающие соответствующее оформление результатов, деятельность участников намечается и развивается, подчиняясь принятой группой логике и интересам совместной деятельности. Результаты проекта могут быть представлены в форме газеты, сочинения, видеофильма, драматизации и т. д. Любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. К творческим проектам на уроках иностранного языка относятся: сценарии различных праздников, стенная газета, альбом, самодельные книги и журналы.4. Информационные, направленные на сбор информации, ее анализ и обобщение. Они требуют хорошо продуманной структуры, а результатом проекта является риферат, доклад, газета5. Ролево - игровые проекты - это практическое занятие, в основе которого лежат игровые элементы, насыщенные учебной деятельностью, в ходе которой коммуникативная деятельность учащихся максимально приближена к реальным условиям. Данные проекты имеют регламентированные правила, а также элементы соревнования, обязателен анализ итога проведенного мероприятия.6. Практико - Ориентированные проекты, в которых определена доминирующая деятельность – прикладная, целями могут являться формирование профессионально-коммуникативной компетенции обучаемых, совершенствование межпредметных связей и отработка профессиональной лексики на английском языке. Делятся новостями, знаниями, умениями и навыками. Я стараюсь создать в классе такую атмосферу сотрудничества и поддержки, которая:- помогает детям ощутить собственную значимость и уникальность,- способствует укреплению положительных отношений в группе,- предполагает взаимообогащение учащихся, проявлению их фантазии.Таким образом, создавая на уроке условия познания и осмысление себя через средства английского языка, я добиваюсь активной деятельности моих учащихся и метод проектов очень мне в этом помогает.Исследовательская деятельность.В рамках реализации ФГОС нового поколения актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у обучаемых навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности существует много, но собственная исследовательская практика - один из самых эффективных. Применение исследовательского подхода в обучении способствует усилению интеграции, определению причинно-следственных связей, развитию творческих способностей обучаемых.  В исследовательской деятельности  интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула; у обучаемых формируется адекватная самооценка; они учатся речевой культуре: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия; учатся создавать материалы для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу. На уроках английского языка в качестве творческих заданий ребятам я предлагаю следующие виды работ: 1. Дополни предложения собственными мыслями и расскажи классу; 2. Напиши открытку другу из-за границы; 3. Поработай в парах и составь диалог на предложенную тему; 4. Поделись мнением или идеями; 5. Вырази собственное мнение согласия и несогласия; 6. Прочти стихотворение, пословицу, сказку и задай вопросы другу; 7. Разработай и защите свой ответ по грамматическому явлению; 8. Напиши, используя картинку или сюжет; 9. Нарисуй услышанное; 10. Вообрази, что ты_____ и составь рассказ; 11. Какие твои действия будут в случае…. 12. Опиши ситуацию прошлого и свои чувства. Дифференцированный подход.Формировать у учащихся основные УУД позволяет технология дифференцированного обучения, которая является базовой технологией ФГОС.Дифференциация обучения предполагает различные формы работы: фронтальную, групповую, индивидуальную.Я успешно использую карточки и раздаточный материал при работе с грамматическим материалом, например, в употреблении Past Simple. Можно взять картинку c изображением семьи на пикнике и предложить такие задания:1. сильные ученики: «Расскажи, чем занимались дети в прошлые выходные» (глаголы в неопределенной форме выписаны на доске).2. средние: составляют предложения по карточкам: вставьте необходимый вспомогательный глагол в нужной форме;3. слабые: карточки, где надо поставить глагол во второй форме (глаголы даются в конце предложения).В итоге получается, что все работали по одной же картине, но в то же время выполняли разные задания. Вывод: отрабатывая таким образом грамматические явления, ученики усваивают их на доступном им уровне.Таким образом, технология дифференцированного обучения - это такое построение системы обучения, при котором учащиеся на основании каких-либо особенностей объединяются в малые группы внутри класса - внутренняя дифференциация, либо в целые классы, даже школы - внешняя дифференциация. Этот подход гарантирует усвоение базовых знаний всеми учащимися и одновременно предоставление возможностей для каждого ученика реализовать свои склонности и способности.Приоритетным направлением работы каждой школы является повышение качества образования через использование современных образовательных технологий. Поэтому современный педагог должен в совершенстве владеть знаниями в области этих технологий и успешно применять их на своих уроках. Учитель, используя современные технологии, может совершенствовать не только физические качества, а также развивать творческий потенциал обучающихся.В основе обучения лежит системно – деятельностный подход, создающий плацдарм для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.Технология сотрудничества, групповая работаГлавная идея обучения в сотрудничестве читься вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Дети учатся помогать другу, вместе решать любые проблемы, разделять радость успеха или горечь неудачи. Каждый чувствует себя раскованно. Работая в малых группах, каждый получает возможность реализовываться в том, что является его сильной стороной, и получать помощь в том, в чём он слабее других. Сотрудничая, мои ученики учатся работать без контроля с моей стороны, совместно с товарищами, стремясь к поставленной цели. Обучение групповому взаимодействию на моих уроках стало естественным компонентом учебного процесса. Обычно оцениваю работу не одного ученика, а всей группы. На таких уроках очень часто на промежуточном этапе работы результаты труда каждого члена группы оценивает лидер группы.Предлагаю рассмотреть один из видов работ с использование технологии в сотрудничестве.Работа с грамматическим материалом.Используя данную технологию можно увлекательно и эффективно знакомить и закреплять грамматические явления. Один из приемов, так называемая, «вертушка». После определенной подготовительной работы с учителем ученики в группе изучают новое грамматическое правило, затем по очереди выполняют общее задание по одному примеру, передавая лист друг другу. Таким образом, все учащиеся имеют возможность потренироваться самим и проконтролировать работу товарищей. В качестве проверки и закрепления можно предложить общий или индивидуальный тест или итоговое задание. Например, при ознакомлении с Future Simple ученики после работы с правилом, грамматических упражнений, должны, используя образец, выяснить и рассказать, что их товарищи будут и не будут делать завтра. Здоровьесберегающие технологии.Для формирования, сохранения и укрепления целостного здоровья человека в деятельность любого образовательного учреждения внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.Во избежание усталости учащихся, смена видов работ может быть следующая: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, "мозговой штурм”, физкультминутки, необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников. Я предлагаю рассмотреть применение здоровьесберегающих технология на примере физкультминуток. Для себя я выделила несколько правил для проведения физкультминуток:- Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания;- Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность;- Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата.- Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц. Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока.При подборе стихотворений стараюсь следить за тем, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока.Часто я прошу учеников провести физкультминутку, и они делают это с большим удовольствием. Обязательным условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный фон. Вот пример одной из активных форм работы, с успехом используемых мною на уроках. After a bath. After a bath I try, try, try, To wipe myself Till I dry, dry, dry. I wipe my hands And fingers and toes And two wet legs And a little shiny nose. Just think how much Less time I'd take If I were a dog And could shake, shake, shake. Все эти рифмовки забавны и могут использоваться для проведения физзарядок. На уроках я также практикую зарядки для снятия мышечного утомления с пальцев при письме.Five little gentlemen going for a walk. Five little gentlemen Stop for a talk. Along came five ladies. They stood all together. And they began to dance. (5 пальчиков – джентльмены, 5 пальчиков – леди, они встречаются и начинают танцевать). Применение данных образовательных технологий способствует формированию у учащихся универсальных учебных действий, в соответствии с требованиями ФГОС
  • Коммуникативные
  • Позновательные
  • Личностные
  • Регулятивные