Публикации Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Полынцева Наталия Николаевна

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.Старший дошкольный возраст – это период, когда ребенок активно усваивает разговорный язык, период становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь.Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.Как отмечает Ф. А. Сохин, наиболее высокий уровень развития связной речи наблюдается в старшем дошкольном возрасте. «Развитие детских представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности - умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.Развитие связной речи детей осуществляется в процессе непосредственной образовательной деятельности детей. В старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными формами связной речи – диалоге и монологе. Диалогическая форма речи, являющаяся первичной, состоит из обмена высказываниями. Для них характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, выражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация. Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией.Для этого проводятся беседы на самые различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, в детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его впечатлениями и интересами. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить.Развернутым видом речи является монологическая речь. Монологическая речь – это организованный и относительно развернутый вид речи, так как мы вынуждены не только назвать предмет, но и описать его. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Уровень развития этих форм связной речи ребенка является показателем овладения родным языком, его произносительной стороной и лексико-грамматическим строем. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции, такие как установление связей с окружающим миром, коммуникацию, определение и регулирование норм поведения. Обогащение речевого опыта детей путем пересказов литературных произведений, самостоятельного сочинения историй, что закладывает основу эстетического воспитания ребенка.Задачи и особенности развития связной речи по возрастам:1. Ранний возраст (до трех лет). Основная задача – это вызывание, понимание и использование речи как инструмент общения. Преобладает в этом возрасте диалоговая речь, но и формируются предпосылки монологической речи. Ребенок начинает улавливать сюжетные линии в сказках, историях, мультфильмах, устанавливает элементарные причинно-следственные связи, может самостоятельно рассказать историю из 2 – 4 фраз. 2. Младший дошкольный возраст (три – пять лет). Этот возраст является началом целенаправленного обучения монологической речи. Детей необходимо учить навыку пересказа, умению сопоставлять описательные рассказы, например, «моя любимая игрушка», «моя прогулка».  3. Старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет). Дети хорошо пересказывают содержание впервые услышанных текстов, могут строить развернутые высказывания описательного и повествовательного типа. Ребенок включает в свою речь описание природы, сказочных персонажей, диалогов героев, ситуаций опыта из семьи. Развитие связной речи происходит:– во всех видах организованной образовательной деятельности с учетом принципа интеграции и тематического построения образовательного процесса;– в совместно-партнерской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (чтения и обсуждения художественной литературы);– в самостоятельной деятельности детей (успешность зависит от создания условий, предметно-развивающей речевой среды, соответствующей данной теме планирования);– в семье (взаимодействие детей и их родителей).При работе по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста используются следующие задания и упражнения:1. Беседа с ребёнком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребёнка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развёрнутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребёнка перехода к монологической речи.2. Составление предложений с использованием фланелеграфа.Ребенок отбирает несколько персонажей и предметы, с которыми будут манипулировать их «герои». На фланелеграфе оформляются разные ситуации, о которых рассказывает ребенок. Затем с помощью взрослого составляется рассказ.3. Составление рассказа по картинке и серии картин.Сначала ребенок слушает рассказ. По прочтении надо предложить выбрать и разложить в нужной последовательности соответствующие картинки. Ребенку задается серия вопросов, с помощью которых определяется, что было в рассказе сначала, потом и чем все закончилось.4. Составление рассказа-повествования.Дошкольники могут составлять разные типы повествований: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картине, серии картин.5. Составление рассказов-описаний.Этому виду заданий предшествует большая работа по сравнению предметов. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов. Дошкольники могут описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки, явления природы, людей и животных.6. Рассуждение.У дошкольников особенно важно развитие умения логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное.7. Пересказ текстов.Обучать пересказу детей можно тогда, когда они уже овладели фразовой развернутой речью, научились слушать и понимать содержание текста. Пересказ помогает совершенствовать речевые навыки, развивает внимание ребенка и его мышление. Пересказ может быть выборочным, кратким, может быть творческое рассказывание.8. Разучивание стихотворений.При выборе материала надо, прежде всего, обратиться к народному творчеству, использовать народные песенки, шутки, прибаутки, которые отличаются краткостью стиха и простым, четким ритмом, а их герои знакомы детям.Овладение навыками связной речи в дошкольном возрасте обеспечивает успешное усвоение школьной программы, так как восприятие и воспроизведение учебных текстов, умение развернуто и грамотно отвечать на поставленные вопросы и высказывать свои умозаключения является необходимым условием демонстрации знаний в школе. Уровень развития связной речи у детей дошкольного возраста свидетельствует о степени сформированности мыслительных процессов. Способность самостоятельно излагать свои мысли, суждения помогает преодолевать молчаливость, застенчивость, предает уверенность в себе в установлении контактов с окружающими людьми.В детском саду задача формирования связной речи у детей может быть успешно решена при условии совместной реализации общеобразовательных задач, при тесной преемственности в работе педагогов и родителей.