Публикации
Приемы привития семейных ценностей в школе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приемы привития семейных ценностей в школе
Автор: Толстых Виктория Вадимовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приемы привития семейных ценностей в школе
Автор: Толстых Виктория Вадимовна
Приемы привития семейных ценностей в школе Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно-нравственного развития и воспитания личности учащихся. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. В материалах стандартов, впервые в нормативных документах, регламентирующих организацию образовательного процесса в средней школе, встречаются такие понятия как «ориентация на принятие ценностей семьи, нравственных устоев семьи, ответственности перед семьей». Прививать ученикам семейные ценности можно совершенно различными способами и практически во время всех как классных, так и внеклассных занятий.Например, можно проводить тематические уроки английского языка направленные на формирование у учащихся мотивации к изучению своей родословной, воспитанию чувства гордости за членов своей семьи и ответственности перед ними за свои достижения. Данная тема предполагает использование на уроке семейных фотоальбомов, символов и талисманов. К уроку, или в ходе его учащиеся могут выполнить различные творческие задания.Целью подобных занятий является формирование у учеников отношения к семье как к высшей человеческой ценности, пропаганда духовно-нравственных семейных ценностей и традиций. В ходе подобных занятий можно выстраивать ассоциативные ряды со словом «семья». Для привития семейных ценностей можно использовать дискуссию, групповую и коллективную работу. Дискуссия – эффективный метод обучения иноязычному общению. Она вовлекает весь классный коллектив в активную речемыслительную деятельность. Дискуссия как методический прием ценна тем, что ее можно использовать при совершенствовании различных языковых навыков и речевых умений.Ученикам можно давать задания, ориентированные на создание «образа своей семьи»: например - нарисовать семейный герб, придумать девиз, представить увлечения членов семьи, формы совместного отдыха и т.д.Также хорошим способом привития семейных ценностей являются различные творческие задания, например, написать открытое письмо родителям. Письмо может выражать отношение к родителям, мысли о совместных делах, ожиданиях детей от родителей.Еще одним способом привития семейных ценностей являются различные ролевые игры (например, «Я - семьянин»). Подобные уроки формируют у детей умения взаимодействовать в семье, осознание значимости своей семейной роли (сына-дочери, брата, внука и т.д.). Они расширяют знания ребенка о семейных традициях, особенностях взаимодействия членов семьи. В ходе подобной игры, каждый получает роль кого-то из членов семьи. Далее учащиеся выбирают имена каждому члену семьи, определяют свою фамилию. Затем каждый из членов семьи представляет свою семью и рассказывает об ее особенностях и о взаимоотношениях с другими членами своей «семьи». Благодаря этому заданию, можно понять, что действительно важно для учащихся, какие семейные ценности они ставят на первый план. Можно также обсудить какова семейная роль каждого из членов семьи и сделать вывод о значимости семьи как важнейшей человеческой ценности. Другим хорошим способом привития семейных ценностей является проектная деятельность, которую можно осуществлять как коллективно, так и индивидуально. Учебный проект для учащегося – это возможность делать что-то интересное, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично свой результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы. Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания.Среди проектов по привитию семейных ценностей в школе на уроках английского можно предложить следующий: «The history of my family or surname?». Каждый человек должен знать историю своей семьи, своего рода. Ведь иногда именно в значении фамилии можно найти свои корни.Эта работа объединяет всех учеников в классе с их семьями. Ведь, чтобы узнать о происхождении своей семьи зачастую приходиться связываться не только со своими родителями, бабушками и дедушками, но и дальними родственниками по всей стране, просматривать сведения из семейных архивов, собирать семейные фотографии. Этот проект может стать для многих учеников и их родителей открытием своей семейной истории, способствовать укреплению семейных традиций.Можно так же использовать приём «Дуэль». Суть данного приема заключается в том, что класс делится на команды, каждая команда тренирует одного участника по изучаемому материалу, причем к выступлению готовят наиболее слабых участников. «Дуэлянту» могут помогать «секунданты», как правило, их двое, учитель ставит оценку по результатам "дуэли" всем участникам. Данный прием можно использовать при таких обстоятельствах: на доске записывается слово «Family» и каждая команда должна по очереди записывать слова, которые у них ассоциируются с этим словом.Использование приема «Самоанализ» поможет детям осознать, какую роль играют родители в жизни ребенка. Учащимся необходимо разделить лист бумаги пополам и написать над левой и правой частью: «Сам(а)» и «Вместе с мамой (с папой)». Далее учащиеся должны перечислить в них те дела, которые они решают и делают сами, и те, в которых им необходима помощь родителей.Так же для формирования представления о семейных ценностях можно воспользоваться приемом-дидактическая игра «Roots of my family». Данный прием будет направлен на воспитание чувства гордости за своих предков. Ученикам будет необходимо рассказать интересные истории своих предков, истории которыми гордятся их семьи.Можно использовать прием «Воспоминание», благодаря этому упражнению, дети смогут вспомнить и нарисовать самое яркое событие их детства. Как правило, яркие события детей связаны с их семьями, поездками, праздниками.Таким образом, можно сделать вывод, что урок английского языка может играть не маловажную роль в формировании семейных ценностей подростков. Для их формирования на уроках можно использовать разнообразные приемы и методы: такие как метод проектов, дискуссии, ролевые игры, групповую работу, прием «Самоанализ», «Воспоминание», «Дуэль» и другие. Все эти приемы создадут благоприятные условия для развития семейных ценностей у школьника.