Публикации
Условия формирования мотивов учения младшего школьника на уроках иностранного языка
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Условия формирования мотивов учения младшего школьника на уроках иностранного языка
Автор: Толстых Виктория Вадимовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Условия формирования мотивов учения младшего школьника на уроках иностранного языка
Автор: Толстых Виктория Вадимовна
Условия формирования мотивов учения младшего школьника на уроках иностранного языка Развитию мотивационно-познавательной сферы учащихся способствует умелое сочетание различных методов, средств и организационных форм, используемых учителем при обучении. Учителю необходимо уметь оптимально соотносить между собой функции, выполняемые той или иной группой методов ("живое созерцание" при наблюдении, абстрактное мышление при использовании словесных методов, осуществление практических действий), характер содержания изучаемой темы, возможности учащихся в усвоении материала с тем, чтобы отобрать те методы и средства обучения, которые позволят в данных условиях формировать учебно-познавательную мотивацию и достигать поставленных целей. В системе мотивов, побуждающих младших школьников к учебной деятельности, главное место занимает значимость самого процесса учения как социально-ценной деятельности. Этот мотив определяет положительное отношение детей к деятельности даже в том случае, если она лишена для них непосредственного познавательного интереса. Существующие на сегодняшний день исследования познавательных мотивов учения обнаруживают низкую побудительную силу на протяжении практически всего рассматриваемого периода детства. Так, по данным В. М. Матюхиной, у первоклассников и второклассников познавательные мотивы занимают 3-е место после широких социальных и узколичностных мотивов. Третьеклассники еще реже указывают на эти мотивы. Та же тенденция обнаружена в исследовании Н.П. Моряновой: рост уровня учебно-познавательной мотивации у ребенка от 1-го ко 2-му классу, а затем некоторое снижение к 3-му. Важен аспект познавательной мотивации - учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования. Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. К сожалению даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы. Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне с когнитивными способностями ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе, потому что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика недостаточно мотивированного успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его особенности.Низкий уровень действия познавательных мотивов на учебную деятельность ребенка в первый и второй год обучения в школе закономерен. Подобные мотивы не приобретаются вместе с ранцем, а постепенно формируются в процессе самого учения, и ответственность за это ложиться в первую очередь на педагога и родителей. При этом познавательные мотивы требуют специальных действий для своего формирования, иначе с насыщением какой-нибудь потребности, например, потребности в позиции школьника, успешность учения ребенка резко снижается. Исследования показывают, что существуют благоприятные и неблагоприятные условия формирования у младших школьников положительных мотивов учения. Среди благоприятных: 1) положительное отношение к школе у большинства детей 6-9-летнего возраста; 2) полное доверие к учителю;3) острая потребность в новых впечатлениях; 4) естественная любознательность. Неблагоприятные: 1) неустойчивое внимание 2) неустойчивые интересы 3) несформированность воли. Многие школьники с готовностью участвуют в подражательных действиях, но, когда что-нибудь нужно делать самим, то ждут указаний учителя, нервничают, т. е. работают на уроке только тогда, когда уверены в успехе. Для формирования полноценных мотивов учения младших школьников важно обеспечить следующие условия:-обогащать содержание личностно ориентированным интересным материалом;-утверждать гуманное отношение ко всем ученикам -- способным, отстающим, безразличным;- удовлетворять познавательные запросы и потребности учеников;- организовать интересное общение детей между собой;- обогащать мышление чувствами;- развивать любознательность;- формировать активную самооценку своих возможностей;- утверждать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию;- использовать эффективную поддержку детских инициатив;- воспитывать ответственное отношение к учебному труду.Хорошие учителя -- это всегда мастера мотиваций. Чтобы мотивация была на должном уровне, учитель будет: 1. поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками; 2. ободрять учеников при возникновении у них трудностей;3. поддерживать положительную обратную связь; 4. заботиться о разнообразии методов обучения; 5. приучать учеников к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность; 6. поощрять выполнение заданий повышенной трудности; 7. учить определять цели, задачи, формы выполнения, критерии оценки самостоятельных работ; 8. формировать чувство долга, ответственности; 9. учить предъявлять требования прежде всего к самому себе.