Публикации Игры, способствующие обучению бесконфликтному общению

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игры, способствующие обучению бесконфликтному общению
Автор: Толстых Виктория Вадимовна

Игры, способствующие обучению бесконфликтному общению.С помощью представленных игр можно развивать основные умения общаться.Игра «Комплименты». Человек не рождается культурным. Он становится таковым во время собственного социального развития. Культурного человека отличает способность приятно общаться с окружающими. Он внимательно выслушает то, что говорит собеседник, не будет сразу отвергать его мнение, не будет увеличивать голос либо применять оскорбления. Подобный человек сумеет расположить к беседе даже замкнутого либо чем-то расстроенного человека. Задача учащихся - установить контакт с партнером, сидящим слева, и от всего сердца (ведь оно у нас как раз с левой стороны) сказать ему несколько приятных и теплых слов (комплиментов). Нужно подумать о том, что же сказать этому человеку. Можно подчеркнуть приятные впечатления, которые, в свою очередь, производит его внешний вид, либо отметить его ученические, гражданские, социальные качества, либо сказать о его человеческих достоинствах (к примеру, "Тебе крайне к лицу этот костюм, ты всегда умеешь одеваться со вкусом". "Мне всегда нравилась твоя готовность помочь окружающим" и т. д.). Пока один участник говорит комплименты, остальные наблюдают, обращая внимание на то, как партнеры смотрят друг на друга, какой комплимент произнесен, какими были первые слова, приятно ли от этих слов собеседнику. Надо обратить внимание на выход из контакта (поблагодарили ли друг друга партнеры, как они это осуществили). После окончания данного этапа общение с партнером слева начинает тот, кому только что сообщили комплименты. Впрочем, он имеет право пропустить ход, если пока не знает, что сказать партнеру. В этом случае продолжает игру ученик, сидящий следующим, и т. д. до тех пор, пока не выскажутся все желающие. Участие во всех тренингах добровольное. Необходимо дать ребятам возможность высказаться о тех чувствах, которые, в свою очередь, они испытывали, когда им говорили комплименты: было ли приятно слушать, было ли приятно говорить. Менялось ли настроение, ушли ли тревожные эмоции и пр. По результатам упражнения можно сделать третий вывод: «если ваш товарищ раздражен, мама рассержена, учитель в гневе, вы можете успокоить и отвлечь их, сказав добрые слова, оказав помощь». Работа в группах. Класс делится на группы. Лучший метод деления на группы - применение заранее подготовленных картонных кружочков, одна сторона которых, в свою очередь, окрашена в какой-нибудь цвет. Каждый ребенок берет по кружочку и оказывается в группе одноклассников, у которых, в свою очередь, подобный же цвет кружков. Образуется несколько групп по 4-5 человек, которые, в свою очередь, обязаны обсудить и коротко записать 3-4 конфликтные ситуации, с которыми, в свою очередь, ребята сталкивались в жизни, были свидетелями либо участниками данного конфликта. Время на обсуждение - 4-5 мин. После окончания обсуждения один представитель группы зачитывает результаты работы и дает объяснения, если об этом попросят члены иных групп либо учитель. Поощряются четкие вопросы и краткие ответы. В отдельных случаях допускается оказание помощи выступающему представителю со стороны группы. Пусть дети привыкают работать совместно, четко выражать собственные мысли и правильно их записывать. Листы с ответами размещаются на классной доске. По ходу обсуждения можно попытаться сгруппировать все озвученные ситуации по какому-то признаку (к примеру, конфликты в семье с родителями, в школе с учителями, с одноклассниками, с подругой, в магазине, в общественном транспорте и т. д.). Ролевая игра «Сглаживание конфликтов». Работа проходит во всех тех же группах. Каждой группе можно предложить выбрать тему конфликтной ситуации из тех, что уже были озвучены, а можно предложить выбрать конверты с названной конфликтной ситуацией. Это внесет в игру элемент неожиданности, тайны, вызовет очень большой интерес. Однако, стиль и способы руководства детскими группами обязаны отличаться от приемов руководства коллективами взрослых людей, в силу того, что в качестве главной задачи в управлении детскими группами ставится задача обучения и воспитания у детей умений и навыков группового взаимодействия. Существуют и возрастные особенности руководства детскими коллективами, отражающие специфику возрастной психологии и обеспечивающие преемственность в развитии определенных коммуникативных умений. Школьный возраст в социально-психологическом, воспитательном отношении был до сих пор своеобразным «белым пятном». Педагоги и психологи немало рассуждали на тему о том, как обучать детей данного возраста и строить их учебную деятельность, но мало представляли воспитание личности в данном возрасте, в особенности в групповых условиях. Между тем умелое управление детскими коллективами и группами способно дать весомые воспитательные результаты. В младшем школьном возрасте нужно и можно, к примеру, обучать детей гибкости общения для поддержания эффективного делового взаимодействия друг с другом. В это время можно научить ребенка быть независимым, следовать собственным целям в коллективном взаимодействии и в то же самое время уважать интересы иных. Можно предположить, что младшим школьникам вполне доступно элементарное научение в области ведения споров и дискуссий, включая умение понимать и слушать иных, устранять и предупреждать конфликты в межличностных отношениях. Словом, этот возраст обладает существенными, далеко еще не в полном объеме исследованными и использованными на практике резервами поведенческого и психического развития детей.