Публикации Особенности обучения письму на английском языке детей с признаками дислексии

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности обучения письму на английском языке детей с признаками дислексии
Автор: Сурина Екатерина Сергеевна

Особенности обучения письму на английском языке детей с признаками дислексииРезультат обучения английскому языку детей с признаками дислексии зависит от позитивной или негативной установки на речь. Процесс обучения должен быть ориентирован на личность ребенка и учитывать его особенности. Проблема мотивации является одной из центральных при обучении детей с дислексией. Проблема дислексии порождает у ребенка неуверенность в себе, низкую самооценку. Если в процессе обучения ребенок не может показать необходимого результата, то пропадает учебно-познавательный мотив. Многие дети с дислексией интеллектуально пассивны, они теряют интерес к обучению.Особую важность имеет овладение навыками письма на английском языке, потому что английский язык стал международным языком общения, а также потому, что это умение входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности. Письмо на английском языке является средством письменной коммуникации и влияет на возможности выбора профессии и карьеры.Педагогическая практика показывает, что обучение письму на английском языке, это сложная задача даже применительно к среднестатистическому ученику, а для ученика с признаками дислексии этот процесс затруднен в силу нейрофизиологических и психологических особенностей.При написании английских слов следует обратить внимание на орфографические особенности слов, необходимо широко использовать упражнения, развивающие у детей начальных классов орфографическое чутье. С самого начала необходимо обращать пристальное внимание на предупреждение ошибок, так как ошибки остаются в памяти учеников, и их и исправление требует много времени.Умение писать слова и предложения — это умение передавать информацию с помощью графического кода языка. Поэтому умение писать на иностранном языке, это целый комплекс графических, орфографических, лексико-грамматических навыков и умений для выражения мысли, а именно:
  • правильное графическое изображение букв английского алфавита;
  • способность соотносить и ассоциировать звуки и буквы, звукосочетания и буквосочетания;
  • знать английскую орфографию и правильное написание слов;
  • правильно применять знаки пунктуации;
  • применять правила чтения на английском языке и отображать структурные модели свойственные письменной речи.
  • Формирование навыков орфографии – это длительный процесс, который происходит на протяжении всего периода обучения. Также для овладения техникой письма необходимо совокупность навыков графики и каллиграфии. Графика и каллиграфия английского языка отличаются своей спецификой, представляющей определенную трудность для школьников начальных классов, так как отсутствует абсолютная корреляция между звуковым и графическим кодом английского языка. Так 26 букв английского алфавита дают 44 звука речи, которые трансформируются примерно в 100 различных фонем. Поэтому в английском языке очень много слов, которые являются исключениями из правила и их необходимо заучивать наизусть. Соответственно и написание слов не однозначно, в графической системе графема может иметь один или более вариантов написания.Особенности английской письменности представляют определенную трудность, для учащихся начальных классов, к таким особенностям можно отнести:
  • разночтение бука;
  • одному звуку может соответствовать, как одна, так и несколько букв;
  • наличие синонимических буквенных обозначений;
  • отсутствие звучания некоторых букв в слове;
  • наличие букв тождественные по написанию буквам русского алфавита, но обозначающие другие звуки;
  • различное написание печатных и прописных букв;
  • запоминание букв, не встречающихся в латинском алфавите.
  • Поэтому для обучения английскому письму необходимо формировать у ученика ассоциации между звуковым и графическим кодом языка на автоматическом уровне. Но, к сожалению, в программе начального школьного обучения этому уделяется недостаточно времени. Для учеников с признаками дислексии необходимо уделять значительно больше времени созданию автоматизмов написания английских слов, это необходимо также и для того, чтобы определить природу ошибок, допускаемых учащимися на письме и провести коррекционную работу.Для овладения процессом письма на английском языке, необходимо освоить процесс чтения. Отметим, что чтение и письмо – это анализ и синтез одного процесса овладения навыками использования языка, как средства коммуникаций. Для овладения этими навыками необходимо выделить следующие составляющие:
  • знать значение слов;
  • уметь разложить слово на составляющие звуки и выразить последовательность звуков с помощью букв;
  • выучить исключения из правил в композиции звук-буква;
  • сформировать навыки применения правил и аналогий в практике чтения и письма;
  • Английская орфография имеет сложную и громоздкую конструкцию, что затрудняет запоминание и правильное написание английских слов. К традиционным принципам английской орфографии можно отнести несовпадение орфографии слова с общими правилами написания, что затрудняет дифференциацию слова в процессе письма, а также различия между звуковым и графическим образом слова. Поэтому в процессе обучения орфографии английского языка младших школьников с признаками дислексии необходимо не только формировать практические навыки письма, но и уделять значительное внимание усвоению объема теоретических знаний. Усвоение теоретических знаний должно происходить на основе осмысленно-логического запоминания и полного осмысления правил принципов написания английских слов. Для этого необходимо проводить всесторонний анализ написанных слов и предложения, применять средства графической наглядности, рассказывать историю происхождения слов и распространенных словосочетаний, производить сравнение с родным языком.Для ускорения процесса письма младшими школьниками с признаками дислексии подойдет УМК «Spotlight» благодаря которому ребенок научится правильно воспроизводить орфографический образ слова, писать и списывать английские слова и буквы безошибочно и правильно, знать написание больших и маленьких букв, знать значение слов, использовать наглядный материал УМК для визуального запоминания слов и правил.Можно сделать вывод, что прочно сформированные навыки правильного воспроизведения орфографического образа слова является целью обучения письменной английской речи младших школьников. Исходя из этого, положения необходимо формировать теоретические основы методики обучения детей с признаками дислексии, направленных на решение проблем, связанных с реализацией практической цели обучения английскому языку младших школьников в рамках школьной программы.