Публикации МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Картотека театрализованных этюдов, игр, пантомим. Для детей дошкольного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Картотека театрализованных этюдов, игр, пантомим. Для детей дошкольного возраста
Автор: Утинова Елена Григорьевна

Картотека театрализованных этюдов, игр, пантомим.Для детей дошкольного возрастаЭтюды на выразительность движений и на выражение основных эмоций.1. «Изобрази жестом» Дети, стоя в кругу, жестами изображают слова, которые им называет педагог«высокий»«маленький»«там»«я»«до свидания»«здравствуй»«нельзя»«иди сюда»«уходи отсюда»«тише» и др.2. «Глухая бабушка» Ребенок разговаривает с глухой бабушкой (роль бабушки исполняет педагог, которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук, так как она ничего не слышит. Бабушка спрашивает«Где Витя?» (называет имя любого ребенка, «Чьи это книги?»«Чьи игрушки?»«Где мама?» и т. п. Ребенок жестами отвечает.3. «Тише» Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Детям предлагается так перейти дорогу, чтобы не разбудить котенка, знаками показывая друг другу«Тише!»4. «Ласка». Детям предлагается показать, как они любят свою игрушку, котеночка, собаку и т. д.5. «Вкусная конфета». У педагога в руках воображаемый кулек с конфетами. Он протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете, жестом благодарят, потом разворачивают бумажку и берут конфету в рот. Предлагается показать мимикой и жестами, какие конфеты на вкус.Этюды на выражение эмоций грусти и радости.1. «Невоспитанный мышонок» - идет по лесу; с ним здороваются зайцы, белки, а он отворачивается.2. «Мышонок хочет играть с друзьями» - подбегает, а друзья отворачиваются от него.3. «Мышонок мирится с друзьями» - подбегает к зайцам, белкам, другим животным, которых дети могут выбрать по желанию, и говорит им вежливые слова.Игра на выразительность мимики.Педагог показывает детям красивое яблоко (муляж). Дает возможность рассмотреть его, потрогать, передать друг другу. После этого проводится игра «Изобрази вкус яблока». Дети, имитируя то, как они кусают яблоко, изображают мимикой, какое оно, по их мнению, на вкус. Причем первым начинает взрослый, а дети отгадывают (кислое, сладкое, горькое, вкусное и т. д.). Педагог нацеливает на то детей, что каждому может показаться яблоко на вкус разным, и от этого будет зависеть мимика.Игровые упражнения на развитие мимики и эмоций с использованием иллюстраций, схем – моделей, игрушек.Веселое, радостное настроениеВеселое облакоВот облачко веселое смеется надо мной:«Зачем ты щуришь глазки так?Какой же ты смешной!»Я тоже посмеялся с ним:«Мне весело с тобой!»И долго – долго облачку махал я вслед рукой.С радостью я в сад идуЯ сегодня очень рад,Ведь иду я в детский сад.Буду плавать, рисоватьИ с детишками играть.Веселый смехШел медведь – косматый мех,Нес в мешке веселый смех.Зацепил мешком за сук –Смех посыпался вокруг.М. ВайнилайтисЛягушки ищут комараВот лягушки по дорожкеСкачут, вытянувши ножки.Увидали комара,Закричали«Кваква кваСолнце ласково смеется,Светит ярче, горячей.И с пригорка звонко льетсяРазговорчивый ручей.Я. КоласРадостьРады, рады, радыСветлые березки.И на них от радостиВырастают розы.К. ЧуковскийСтрах, испугИспугались мы в лесуДетям маленьким нельзяВ лес одним ходить, друзья!В лесу можно оступиться,Испугаться, заблудиться!ЗаяцМчится заяц от лисы.Хвост дрожит, дрожат усы.Встали сосны на пути,От погони не уйти!Нет спасения в бору!Прыгнул к ежику в нору…Е. АлександроваГрозаПоднял гром тарарам,Прокатился по полям,По лесам, по холмамДа по синим облакам.Теплым дождиком звеня,Докатился до меня.- Дождь, дождь!Надо нам разбегаться по домам!ЗлостьСердитые котыПодрались между собойРыжие коты.Поднялись у них трубойРыжие хвосты.ДружелюбиеБудем дружитьБудем вместе мы дружить,Будем вместе в мире жить.Будем дружно все играть,Прыгать, бегать и скакать!Ты да я, да мы с тобойВзялись за руки друзьяИ сказали: «Ты да я – это мы!Я – Катюшка, я Витюшка,Я – Полинка, я Иринка…»(Каждый ребенок называет свое имя.)ГордостьВажные петушкиВот шагают петушки,На головках гребешки,Красные бородки,Важная походка.ГрустьБедный мишка заболел.Мишка много меда съел.Мишка плачет и кричит:- У меня живот болит!Ф. БобылевБычокМаленький бычок,Рыженький бычокНожками ступает,Головой качает:«Где же стадо? Му – у – у!Ску – у – учно одному – у – у!»В. БерестовУдовольствиеУгощаемся пирожками- Печка, печка, помоги,Пирожки нам испеки!Будь добра нам подавайВкусный, пышный каравай!Обида, капризыПетушки распетушились,Но подраться не решились.Если очень петушиться,Можно перышек лишиться.Если перышек лишиться –Нечем будет петушиться.ЁжЁж пыхтит и морщится:- Что я вам – уборщица?Лес никак не подмету…Соблюдайте чистоту!Я. АкимОсторожная лисицаПодошла к ручью напиться.Наклонилась, а водаНеподвижна и тверда.Г. ЛадонщиковУронила белка шишку,Шишка стукнула зайчишку.В. ШульжикОсторожностьМосточекНа носочках осторожноПерейти мосточек можно.Тише, тише, не спешите,Бревнышки не раскатите.Вежливость, добротаРучеек добрых словПедагог берет за руку ребенка, проговаривая вежливое слово (например, «здравствуй»). Побуждает ребенка взять за руку другого, называя вежливое, доброе слово («Доброе утро!»«Пожалуйста!»«Будьте добры). Ручеек «течет», увеличиваясь в длину.Передай цветокДети стоят в кругу. Педагог, называя ребенка по имени ласково, предлагает ему цветочек («Ванюша»). Ребенок называет ласково по имени соседа и передает ему цветочек.Игры для развития эмоциональной сферы детейИгра «Четвертый лишний»Цельразвитие внимания, восприятия, памяти, распознавание различных эмоций.Педагог предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребенок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным:-радость, добродушие, отзывчивость, жадность;-грусть, обида, вина, радость;-трудолюбие, лень, жадность, зависть;-жадность, злость, зависть, отзывчивость.В другом варианте игры педагог зачитывает задания без опоры на картинный материал.-грусти, огорчается, веселиться, печалиться;-радуется, веселиться, восторгается, злиться;-радость, веселье, счастье, злость.Игра «Кого - куда»Цельразвивать способность распознавать различные эмоции.Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных чувств, состояний. Ребенку нужно выбрать тех детейкоторых:-можно посадить за праздничный стол;-нужно успокоить, подбирать;-обидел воспитатель;Ребенок должен объяснить свой выбор, называя признаки, по которым он понял, какое настроение у каждого изображенного на рисунке ребенка.Игра «Что было бы, если быЦельразвивать способность распознавать и выражать различные эмоции.Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо (а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д. ?Можно разделить детей на группы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию. Например, одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая – ситуацию, в которой герои смеются.Игра «Выражение эмоций»ЦельРазвивать умение выразить мимикой лица удивление, восторг, испуг, радость, грусть. Закрепить знание русских народных сказок. Вызвать у детей положительные эмоции.Педагог читает отрывок из русской сказки «Баба Яга»:«Баба Яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем он не выцарапал девочке глаза».Дети выражают жалостьОтрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»:«Алёнушка обвязала его шелковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет…»Дети выражают грусть (печаль).Педагог зачитывает отрывок из сказки «Гуси-лебеди»:«И они прибежали домой, а тут и отец с матерью пришли, гостинцев принесли».Дети выражают мимикой лица – радость.Педагог читает отрывок из сказки «Репка»:«Тянут – потянут, вытащили репку».Дети выражают восторг.Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»:«Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу…»Дети выражают испуг.Отрывок из русской народной сказки «Терешечка»:«Старик вышел, увидел Терешечку, привел к старухе – пошло обнимание!»Дети выражают радость.Отрывок из русской народной сказки «Курочка Ряба»:«Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут».Дети выражают мимикой лица печаль.В конце игры отметить тех детей, которые были более эмоциональными.Игры и игровые упражнения на выражение гнева.Упражнение “Злюка.Цельразвивать способность распознавать различные эмоции с помощью мимики и пантомимики.Детям предлагается представить, что в одного из ребенка “вселились” злости и гнев и превратили его в Злюку. Дети становятся в круг, в центре которого стоит Злюка. Все вместе читают небольшое стихотворение:-Жил )-был (а) маленький (ая) мальчик (девочка).-Маленький (ая) мальчик (девочка) сердит (а) был (а).-Ребенок, выполняющий роль Злюки, должен передать с помощью мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное состояние (сдвигает брови, надувает губы, размахивает руками). При повторении упражнения всем детям предлагается повторить движения и мимику сердитого ребенка.Упражнение «Закончи предложение»«Злость – это когда…»«Я злюсь, когда…»«Мама злится, когда…»«Воспитатель злится, когда…»«А теперь закроем глаза и найдем на теле место, где у вас живет злость. Какое это чувство? Какого оно цвета? Перед вами стоят стаканы с водой и краски, окрасьте воду в цвет злости. Дальше, на контуре человека найдите место, глее живет злость, и закрасьте это место цветом злости».Картотека игр и игровых упражнений (Эмоция Страх).Упражнение «Одень страшилку».Цель: дать детям возможность поработать с предметом страха.Педагог заранее готовит черно-белые рисунки страшного персонажа: Бабы- Ягу. Он должен «одеть его» при помощи пластилина. Ребенок выбирает пластилин нужного ему цвета, отрывает маленький кусочек и размазывает его внутри страшилки. Когда дети «оденут» страшилку, они рассказывают о ней группе, что этот персонаж любит и не любит, кого боится, кто его боится?Игры и игровые упражнения (Эмоция Радость)Упражнение на разыгрывание историй.Цельразвитие выразительных движений, способности понимать эмоциональноесостояние другого человека и адекватно выражать собственное.«Сейчас я расскажу вам несколько историй, и мы попробуем их разыграть, как настоящие актеры»История 1 «Хорошее настроение»«Мама послала сына в магазин: «Купи, пожалуйста, печенье и конфеты,- сказала она,- мы попьем чаю и пойдем в зоопарк». Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение».Выразительные движения: походка - быстрый шаг, иногда вприпрыжку, улыбка.История 2 «Умка».«Жила- была дружная медвежья семья: папа медведь, мама медведь и их маленький сыночек- медвежонок Умка. Каждый вечер мама с папой укладывали Умку спать. Медведица его нежно обнимала и с улыбкой пела колыбельную песенку, покачиваясь в такт мелодии. Папа стоял рядом и улыбался, а потом, начиная подпевать маме мелодию».Выразительные движения: улыбка, плавные покачивания.Упражнение «Изобрази…»Цель: закрепление у детей полученных знаний о чувстве радости. «Давайте поиграем в игру, я назову по имени одного из вас, брошу ему мяч и попрошу, например, «… изобрази радостного зайчика».Тот из вас кого я назову, должен поймать мяч, изображая зайчика, говорит следующие слова«Я – зайчик. Я радуюсь, когда…»Этюд «Хвастливый заяц» Цель: развитие умения передавать характер с помощью движения, мимики, голоса. Заяц гордо хвастается. Голова откинута назад. Голос громкий, уверенный. Этюд повторяется несколько раз разными детьми. Этюды – настроения Цель: развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Грустное настроение – брови сведены, глаза потуплены, смотрят вниз, уголки рта слегка опущены. Настроение радости – веселые глаза, приподнятые уголки рта. Этюд «Изобрази жестом» Цель: развитие выразительности жестов, движений, мимики. Дети, стоя в кругу, жестами изображают слова, которые им называет педагог: «высокий», «маленький», «там», «я», «до свидания», «здравствуй», «нельзя», «иди сюда», «уходи отсюда», «тише» и др. Этюд «Глухая бабушка» Ребенок разговаривает с глухой бабушкой (роль бабушки исполняет педагог), которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук, так как она ничего не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Саша?» (называет имя любого ребенка), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?», «Где мама?» и т.п. ребенок жестами отвечает. Этюд «Тише» Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Детям предлагается так перейти дорогу, чтобы не разбудить котенка, знаками показывая друг другу: «тише!». Этюд «Ласка» Детям предлагается показать, как они любят свою игрушку, котеночка, собаку и т.д. Этюд «Вкусная конфета» У педагога в руках воображаемый кулек с конфетами. Он протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете, жестом благодарят, разворачивают обертку и берут конфету в рот, показывая мимикой и жестами, какие они на вкус. Этюд «Невоспитанный мышонок» Мышонок идет по лесу. ИГРЫ – ПАНТОМИМЫ Игра – пантомима «Утка» Цель: развитие пантомимических навыков, мелкой моторики рук. Педагог читает стихотворение: Пестрая утка на камне сидела, Утка пугала в реке пескаря: В толстую дудку утка гудела «Кря, кря, кря!» Во время чтения дети стоят, заложив руки заспину, переваливаясь с боку на бок. Реплику утки говорят громко все вместе. Педагог встает в отдалении от детей и зовет их, поставив на пол воображаемую миску с кормом: - Утятки мои, идите ко мне. Я вас покормлю. Педагог уточняет и показывает: как ходят утки, как они машут крыльями. Вытягивают шеи, едят. Игра – пантомима «Лиса» Цель: развитие пантомимических навыков, умения свободно двигаться. Педагог предлагает детям во время чтения стихотворения изобразить характерные особенности движений, голоса, мимики лисы, побуждая показать наиболее выразительный образ: Ступает мягко, хитрее всех, Пушистый хвост, рыжий мех! Голосом ласковым говорит она. Что за красавица эта лиса! Игра – пантомима «Озорной щенок» Цель: развитие пантомимических навыков и творческого воображения. Исполнитель вскакивает, кивает головой, машет хвостом и пр. Игра – пантомима «Щенок ищет» Исполнитель заглядывает под стол, стул, оглядывается, прислушивается, вертит головой и т.д. Игра – пантомима «Гордый петушок» Исполнитель идет, высоко поднимая ноги, хлопает крыльями по бокам, кричит «Ку-ка-ре-ку!» и пр. Игра – пантомима «Пугливый мышонок» Ребенок сжимается в комочек с испуганным выражением мордочки, пытается спрятаться, стать незаметным. Игра – пантомима «Злая собака» Исполнитель с широко открытыми глазами зло рычит, лает. Игра – пантомима «Пчела» Ребенок со злым выражением лица машет «крыльями», жужжит «Уж-жжалюИгра – пантомима «Лягушка» Исполнитель приседает, растопырив «лапки», неторопливо прыгает и квакает. Игра – пантомима «Озорная кошка» Изображающий выгибает спину и с бегающими глазами шипит и фыркает. Игра – пантомима «Угадай, кого покажу» Цель: развитие пантомимических навыков, умения отождествлять себя с заданным персонажем. Педагог предлагает детям разделиться на две команды: одни дети изображают, а другие угадывают. Пантомимически, передавая характерные особенности, иногда, помогая голосом, дети показывают щенка, петуха, мышонка, собаку, пчелу, кошку, лягушку. Затем дети меняются. Игра – пантомима «Угадай, кого встретил щенок?» Цель: обучение умению свободно двигаться, используя все окружающее пространство; формирование навыков импровизации. Детям предлагается самостоятельно выбрать персонаж из сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»? и, храня свой выбор в секрете, изобразить его путем имитации движений. Игра повторяется по желанию детей, т.к. одного и того же героя каждый ребенок изображает по-своему. Игра-пантомима «Пойми меня» Цель: развитие пантомимических навыков. Педагог дает детям задание загадать любого персонажа из сказки В. Сутеева «Яблоко», но держать свой замысел в секрете. Затем загадавшему нужно изобразить своего героя, а детям отгадать, обосновывая ответ. Игра повторяется по желанию детей. Игра-пантомима «Угадай, кто попросился под грибок» Ребенок, имитируя движения сказки В.Сутеева, просится под грибок. Остальные дети пробуют догадаться, кто это. -Упражнение «Маленький народ» Тра-та-та. Тра-та-та Растворялись ворота А из этих из ворот Вышел маленький народ. Один дядя вот такой (нахмурить брови) Другой дядя вот такой (удивленно приподнять брови, приоткрыть рот) Третий дядя вот такой (сделать брови домиком, опустить уголки губ) А четвертый вот такой (широко улыбнуться) Одна тетя вот такая (изобразить очки) Другая тетя вот такая (причесывать волосы) Третья тетя вот такая (смотреть в зеркало) А четвертая такая (подбочениться) Один мальчик вот такой (высунуть язык) Другой мальчик вот такой (прищурить один, потом другой глаз) Третий мальчик вот такой (приоткрыть рот, движение языком вправо-влево) А четвертый вот такой (надуть щеки). Показать, как Коза (Баба Яга, Красная Шапочка и др.): • смотрится в зеркало ; • пробует любимое блюдо • пробует нелюбимое блюдо Загадки – пантомимы: • в зоопарке: отгадать, кто сидит в клетке; • отгадать профессию (по характерным движениям и позе); • отгадать, каким образом происходило путешествие (на лодке самолёте, поезде и пр.); • отгадать, какая на улице погода; • определить по походке прохожего (балерина, солдат, очень старый человек, манекенщица, человек, которому жм • Я боюсь. Показать частями тела: • как твои плечи говорят: "Я горжусь"; • как твоя спина говорит: "Я старый, больной человек"; • как твой палец говорит: Иди сюда!" • как твои глаза говорят: "Нет"; • как твой нос говорит: "Мне что не нравиться..." . 1.Представьте себя собачкой в будке. Серьёзная собачка. Ага, кто-то идёт, надо предупредить (рычим). 2. Берём снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла. 3. Мальчик гладит котёнка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трётся головой о руки мальчика. 4. У ребёнка в руках воображаемый кулёк (коробка) с конфетами. Он угощает товарищей, которые берут и благодарят. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно. 5. Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову; испуганный, ощущает слабость и недомогание.Этюды на развитие творческого воображения. 1. Перевёрнутый ящик-телевизор. Дети сидят на стульях и смотрят "передачу". Кто какую передачу смотрит? Пусть каждый расскажет о том, что он видит. 2. Передать книгу друг другу так, как будто это: - кирпич; - кусок торта; - бомба; - фарфоровая статуэтка и т.д. 3. Взять со стола карандаш так, как будто это: - червяк; - горячая печёная картошка; - маленькая бусинка. 4. Выполнять различные движения: • чистить картошку; • нанизывать бусы на нитку; • есть пирожное и т.д. 5. Игра "Зеркало". Дети распределяются на пары и договариваются, кто будет "Зеркалом", и кто - "Человеком, смотрящимся в зеркало" Далее дети принимают любые позы, а "Зеркало" повторяет их с максимальной точностью. После 3-4 поз партнёры меняются местами. Примечание: это упражнение можно использовать Цель: учить детей элементам искусства пантомимы, развивать выразительность мимики. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании выразительного образа. 1. Одеваемся на улицу. Раздеваемся. 2. Моем посуду. Вытираем. 3. Мама с папой собираются в театр. 4. Как падает снежинка. 5. Как скачет солнечный зайчик. 6. Рыбалка: сборы, поход, добывание червей, закидывание удочки, лов. 7. Разводим костер: собираем разные ветки, колем щепочки, зажигаем, подкладываем дрова. Потушили. 8. Волк крадется за зайцем. Не поймал. 9. Лошадка: бьет копытом, встряхивает гривой, скачет (рысью, галопом). 10.Котенок на солнышке: жмурится, нежится. 11.Обиженный щенок. 12.Поросенок в луже. 13.Зуб болит. 14.Принцесса капризная, величественная. 15.Бабушка старенькая, хромает. 16.Холодно: мерзнут ноги, руки, тело. 17.Ловим кузнечика. Ничего не получилось. 18.Гадкий утенок, его все гонят (голова опущена, плечи сведены назад). Игры на развитие выразительной мимики. Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа. 1. Соленый чай. 2. Ем лимон. 3. Сердитый дедушка. 4. Лампочка потухла, зажглась. 5. Грязная бумажка. 6. Тепло-холодно. 7. Рассердились на драчуна. 8. Встретили хорошего знакомого. 9. Обиделись. 10.Удивились. 11.Испугались забияку. 12.Умеем лукавить (подмигивание). 13.Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака). 14.Мне грустно. 15.Получить подарок.