Публикации Дефектологическое сопровождение 1-4 тклассов

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дефектологическое сопровождение 1-4 тклассов
Автор: Субботина Марина Александровна

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежной политикиКраснодарского края Управление образования администрации муниципального образования Курганинский район МАОУ СОШ №3 им. И. К. СериковаРАБОЧАЯ ПРОГРАММАдефектологического сопровождения учащихся 1-4 классов с овзКурганинский район 2023
  • Планируемые результаты:
  • Цель коррекционно-развивающих занятий:
  • коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала. Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях;
  • создание условий для развития сохранных функций;
  • формирование положительной мотивации к обучению;
  • повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
  • коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально- личностной сферы;
  • формированиемеханизмовволевойрегуляциивпроцессеосуществлениязаданной деятельности;
  • воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
  • ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСАЛичностные результаты :
  • положительное отношение к учёбе в школе; первоначальные представления о знании и незнании; понимания значения обучения в жизни человека;
  • представление о причинах успеха в учёбе;
  • бережного отношения к оборудованию.
  • общее представление о моральных нормах поведения;
  • осознание сути новой социальной роли — ученика: проявлять положительное отношение к занятиям, отвечать на вопросы учителя (учебного пособия), активно участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к занятиям (ежедневно быть готовым к занятию), бережно относиться к рабочей тетради;
  • элементарные навыки сотрудничества: освоение позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
  • соблюдение элементарных правил работы индивидуально, проявление доброжелательного отношения к взрослому, стремление прислушиваться к его мнению;
  • элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и понимание того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого ученика.
  • Учащийся получит возможность научиться:
  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему
  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
  • выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;
  • оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством
  • учителя с точки зрения морали и ценностей;
  • стремиться к успешной учебной деятельности.
  • Учащийся получит возможность для формирования:
  • мотивации обращения к книге как к лучшему другу, источнику информации;
  • эмоционального восприятия художественного произведения и поступков литературных героев;
  • первоначальных представлений о нравственных понятиях (ответственность, доброта, сострадание, забота о слабом), отражённых в литературных произведениях;
  • освоения семейных традиций, в том числе традиций семейного чтения;
  • чувства любви к Родине; уважения к взрослым;
  • способности к самооценке своей работы на основе совместно выработанных критериев;
  • ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей (на основе прочитанных произведений).
  • Метапредметные результатыРегулятивные:Учащийся научится:
  • принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
  • понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
  • адекватно воспринимать предложения учителя;
  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
  • осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
  • оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;
  • составлять план действий для решения несложных учебных задач;
  • выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
  • осознавать результат учебных действий;
  • описывать результаты действий.
  • Учащийся получит возможность научиться:
  • принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;
  • в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
  • выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
  • осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителем;
  • выделять из заданий известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемому материалу;
  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой (с помощью смайликов, разноцветных фишек), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата; анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, формулировать их вербально;
  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • работать по предложенному учителем плану;
  • отличать верно выполненное задание от неверного;
  • совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности на заняти
  • Познавательные:Учащийся научится:
  • ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск необходимой информации при работе с рабочей тетрадью;
  • использовать рисуночные и простые символические варианты записи
  • читать простое схематическое изображение;
  • понимать информацию, представленную в знаково-символической форме в простейших случаях, под руководством учителя кодировать информацию (с использованием 2—5 знаков или символов, 1—2 операций);
  • проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению);
  • выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных понятий);
  • под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);
  • под руководством учителя проводить аналогию;
  • понимать отношения между понятиями (родовидовые, причинно-следственные);
  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
  • строить элементарное рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по рассматриваемому вопросу;
  • осознавать смысл межпредметных понятий: число, величина, геометрическая фигура;
  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
  • составлять план действий решения учебной задачи под руководством учителя;
  • оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом;
  • принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей.
  • Учащийся получит возможность научиться:
  • составлять небольшие сообщения в устной форме (2—3 предложения);
  • строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых отношениях;
  • выделять существенные признаки объектов;
  • под руководством учителя давать характеристики изучаемым объектам на основе их анализа;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
  • понимать цель и смысл выполняемых заданий;
  • самостоятельно составлять план действий решения учебной задачи;
  • самостоятельно определять критерии оценки достигнутых результатов;
  • читать текст, выделять фактическую информацию в тексте (события, поступки, герои);
  • определять в художественном тексте последовательность событий, их причинно- следственную связь;
  • представлять книги, группировать их на основе существенных признаков;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в пространстве библиотеки; в справочной литературе для детей;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе словесные модели для создания высказывания;
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате своей работы;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
  • Коммуникативные:Учащийся научится:
  • принимать участие в работе с учителем;
  • понимать задаваемые вопросы;
  • воспринимать различные точки зрения;
  • понимать необходимость вежливого общения с другими людьми;
  • контролировать свои действия;
  • слушать учителя, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; употреблять вежливые слова в случае своей неправоты: «Извините, пожалуйста», «Простите, я не хотел Вас обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др. использовать простые речевые средства для передачи своего мнения.
  • Учащийся получит возможность научиться:
  • наблюдать за действиями учителя;
  • формулировать свою точку зрения;
  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
  • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу;
  • принимать участие в обсуждении прочитанного;
  • принимать различные точки зрения на прочитанное произведение.
  • Предметные результатыУчащийся научится:
  • сравнивать числа, соотносить количество с числом, выполнять различные действия с числами;
  • выполнять арифметические действия в пределах 20;
  • работать с текстовыми задачами;
  • понимать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше
  • — ниже, слева — справа, сверху — снизу, ближе — дальше, между и др.);
  • выражать длину отрезка, используя разные единицы её измерения;
  • получать информацию из рисунка, текста, схемы, практической ситуации и интерпретировать её в виде текста задачи, числового выражения, схемы, чертежа;
  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  • называть основные особенности каждого времени года;
  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  • усваивать главные понятия курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции;
  • владение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
  • Учащийся получит возможность научиться:
  • различать единицы величин, практически измерять величины;
  • сравнивать, проверять, исправлять выполнение действий в предлагаемых заданиях;
  • рассматривать разные варианты решения задачи, дополнения текста до задачи, выбирать из них правильные, исправлять неверные;
  • различать геометрические формы в окружающем мире: круглая, треугольная, квадратная;
  • читать простейшие готовые схемы, таблицы, выявлять простейшие закономерности;
  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения);
  • воспринимать на слух чтение учителя;
  • читать плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом);
  • читать выразительно, орфоэпически правильно, с сохранением интонации конца предложения;
  • обсуждать прочитанное или прослушанное произведения; отвечать на вопросы учителя;
  • создавать небольшое высказывание на основе прочитанных или прослушанных
  • произведений;
  • овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
  • умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
  • формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  • СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
  • Сенсомоторное развитие.
  • развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв;
  • развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;
  • развитие тактильных ощущений;
  • развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;
  • развитие тонкости и целенаправленности движений;
  • развитие кинестетических основ движения;
  • развитие межполушарного взаимодействия;
  • Дидактические игры и упражнения:
  • узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов;
  • фигурно-фоновое различие предметов, букв;
  • анализ сложного образца: нахождения сходства и различия двух изображений;
  • установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор»);
  • вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации;
  • нахождение среди рядов повторяющихся фигур, букв их заданного сочетания;
  • нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного элемента в ряду букв;
  • графические диктанты;
  • перерисовывание фигур по точкам;
  • комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия, моторного развития:
  • «Колечко», «Кулак-ладонь-ребро», «Зеркальное рисование», «Ухо-нос», «Змейка»;
  • игра «Волшебный мешочек»;
  • игра «Узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант игры «Волшебный мешочек»).
  • Формирование пространственных представлений.
  • формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
  • формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса);
  • формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
  • развитие пространственного праксиса;
  • развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов.
  • Дидактические игры и упражнения:
  • ориентировка в схеме собственного тела;
  • ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости;
  • определение пространственного расположения элементов букв;
  • пространственный праксис (наглядный и речевой варианты проб Хеда);
  • определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты).
  • Развитие мнемических процессов.
  • тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
  • произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
  • развитие тактильной и кинестетической памяти.
  • Дидактические игры и упражнения:
  • слуховые диктанты;
  • игра «Запомни звуки»;
  • игра «Забытый предмет (буква)»;
  • зрительные диктанты;
  • запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций;
  • заучивание букв.
  • Развитие межанализаторных систем, их взаимодействие.
  • развитие слухо-моторной координации;
  • развитие зрительно-моторной координации;
  • развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации.
  • Дидактические игры и упражнения:
  • двигательное воспроизведение ритмических структур;
  • графические диктанты (по словесной инструкции);
  • выбор из предложенных вариантовусловных графических изображений ритмических фигур одного, соответствующего слуховому образцу (проба X.Бирча и Л. Бельмонт);
  • выстукивание ритмической структуры по зрительному (графически представленному) образцу;
  • графическое отображение (запись) воспринятой на слух ритмической структуры);
  • срисовывание образцов узоров, точек; дорисовывание симметричных изображений букв, предметов;
  • рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по памяти (методика С. Борель-Мезонни).
  • Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:
  • регуляция простейших двигательных актов;
  • формирование умения ориентировки в задании;
  • -формирование умения планирования этапов выполнения задания;
  • формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;
  • формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.
  • Дидактические игры и упражнения:
  • анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»;
  • определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду делать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»;
  • проверка работы: «Сравниваем с образцом»; нахождение и исправление ошибок: «Что нужно исправить?»;
  • речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?»;
  • игры «Найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»;
  • «Помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание.
  • Формирование навыка письма.
  • Дидактические игры и упражнения:
  • развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу;
  • заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи;
  • актуализация и закрепление навыказвукобуквенного анализа слова;
  • зрительно-слуховые диктанты (написание слов и предложений после прочтения аналога);
  • Формирование навыка чтения.
  • Дидактические игры и упражнения:
  • заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв;
  • чтение слоговых таблиц;
  • составление слогов, слов из предложенных букв;
  • чтение слов, предложений, иллюстрированных изображением;
  • составление предложений из слов;
  • графические диктанты (схематическая запись слов, предложений).
  • Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога является внеурочной деятельностью, осуществляется в форме индивидуальных комплексных занятий 2 раза в неделю.На каждом занятии работа проводится по следующим направлениям:ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 7-8 ЛЕТТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 8-9 ЛЕТТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 9-10 ЛЕТКритерии мониторинга эффективности рабочей программы.Эмоциональное реагирование в ситуации обследованияОцениваются: особенности вступления ребенка в контакт, желание общаться, характер общения (чрезмерная общительность, замкнутость), критичность; анализируется характер отношения к самому обследованию, отдельным заданиям, проявления эмоциональных реакций.Важно отметить характерные особенности поведения ребенка во время обследования: возможность принятия ситуации обследования, совместной деятельности (игры), реакция ребенка на замечания, похвалу, осознание своей успешности или неуспешности, отношение к результату своей деятельности и оценке педагога.При повторных обследованиях в этой графе могут отмечаться характерные особенности поведения учащегося на уроках и занятиях, особенности эмоционально-волевой сферы.Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно Оценивается уровень понимания ребенком инструкции и характера задания. Необходимо зафиксировать и учитывать, какого типа инструкция понятна детям: вербальная; устная, со- провождаемая наглядным показом; невербальная. Учитывается возможность ребенка сознательно удерживать в памяти инструкцию и ее составляющие части до окончания работы.Обучаемость (восприимчивость к помощи, способность переноса на аналогичные задания)Оценивается обучаемость ребенка как общая способность к обучению: умение работать по образцу, инструкции, умение работать самостоятельно, потребность в помощи, вос- приимчивость к помощи педагога, характер оказываемой помощи, необходимое для выполнения задания количество уроков, способность переноса показанного способа действия на аналогичные задания.По характеру оказываемой помощи ребенку от минимальной к максимальной выделяется стимулирующая, организующая, направляющая и обучающая помощь. Стимулирующая помощь предъявляется в виде эмоционального настроя на выполнение задания, предложения подумать, проверить результат своей работы. Организующая помощь предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию. Направляющая помощь предусматривает проведение ориентировки в задании, планирование предстоящих действий, включает смысловые опоры, обеспечивая наглядный план умственных действий. Обучающая помощь предъявляется в виде указаний, определяющих последовательность хода решения, подробного описания алгоритма выполнения задания.При предъявлении аналогичного варианта задания важно отметить способность ребенка к переносу способа действий, который может быть полным или частичным, либо полностью отсутствовать.Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций Не менее важным диагностическим критерием является оценка состояния учебно- познавательной деятельности ребенка. Фиксируются мотивационный, операционный, регуляционный компоненты деятельности.В мотивационном компоненте оценивается уровень принятия задачи ребенком, познавательная активность, готовность к решению интеллектуальных задач, удержание познавательного интереса к заданию, реакция на трудности в работе. Операционный компонент рассматривается с точки зрения умения планировать свою деятельность в соответствии с целью задания, удерживать программу и подчинять действия конечной цели, осуществлять активные поиски адекватных способов решения. Отмечаются сами способы, которыми оперирует ребенок при выполнении задания (их рациональность, экономичность и т. д.). В регуляционном компоненте анализируются умение осуществлятьсамоконтроль, способность замечать и исправлять ошибки, оценивать работу, соотносить конечный результат с поставленной целью.Темп работыОценивается средний показатель времени работы ребенка, затраченного на выполнение заданий, на протяжении обследования; характеризуется скорость протекания мыслитель- ных процессов; темп самостоятельной работы на уроке.РаботоспособностьОтмечается уровень и характер работоспособности (низкая в результате повышенной соматической истощаемости; низкая, обусловленная церебрастенией, и др.).Показатели развития познавательной деятельности учащегосяОбщая осведомленность и социально-бытовая ориентация, развитие общей и мелкой моторики, сформированность пространственно-временных представлений, особенности восприятия, особенности внимания, особенности памяти, особенностимышления, особенности конструктивной деятельности, общая характеристика речевого развития оцениваются в соответствии с требованиями и критериями нормативного возрастного развития ребенка.Сформированность учебных навыковОценивается общий уровень сформированности знаний, умений и навыков в соответствии с программными требованиями.Общая характеристика учебной деятельностиОцениваются в соответствии с возрастом: уровень сформированности учебной мотивации, умения и навыки планирования учебной деятельности (осознание учебной задачи, постановка целей, выбор пути достижения цели), уровень познавательной и поисковой активности (стремление ребенка решить задачу, найти рациональные способы действий, в случае неудачи прибегнуть к другому варианту решения), уровень самостоятельной работы, самоконтроль.ЗаключениеДелается краткое заключение о развитии учебно-познавательной сферы учащегося, с указанием выраженно несформированных либо нарушенных функций.Планируемые мероприятия специалистаОтмечаются основные направления коррекционной работы при необходимости зачисления учащегося на занятия, либо характер планируемой работы (динамическое наблюдение за развитием учащегося; психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса и др.).СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВФормы оценки результатов коррекционно-развивающей работы Мониторинг, анализ промежуточных результатов коррекционно-развивающей работы: - положительная динамика развития ребенка, отмеченная учителями, специалистами и родителями (анкетирование, опрос, беседа);
  • результаты структурированного наблюдения за ребенком во время коррекционно- развивающих занятий, занятий/уроков, на переменах, во внеучебное время;
  • тесты и индивидуальные задания;
  • качество и количество выполняемых заданий на коррекционных занятиях;
  • анализ продуктов деятельности ребенка (тетрадей, контрольных и самостоятельных работ).
  • Направления диагностикиЭмоциональное реагирование в ситуации обследованияОцениваются: особенности вступления ребенка в контакт, желание общаться, характер общения (чрезмерная общительность, замкнутость), критичность; анализируется характер отношения к самому обследованию, отдельным заданиям, проявления эмоциональных реакций.Важно отметить характерные особенности поведения ребенка во время обследования: возможность принятия ситуации обследования, совместной деятельности (игры), реакция ребенка на замечания, похвалу, осознание своей успешности или неуспешности, отношение к результату своей деятельности и оценке педагога.При повторных обследованиях в этой графе могут отмечаться характерные особенности поведения учащегося на уроках и занятиях, особенности эмоционально-волевой сферы.Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно Оценивается уровень понимания ребенком инструкции и характера задания. Необходимо зафиксировать и учитывать, какого типа инструкция понятна детям: вербальная; устная, со- провождаемая наглядным показом; невербальная. Учитывается возможность ребенка сознательно удерживать в памяти инструкцию и ее составляющие части до окончания работы.Обучаемость (восприимчивость к помощи, способность переноса на аналогичные задания)Оценивается обучаемость ребенка как общая способность к обучению: умение работать по образцу, инструкции, умение работать самостоятельно, потребность в помощи, вос- приимчивость к помощи педагога, характер оказываемой помощи, необходимое для выполнения задания количество уроков, способность переноса показанного способа действия на аналогичные задания.По характеру оказываемой помощи ребенку от минимальной к максимальной выделяется стимулирующая, организующая, направляющая и обучающая помощь. Стимулирующая помощь предъявляется в виде эмоционального настроя на выполнение задания, предложения подумать, проверить результат своей работы. Организующая помощь предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию. Направляющая помощь предусматривает проведение ориентировки в задании, планирование предстоящих действий, включает смысловые опоры, обеспечивая наглядный план умственных действий. Обучающая помощь предъявляется в виде указаний, определяющих последовательность хода решения, подробного описания алгоритма выполнения задания.При предъявлении аналогичного варианта задания важно отметить способность ребенка к переносу способа действий, который может быть полным или частичным, либо полностью отсутствовать.Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций Не менее важным диагностическим критерием является оценка состояния учебно- познавательной деятельности ребенка. Фиксируются мотивационный, операционный, регуляционный компоненты деятельности.В мотивационном компоненте оценивается уровень принятия задачи ребенком, познавательная активность, готовность к решению интеллектуальных задач, удержание познавательного интереса к заданию, реакция на трудности в работе. Операционный компонент рассматривается с точки зрения умения планировать свою деятельность в соответствии с целью задания, удерживать программу и подчинять действия конечной цели, осуществлять активные поиски адекватных способов решения. Отмечаются сами способы, которыми оперирует ребенок при выполнении задания (их рациональность, экономичность и т. д.). В регуляционном компоненте анализируются умение осуществлятьсамоконтроль, способность замечать и исправлять ошибки, оценивать работу, соотносить конечный результат с поставленной целью.Темп работыОценивается средний показатель времени работы ребенка, затраченного на выполнение заданий, на протяжении обследования; характеризуется скорость протекания мыслитель- ных процессов; темп самостоятельной работы на уроке.РаботоспособностьОтмечается уровень и характер работоспособности (низкая в результате повышенной соматической истощаемости; низкая, обусловленная церебрастенией, и др.).Показатели развития познавательной деятельности учащегосяОбщая осведомленность и социально-бытовая ориентация, развитие общей и мелкой моторики, сформированность пространственно-временных представлений, особенности восприятия, особенности внимания, особенности памяти, особенностимышления, особенности конструктивной деятельности, общая характеристика речевого развития оцениваются в соответствии с требованиями и критериями нормативного возрастного развития ребенка.Сформированность учебных навыковОценивается общий уровень сформированности знаний, умений и навыков в соответствии с программными требованиями.Общая характеристика учебной деятельностиОцениваются в соответствии с возрастом: уровень сформированности учебной мотивации, умения и навыки планирования учебной деятельности (осознание учебной задачи, постановка целей, выбор пути достижения цели), уровень познавательной и поисковой активности (стремление ребенка решить задачу, найти рациональные способы действий, в случае неудачи прибегнуть к другому варианту решения), уровень самостоятельной работы, самоконтроль.ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛАОбщая характеристика поведения и деятельности.
  • Устойчивый интерес ко всем заданиям.
  • Понимает вербальную инструкцию, действует согласно ей и удерживает на протяжении всей работы.
  • Активен, целенаправлен при выполнении всех заданий, работает самостоятельно в соответствии с инструкцией.
  • В основном действует на основе самостоятельно выявленной закономерности способом зрительного соотнесения.
  • Критичность адекватная: доволен результатами при правильном решении или отмечает трудность выполнения заданий.
  • Темп деятельности удовлетворительный на протяжении всей деятельности.
  • Работоспособность удовлетворительная.
  • Работает внимательно, может допустить незначительное количество ошибок, сам замечает и исправляет их при самостоятельной проверке.
  • Самостоятельно выделяет способы действия, возможно минимальное количество обучающих шагов.
  • Аналогичное задание выполняет верно, самостоятельно.
  • Движения и действия
  • Двигательные качества развиты в полном объёме.
  • Графические задания выполняет правильно, самостоятельно.
  • ВниманиеДостаточно устойчивое, объём внимания и длительность сосредоточения удовлетворительные, достаточно развита способность к переключению и распределению внимания.ПамятьДостаточный объём и скорость запоминания, прочное хранение информации, точное воспроизведение.ВосприятиеДостаточно хорошо развит зрительный анализ и пространственное восприятие, тактильные ощущения, слуховое восприятие.Пространственные представления
  • Правильно ориентируется в направлениях относительно своего тела.
  • Самостоятельно и правильно анализирует образец для конструирования, правильно располагает структурные элементы друг относительно друга.
  • Мышление
  • Достаточновысокийуровеньовладениямоделирующимиперцептивными действиями.
  • Операции анализа и синтеза на уровне наглядных форм мышления развиты в полном объёме.
  • Самостоятельно классифицирует по одному и двум признакам.
  • Самостоятельно устанавливает логическую закономерность.
  • Операции анализа и синтеза на уровне словесно-логического мышления развиты в полном объёме.
  • Самостоятельно устанавливает логические связи между объектами, понимая скрытый смысл.
  • Самостоятельно систематизирует объекты.
  • Самостоятельно устанавливает последовательность событий и отражает их в речи.
  • Понимает смысл сюжетного рассказа, может передать в речи.
  • Осмысливает проблемную (неявно выраженную ситуацию) при восприятии текста на слух.
  • Выполняет замещающие действия, может объяснить смысловую связь предмета и заместителя.
  • Ориентируется в пространстве с помощью условного плана.
  • Речевая деятельность
  • Адекватная речевая активность.
  • Развита диалоговая форма речи.
  • Составляет сложные фразы и грамматически правильно их оформляет.
  • Составляет рассказ по серии сюжетных картинок.
  • Самостоятельно пересказывает текст.