Публикации
Дефектологическое сопровождение 1-4 тклассов
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дефектологическое сопровождение 1-4 тклассов
Автор: Субботина Марина Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дефектологическое сопровождение 1-4 тклассов
Автор: Субботина Марина Александровна
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежной политикиКраснодарского края Управление образования администрации муниципального образования Курганинский район МАОУ СОШ №3 им. И. К. СериковаРАБОЧАЯ ПРОГРАММАдефектологического сопровождения учащихся 1-4 классов с овзКурганинский район 2023Планируемые результаты: Цель коррекционно-развивающих занятий:коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала. Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях; создание условий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению; повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально- личностной сферы; формированиемеханизмовволевойрегуляциивпроцессеосуществлениязаданной деятельности; воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСАЛичностные результаты :положительное отношение к учёбе в школе; первоначальные представления о знании и незнании; понимания значения обучения в жизни человека; представление о причинах успеха в учёбе; бережного отношения к оборудованию. общее представление о моральных нормах поведения; осознание сути новой социальной роли — ученика: проявлять положительное отношение к занятиям, отвечать на вопросы учителя (учебного пособия), активно участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к занятиям (ежедневно быть готовым к занятию), бережно относиться к рабочей тетради; элементарные навыки сотрудничества: освоение позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; соблюдение элементарных правил работы индивидуально, проявление доброжелательного отношения к взрослому, стремление прислушиваться к его мнению; элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и понимание того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого ученика. Учащийся получит возможность научиться:оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. выражать свои эмоции посредством выразительного чтения; оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей; стремиться к успешной учебной деятельности. Учащийся получит возможность для формирования:мотивации обращения к книге как к лучшему другу, источнику информации; эмоционального восприятия художественного произведения и поступков литературных героев; первоначальных представлений о нравственных понятиях (ответственность, доброта, сострадание, забота о слабом), отражённых в литературных произведениях; освоения семейных традиций, в том числе традиций семейного чтения; чувства любви к Родине; уважения к взрослым; способности к самооценке своей работы на основе совместно выработанных критериев; ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей (на основе прочитанных произведений). Метапредметные результатыРегулятивные:Учащийся научится:принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; адекватно воспринимать предложения учителя; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности; оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя; составлять план действий для решения несложных учебных задач; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; осознавать результат учебных действий; описывать результаты действий. Учащийся получит возможность научиться:принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем; выделять из заданий известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемому материалу; фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой (с помощью смайликов, разноцветных фишек), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата; анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, формулировать их вербально; определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; работать по предложенному учителем плану; отличать верно выполненное задание от неверного; совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности на заняти Познавательные:Учащийся научится:ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск необходимой информации при работе с рабочей тетрадью; использовать рисуночные и простые символические варианты записи читать простое схематическое изображение;понимать информацию, представленную в знаково-символической форме в простейших случаях, под руководством учителя кодировать информацию (с использованием 2—5 знаков или символов, 1—2 операций); проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению); выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных понятий); под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию); под руководством учителя проводить аналогию; понимать отношения между понятиями (родовидовые, причинно-следственные); понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.); строить элементарное рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по рассматриваемому вопросу; осознавать смысл межпредметных понятий: число, величина, геометрическая фигура; понимать, принимать и сохранять учебную задачу; составлять план действий решения учебной задачи под руководством учителя; оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом; принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей. Учащийся получит возможность научиться:составлять небольшие сообщения в устной форме (2—3 предложения); строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых отношениях; выделять существенные признаки объектов; под руководством учителя давать характеристики изучаемым объектам на основе их анализа; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; понимать цель и смысл выполняемых заданий; самостоятельно составлять план действий решения учебной задачи; самостоятельно определять критерии оценки достигнутых результатов; читать текст, выделять фактическую информацию в тексте (события, поступки, герои); определять в художественном тексте последовательность событий, их причинно- следственную связь; представлять книги, группировать их на основе существенных признаков; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в пространстве библиотеки; в справочной литературе для детей; использовать знаково-символические средства, в том числе словесные модели для создания высказывания; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате своей работы; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Коммуникативные:Учащийся научится:принимать участие в работе с учителем; понимать задаваемые вопросы; воспринимать различные точки зрения; понимать необходимость вежливого общения с другими людьми; контролировать свои действия; слушать учителя, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; употреблять вежливые слова в случае своей неправоты: «Извините, пожалуйста», «Простите, я не хотел Вас обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др. использовать простые речевые средства для передачи своего мнения. Учащийся получит возможность научиться:наблюдать за действиями учителя; формулировать свою точку зрения; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы; интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу; принимать участие в обсуждении прочитанного; принимать различные точки зрения на прочитанное произведение. Предметные результатыУчащийся научится:сравнивать числа, соотносить количество с числом, выполнять различные действия с числами; выполнять арифметические действия в пределах 20; работать с текстовыми задачами; понимать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, сверху — снизу, ближе — дальше, между и др.); выражать длину отрезка, используя разные единицы её измерения; получать информацию из рисунка, текста, схемы, практической ситуации и интерпретировать её в виде текста задачи, числового выражения, схемы, чертежа; называть окружающие предметы и их взаимосвязи; объяснять, как люди помогают друг другу жить; называть основные особенности каждого времени года; называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека; усваивать главные понятия курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции; владение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Учащийся получит возможность научиться:различать единицы величин, практически измерять величины; сравнивать, проверять, исправлять выполнение действий в предлагаемых заданиях; рассматривать разные варианты решения задачи, дополнения текста до задачи, выбирать из них правильные, исправлять неверные; различать геометрические формы в окружающем мире: круглая, треугольная, квадратная; читать простейшие готовые схемы, таблицы, выявлять простейшие закономерности; оценивать правильность поведения людей в природе; оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения); воспринимать на слух чтение учителя; читать плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом); читать выразительно, орфоэпически правильно, с сохранением интонации конца предложения; обсуждать прочитанное или прослушанное произведения; отвечать на вопросы учителя; создавать небольшое высказывание на основе прочитанных или прослушанных произведений; овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Сенсомоторное развитие. развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв; развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов; развитие тактильных ощущений; развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ; развитие тонкости и целенаправленности движений; развитие кинестетических основ движения; развитие межполушарного взаимодействия; Дидактические игры и упражнения:узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов; фигурно-фоновое различие предметов, букв; анализ сложного образца: нахождения сходства и различия двух изображений; установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор»); вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации; нахождение среди рядов повторяющихся фигур, букв их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного элемента в ряду букв; графические диктанты; перерисовывание фигур по точкам; комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия, моторного развития: «Колечко», «Кулак-ладонь-ребро», «Зеркальное рисование», «Ухо-нос», «Змейка»;игра «Волшебный мешочек»; игра «Узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант игры «Волшебный мешочек»). Формирование пространственных представлений. формирование умения ориентировки в схеме собственного тела; формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса); формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга); развитие пространственного праксиса; развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов. Дидактические игры и упражнения:ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; определение пространственного расположения элементов букв; пространственный праксис (наглядный и речевой варианты проб Хеда); определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты). Развитие мнемических процессов. тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов; произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций; развитие тактильной и кинестетической памяти. Дидактические игры и упражнения:слуховые диктанты; игра «Запомни звуки»; игра «Забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание букв. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействие. развитие слухо-моторной координации; развитие зрительно-моторной координации; развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации. Дидактические игры и упражнения:двигательное воспроизведение ритмических структур; графические диктанты (по словесной инструкции); выбор из предложенных вариантовусловных графических изображений ритмических фигур одного, соответствующего слуховому образцу (проба X.Бирча и Л. Бельмонт); выстукивание ритмической структуры по зрительному (графически представленному) образцу; графическое отображение (запись) воспринятой на слух ритмической структуры); срисовывание образцов узоров, точек; дорисовывание симметричных изображений букв, предметов; рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по памяти (методика С. Борель-Мезонни). Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности: регуляция простейших двигательных актов; формирование умения ориентировки в задании; -формирование умения планирования этапов выполнения задания;формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания; формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате. Дидактические игры и упражнения:анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»; определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду делать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»; проверка работы: «Сравниваем с образцом»; нахождение и исправление ошибок: «Что нужно исправить?»; речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?»; игры «Найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»; «Помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание. Формирование навыка письма. Дидактические игры и упражнения:развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу; заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи; актуализация и закрепление навыказвукобуквенного анализа слова; зрительно-слуховые диктанты (написание слов и предложений после прочтения аналога); Формирование навыка чтения. Дидактические игры и упражнения:заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв; чтение слоговых таблиц; составление слогов, слов из предложенных букв; чтение слов, предложений, иллюстрированных изображением; составление предложений из слов; графические диктанты (схематическая запись слов, предложений). Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога является внеурочной деятельностью, осуществляется в форме индивидуальных комплексных занятий 2 раза в неделю.На каждом занятии работа проводится по следующим направлениям:ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 7-8 ЛЕТТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 8-9 ЛЕТТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 9-10 ЛЕТКритерии мониторинга эффективности рабочей программы.Эмоциональное реагирование в ситуации обследованияОцениваются: особенности вступления ребенка в контакт, желание общаться, характер общения (чрезмерная общительность, замкнутость), критичность; анализируется характер отношения к самому обследованию, отдельным заданиям, проявления эмоциональных реакций.Важно отметить характерные особенности поведения ребенка во время обследования: возможность принятия ситуации обследования, совместной деятельности (игры), реакция ребенка на замечания, похвалу, осознание своей успешности или неуспешности, отношение к результату своей деятельности и оценке педагога.При повторных обследованиях в этой графе могут отмечаться характерные особенности поведения учащегося на уроках и занятиях, особенности эмоционально-волевой сферы.Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно Оценивается уровень понимания ребенком инструкции и характера задания. Необходимо зафиксировать и учитывать, какого типа инструкция понятна детям: вербальная; устная, со- провождаемая наглядным показом; невербальная. Учитывается возможность ребенка сознательно удерживать в памяти инструкцию и ее составляющие части до окончания работы.Обучаемость (восприимчивость к помощи, способность переноса на аналогичные задания)Оценивается обучаемость ребенка как общая способность к обучению: умение работать по образцу, инструкции, умение работать самостоятельно, потребность в помощи, вос- приимчивость к помощи педагога, характер оказываемой помощи, необходимое для выполнения задания количество уроков, способность переноса показанного способа действия на аналогичные задания.По характеру оказываемой помощи ребенку от минимальной к максимальной выделяется стимулирующая, организующая, направляющая и обучающая помощь. Стимулирующая помощь предъявляется в виде эмоционального настроя на выполнение задания, предложения подумать, проверить результат своей работы. Организующая помощь предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию. Направляющая помощь предусматривает проведение ориентировки в задании, планирование предстоящих действий, включает смысловые опоры, обеспечивая наглядный план умственных действий. Обучающая помощь предъявляется в виде указаний, определяющих последовательность хода решения, подробного описания алгоритма выполнения задания.При предъявлении аналогичного варианта задания важно отметить способность ребенка к переносу способа действий, который может быть полным или частичным, либо полностью отсутствовать.Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций Не менее важным диагностическим критерием является оценка состояния учебно- познавательной деятельности ребенка. Фиксируются мотивационный, операционный, регуляционный компоненты деятельности.В мотивационном компоненте оценивается уровень принятия задачи ребенком, познавательная активность, готовность к решению интеллектуальных задач, удержание познавательного интереса к заданию, реакция на трудности в работе. Операционный компонент рассматривается с точки зрения умения планировать свою деятельность в соответствии с целью задания, удерживать программу и подчинять действия конечной цели, осуществлять активные поиски адекватных способов решения. Отмечаются сами способы, которыми оперирует ребенок при выполнении задания (их рациональность, экономичность и т. д.). В регуляционном компоненте анализируются умение осуществлятьсамоконтроль, способность замечать и исправлять ошибки, оценивать работу, соотносить конечный результат с поставленной целью.Темп работыОценивается средний показатель времени работы ребенка, затраченного на выполнение заданий, на протяжении обследования; характеризуется скорость протекания мыслитель- ных процессов; темп самостоятельной работы на уроке.РаботоспособностьОтмечается уровень и характер работоспособности (низкая в результате повышенной соматической истощаемости; низкая, обусловленная церебрастенией, и др.).Показатели развития познавательной деятельности учащегосяОбщая осведомленность и социально-бытовая ориентация, развитие общей и мелкой моторики, сформированность пространственно-временных представлений, особенности восприятия, особенности внимания, особенности памяти, особенностимышления, особенности конструктивной деятельности, общая характеристика речевого развития оцениваются в соответствии с требованиями и критериями нормативного возрастного развития ребенка.Сформированность учебных навыковОценивается общий уровень сформированности знаний, умений и навыков в соответствии с программными требованиями.Общая характеристика учебной деятельностиОцениваются в соответствии с возрастом: уровень сформированности учебной мотивации, умения и навыки планирования учебной деятельности (осознание учебной задачи, постановка целей, выбор пути достижения цели), уровень познавательной и поисковой активности (стремление ребенка решить задачу, найти рациональные способы действий, в случае неудачи прибегнуть к другому варианту решения), уровень самостоятельной работы, самоконтроль.ЗаключениеДелается краткое заключение о развитии учебно-познавательной сферы учащегося, с указанием выраженно несформированных либо нарушенных функций.Планируемые мероприятия специалистаОтмечаются основные направления коррекционной работы при необходимости зачисления учащегося на занятия, либо характер планируемой работы (динамическое наблюдение за развитием учащегося; психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса и др.).СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВФормы оценки результатов коррекционно-развивающей работы Мониторинг, анализ промежуточных результатов коррекционно-развивающей работы: - положительная динамика развития ребенка, отмеченная учителями, специалистами и родителями (анкетирование, опрос, беседа);результаты структурированного наблюдения за ребенком во время коррекционно- развивающих занятий, занятий/уроков, на переменах, во внеучебное время; тесты и индивидуальные задания; качество и количество выполняемых заданий на коррекционных занятиях; анализ продуктов деятельности ребенка (тетрадей, контрольных и самостоятельных работ). Направления диагностикиЭмоциональное реагирование в ситуации обследованияОцениваются: особенности вступления ребенка в контакт, желание общаться, характер общения (чрезмерная общительность, замкнутость), критичность; анализируется характер отношения к самому обследованию, отдельным заданиям, проявления эмоциональных реакций.Важно отметить характерные особенности поведения ребенка во время обследования: возможность принятия ситуации обследования, совместной деятельности (игры), реакция ребенка на замечания, похвалу, осознание своей успешности или неуспешности, отношение к результату своей деятельности и оценке педагога.При повторных обследованиях в этой графе могут отмечаться характерные особенности поведения учащегося на уроках и занятиях, особенности эмоционально-волевой сферы.Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно Оценивается уровень понимания ребенком инструкции и характера задания. Необходимо зафиксировать и учитывать, какого типа инструкция понятна детям: вербальная; устная, со- провождаемая наглядным показом; невербальная. Учитывается возможность ребенка сознательно удерживать в памяти инструкцию и ее составляющие части до окончания работы.Обучаемость (восприимчивость к помощи, способность переноса на аналогичные задания)Оценивается обучаемость ребенка как общая способность к обучению: умение работать по образцу, инструкции, умение работать самостоятельно, потребность в помощи, вос- приимчивость к помощи педагога, характер оказываемой помощи, необходимое для выполнения задания количество уроков, способность переноса показанного способа действия на аналогичные задания.По характеру оказываемой помощи ребенку от минимальной к максимальной выделяется стимулирующая, организующая, направляющая и обучающая помощь. Стимулирующая помощь предъявляется в виде эмоционального настроя на выполнение задания, предложения подумать, проверить результат своей работы. Организующая помощь предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию. Направляющая помощь предусматривает проведение ориентировки в задании, планирование предстоящих действий, включает смысловые опоры, обеспечивая наглядный план умственных действий. Обучающая помощь предъявляется в виде указаний, определяющих последовательность хода решения, подробного описания алгоритма выполнения задания.При предъявлении аналогичного варианта задания важно отметить способность ребенка к переносу способа действий, который может быть полным или частичным, либо полностью отсутствовать.Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций Не менее важным диагностическим критерием является оценка состояния учебно- познавательной деятельности ребенка. Фиксируются мотивационный, операционный, регуляционный компоненты деятельности.В мотивационном компоненте оценивается уровень принятия задачи ребенком, познавательная активность, готовность к решению интеллектуальных задач, удержание познавательного интереса к заданию, реакция на трудности в работе. Операционный компонент рассматривается с точки зрения умения планировать свою деятельность в соответствии с целью задания, удерживать программу и подчинять действия конечной цели, осуществлять активные поиски адекватных способов решения. Отмечаются сами способы, которыми оперирует ребенок при выполнении задания (их рациональность, экономичность и т. д.). В регуляционном компоненте анализируются умение осуществлятьсамоконтроль, способность замечать и исправлять ошибки, оценивать работу, соотносить конечный результат с поставленной целью.Темп работыОценивается средний показатель времени работы ребенка, затраченного на выполнение заданий, на протяжении обследования; характеризуется скорость протекания мыслитель- ных процессов; темп самостоятельной работы на уроке.РаботоспособностьОтмечается уровень и характер работоспособности (низкая в результате повышенной соматической истощаемости; низкая, обусловленная церебрастенией, и др.).Показатели развития познавательной деятельности учащегосяОбщая осведомленность и социально-бытовая ориентация, развитие общей и мелкой моторики, сформированность пространственно-временных представлений, особенности восприятия, особенности внимания, особенности памяти, особенностимышления, особенности конструктивной деятельности, общая характеристика речевого развития оцениваются в соответствии с требованиями и критериями нормативного возрастного развития ребенка.Сформированность учебных навыковОценивается общий уровень сформированности знаний, умений и навыков в соответствии с программными требованиями.Общая характеристика учебной деятельностиОцениваются в соответствии с возрастом: уровень сформированности учебной мотивации, умения и навыки планирования учебной деятельности (осознание учебной задачи, постановка целей, выбор пути достижения цели), уровень познавательной и поисковой активности (стремление ребенка решить задачу, найти рациональные способы действий, в случае неудачи прибегнуть к другому варианту решения), уровень самостоятельной работы, самоконтроль.ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛАОбщая характеристика поведения и деятельности.Устойчивый интерес ко всем заданиям. Понимает вербальную инструкцию, действует согласно ей и удерживает на протяжении всей работы. Активен, целенаправлен при выполнении всех заданий, работает самостоятельно в соответствии с инструкцией. В основном действует на основе самостоятельно выявленной закономерности способом зрительного соотнесения. Критичность адекватная: доволен результатами при правильном решении или отмечает трудность выполнения заданий. Темп деятельности удовлетворительный на протяжении всей деятельности. Работоспособность удовлетворительная. Работает внимательно, может допустить незначительное количество ошибок, сам замечает и исправляет их при самостоятельной проверке. Самостоятельно выделяет способы действия, возможно минимальное количество обучающих шагов. Аналогичное задание выполняет верно, самостоятельно. Движения и действияДвигательные качества развиты в полном объёме. Графические задания выполняет правильно, самостоятельно. ВниманиеДостаточно устойчивое, объём внимания и длительность сосредоточения удовлетворительные, достаточно развита способность к переключению и распределению внимания.ПамятьДостаточный объём и скорость запоминания, прочное хранение информации, точное воспроизведение.ВосприятиеДостаточно хорошо развит зрительный анализ и пространственное восприятие, тактильные ощущения, слуховое восприятие.Пространственные представленияПравильно ориентируется в направлениях относительно своего тела. Самостоятельно и правильно анализирует образец для конструирования, правильно располагает структурные элементы друг относительно друга. МышлениеДостаточновысокийуровеньовладениямоделирующимиперцептивными действиями. Операции анализа и синтеза на уровне наглядных форм мышления развиты в полном объёме. Самостоятельно классифицирует по одному и двум признакам. Самостоятельно устанавливает логическую закономерность. Операции анализа и синтеза на уровне словесно-логического мышления развиты в полном объёме. Самостоятельно устанавливает логические связи между объектами, понимая скрытый смысл. Самостоятельно систематизирует объекты. Самостоятельно устанавливает последовательность событий и отражает их в речи. Понимает смысл сюжетного рассказа, может передать в речи. Осмысливает проблемную (неявно выраженную ситуацию) при восприятии текста на слух. Выполняет замещающие действия, может объяснить смысловую связь предмета и заместителя. Ориентируется в пространстве с помощью условного плана. Речевая деятельностьАдекватная речевая активность. Развита диалоговая форма речи. Составляет сложные фразы и грамматически правильно их оформляет. Составляет рассказ по серии сюжетных картинок. Самостоятельно пересказывает текст.