Публикации Покорители галактики

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Покорители галактики
Автор: Чусова Елена Владимировна

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЮЖНОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГАМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 «Буратино»_____________________________________________________________________________457040, Россия, Челябинская область, г. Южноуральск, ул. Парковая, 3А, ул. Куйбышева, 15тел. 8(35134)4-32-21, тел/факс 8(35134)4-20-12, e-mail:buratino.58@mail.ru, ОКПО 71695709, ОГРН 10474111000614, ИНН 7424021261, КПП 742401001Инженерная книга Тема: «Все профессии нужны, все профессии важны»«Покорители галактики. Профессия - космонавт»Выполнила: воспитатель высшей квалификационной категории Дячина Ольга ВладимировнаЮжноуральск, 2016 г.Творческий проект «Покорители галактики. Космонавты»1.Информационная характеристика образовательного проекта 1.1 Разработчик проекта:Дячина Ольга Владимировна – воспитатель подготовительной группы.Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 «Буратино» 1.2. Вид:Информационно-творческий, коллективный.1.3. Участники:Дети подготовительной группы, воспитатель, родители воспитанников.Место проведения: групповая комната, дом.1.4. Возраст:6 -7 лет1.5. Срок: 5дней“Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”К.Циолковский Актуальность. Любая профессия рано или поздно становится доступной если не всем, то многим. Но профессия космонавт является исключением. Она уникальна, благодаря своим особенностям. Современные дети стали мало интересоваться темой космоса. В наши дни полеты в космос стали обыденной реальностью и поэтому интерес к космонавтике постепенно угасает. Тема космоса, наблюдение за небесным пространством всё же вызывает интерес у детей. В детском саду происходит первое знакомство с космосом, космическими просторами, профессией космонавт. Нет никакого сомнения в том, что профессия "космонавт " станет одной из самых востребованных в ближайшем будущем. С введением ФГОС в ДОУ важной проблемой является не столькополучение детьми определенного объема знаний от взрослого, сколькоразвитие у дошкольника желание познавать, открывать для себя новое,исследовать мир - самостоятельно. Главная особенность современного мира – его высокая динамичность. Наша повседневная жизнь требует от каждого из нас – и от взрослого, и от ребенка - проявления поисковой активности, на базе которой строится исследовательское поведение. В рамках реализации образовательного проекта ТЕМП мною разработана инженерная книга «Все профессия нужны, все профессии важны» на тему «Покорители галактики. Профессия - космонавт».Цель. Формирование познавательного интереса к профессии космонавт, истории космонавтики.Задачи.- Вызвать интерес к профессии космонавт.- Систематизировать, обогащать знания детей о космосе и космонавтах.- Ввести в речь детей слова: космонавт, космический корабль, невесомость, скафандр, ракета.- Развивать воображение, любознательность, речевой слух, наблюдательность.- Воспитывать чувство патриотизма, гордости за Родину, российских космонавтов, желание быть сильным и смелым.- Расширять знания детей о полёте в космос первого космонавта.- Развивать творческие способности.- Развивать познавательную активность.Гипотеза. Реализация проекта позволит сформировать у детей более точные представления об отечественной космонавтике. Дети узнают об ученых и исследователях в области космологии. Данный проект позволит развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства у ребенка, желание быть смелым, сильным и выносливым. Предполагаемые результаты:Дети:-познакомятся с профессией «Космонавт»;-расширят знания о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах;- узнают об ученых и исследователях в области космологии ;-расширят знания о первом лётчике-космонавте Ю.А. Гагариным;-примут участие в создании лепбука «Космос»Родители:- примут участие в выставке совместных с детьми поделок или рисунков о космосе.-примут активное участие в оформлении выставки «Конструктор lego в руках «Космическая станция»Этапы работы:1 этап. Подготовительный:- Разработка гипотезы, цели и задач проекта; - Подбор методического материала и литературы;- Организация предметно – развивающей среды.2 этап. Реализация проекта:Взаимодействие с семьей:- Создание папки-передвижки «Как познакомить детей с космосом», «Образовательные конструкторы».- Организация выставки конструирование ракеты из ЛЕГО (совместное творчество детей и родителей)3 этап. Заключительный. - Создание лепбука «Космос», -Создание макета «Космодром» с использованием конструктора ЛЕГО - Выступление дошкольников перед детьми старшей группы с проектом «Покорители галактики»Результат: Реализация проекта позволит сформировать и расширить у детей представление о профессии космонавта, об отечественной космонавтике, о звёздах, спутниках, небесных светилах. Дети узнают о том, кто был первым космонавтом, как он полетел в космос. Данный проект позволит развить творческие способности, творческую инициативу. Благодаря проекту у детей появятся чувства патриотизма, гордости за Родину, желание быть сильным, смелым, выносливым.ПриложениеСюжетно-ролевая игра «Космонавты» Задачи: -Расширить тематику сюжетных игр. -Познакомить с работой космонавтов в космосе.-Воспитать смелость, выдержку. Расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».Игровой материал: космический корабль и строительный материал, пристегивающие ремни, инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты.Игровые действия. Воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыгрывают ситуацию. Они выполняют задание и возвращаются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капитана распределяются по желанию детей. Сюжетно-ролевая игра « Полёт в космос»Задачи:• Формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет, учить до начала игры распределять роли, подготавливать необходимые условия.• Договариваться о последовательности совместных действий; способствовать обогащению игры новыми решениями (участие взрослого в игре, изменение атрибутики в ходе игры); создавать условия для творческого самовыражения;• Учиться налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать соблюдать правила игры.• Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желания товарищей.• Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей.Атрибуты: Строительный материал, эмблемы, пульт управления, карта полёта, наушники. Для исполнения роли повара (“тубы с провизией”, роли врача (походная аптечка, витамины, астронавту – скафандр, шланг; звукозаписи сигнала из космоса, пуска ракеты, пения птиц. Игровые роли: Командир отряда космонавтов (педагог, бортинженер, диспетчер, врач, повар, командиры экипажей и члены экипажа.Создание проблемной ситуации:Слышится запись SOS. Воспитатель предлагает детям определить, что за запись, откуда она слышится и что она обозначает. После ответов детей предлагает отправиться в космос и выяснить, что же там произошло. Воспитатель совместно с детьми намечает примерный план – сюжет игры «Полёт в космос». Который может включать следующие моменты: тренировка космонавтов, сдача экзаменам на готовность к полёту, осмотр врача, посадка в ракету, пуск корабля, работа в космосе, сообщение с борта корабля, управление полётом с Земли, приземление, встреча на Земле, медицинский осмотр, отдых космонавтов после полёта, сдача рапорта о прохождении и завершении космического полёта. Далее воспитатель предлагает ребятам построить ракету из строительного материала. При сооружении постройки ракеты он выделяет её части (нос, люки, отсеки, иллюминаторы, пульт управления) и обыгрывает все части постройки с помощью игрушек, предметов – заместителей. После всех приготовлений к игре педагог может поделить ребят на группы – экипажи, имеющие разные названия: «Смелый», «Отважный», «Весёлый» и другие по желанию ребят. Затем весь отряд космонавтов выстраивается на площадке. После этого педагог объявляет о первом этапе игры – подготовке к космическим полётам. Воспитатель зачитывает приказ о формировании экипажей космического корабля, знакомит ребят с законами космонавтов:1. Только сильные ребята могут полететь в космос.2. Только умные ребята могут стать космонавтами.3. Только трудолюбивые могут отправиться в полёт4. Только весёлые и дружные могут полететь в космос. После команды «смирно» командиры экипажей сдают рапорты командиру отряда (воспитателю): «Товарищ командир отряда юных космонавтов! Экипаж «Смелый» построен и готов для испытаний. Командир экипажа Максим». Затем командир отряда приветствует космонавтов и предлагает им спеть песню, которая заранее разучивается детьми. Затем начинается первый этап проверки – испытание силы. На этом этапе проверяют физическую подготовку экипажей. Космонавты бегают, упражняются на бревне, прыгают, выполняют гимнастические упражнения, соревнуются по метанию в цель. Командир объявляет о втором этапе испытаний. Здесь можно провести космическую викторину, в которую войдут такие вопросы: «Кто первый полетел в космос? В каком году? (Ю. А. Гагарин, 12 апреля 1961 года.) Кто совершил первую прогулку в космос? (А. А. Леонов.) Назовите первую женщину, побывавшую в космосе (В. В. Николаева – Терешкова) и т. д. Далее игра продолжается. Космонавты идут на осмотр к врачу, затем производиться запуск ракеты. Летят на Луну несколько человек, остальные ждут их возвращения на Земле. Воспитатель дает ребятам самостоятельность в игре, стараясь не вмешиваться в её ход. Он только вносит новое содержание в игру, например, полёт несколько экипажей и их совместная работа на орбите; в космосе проводиться выход космонавтов в открытое пространство, стыковка кораблей. В самостоятельной игре педагог призывает ребят моделировать отношения людей (трудовые и личностные, направленные на выполнение ответственного задания. Например, педагог сообщает детям, что одни люди создают корабли и ракеты, другие - испытывают их и готовят к полёту, третьи – обеспечивают полёт и приземление.После игры воспитатель привлекает детей к разбору игровых ситуаций.Сюжетно - ролевая игра «Космическое путешествие»Цель: закрепить знания детей о космосе, планетах Солнечной системе.Задачи: •        Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о космосе.•        Использовать игру для формирования разнообразных интересов и способностей детей.•        Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей, их социальную значимость.•        Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре.•        Продолжать работу по обогащению обществоведческого словаря детей.•        Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желания товарищей.•        Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей.Атрибуты: бейджики, пульт управления, карта полёта, наушники. Для исполнения роли повара (“тубы с провизией”), роли врача (походная аптечка, витамины), учёным – пробирки, кисточки, лупа; журналистам – фотоаппарат, видеокамера, блокноты с ручкой; астронавту – скафандр, шланг; спасателям – лазерные пистолеты; звукозаписи пуска ракеты, песни группы «Земляне» - «Земля в иллюминаторе..» ; телевизор, видеомагнитофон, компьютер; DVD запись детского образовательного  мультипликационного фильма Роберта Саакянца «География для самых маленьких»; наглядные пособия.Создание проблемной ситуации:“Тай, тай, налетай,В интересную игру поиграйВсех принимаем и не обижаем А кто опоздает – В небо улетает”.Раздаётся сигнал “Тревога” (SOS). – Что вы думаете это такое?Дети размышляют. Воспитатель включает отрывок из мультфильма «Три капитана», когда капитаны попадают  в беду.– Ребята, по- моему этот сигнал SOS из космоса. Кто бы это мог быть? – Наверное, кто – то попал в беду и посылает нам сигналы бедствия, чтобы мы спасли его. – Что такое космос? (ответы детей.)- Какие планеты Солнечной системы вы знаете? (ответы детей)– А мы с вами на какой планете живём? (Земля).Ход игры:– Как же нам попасть в космос? (Построить летающую тарелку, космический корабль и т. д.)– Поднимите руки, кто хочет лететь в космос? Для путешествия нам нужно выбрать руководителя полёта. Руководителем буду я.– Людей, каких профессий нам необходимо взять с собой? (Штурман – помощник руководителя полёта; врач – вдруг кто-то заболеет; учёных – Какие учёные изучают космос?; тележурналистов – они снимут фильм о космосе, напишут статью в газету; повара – он будет кормить экипаж во время полёта; спасателей – мы не знаем какие опасности подстерегают нас в космосе; астронавтов – во время остановки на планетах они  будут выходить из корабля.– Приступить к строительству летающей тарелки! (Дети строят летающую тарелку, одновременно, взяв на себя ту или иную роль, готовятся к её выполнению, запасаясь необходимым материалом). Полёт. Во время полёта руководитель полёта переговаривается со штурманом, отдаёт команды, врач выдаёт всем витамины.Руководитель полёта: Объявляю, трёхминутную готовность! Штурман: Есть трёх минутная готовность!Руководитель полёта: Экипаж к полёту в космос готов?Штурман: Экипаж готов к полёту в космос!Руководитель полёта: Приготовиться к старту! Проверить кислород, радиосвязь, пристегнуть ремни! Внимание! 5-4-3-2-1! Пуск.Штурман: –  Есть пуск! (Запись пуска ракеты).Руководитель полёта: Штурман! Приём! Приём! Как слышите? Есть перегрузки?Штурман: Спасибо! Всё нормально, полёт продолжается!Руководитель полёта: Вот мы и попали в открытый космос.  Посмотрите в иллюминаторы.  Что вы видите? ( Солнце и планеты). ( Слайд 1)- Все планеты, находящиеся около Солнца, называются Солнечной системой. В Солнечной системе девять планет. Кто знает название этих планет? ( ответ детей).Руководитель полёта: Давайте сегодня полетим на планету, которая ближе всех других к Солнцу. Это планета…? (Меркурий) Штурман: Есть держать курс на Меркурий!(Звучит аудиозапись «Земля в иллюминаторе»).Руководитель полёта:  И вот прямо перед нами Меркурий! (Слайд 2)- Эта планета ближе всех к Солнцу, Солнце с Меркурия кажется огромным. Меркурий – планета маленькая. Это безжизненный огромный шар с горами и глубокими оврагами и глыбами. Унылыми камнями. На планете нет воздуха и воды. День на Меркурии длиться 90 дней – 3 месяца. За такой длинный день Солнце очень сильно разогревает поверхность Меркурия – до +400*. Жара стоит нестерпимая. Потом наступает чёрная. Непроглядная ночь. Ночью стоит страшный холод. Мороз - -150*.Целый год пройдёт на Земле, а на Меркурии только 2дня и 2ночи. Планету Меркурий трудно увидеть на небе, она скрывается в лучах солнца. Лишь изредка вечером. Сразу после захода Солнца. На несколько минут Меркурий появляется на небе.Руководитель полёта:  Как вы думаете. Можно спускаться на Меркурий? ( ответы детей).- Как вы думаете, почему на Меркурии так жарко? (ответы детей)Руководитель полёта:  Журналисты, подготовьте репортаж о Меркурии, сфотографируйте эту планету, опишите её. (Журналисты выполняют свои обязанности). Руководитель полёта:  Раз высадка на планету невозможна, продолжаем наш полёт.  Ближайшая к Меркурию планета – это Венера. Держать курс на Венеру!Штурман: Есть держать курс на Венеру!(Звучит музыка).Руководитель полёта: Повар, накормите экипаж! (Повар раздаёт экипажу тубы с продуктами).Руководитель полёта:  Вот и Венера! ( Слайд 3)- Венера вторая от Солнца планета. Горячие солнечные лучи сильно раскаляют поверхность планеты до+500*. На Венере нет ни лесов, ни морей. Воздух на этой планете ужасно ядовитый и тяжёлый. На Венере завывают и свистят ураганы. Сквозь плотные облака не пробивается свет Солнца, поэтому на планете вечная ночь. Год на Венере длиться 7 месяцев, а на земле, как вы знаете, 12. С Земли Венера кажется необыкновенно красивой планетой. Люди назвали эту планету Венерой по имени богини красоты и сложили о ней красивые сказки. Она видна только утром или только вечером.  Венера сияет мягким белым светом.- Как вы думаете. Можно спускаться на Венеру?  Почему? (ответы детей)- Почему на Венере вечная ночь? ( ответы детей)Журналисты фотографируют поверхность Венеры, делают зарисовки.- Продолжаем наш полёт. В Солнечной системе после Венеры ближе к Солнцу Земля. Вы хотите вернуться домой? - Тогда продолжаем наше путешествие. Врач, проверьте здоровье нашего экипажа. ( Врач ставит градусники, выдаёт витамины…)Врач: необходимо сделать космическую разминку.(Космическая разминка)Руководитель полёта:  Продолжаем полёт. Держать курс на Марс!Штурман: Есть, держать курс на Марс!(Звучит музыка).Руководитель полёта:  Смотрите в иллюминаторы. Вот он – Марс.  (Слайд 4)- Марс – четвёртая планета Солнечной системы, он близкий сосед Земли. Издали эта планета очень похожа на Землю. Как и на Земле, на Марсе бывают дни и ночи, а так же зима, весна, лето и осень. Каждое из этих времён года в 2 раза длиннее, чем на земле. Поверхность Марса покрыта кратерами всевозможных размеров. Красный цвет планеты объясняется тем, что в её почве содержится много окислившегося железа. Летающие лаборатории изучили грунт планеты и сфотографировали крупные вулканы и высохшие русла рек. Обнаружили следы воды и углекислого газа. Днём небо Марса кажется нежно – розовым. Такой цвет ему придаёт марсианская пыль. Марс светится красноватым цветом. Красным он кажется и с Земли. За этот свет древние люди дали ему имя бога войны. Неуютно и неприветливо на Марсе. Сильные ветры поднимают тучи марсианской пыли. Огромные пустыни усыпаны камнями. Горы с острыми вершинами поднимаются вверх. Руководитель полёта: Экипажу приготовиться к выходу из корабля!Штурман: Есть приготовиться к выходу из корабля!Руководитель полёта: Задание экипажу: обследовать планету и доложить о том, что увидели. Учёным взять пробы грунта. Журналистам сделать репортаж.(Тележурналисты всё снимают на видеокамеру, фотографируют, записывают).Руководитель полёта: становится опасно и нам надо возвращаться на корабль.Руководитель полёта: Ребята, мы с вами побывали на трёх планетах, а тех, кто подавал сигнал бедствия не обнаружили. На нашем корабле запасов кислорода , которым мы с вами дышим, осталось немного. Поэтому нам надо возвращаться на Землю. Руководитель полёта: Внимание, экипаж! Занять всем свои места на нашем корабле! Летим назад на Землю.Штурман: Есть приготовиться к возвращению на Землю!Руководитель полёта: Пристегнуть ремни, начать отсчёт времени: 5-4-3-2-1-0 – пуск!Штурман: Есть пуск!Руководитель полёта: Приготовиться к приземлению!Штурман: Есть, приготовиться к приземлению!Руководитель полёта: Экипажу приготовиться к выходу из корабля!Штурман: Есть, приготовиться к выходу из корабля!Руководитель полёта: Разрешаю всем покинуть корабль!После окончания игры:- Где мы с вами побывали?- Что вы увидели в нашем путешествии?- Что вам понравилось? Игра по желанию детей может быть продолжена дальше.Дидактические игры по теме «Космос»«Правильно расставь планеты»Цель: учить детей называть и запоминать расположение планет Солнечной системы по мере их удаления от Солнца. Закрепить представление об их размерах и количестве в солнечной системе.Материал: карточки с изображением Солнца (1) и планет Солнечной системы (2-9) по типу паззлов. На обратной стороне карточек указаны их порядковые номера от 1 до 9.Ход игры. На первом этапе игры ребенок, с помощью взрослого, находит начальную картинку (Солнце), а затем из остальных картинок составляет целую полоску. Ребята помладше делают это, подбирая картинки, контуры которых совпадают (по типу паззлов). Ребята постарше последовательность расположения планет устанавливают по памяти. Чтобы проверить результаты, картинки переворачиваются. «Найди пару»Цель:развивать умение соотносить схематическое изображение созвездий с картинками, символизирующими эти созвездия.Материал: 12 карточек с изображением созвездий, 12 карточек с картинками, символизирующими эти созвездия (Лев, Кит, Рыбы, Большая Медведица, Орел, Лебедь, Дракон, Геркулес, Персей, Волопас, Кассиопея, Пегас).Ход игры. Детям раздаются карточки с картинками, символизирующими созвездия. Необходимо подобрать к ним соответствующие созвездия. Затем можно усложнить задачу – ребенку нужно найти созвездие по памяти. Показываем картинку, потом ее прячем. Ребенок по памяти находит нужное созвездие.«Подбери пришельцу ракету»Цель:продолжать формировать устойчивое представление о форме, цвете, размере, геометрических фигурах.Материал: картинки с изображением пришельцев и ракет из геометрических фигур.Ход игры. На листе бумаги изображены пришельцы из геометрических фигур и ракеты в форме этих же фигур. Нужно соеденить линией изображения ракеты и пришельца, состоящих из одинаковых геометрических фигур.«Мое созвездие»Цель:знакомить детей с созвездиями, их названиями, формой. Развивать абстрактное мышление.Материал: карта звездного неба, схемы 12 созвездий + Большая и Малая Медведица.Ход игры. Детям раздаются схемы созвездий. Для начала они рассматривают карту звездного неба, находят необходимое созвездие по количеству и форме расположения ярких звезд. Затем ребята с помощью маркера прорисовывают создездия на своих схемах.С помощью этой игры дети решают самые разные задачи: совершенствуют графические навыки, ориентируются на пространстве листа, изображают фигуры созвездий.«Найди тень»Цель:учить детей зрительно анализировать картинки и находить нужные силуэты методом наложения. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, память, наблюдательность.Материал:20 карточек с картинками на тему «Космос», 20 карточек с изображением силуэтов.Ход игры. 1 вариант. Воспитатель раздает детям карточки с картинками. Предлагает детям рассматреть их. Далее воспитатель показывает тень (черно-белую) какой-либо картинки. Дети должны найти среди имеющихся карточек ту, которая соответствует нужному силуэту и наложить тень на имеющуюся у него картинку.2 вариант. На одной стороне стола раскладываются силуэты (тени) картинок, на другой – карточки с изображением картинок. Воспитатель предлагает детям разложить тени на соответствующие картинки. 3 вариант.На одной стороне стола раскладывабтся силуэты (тени) картинок, на другой – карточки с изображением картинок. Детям необходимо с помощью палочек соеденить тень с нужной картинкой.«Найди лишнее»Цель: развивать логическое мышление. Развивать умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному признаку. Развивать память. Материал: наборы картинок с изображением различных предметов.Ход игры.Воспитатель: «Мы – космонвты, собираемся сесть в космический корабль для полета к дальним планетам. Перед тем, как отправиться в полет, космонавты долго тренируются на Земле, проходят разные испытания. Среди них есть испытания на сообразительность.Сейчас я хочу устроить такое истытание вам. У меня есть несколько наборов картинок (слов). Подумайте хорошо, что в данных наборах лишнее. Нужно быстро ответить и обосновать свой ответ.»1 вариант (с опорой на наглядность). Воспитатель показывает детям набор из четырех картинок. Перед детьми ставится задача – найти лишний предмет, не укладывающийся в общую схему. 2 вариант (без опоры на наглядность). Воспитатель зачитывает детям наборы слов. Задача детей – найти в этом наборе лишнее слово, не укладывающееся в общую схему. Предполагаемые наборы картинок (слов):1.Солнце, Юпитер, Венера, Африка2.Ракета, спутник, лодка, луноход3.Комета, метеорит, звезда, глобус4.Астронавт, астроном, астролог, космонавт5.Меркурий, Венера, Большая Медведица, Марс6.Звезда, галактика, созвездия, телескоп7.Большая Медведица, Юпитер, Малая Медведица, Кассипея8.Море, пустыня, океан, река9.Овен, Близнецы, астролог, Рак10.Равнины, горы, пустыня, океан11.Смелый, храбрый, злой, отважный.«Планеты Солнечной системы»Цель: уточнить названия планет Солнечеой Системы. Упражнять в назывании и запоминании планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Развивать внимание и память.Материал: набор карточек с изображением планет – по две карточки на одно изображение.Ход игры. Игрок открывает сначала одну карточку, называет, что на ней нарисовано и показывает остальным. Затем открывает вторую карточку, тоже называет и показывает. Если карточки не совпадают – игрок кладет их на прежние места изображением вниз, а право хода переходит к следующему участнику. Если игрок откроет две одинаковые карточки, он забирает их себе, но прежде называет, какую планету выбрал, и делает еще один ход. Если игрок не назвал планету, он лишается хода. Когда непарные картинки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая картинка лежит. В конце игры каждый игрок считает картинки парами. Ребенок, собравший больше всех картинок-парочек, выиграл.«Космос»Цель: учить детей плоскостному моделированию по образцу. Развивать мышление, творческое воображение, память.Материал: 12 карточек с изображением какого-нибудь предмета (ракета, солнце, инопланетянин и др.), геометрические фигуры разного цвета.Ход игры.1 вариант. Дети накладывают детали на образец.2 вариант. Дети конструируют, глядя на образец.3 вариант. Дети конструируют по памяти.4 варант. Дети придумывают свои космичесике объекты. «Собери созвездие»Цель: знакомить детей с созвездиями, их названиями, формой. Развивать абстрактное мышление.Материал: кусочки фетра, карточки с рисунками созвездий (12 зодиакальных созвездий, Большая и Малая Медведица), маленькие звездочки.Ход игры. Ребенок выбирает в качестве образца карточку и самостоятельно выкладывает на фетре созвездие из звездочек. Он сам определяет количество созвездий, которые будет выкладывать. Опыт показывает, что с особым удовольствием дети составляют со созвездие, под которым каждый из них родился.«Подбери словечко»Цель: активизировать и расширить словать по теме «Космос». Развивать восприятие, память, логическое мышление.Ход игры. У детей по одной звездочке и воспитатель просит подобрать к слову «звезда» родственное слово. Если дети затрудняются, допускаются наводящие фразы:-человек, который считает звезды – звездочет,-космический корабль, летящий к звездам – звездолет,-скопление звезд на небе- созвездие,-момент, когда звезды «падают» - звездопад,-небо, на котором много звезд – звездное, -небо, на котором нет звезд – беззвездное,-бывает большая звезда, а бывает маленькая – звездочка.Конспект непосредственно образовательной деятельности тема: «Космос»Задачи:- Продолжать расширять знания о государственных праздниках;- рассказать детям о Ю.А.Гагарине и других героях космоса.1. Чтение стихотворения «Космонавт» В. СтепановВ тёмном небе звёзды светят,Космонавт летит в ракете.День летит и ночь летитИ на землю вниз глядит.Видит сверху он поля,Горы, реки и моря.Видит он весь шар земной,шар земной – наш дом родной.- Кто такие космонавты?- Назовите космонавтов, которых вы знаете?- А как вы думаете, почему человек полетел в космос?(рассуждения детей)2. Беседа о значении праздника:- Какой праздник отмечает наша страна 12 апреля?(50-е со дня первого полёта человека в космос)- А почему именно 12 апреля мы празднуем?(12 апреля, 1961 года, ровно 50 лет назад, на космическом корабле «Восток» совершил свой  первый полёт в космос наш русский космонавт).- Знаете, кто это?(Ю.А.Гагарин, было ему 27лет)- С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики.- Кого мы ещё поздравляем в этот день?(авиаконструкторов, лётчиков, космонавтов, учёных)- Кого из известных космонавтов вы знаете?(В.Терешкова – первая женщина-космонавт.  Алексей Леонов – первый космонавт, который вышел в открытый космос).- Кого называют основоположником русской космонавтики?(К.Циолковский)- Кто первый запустил спутник и построил ракету?(С.П.Королёв)- В космос летает….(космонавт).- Звёзды наблюдает…(астроном).- Предсказывает судьбу по звёздам, составляет гороскоп…(Астролог).- Вот сколько профессий связано с космосом.- В нашей стране есть космические войска. Они следят за безопасностью космического пространства над страной, потому что современные спутники могут нести космическое оружие.3. Динамическая пауза «Ракета»А сейчас мы с вами, дети,Улетаем на ракете.На носки поднимись,А потом руки вниз.1,2, 3, потянись,Вот летит ракета ввысь!4.Д/и «Волшебная палочка» - в кругу с мячом – активизация словаря- Назовите космические слова.(земля, космос, ракета, скафандр, комета, вселенная и т.д.)5. Загадки космические – загадывают дети – работа над выразительностью речи, логическое мышление развивать- Синенькая шубёнка весь мир покрыла.                                                                                (небо)- Рассыпалось к ночи золотое зерно,  Глянули поутру – нет ничего.                                                                        (звёзды на небе)- То блин, то полблина,  То та, то это сторона.                                                                          (луна или месяц)- Что выше леса, краше света, без огня горит?                                                                        (солнце)- Голубой платок,  Алый колобок,  По платку катается,  Людям улыбается.                                                                        (небо и солнце)- Распустила алый хвост,  Улетела в стаю звёзд.  Наш народ построил эту  Межпланетную… (ракету)- Ни начала, ни конца;  Ни затылка, ни лица;  Знают все, и мал, и стар,  Что  она большущий шар.                                                                        (земля)6. д/и «Составь слово» - чтение слов- При запуске ракеты слова раскололись надвое. Нужно линией соединить половинки вместе, чтобы получилось слово.(спут  - ник, телес - коп, зем - ля, лу - на, солн - це, звез – да)7. д/и «4 лишний) – логическое мышлениеСолнце, Венера, Земля, Африкаракета, спутник, лодка, луноходкомета, звезда, метеорит, глобусГагарин, Терешкова, Леонов, ЦиолковскийВенера, Марс, Юпитер, Большая медведица8. Солнечная система – развивать познавательный интерес- Вокруг нашей звезды – Солнца – вращается 9 планет, входящих в солнечную систему.- Как вы думаете, чем планеты отличаются от звёзд?(Звёзды состоят из раскаленных газов, а планеты – из твёрдых, жидких частиц и газов. Планеты движутся по орбите, а звёзды имеют своё постоянное место).- Какие планеты вы знаете?Задание: - Представьте себе, что планеты поссорились и доказывают, что она самая лучшая.Диалог детей:Меркурий – самая близкая к солнцу планета. Она каменистая.Венера – покрыта толстым слоем облаков. Здесь царит испепеляющая жара. Это самая яркая планета.Земля – есть вода, кислород, растения и животные.Марс – есть 4 времени года, покрыт красными песками.Юпитер – самая большая планета солнечной системы. На ней могли бы уместиться все планеты.Сатурн – состоит из жидкости и газа. Известна своими кольцами.Уран – «лежачая планета».Нептун – холодная и синяя. Самые сильные ветры на планете.Плутон – самая дальняя планета.9. Игра – динамическая пауза под космическую музыку с воздушными шарами«Планеты»  движутся вокруг «солнца» по орбите. (у каждого ребёнка воздушный шар определённого цвета).В космосе могут летать и другие небесные тела.(игра на развитие творческого воображения) 10. д\и «Составь предложение» - работа над грамматическим строем речикорабль, на, летит, космический, лунамы, земля, живём, планета, надевять, вокруг, вращается, солнце, планет11. Толкование слов – игра «Словарик»Солнце – огненный газовый шар огромных размеров.Звёзды – гигантские шары из раскалённых газов.Луна – спутник Земли.Спутник – планета, которая вращается вокруг другой планеты или звёзды.Телескоп – зрительная труба для изучения звёзд и планет.Астроном – учёный, изучающий звёзды и планеты.Космонавт – человек, совершающий полёт в космос.Вселенная – всё, что нас окружает.12. Конструирование и рисование (под музыку) –« Загадочный космос» и «Космодром» - из строителя на ковре (по подгруппам по желанию детей).- Алексей Леонов, космонавт, который первым побывал в открытом космосе, стал рисовать этот загадочный и красивый и ещё до конца неизученный космический мир.- А, может быть, кто-то из вас станет таким же известным конструктором, как Сергей Павлович Королёв.- Поехали!Конспект непосредственной образовательной деятельности тема: «Космонавт – героическая профессия»Цель: Уточнение и расширение знаний и представлений детей об истории развития космонавтики в нашей стране, о первых героях космоса, об особенностях жизнедеятельности космонавтов.Задачи:1. Образовательные: углубить знания детей об истории появления и развития профессии космонавта, расширить знания дошкольников о первых космонавтах, формировать представления детей об особенностях работы и отдыха космонавтов в космическом корабле. 2. Развивающие: формировать познавательный интерес к теме космоса, развивать коммуникативные способности (посредством вопросов по теме), воображение, память, сосредоточенное внимание дошкольников (посредством использования наглядных методов работы), умение рассуждать, делать выводы (посредством организации обратной связи по завершению мероприятия). 3. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к профессии космонавта, любознательность у дошкольников, воспитывать любовь и уважение к своей стране и малой родине, к людям, которые её прославляют. Материалы и оборудование: портреты космонавтов, картины, фотографии, раскраски о космосе.Ход НОДВводная часть:Педагог: Добрый день, мальчики и девочки! Меня зовут Ирина Владимировна, и сегодня я расскажу вам об одной героической профессии. А что это за профессия вы должны отгадать. Послушайте загадку: Сначала его в центрифуге крутили,А после в тяжёлый скафандр нарядили.Он в скафандре, со страховкойВышел на орбиту.Кораблю поправил ловкоКабель перебитый. (Космонавт)Ответы детей.Педагог: Молодцы! Это космонавт. Педагог: Дети, вы любите смотреть на звездное небо? (Ответы детей). Педагог: Вы можете сосчитать, сколько на небе звёзд? Ответы детей.Педагог: Да, их несчётное количество и с глубокой древности люди мечтали летать как птицы, узнать, что такое звёзды и почему они так ярко светятся. На чем только не отправлялись в небо герои сказок: на воздушном шаре, на метле, на ковре самолете. Прошли века люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они придумали дирижабль. Кто знает, что это такое? Ответы детейПедагог: Дирижабль – это большой воздушный шар, к которому снизу прицепляется кабина, чтобы им управлять.Потом построили аэроплан, но на смену им пришли быстроходные самолеты и вертолеты. И, наконец, люди – инженеры построили самый быстрый воздушный транспорт.Чудо-птица, алый хвостПрилетела в стаю звезд (Ракета)Что это?Ответы детейПедагог: Молодцы! Это ракета! Усаживайтесь поудобней, сейчас мне понадобятся ваши глазки и ушки, чтобы внимательно смотреть на картинки и слушать космический рассказ.Основная часть:Педагог: И так, ракета – самый быстрый воздушный транспорт, а кто же может летать на ракете?Он не летчик, не пилот,Он ведет не самолет,А огромную ракету,Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)Ответы детейПедагог: Какие вы все внимательные и умные! Молодцы! Конечно, на ракете могут летать космонавты. Педагог: А кто из вас знает, кто самый первый полетел в космос?Ответы детейПедагог: Первыми, кто полетел в космос, это были наши русские собаки-космонавты – Белка и Стрелка. Первые животные, которые совершили космический полет и вернулись на Землю невредимыми. Их полет продолжался более 25 часов, за это время корабль совершил 17 витков вокруг Земли.Педагог: Но собаки не умеют управлять космическим кораблем, у него, как и у любого другого транспорта должен быть командир. И тогда люди в космос отправили человека-космонавта. Как вы думаете, а кто такой космонавт?Ответы детейПедагог: Космонавт – это специально обученный человек, который проводит испытания на борту космического корабля в космическом полете, так же космонавта можно назвать космическим инженером, потому что он ещё ремонтирует космические станции, ведет наблюдения из космоса за нашей планетой. А как называется наша планета?Ответы детей.Педагог: А какие планеты вы ещё знаете?Ответы детей.Педагог:По порядку все планетыНазовет любой из нас:Раз - Меркурий,Два - Венера,Три - Земля,Четыре - Марс.Пять - Юпитер,Шесть - Сатурн,Семь - Уран,За ним - Нептун.Он восьмым идёт по счёту.А за ним уже, потом,И девятая планетаПод названием Плутон.Физкультминутка: Упражнение «Космонавты» Проверим вашу выносливость и вестибулярный аппарат, то есть умение держать равновесие. Вы должны развести прямые руки в стороны, поднять одну ногу, согнуть её в колене и простоять так на счет 1-10. Приготовились, начали!Педагог: 12 апреля 1962 года впервые в мире отправился в полет русский космический корабль под названием «Восток» с человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин. Его полет продолжался 1 час 48 минут. За этот полет Юрию Алексеевичу Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза. А город, в котором родился и вырос первый космонавт на Земле, назвали в честь его имени – Гагарин (Гжатск).В космической ракете с названием «Восток»Он первым на планете подняться к звездам смог.Поёт об этом песни весенняя капель:Навеки будут вместе Гагарин и апрель.Педагог: Какой праздник наша страна отмечает каждый год 12 апреля?Ответы детей. Педагог: Молодцы! День космонавтики!Педагог: Не только мужчины летают в космос, но и женщины. Первая в мире женщина – космонавт, совершившая космический полет в одиночку – это Валентина Владимировна Терешкова. Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, все желающие могут стать космонавтами и полететь в космос?Ответы детейПедагог: Космонавтом может стать не каждый человек. Сначала в космонавты отбирались только военные летчики, потом в космос полетели инженеры, врачи, ученые. В России есть специальные отряды подготовки космонавтов к жизни в космосе, там будущие космонавты проходят подготовку на специальных тренажерах: занимаются спортом, живут в специальных камерах, испытывают свои возможности на различных вращающих снарядах, изучают космический корабль, учатся управлять им и работать на нем.Педагог: Ребята, каким должен быть космонавт?Ответы детейПедагог: Жизнь в Космосе сильно отличается от жизни на Земле. Как вы думаете, почему?Ответы детей.Педагог: В Космосе существует невесомость, и нет воздуха. Поэтому без скафандра в открытый Космос не выпустят, а на голову космонавту надевают огромный гермошлем, на плечах у космонавта тяжеленный ранец с баллонами, полными воздуха. Без скафандра космонавт либо сгорит в палящих лучах Солнца, либо замёрзнет в ледяной тьме космоса, куда не доходит солнечный свет. Поэтому космонавт должен быть, в первую очередь, здоровым, сильным и умным.Педагог: А теперь мальчики и девочки, предлагаю вам посмотреть, как живут космонавты в космическом корабле: помимо работы, они там читают, смотрят телевизор, слушают музыку, играют в шахматы и многое другое. (Демонстрация картин)Педагог: А здесь на картинке изображена еда, которой питаются космонавты: супы, каши, напитки – всё в тюбиках, так как обычная еда будет летать по кораблю и её сложно положить к себе в рот, крошки или жидкость могут попасть в приборы управления и тогда корабль выйдет из строя и космонавты не смогут вернуться на Землю. Педагог: Ребята, а вы знаете, откуда запускают ракеты и спутники в космос?Ответы детейПедагог: Спутники и ракеты запускают с космодрома – это специальное охраняемое закрытое место (туда не каждый человек может попасть), где находится центр управления космическим кораблем, там собирают ракеты и космические спутники и запускают их. В нашей стране, в нашей Архангельской области есть такое место, и называется он Космодром Плесецк, здесь проходят испытания ракет и спутников.3. Заключительная часть:Педагог: На этом мой рассказ о героической профессии космонавта подошел к концу, и сейчас я узнаю, кто был самым внимательным из вас, я предлагаю вам сыграть в игру «Знатоки космоса». 1.Кто самый первый полетел в космос? 2.Как звали первых собак-космонавтов? 3.Скажите, для чего люди летают в космос? 4.Как называлась первая ракета, на которой впервые полетел человек в космос? 5.Какого числа в нашей стране отмечают праздник День Космонавтики?6.В космосе нет сковородкиИ кастрюли тоже нет.Тут и каша, и селедка,И борщи, и винегрет -Расфасованы, как крем!Космонавтом буду.Из чего-то я поем,Вовсе без посуды. (Тюбик)7.Ребята, а почему нельзя космонавтам есть обычную еду? 8. В космосе всегда мороз,Лета не бывает.Космонавт, проверив трос,Что-то надевает.Та одежда припасетИ тепло, и кислород. (Скафандр)9.Ни начала, ни конца,Ни затылка, ни лица.Знают все, и млад и стар,Что она - большущий шар. (Земля)10.Какие планеты вы знаете?11.Освещает ночью путь,Звездам не дает заснуть.Пусть все спят, ей не до сна,В небе светит нам ...(Луна)12.Самый первый в космосеЛетел с огромной скоростьюОтважный русский парень,Наш космонавт …(Гагарин)Педагог: Молодцы! Я надеюсь, что сегодняшняя наша встреча вам понравилась. А закончу её я замечательным стихотворением: Когда над Землею летит космонавт,Глядят ему в след миллионы ребят.Вечерней порою глядят в небеса,Сияют, сияют ребячьи глаза.И в них отражаются, ярко горятТе звезды, к которым они полетят!Мчатся ракеты к дальним мирам.К подвигам сердце рвется.Кто верит крылатым, как песня, мечтам,Тот цели своей добьется!Конспект беседы «Голубая планета – ЗемляЦели: Углубить представления о том, что планета Земля – это огромная планета, большая часть которой покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша.Задачи:- Продолжать формировать бережное отношение детей в первозданной чистоте природы ради блага всего живого на Земле.- Привлечь внимание к тому, что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды и воздуха. - Формировать у детей представление о том, что природа - основной источник здоровья и благополучия людей, что человек – разумный хозяин, отвечает за все на Земле. - Закреплять правила поведения в природе. Предварительная работа: Ознакомление с водой, воздухом и их свойствами. Занятия по темам: «Кто живет на планете Земля»; «Как человек использует воду, воздух»; «Нам водичка – добрый друг».Материал: Глобус; схемы правил: «Правила поведения в природе»; картины: «Пруд, глазами подводных жителей»; слайды- шоу: «Вид земли из космоса»; запись «Журчание воды», «Космическая музыка»; материал для опыта фильтрации воды; банка с грязной водой.Ход занятияВоспитатель: Добрый день, мои дорогие друзья! Сегодня мы с вами узнаем, что такое наша планета. Увидим, как она выглядит. Если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, её название!Ни начала, ни конца,Ни затылка, ни лица.Знают все, и млад и старЧто наш дом – большущий шар.Дети: земля!Воспитатель: - Наша планета – это огромный шар. Он вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца – самой близкой к нам звезды. Вокруг Солнца вращаются планеты – твердые холодные шары. Наша Земля уникальна – на ней есть жизнь, растения, животные, человек. Это потому, что на нашей планете есть вода, воздух, тепло – эти условия нужны всем живым существам (воспитатель показывает макет земли).Воспитатель: Что это, как вы думаете?На ноге стоит одной,Крутит, вертит головой,Нам показывает страны,Реки, горы, океаны.Дети: - Глобус.Воспитатель: - Правильно, молодцы! (Звучит музыка, показываются слайды с фотографиями нашей планеты из космоса)Воспитатель: Дети, наша планета Земля – такая разная и красивая, потому что она живая: на ней живут растения, животные, люди! Послушайте замечательное стихотворение В. Орловой «Дом под крышей голубой Словно крыша над землею, голубые небеса.А под крышей голубою, реки, горы и леса.Океаны, пароходы, и поляны, и цветы,Страны все и все народы, и, конечно, я и ты.Вместе мы с тобой в ответе за чудесное жилье,Потому что на планете все твое и все мое.И пушистые снежинки, и река, и облака,И травинки, и тропинки, и вода из родника.Дом кружится возле Солнца, чтобы было нам тепло,Чтобы в каждое оконце заглянуть оно могло.Чтобы жили мы на свете, не ругались, не грозя,Как хорошие соседи или добрые друзья.Кружит в небе голубом наш огромный круглый дом.Воспитатель: Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом?Дети: Вода!Воспитатель: Это означает, что на земле много воды, рек, морей и океанов.- Кому в природе нужна вода?Дети: Человеку, деревьям, животным….Воспитатель: - На земле нет ни одного живого организма, который может прожить без воды. Вода проделывает большой путь, прежде чем попасть к нам. Для того чтобы вода стала безопасной, ее специально очищают. Иногда нам кажется, что вода сама течет из крана и по -этому ее можно не экономить, пусть льется. Но это не так. Мы с вами знаем, что вода в кран поступает из реки, представьте, что случиться с рекой, если все люди будут оставлять краны открытыми, и не будут бережно относиться к воде, будут засорять наши реки?Дети: Реки высохнут, обмелеют, засорятся, будет катастрофа…Воспитатель: Давайте представим на время, что мы с вами космонавты. И перенесемся немного в будущее, лет на 20 и посмотрим, что станет с реками?Физкультминутка: «Космонавт»А сейчас мы с вами, дети, – Маршируют на месте.Улетаем на ракете. – Руки вверх, ладони образуют «купол ракеты».На носки поднимись, – Стойка на носках.А потом – руки вниз! – Опускают руки – основная стойка.Раз, два, три, четыре! – Маршируют на месте.Вот летит ракета ввысь. – Руки вверх, образуют ракету.В небе ясном солнце светит, – Показывают «солнышко» – руки скрестить,Космонавт летит в ракете, пальцы – лучики, раздвинуть, потом показать опять ракету, поднимаясь на носки.А внизу леса, поля – Низкий наклон вперед,Расстилается земля. – Руки разводятся в стороны,выпрямляются и «летят» на места.Импровизированный «пруд». Звучит музыка «журчание воды». Появляется персонаж Лягушонок-Квакун.Воспитатель: Здравствуй Лягушонок – Квакун, что с тобой?В пруду я чистом поживал,Горя-горюшка не знал.А теперь настало время,Плавать мне совсем вот, негде,Все сегодня изменилосьИ в помойку превратилось.Лягушонок: - Здравствуйте, ребята, я вас так ждал. С нашим прудом приключилась беда. Он погибает. Люди загрязнили наш пруд, растения увяли, птицы улетели, рыбки заболели. Жители пруда нарисовали картину: «Пруд, глазами подводных жителей».(Сверху вода, а на дне мусор: палки, банки, пищевые пакеты). Помогите нам.Воспитатель: Мы с радостью вам поможем. Правда ребята? (Воспитатель предлагает детям очистить пруд от мусора, дети вынимают из импровизированного пруда мусор).Игра: «Собери мусор!»(дети делятся на 2 команды и складывают мусор в импровизированный мусорный бак.)Лягушонок: Пруд стал чище, но не совсем. Мы очистили дно, а вода в пруду осталась грязной (лягушонок показывает банку с загрязненной водой) я прошу вас помочь мне очистить воду. (предлагается детям очистить воду через фильтр.)Опыт: Каждый ребенок пропускает загрязненную воду через простой фильтр (воронка с ватой) Обращается внимание детей, как изменилась вода. (Затем все дети возвращаются к пруду и отдают чистую воду лягушонку.)Воспитатель: Ребята мы с вами очистили воду, пруд стал прозрачным, чистым, зеркальным. Прилетели птицы, рыбы выздоровели, кувшинки стали белыми.(Звучит бодрая музыка, лягушонок благодарит детей.)Лягушонок: Спасибо ребята! Помните, что бывает если люди не берегут природу!Воспитатель: Проведем еще один опыт:давайте попробуем закрыть рот и нос, сколько времени мы сможем не дышать?Очень мало несколько минут. Правильно ребята человек может прожить несколько дней без пищи и воды, но без воздуха он может прожить лишь несколько минут. В чем мы сейчас с вами, убедились. Все живое на земле не только нуждается в воде, но и дышит. Дышат растения, животные и конечно же человек. А как вы думаете, какой нам нужен воздух?Дети: чистый, без запаха…Воспитатель: Что мешает воздуху быть чистым?Дети: Заводы – дым, машины – газ…Воспитатель: - Мы знаем, что растения помогают очистить воздух, как они помогают?Дети: Выделяют кислород.Воспитатель: - Получается, чем больше будет растений, тем больше будет кислорода.Что мы с вами можем сделать, что б воздух стал еще чище?Дети: Посадить деревья, кустарники, цветы и т. д.Воспитатель: Посмотрите ребята, как много растений у нас в группе. Они нас радуют своей красотой и помогают дышать. Давайте посадим еще один цветочек в горшок. Он очень красивый! Природа нам помогает расти здоровыми, крепкими, красивыми. Природа не жалеет ничего, даря свои бесценные дары. Она взамен лишь просит одного: чтоб люди были к ней добры!Давайте вспомним какие факторы вредят природе, а что не причинить ей вреда. Работа с перфокартами: Лягушонок – Квакун детям предлагает карточки с картинками «Вредит, не вредит природе?». Дети ставят напротив «+» или «.Лягушонок: Какие вы ребята молодцы! Вы все знаете, какие правила нужно соблюдать, чтобы не причинять ей вреда! Я бы остался с вами жить, но мне пора в моё озеро! Досвидания!Воспитатель: Природа, рукотворный мир. Человек – это самое разумное существо, он умнее и сильнее всех. Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направлять на охрану и защиту природы на планете Земля. Я предлагаю вам принять законы охраны природы и соблюдать их:Закон мудрости – будем наблюдать, учиться, действовать и нести ответственность за свои поступки.Закон доброты – будем приходить на помощь каждому, кто в ней нуждается.Закон солидарности – каждое живое существо имеет право на солнце, воздух и воду.Закон ответственности - будем украшать землю добрыми делами.- Дети, наша планета Земля – самая красивая из всех планет которые мы знаем. Только на Земле есть жизнь и все то многообразие природы, которое мы видим: небо, солнце, луна, звезды, облака, воздух, горы, реки, моря, трава, деревья, рыбы, птицы, звери, и, конечно же, люди, то есть мы с вами. Сколько всего замечательного на нашей планете- Земля! На которой человек – хозяин, который должен быть заботливым и добрым! Земля – это дом для всех людей, его надо любить и не разрушать, содержать в чистоте вам еще одно задание: сделайте на память о нашем путешествии, рисунки на тему «Земля – живая планета».Давайте будем дружить друг с другом,Как птица — с небом, как поле — с плугом,Как ветер — с морем, трава — с дождями,Как кружит солнце со всеми нами.Давайте будем к тому стремиться,Чтоб нас любили и зверь, и птица.И доверяли повсюду нам,Как самым верным своим друзьям.Давайте будем беречь планету -Во всей Вселенной похожей нету:Во всей вселенной совсем одна,Что будет делать без нас она…Конспект беседы « Земля и Луна» Цель: закреплять элементарные представления детей о планете Земля, о её спутнике – Луне. Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие в Космос, где много небесных тел: планет, звезд, спутников планет. Во время путешествия вы узнаете много интересного о них. Посмотрите на глобус. Глобус – маленькая копия планеты, на которой мы живем и которую называют Земля. Глобус круглый, и наша Земля тоже круглая. И все планеты круглые. Такими они становятся в Космосе под силой собственной тяжести. Видите, какая красивая наша Земля? Космонавты, которые видели ее из Космоса, говорят, что Земля кажется голубой и хрупкой, как стеклянный шар. А почему же она кажется голубой? Видите, как много воды покрывает ее поверхность. Это моря, океаны. Рассмотрите их на глобусе . А что еще мы видим на поверхности Земли? Это горы, леса, пустыни. Для всех живущих на ней людей Земля – как мама. И люди должны любить и беречь Землю, как любят и берегут маму. Мы должны охранять природу, окружающую нас, потому что больше нигде в Космосе нет такой живой и красивой планеты, как наша Земля. Да, Земля кажется живой, но вообще-то все планеты и их спутники – холодные, в отличие от звезд, раскаленных шаров. И если звезды светятся, потому что они очень горячие, то планеты сами не светятся, их освещает Солнце. Мы наблюдали с вами за Солнцем во время прогулок, и нам казалось, что оно движется по небу. На самом деле это Земля движется вокруг Солнца. Возьмите альбомный лист и желтый карандаш. Нарисуйте в центре листа большой круг и закрасьте его. Это Солнце. Теперь возьмите голубой карандаш и нарисуйте в стороне от Солнца маленький кружок. Закрасьте его. Это Земля. А теперь я нарисую красным карандашом линию, по которой наша земля вращается вокруг раскаленного светила. Этот путь Земля проходит ровно за один год. Именно за это время на смену зиме приходит весна, потом лето, потом осень, и снова наступает зима.Но кроме того, что Земля вращается вокруг Солнца, она вращается еще и вокруг своей оси. Посмотрите, видите, как вращается глобус? Большая и тяжелая Земля делает это медленно, ровно за одни сутки совершает она один оборот. Именно за это время на смену утру приходит день, потом вечер, потом ночь, и снова наступает утро. На той стороне Земли, которая обращена к Солнцу, - день, а на другой стороне – ночь. У Земли есть спутник – Луна. Луна быстро движется вокруг Земли. Она бывает разной: то она похожа на большой светящийся шар, то на половину шара, то на тоненький рогатый серп. Мы уже говорили с вами о том, что планеты сами не светятся. Луна только кажется светящейся. И мы с вами видим с Земли только ту часть Луны, которую освещает Солнце. Иногда это вся Луна, а иногда только ее части. На Луне, в отличие от Земли нет ни воды, ни песков, ни лесов, а вот горы и кратеры есть. А еще на Луне нет жизни, поэтому она кажется серой.Конспект беседы «Солнце-источник тепла и света».Задачи.
  • Дать представление о Солнце, как о звезде; познакомить со строением Солнечной системы; закрепить знания о том, как происходит смена дня и ночи, времён года.
  • Развивать логическое мышление, умение рассуждать.
  • Закрепить умение подбирать слова-признаки, слова-действия; продолжать учить разгадывать ребусы, подбирать рифму к словам.
  • Закрепить умение детей пользоваться линейкой и условной меркой при измерении длинны предметов.
  • Предварительные работы.Наблюдение за звёздным небом в сумерки; игры с солнечным зайчиком; опыты с нагреванием на солнце предметов белого и чёрного цвета с целью уточнения степени нагревания различных предметов; знакомство с иллюстрированным атласом, глобусом, картой звёздного неба.Материалы и оборудование.Макет Солнечной системы, глобус, «планеты» Солнечной системы из цветной бумаги, схемы Солнечной системы и созвездия «Большая медведица» на каждого ребёнка, ребус - зашифрованное слово ЛУЧИК, линейки, кубики из набора палочек Кюизенера, «солнечные лучики» разной длинны, мяч, свеча, фонарик, электрическая лампочка.Ход занятия.1.Загадка: Что на свете расцветает и теплом всех согревает? (солнце)Правильно. Солнце-главный источник тепла и света. Воспитатель показывает детям свечку, фонарик, электрическую лампочку. Дети должны объяснить, какая взаимосвязь между этими предметами и солнцем. (Дети вспоминают и отвечают, что эти предметы, как и солнце, источники света. Но искусственные. Называют природные источники света: солнце, луна, костёр).Педагог предлагает порассуждать о том, что было бы, если б солнца не стало. Можно вспомнить«Краденое солнце» К.И.Чуковского.«с неба смотрит солнце миллионы лет, льёт на землю солнце и тепло и свет».Жизнь на Земле без солнца угасла бы. Но солнечные лучи могут быть и опасны. Дети вспоминают о том, что летом необходимо носить головные уборы, солнцезащитные очки, светлые одежды, т.к. белый цвет отражает солнечные лучи. 2.Что же представляет собой Солнце? (Огромная звезда, раскаленный Шар)Почему же другие звёзды не согревают так нашу планету? Звёзды очень далеко и свет их и тепло не доходят до Земли. Земля по орбите вращается вокруг Солнца. Но это не единственная планета, с которой «дружит» Солнце. Есть ещё 8.Солнце и 9 планет, вращающихся вокруг него, образуют Солнечную систему. Дети вместе с воспитателем вспоминают названия планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон). Каждая планета находится на разном расстоянии от Солнца и вращается по своей собственной орбите.     На нашем макете Солнечной системы цвет планеты соответствует цвету орбиты, по которой вращается планета. Дети распределяют планеты по своим орбитам. Чем ближе планета к Солнцу, тем быстрее она вращается вокруг него. Уточняем, что луна-спутник Земли.3.Вопросы детям:-На какой планете холоднее? Почему?-Почему Землю называют голубой планетой?-Что больше Луна или Солнце?-Что меньше Земля или Луна?-Как происходит смена дня и ночи? Времён года?Дети вместе с педагогом вспоминают о том, что Земля вращается вокруг Солнца и также крутится вокруг своей оси. За сутки делает полный оборот. Вращаясь, Земля поворачивается к Солнцу сначала одной, а затем другой стороной. На освещенной стороне Земли - день, на неосвещённой - ночь.За год Земля совершает полный оборот вокруг Солнца. Во Время движения солнечные лучи неодинаково освещают разные полушария Земли (определяем на глобусе место материка, где находится наша страна). Летом лучи падают на наше полушарие почти прямо, хорошо нагревая. Весной, осенью, а особенно зимой лучи будто скользят по поверхности Земли, согревая её значительно меньше.Задание детям: на схеме Солнечной системы найти Землю и закрасить цветным карандашом.Физминутка:Дети встают в круг. Показало Солнышко правый лучик, показало левый. Улыбнулось, погладило нас по волосам, по щёчкам, по рукам, по животику, по ножкам (движения)Набежала тучка. Закрыла солнце (закрыть лицо руками). Тучка спряталась за лес, смотрит солнышко с небес (открыть лицо) и такое чистое, доброе, лучистое! Если б мы его достали, мы б его расцеловали! (движение губами)Далее по кругу из рук в руки передаётся мяч. К слову СОЛНЦЕ подбираем слова-признаки, слова-действия.4. Дети садятся за столы.Вспоминаем, как называются учёные, наблюдающие за звёздным небом - Астрономы (ранее Звездочёты), наука-Астрономия. Дети выполняют задание на местах: соединить линией точки с цифрами от 1 до 7.Что получится? (созвездие Большая медведица).Детям предлагается разгадать ребус - зашифрованное слово ЛУЧИК (у и л к ч)Подбираем рифму к слову ЛУЧИК        Лучик-Ключик.Воспитатель показывает детям сундучок, в котором подарок для детей. Открыть сундучок можно ключом, который надо найти. У детей на столах «солнечные лучики» разной длины. Лучик, длина которого 13см, и есть ключик к сундучку. Дети измеряют «лучики» линейками, условной меркой (кубик = 1см из набора палочек Кюизенера), проверяют друг друга. Найденный ключик открывает сундучок.Подарок-книга В.В. Федиенко «Мир вокруг нас».Конспект непосредственной образовательной деятельности художественно эстетического развития «Путешествие в космические дали».Цель: учить детей изображать звездное небо, его вид в безвоздушном пространстве.Задачи:1. Развивать воображение, фантазию и творчество детей в создании космических образов различными нетрадиционными техниками. 2. Создать условия для творческого применения освоенных умений. 3. Учить передавать в рисунке характерные особенности предметов (космических кораблей, звёзд, планет) .Предварительная работа:1. Просмотр иллюстраций, открыток, фотографий на космическую тему с целью обогащения художественных впечатлений. Беседа с детьми об истории развития космоса. 2. Чтение рассказа В. Медведев «Звездолет Брунька».3. Проведение занятий по рисованию, аппликации на тему "Космос"4. Тонирование бумаги в черный цвет.Оборудование: Листы бумаги чёрного цвета; гуашь, клей, кисти для рисования и клея, карандашные опилки.Ход занятия:В группе звучит космическая музыка. В.: Как вы думаете, слушая эту музыку, куда мы с вами отправимся путешествовать?(Дети предполагают, что в космическое путешествие). Почему вы так думаете? (Музыка загадочная, таинственная, необычная, как и космос).В.: В древности, когда наши предки жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами в бездонной вышине сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы появиться следующей ночью. И там, где днем сверкал огромный диск Солнца, ночью, разгоняя тьму, сияла Луна, которая периодически меняла свою форму. Почему это происходит, наши предки не понимали и объяснить не могли. Но прошли тысячелетия и на многие вопросы люди нашли ответы. Давайте и мы с вами вспомним сейчас все то, что мы знаем о космосе.Педагог задает вопросы: Что такое космос? Что находится в космическом пространстве? Почему Земля - самая необычная планета? Как начинали исследовать космос? Кто был первым космонавтом? С помощью каких летательных аппаратов исследуют космическое пространство? Откуда стартуют космические корабли? Во что одеты космонавты?В.: Предлагаю вам передохнуть.В тёмном небе звёзды светят,(Пальцы сжимают и разжимают)Космонавт летит в ракете.(Ладони сомкнуты над головой)День летит и ночь летитИ на землю вниз глядит.Видит сверху он поля,(Соединяют пальцы)Горы, реки и моря.(Руки разводят в стороны)Видит он весь шар земной,Шар земной – наш дом родной.(Ладони над головой «крышей»).В: Вот мы с вами немного отдохнули, а сейчас я предлагаю вам зарисовать место куда вы прилетите - это будет только ваша планета. Вы можете нарисовать как уже знакомые вам объекты Солнечной системы, так и воображаемые вами. Рисовать мы будем гуашью с использованием опилок. Приступайте к работе.Дети приступают к выполнению работ. По мере необходимости оказываю помощь советом, показом приемов возможного выполнения работы. По окончании работы дети устраивают выставку и рассказывают о своих планетах. Предлагаю оценить свой рисунок: все ли нарисовал, что задумал, что удалось, что не получилось. Конспект непосредственно образовательной деятельности художественно эстетического развития «Полёт на луну».Программное содержание: Закреплять умения передавать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезывания из бумаги, закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами азвивать чувство композиции , воображение.Методические приёмы. сюрпризный момент, беседа, напоминание, чтение стихотворения, показ, объяснение, помощь, поощрение, анализ. Материал: Картон А4 синего или чёрного цвета, цветная бумага, ножницы, клей, кисточка, клеёнка, салфетки, картинки с ракетами.Ход занятия:-Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся. А теперь успокоимся и приступим к занятию.Посмотрите, к нам на занятие прилетела ракета. И она предлагает нам с ней отправиться в путешествие, а вот куда – вы должны отгадать. Ребята перед вами два слова ( Лужа, Наташа), нужно выделить первые слоги в этих двух словах и объедините их в одно слово. Какое слово получилось?  (Луна). А вы хотите полететь на луну? (Да). Для этого вам нужно пройти два испытания.Первое испытание: Какого числа и месяца отмечают День космонавтики?(12 апреля).Кто  первый  покорил космос? (Ю.А.Гагарин)-Ребята, как вы думаете, на каком транспорте мы с вами можем отправиться в космос? (На  ракете).Молодцы, прошли первое испытание.Второе испытание: «Построй ракету».Перед вами модули геометрических фигур. Вам нужно собрать ракету для полета и назвать геометрические фигуры, из которых она построена (параллелепипед,  призма, цилиндр).Мы с вами прошли все испытания, теперь мы знаем, куда приглашает нас наша гостья ракета. И на чём мы можем в это путешествие отправиться. Осталось нам  только наклеить наши ракеты.Но перед работой мы с вами немного разомнемся.Физминутка:      А теперь мы приступим к изготовлению ракет. Но с начало вспомним правила работы с ножницами:
  • Не ходи с ними по группе.
  • Не держи ножницы лезвием  вверх.
  • Не мотай ножницами и не бери в рот.
  • Нельзя поворачиваться с ними к соседу.
  • Работа с цветной бумагой:
  • Бумагу нужно использовать экономно.
  • Не разбрасывать оставшиеся куски бумаги.
  • Не мять бумагу.
  • Работа с клеем:
  • Нужно иметь салфетку, чтобы вытирать руки.
  • Если капнул на стол протереть.
  • Убрать лишний клей с аппликации.
  • Закончив работу, убрать своё рабочее место.А теперь, посмотрите какие ракеты можно сделать (Ракета  летит, ракета готовится к полёту)Посмотрите, из чего сделана наша ракета? (из бумаги). Из каких фигур? (Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Цвет бумаги для изготовления ракеты выбираем по своему желанию. А теперь приступаем к работе. Начинаем с вырезания деталей. Потом располагаем их на листе, как ракета летит в космос, приклеиваем детали и дополняем  картинку подходящими по смыслу предметами. (луна, звезды, планеты). Ребята, работаем тихо, в космосе не любят когда шумят. Я вам включу космическую музыку и вы, работая над созданием своих ракет, представляйте, что вы летите на луну. Завершили вы свою работу, отложили всё: Физминутка с элементами релаксации.– Продолжим путешествие, мы отправимся сейчас на луну.  - Пять, четыре, три, два, один – ПУСК! Закройте глаза. Мы летим с огромной скоростью. У нас становятся тяжелыми руки, ноги, голова. На тело давит огромная сила. Притяжение земли чувствуется все сильнее и сильнее. Кажется, что уже нет сил… ВСЁ! (звучит громкая, быстрая музыка).– Откройте глаза. Мы вырвались из земного притяжения и находимся в состоянии невесомости. Наше тело становится легким, невесомым, движения плавными и выразительными.Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию «Ракета» (оригами)Цели и задачи:Обучающие:1. формировать умения следовать устным инструкциям;2. обучать различным приемам работы с бумагой;3. обогащать словарь ребенка.Развивающие:1. развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;2. развивать мелкую моторику рук и глазомер;Воспитательные:1. воспитывать интерес к конструированию из бумаги;2. формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;Материалы и оборудование: заготовки бумаги, схема работы, мяч, телескоп, иллюстрация звездного неба.Ход занятия.- Ребята, я хочу вам предложить понаблюдать за ночным небом (Воспитатель ставит макет телескопа и иллюстрацию ночного звёздного неба, дети по очереди смотрят в телескоп).- ребята, что вы увидели в телескоп?Дети: космос, звезды, планеты и т. д.-Люди с давних времен, глядя на небо, мечтали полететь в космос. И все для этого сделали. Когда был первый полет в космос, кто помнит?Дети: 12 апреля 1961года.- А вы хотите полететь в космос?Дети: Да!- Я вам предлагаю отправиться в полет. Конечно, на настоящей ракете и по настоящему мы не сможем отправиться в полет, ведь для этого нужна очень хорошая подготовка, а вот сделать ракету мы можем!- К звездам улетим легкоНе в трамвае, не в метро,Не в такси, не на мопеде,А в космической ракете.Тех, кого в полет берут,Космонавтами зовут.Полететь готов не каждый,Только сильный и отважный.А ракета выше дома,Улетает с космодрома,Жителям других планетПередать с Земли привет.- чтобы в космическом пространстве не заблудиться, мы должны вспомнить, название планет. (Д/и с мячом «Угадай по звуку»)Дети стоят в кругу, воспитатель задает вопрос и кидает мяч детям по очереди. 1. Назовите планету, которая начинается со звука /мь/ (Меркурий)2. Назовите планету, которая начинается со звука /вь/ (Венера)3. Назовите планету, которая начинается со звука /зь/ (Земля)4. Назовите планету, которая начинается со звука /м/ (Марс)5. Назовите планету, которая начинается с двойного звука /йу / (Юпитер)6. Назовите планету, которая начинается со звука /с/ (Сатурн)7. Назовите планету, которая начинается со звука /у/ (Уран)8. Назовите планету, которая начинается со звука /нь/ (Нептун)- Молодцы, ребята! В космосе мы не заблудимся. Чтобы отправиться в путешествие нам нужно сделать ракету. Делать мы её будем из бумаги, путем сложения. Кто помнит, как называется эта техника?Дети: техника оригами.- Правильно. Я приготовила заготовки из бумаги, какой формы они?Дети: квадратной.- Кладу перед собой квадратный лист и намечаю на нем вспомогательные линии, складываю его по диагонали, аккуратно соединяя противоположные уголки. Раскрываю и повторяю то же с другими уголками.Наметив вспомогательные линии, складываю квадрат пополам так, что бы получился прямоугольник.Уголки, которые у линии сгиба по вспомогательным линиям прячем во внутрь прямоугольника. У нас получилась форма «двойной треугольник»Затем верхние острые противоположные углы перекрещиваю у центра треугольника так, чтобы уголки находились ниже основания треугольника.Нижние острые углы накладываем друг на друга так, чтобы они лежали на одной прямой основания треугольника. Теперь перевернем изделие, получилась ракета.- А сейчас мы с вами, дети,Улетаем на ракете.На носки поднимись,А потом руки вниз. Раз, два, три, четыре –Вот летит ракета ввысь!(1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3—4 — основная стойка.)- А сейчас вы будете выполнять работу по схеме. Но для начала вспомним этапы работы.Ответы детей.Давайте выполним теперь эти этапы самостоятельно.- Посмотрите, какие ракеты получились. Мы трудились очень дружно -Получилось то, что нужно:Не машинка, не конфета,Настоящая ракета!На листе бумаги чистомНарисуем космос быстро,И отправится в полётНаш прекрасный звездолёт!Картотека подвижных игр по теме «Космос»1. «Ждут нас быстрые ракеты»По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:- Ждут нас быстрые ракетыДля полёта на планеты.На какую захотим,На такую полетим!Но в игре один секрет:Опоздавшим места нет!После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять вкруг, и игра начинается сначала. 2. «Космонавты»Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».- Запускаем мы ракету «У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса,- Завели моторы «Ррр»: движение по кругу друг за другом- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.- На заправку полетели: присели –руки вперёд, заправились – руки опустили.Игра повторяется несколько раз по желанию детей.3. «Ракетодром»Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:Ждут нас быстрые ракетыДля полётов по планетам.На какую захотим,На такую полетим!Но в игре один секрет –Опоздавшим места нет!Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.4. «Невесомость»Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую ногу, садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.5. «Солнышко и дождик»Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.Дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко» дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик. Скорей домой!» дети на свои места.6. «Солнце – чемпион»Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:На Луне жил звездочет.Он планетам вел учет:Раз – Меркурий,Два – Венера,Три – Земля,Четыре – Марс,Пять – Юпитер,Шесть – Сатурн,Семь – Уран,Восьмой – Нептун. Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.