Публикации
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
Автор: Комарова Ирина геннадьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
Автор: Комарова Ирина геннадьевна
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ.Целью современной системы образования является, согласно новым требованиям ФГОС, духовное и гражданское становления личности, формирование его российской идентичности. Одновременно делается акцент на усиление практической направленности обучения, развитие познавательной деятельности, способности адекватно понимать общественные вызовы в контексте современных мировых процессов. Не случайно в своем Послании Федеральному Собранию от 21.04.2021 Президент РФ В.В. Путин говорил: «Очень важно, чтобы для молодых людей ориентиром в жизни служили судьбы и победы наших выдающихся предков и, конечно, современников, их любовь к Родине, стремление внести личный вклад в ее развитие»[1]. В современных условиях развития общества сложно привить любовь к своему Отечеству, научить искренне переживать за судьбу народа и страны, вызывать у нас в душе те качества, которые и определяют нас как личность, как граждан. Именно история родной школы, история жизни ее выпускников может стать важным жизненным ориентиром для современных подростков. Про словам Д.И. Лихачева «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране — к ее истории»[2]. История школы не отделена от истории Отечества, всё, что происходило в стране в целом, отражалось в каждой конкретной школе. Работа над созданием истории школы и школьного музея стала главной силой, сплотившей коллектив единомышленников всех участников учебно-воспитательного процесса нашей школы. Музей истории школы открыт в 2005 году при содействии администрации, отдела образования Кировского района города Казани, выпускников, педагогов и учащихся средней школы № 153.Первоочередной задачей любого музея является, конечно, поисково-собирательная работа – составление, систематизация материалов в экспозицию и учет всех экспонатов, документирование всех сведений. Учащиеся постигают такие азы коллективной работы, как самоуправление, дисциплина, инициатива и ответственность. Выполнение различных ролевых функций, например, роль лидера - руководителя группы, роль фотографа, корреспондента, берущего интервью, роль оформителя собранного материала – формирует качества, без которых нельзя подготовить ученика к активной жизни в обществе. Музей – хранитель Памяти, историческая память важна и необходима –во все времена и в любом государстве. Поэтому именно музей истории школы находится на переднем плане формирования гражданской идентичности школьников по нескольким причинам:1.Школьный музей –структура актива, вокруг которого организуется коллективно-творческая деятельность образовательной организации. В качестве примера, можно привести организацию конкурсного движения в школе. Актив музея разрабатывает положение, критерии оценки, определяет и награждает победителей. 2.Краеведческая работа привлекает ребят, развивается интерес к изучению родного края, помогает хранить память поколений, возрождать традиции и создавать новые. Работа в музее учить работать в команде, развивает ораторские навыки во время экскурсионной работы, навыки проведения научно- исследовательской работы. Так на базе музея разработаны 15 видов экскурсий. Только за 2021 год на базе музея выполнены такие исследовательские работы, как «Ему навеки 19..», «Школа во время – Войны», «Учителями славится Россия!», «История пионерской организации школы», «Один год из жизни школы», «100 лет Татарстану в экспонатах школьного музея», и другие. Исследования представлены учащимися на научно-практических конференциях, конкурсах различного уровня, многие стали победителями и призерами.При изучении раздела о Великой Отечественной войне используется богатейший материал музея по этой теме- подлинные документы Великой Отечественной войны: письма с фронта, предметы военного времени. Перед ребятами не просто музейные экспонаты — за ними стоят солдаты, которые много лет назад держали эти вещи в руках, пользовались ими. Многие предметы предстоит описать самим детям. И никакие беседы не могут дать больше в смысле патриотического воспитания, национального самосознания, гордости за то, что совершили наши деды.3.Деятельность музея носит общественно-полезную, гражданско- патриотическую направленность-сохранение памяти, забота о ветеранах, волонтерское движение «Волонтеры Победы», тимуровское движение –помощь учителям –ветеранам. В микрорайоне школы живет ветеран ВОВ Сегаль И.С.. Все ребята актива музея посещают его семью, поздравляют с праздниками, сняли фильм о нем, написали работу. Это очень важно –узнать историю ВОВ со слов очевидца событий. На 1 октября 2021 года подарили ему мини-концерт, который начали с исполнения песни «Катюши» в память о его военной профессии. 4.Деятельность школьного музея несет в себе огромную образовательную составляющую – изучение истории родного края, города, школы, знакомство с жизнью и деятельностью знатных людей края-выпускников школы, изучение народного быта и культуры, народных традиций. Школьники изучают конкретные человеческие судьбы, в первую очередь, близких людей - членов семьи, выпускников школы и земляков, изучают повседневность обыденной жизни во всех ее проявлениях. Сочетание знаний с эмоциональностью, личностным отношением к событиям родного края и Родины формирует историческое сознание. Лучше запоминается то, что затрагивает сердце и душу, что интересно. Примеров здесь множество: реализация проектов «Музей для родителей», «Музей детскому саду», изучение истории жизни выпускников, проведение акций дарения, проведение конкурса «Моя семья в истории школы». В 2020 году нам стало известно о выпускнике школы – погибшем солисте Государственного Академического Ансамбля имени А.Александрова – В.В. Голикове и в музее открывается памятный уголок его имени. Все это способствует формированию гражданской идентичности учащихся.5.Школьный музей является центром гражданско -патриотического воспитания, способствует зарождению новых традиций, реализации новых общешкольных проектов. Актив музея выступает инициатором и организатором многих дел: конкурс презентаций «Моя семья в истории школы», конкурс стенгазет «Хроники Победы», проект «Школьное фотобиеннале» (проводится каждую четверть конкурс авторских фотографий, составляется и проводится экскурсия по фотовыставке, награждаются грамотами и дипломами победители и участники. Темы фотобиеннале «Мой Татастан», «Моя семья» , «Мое увлечение», « Моя семья»).Школьники приобретают личный опыт самоутверждения, социального взаимодействия, синтеза практической деятельности, общения, наблюдения за окружающим миром, анализа средств массовой информации, произведений науки, искусства, литературы. 6.Время требует новых форм организации деятельности школьного музея. Ведение страницы о деятельности школьного музея в сети интернет в контакте, инстаграмме, на сайте школы привлекает учеников и членов их семей к созданию современной истории школы, к становлению новых партнерских отношений.7.Выпускники школы – активисты школьного музея быстро находят свое призвание в новой социальной среде высшего образовательного учреждения, адаптируются к новым экономическим условиям, осваивают различные профессии. Но самое главное, все они живут в родной Республике Татарстан и вносят свой вклад в ее развитие, и это тоже важно. Главное, ради чего создавался наш музей – дети: их обучение, воспитание и развитие. Какой бы тематике ни был посвящён школьный музей: войне, истории школы, природе родного края, этнографии, он всегда воспитывает патриота своей Родины, гордость за себя и свой труд, т.к. школьный музей жив только тогда, когда в нём работают ученики: пишут исследовательские работы, проводят экскурсии, выпускают газеты и т.д . Список литературы1.Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21.04.2021 "Послание Президента Федеральному Собранию (дата обращения 11.11.21)2.br/?b=49366&p=1. Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (дата обращения 03.11.2021)3.Воспитание школьников. №№5,7 2007 год. В.Горбунов «Школьный музей и воспитание патриотизма». Стр.17