Публикации Проект "В гостях у сказки!

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект "В гостях у сказки!
Автор: Меняйло Инна Федоровна

Проект "В гостях у сказки". Вторая младшая группаТема проекта: «В гостях у сказки». Вид проекта: творческо-познавательный. Срок реализации проекта: краткосрочный (с 30.10.23г. по 03.11.23г.). Участники проекта: воспитатели группы, дети, родители. Актуальность проекта: приобщаясь к традиционному русскому фольклору через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, осваивает его красоту, но и приобщается к культуре своего народа.Именно сказки являются материалом для обучения детей родной речи. Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дети сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, любовь и ненависть; гнев и сострадание. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку. Данный проект поможет развить у детей устную речь, его фантазию и воображение, повлияет на духовное развитие, научит определенным нравственным нормам. Цель проекта: развить у детей интерес к сказкам, создать условия для активного использования сказок в деятельности детей. Задачи: способствовать формированию интереса к книгам, сказкам: развивать элементы детского творчества в продуктивной деятельности;• воспитывать навыки аккуратного общения с книгой; Предполагаемый результат проекта:Дети:• познакомить с фольклором русского народа;• способствовать накоплению у детей эстетического и эмоционального опыта, при чтении и обсуждении сказок;• развивать артистические способности посредствам участия в простых инсценировках сказок;• развивать образное мышление, фантазию, творческие способности;• совершенствовать ситуативно-деловую форму общения со взрослымиРодители:• создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;• развитие совместного творчества родителей и детей;• развивать личностные качества ребёнка посредством сказки;• заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.Этапы проекта1. Подготовительный:• Подбор методического материала.• Подбор игрового материала.• Планирование работы.2. Основной.В гостях у сказки «Репка»:- Чтение сказки.- Рассматривание иллюстраций.- Беседа: «Книги – лучшие друзья».- Театрализация (настольный театр).- Д/и «Кто за кем?»- Д/и «Что изменилось?»- Раскрашивание раскрасок по сказке.- П/и «Раздувайся пузырь».В гостях у сказки «Теремок»:- Чтение сказки.- Рассматривание иллюстраций.- Беседа о жизни лесных зверей.- Д/и «Сложи картинку».- Д/и «Кто как кричит? »- Пальчиковая гимнастика «Жили-были зайчики».- Конструирование «Теремок».- П/и «Кот и мышки».В гостях у сказки «Курочка Ряба»:- Чтение сказки- Рассматривание иллюстраций- Д/и «Собери картинку»- Д/и «Чудесный мешочек»- Пальчиковая игра «Били-били, не разбили!»- П/и «Вышла курочка гулять»- Лепка на тему «Яичко Курочки рябы»В гостях у сказки «Колобок»:- Чтение сказки «Колобок».- Рассматривание иллюстраций.- Пальчиковая игра «Мы лепили колобок».- Д/и «Собери картинку».- Д/и «В какую сказку попал Колобок?»- Рисование «Дорожка для Колобка».- П/и «По ровненькой дорожке».В гостях у сказки «Волк и семеро козлят»:- Чтение сказки «Колобок».- Рассматривание иллюстраций.- Театрализация сказки «Волк и семеро козлят».- Беседа «Домашние и дикие животные».- Д/и «Расскажи о картинке».Д/и «Из какой сказки герой?»- Конструирование «Домик для козлят»- П/и «Волк и козлята».- Пальчиковые игры «Коза дереза».Итоговое мероприятиеРазвлечение «Полянка сказок».Содержание: Вызвать эмоционально положительное состояние, удовольствие от встречи с любимыми сказками, стимулировать детей к активному восприятию происходящих событий, к участию в играх, хороводах.Взаимодействие с семьёй:• Консультация для родителей: «Читаем детям сказки».• Консультация для родителей «Какие сказки читать ребёнку на ночь». Консультация для родителей «Читаем детям сказки»Сказки, как и игры, являются неотъемлемой частью развития и воспитания каждого ребенка.Чем полезны сказки? Во-первых, сказки развивают речь ребенка. Ведь сказки являются источником новых незнакомых ему слов, на которые важно обращать внимание ребенка, объяснять значение и, тем самым, увеличивать его словарный запас. Рассказывая, ребенок учится последовательно излагать события, то есть пересказывать.Во-вторых, беседуя с ребенком о прочитанном, родители учат его отделять главное от второстепенного, понимать идею произведения, делать выводы и доказывать свое мнение.В-третьих, если взрослый будет читать сказки с выражением, соблюдать соответствующую интонацию – это послужит хорошим образцом для формирования эмоциональной, красивой речи ребенка.Они же служат прекрасным средством развития фантазии и воображения. Особенно могут быть полезны в этом случае сказки без иллюстраций, когда ребенку предоставляется возможность самостоятельно представить образы, умственно нарисовать картину происходящего.Какие сказки читать? Самыми традиционными являются народные сказки, переходящие из поколения в поколение в поколение. Как бы не пестрели витрины книжных магазинов изданиями современных авторов, не следует лениться и отыскать для юных слушателей именно народные сказки, сказки классиков русской литературы.Правильно выбираем ребенку сказки. Сказку необходимо подбирать в зависимости от возраста ребенка, возможных особенностей развития. С двухлетнего возраста дети отдают предпочтение сказкам с циклически повторяющимися событиями, как, например, в сказках «Теремок», «Колобок», «Репка». Лучше всего усваиваются сказки с персонажами животных, ребенок любит повторять звуки, имитирующие персонажи сказки.С двух до пяти лет у ребенка активно развивается способность к фантазии. В этот период благоприятно использовать игру, о которой упоминалось выше – ребенок сам придумывает концовку сказки.Для старших деток можно регулярно использовать такую игру: читаем сказку, останавливаемся перед развязкой и предлагаем ребенку самому придумать концовку. В этот период следует ребенку покупать сказки о волшебстве, которые обязательно придутся ему по душе. С пяти до семи лет, как правило, ребенку интересны сказки с динамичным сюжетом, приключенческая литература.Даже после освоения ребенком навыков самостоятельного чтения, не следует отказывать ребенку в чтении перед сном. Ведь иногда любопытство ребенка сильнее, чем скорость чтения. А отказ может навредить и отбить у ребенка интерес к книжкам надолго.Но если ваш ребёнок не проявляет интереса к слушанию, а в дальнейшем и к чтению сказок? Не огорчайтесь, ведь ему можно предложить поиграть со сказкой и сделать всё дома, своими руками. Домашний мини-театр своими руками, вместе с ребёнком, у которого будет постепенно проявляться интерес к тому, что вы делаете вместе. Можно сначала самостоятельно сделать, а потом использовать изображение героев на ложках. Само изготовление этих забавных героев сказки принесет вам с ребенком огромное удовольствие.Можно создать рисованный театр или «театр на столе». Для этого вам понадобятся кисти, краски или карандаши, альбом и книжки со сказками. Из книг, с помощью оконного стекла (переводим на окне, вы переводите героев и раскрашиваете их вместе с ребенком). А так же готовите декорации (дом, деревья, кусты). Вырезаете их и ваш театр готов. И в этом театре ваш ребёнок и режиссёр, и художник, и актёр. Он не только запомнит эту сказку, но и возможно придумает новую. Если вы не умеете рисовать, то на помощь придут взрослые или детские перчатки, которые вы уже не носите. Нам нужны будут мелкие (примерно с ладошку) мягкие игрушки: мишки, зайчики и т. д. Эти игрушки мы пришиваем к тыльной стороне перчатки, а перчатки одеваем на руку. И вот наши игрушки оживают: они ходят, поворачиваются и даже бегают, разговаривают и смеются. Разве это не прекрасное средство для общения с застенчивым ребёнком, с малышом, который чем-то расстроен и не хочет говорить.Вам совсем некогда изготавливать героев самостоятельно. Но у вас есть уже готовые артисты, которых просто нужно озвучить – это ваши мягкие игрушки. Предложите ребёнку проиграть сказочную ситуацию с ними, а впоследствии и сами, совместно с ребёнком, придумайте новую историю. А ведь это хороший способ без слёз выучить с ребёнком стихотворение, решить задачку, выучить букву, почитать и т. п.Игра «Пропущенный кадр»Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах. По порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.Игра «Звукорежиссеры»После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.Добрых сказок вам и вашим детям!Детей младшего дошкольного возраста необходимо знакомить с произведениями народного творчества. Рекомендуем обратить внимание на следующие сказки: «Козлята и волк» обр. К. Ушинского;• «Теремок» обр. М. Булатова;• «Маша и медведь» обр. М. Булатова;• «Волк и козлята» обр. А. Толстого;• «Кот, петух и лиса» обр. М. Боголюбской;• «Теремок» обр. Е. Чарушина;• «Гуси-лебеди» обр. М. Булатова;• «Снегурочка и лиса» обр. М. Булатова;• «Лиса и заяц» обр. В. Даля;• «У страха глаза велики» обр. М. Серовой.Консультация для родителей «Какие сказки читать ребенку на ночь?» Сказка на ночь - это своего рода пожелание спокойной ночи. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь - это общение с малышом на волшебном, понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни.Но рассказывать перед сном можно не каждую сказку, так же как не каждую интересно читать днем. Пожелания на ночь должны быть ласковыми, как поглаживания по голове и теплыми, как котенок. Если вы хотите, чтобы малыш поскорее уснул, почитайте ему простую спокойную сказку. Прислушайтесь, как звучит сказка на ночь, прочитанная вашей бабушкой? Наверное, тихо и ровно, она успокаивает и убаюкивает маленького слушателя. В этот момент во всем мире для малыша существует только один голос. И этот голос создает его настроение, образы, мысли. Что увидит во сне ваше чадо - во многом зависит от того, что оно услышит и почувствует перед тем, как заснуть. Ведь пожелания спокойной ночи - это не пустые слова, а своего рода подведение итога дня, один из самых интимных моментов общения между взрослым и ребенком. Однако сказка на ночь, насыщенная действием и эмоциями, может так увлечь малыша, что он будет переживать все события вместе с героями, волноваться за них и просить "почитать еще". Тут уж не до сна, когда царевну волк унес! Зато динамичные захватывающие сказки, прочитанные днем, поселят в малыше интерес к книгам и чтению: ведь опять закончили на самом интересном месте, а так хочется знать, что будет дальше, какие еще приключения ждут героев! Сказка же или стихи на ночь должны быть добрыми и незамысловатыми, чтобы успокоить и убаюкать малыша. А теплые пожелания спокойной ночи должны стать обязательной семейной традицией в любом доме.Есть мнение, что человек в своей жизни повторяет сценарий любимой сказки. Какая сказка станет любимой для Вашего малыша - Вы можете решить вместе с ним. Постарайтесь, чтобы эта сказка была со счастливым концом и учила тем же ценностям, что и Вы сами. Если Вы считаете, что "терпенье и труд все перетрут" - то читайте и обсуждайте вместе с малышом "Золушку". Если уверены, что всего можно добиться, "было бы желание" - то "Снежная королева" вместе с целеустремленной Гердой помогут Вам убедить в этом маленького слушателя. При чтении сказки обратите внимание на то, кто из героев наиболее симпатичен ребенку, с кого он берет пример. Согласитесь, Кай в той же сказке занимает пассивную позицию и не являет собой пример уверенного успешного поведения, хотя и его история заканчивается хорошо. Не пугайтесь, если Ваш малыш симпатизирует злодеям и динозаврам: попробуйте вместе найти положительные качества в этих персонажах: кто-то из них очень сильный, кто-то искренне заботится о своих детях, кто-то упорно идет к своей цели.Итак, прежде чем прозвучит волшебная сказка или стихи на ночь, пролистайте ее еще раз и убедитесь, что она короткая, простая, со счастливым концом и несет именно ту идею, которую вы сами хотели бы донести до своего малыша. Пусть пожелания спокойной ночи и сладких снов звучат в вашем доме каждый вечер, и не в двух словах, а в добрых сказках!