Публикации Культурное наследие нагайбакского народа:прошлое,настоящее....будущее?

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Культурное наследие нагайбакского народа:прошлое,настоящее....будущее?
Автор: Надежда Петровна Яковлева

Муниципальное образовательное учреждение«Остроленская средняя общеобразовательная школа» Нагайбакского муниципального района Челябинской области________________________________________________________________________ Областная конференцияисследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество»Номинация Культурное наследиеНаучно-исследовательский проект на темуКультурное наследие нагайбакского народа: прошлое, настоящее….будущее?»Подготовила: Леонтьева Евангелина 10 летОУ «Остроленская СОШ»Ученица 4А класса Руководитель:Яковлева Надежда ПетровнаУчитель начальных классовМОУ «Остроленская СОШ» пстроленский 2023 г. Содержание.Введение.Глава 1.История происхождения нагайбакского народа и их национальной культуры.1.1Нагайбаки: кто они?1.2.Национальные народные праздники.1.3.Устное народное творчество нагайбакского народа.1.4Нагайбакская национальная кухня.Глава 2.Связь и преемственность поколений нагайбакского народа.2.1.Музеефикация.2.2.Этническое образование.Заключение.Национальная культура – это национальная память народа, это то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.ВведениеЛюбовь к Родине, к земле, на которой ты родился и вырос, стремление сберечь, украсить и защитить ее – нет ничего сильнее и благороднее и прекраснее этих чувств.  С детства каждый из нас впитывает запахи и краски степи, любуется лесами и лугами , синевой ясного неба. История родного края – это то, чем мы живем, на чем воспитывалось не одно поколение наших предков.Мое поколение должно хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой. «Чтобы жить благоразумно, изучай усердно дела своих предков» - гласит народная мудрость.  Человеку любой национальности, живущему в многонациональном мире, не надо отрываться от своих корней, забывать свое традиционное, родное: культуру, обычаи, песни, обряды, праздники.           Нагайбакский народ живёт в соседстве с русскимиазахами  и другими народами, проявляя интерес друг к другу, обмениваясь накопленным многими поколениями опытом и при этом не утрачивая своего лица, своей оригинальности и национальной самобытности.  Традиции любого народа складываются веками и передаются из поколения в поколение и в устном и письменном виде. Некоторые традиции уже не сохранились, так как современные течения (образование, телевидение и геополитическая обстановка в мире т. д.) формируют человека нового поколения.Национальная память хранит особенности старинных праздников, традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, но веяния нового времени, конечно, сказываются на формировании уже человека нового поколения. Поэтому наша задача состоит в сборе и в обобщении материала, который хранит национальная память народа. В нашем селе семейные традиции тесно связаны с историей, культурой, жизненным укладом народа. Нагайбакская  семья - это символ гостеприимства, дружбы, взаимопомощи, силы народа.Актуальность работы состоит в том, что культура и быт семьи строится на знаниях национальных традиций, которые составляют культурное достояние любого народа.Цель проекта: узнать о традициях нагайбакского народа и сохранить их для следующих поколений.Задачи:
  • Найти информацию в различных источниках
  • Систематизировать полученные данные.
  • Подготовить проект и презентацию
  • Защитить проект.
  • Объект исследования: культура нагйбакского народа.Предмет исследования: традиции и быт нагайбакского  народа.Гипотеза:  знания о культуре – это ключ к пониманию традиций народа. В современном мире у всех народов утеряно много традиций, теряется и преемственность поколений, а это в свою очередь влияет на уровень культуры.Методы исследования:Теоретические: анализ, синтез, обобщение.Эмпирические: изучение и анализ научных источников,наблюдение (целенаправленное восприятие объекта исследования).Научная значимость заключается в изучении влияния традиций на культуру и быт семьи с исторической точки зрения.Социальная значимость в том, чтобы ознакомить сверстников с элементами традиций, которые закладывались нашими предками, чтобы они не были утеряны во времени.Личностная значимость состоит в том, чтобы открыть для себя много нового и интересного в традициях нагайбакского  народа. Выводы по исследованию:          
  • культура - выражает совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества
  •  жизненный уклад любого народа проистекает из исторических традиции, культурных традиций и нравственных норм народа.
  • 1.История происхождения нагайбакского народа и их национальной культуры.1.1Нагайбаки: кто они?   Нагайбаки-интереснейший народ. По языку — татары, по вере — православные, а по культуре — своеобразный, ни на кого не похожий этнос. Первое упоминание предков будущих нагайбаков приходится на 1750-1780-е годы.И.Рычкову в ходе обследования Оренбургской губернии довелось узнать о «крещеных» и «старокрещёных» жителях «Нагайбакской крепости»К тому моменту жители крепости не имели этнического самосознания и собственного самоназвания, поэтому в трудах исследователей они характеризовались как «старокрещёные» казаки-инородцы. Следующая волна этнографического внимания к нагайбакам пришлось на середину 19 века после их переселения из Нагайбакской и Бакалнской станиц на Новую линию в 1842-1843ггбширные сведения об этнографии народа предоставил историк и военный деятель Ф.М.Стариков,описавший хозяйство,пищу,праздники,обряды,а также,охарактеризовавший их казачий статус. Большой пласт информации по этнографии нагайбаков содежится в отчётах о миссионерской работе православных священников,Оренбургского епархиального комитета 1917 году после прекращения деятельности комитета (главного заказчика этнографических исследований среди нагайбаков в конце 19-начале 20 века) изучение народа было прервано.Почти весь советский период вплоть до1970 –х годов нагайбаки не фигурировали в научных трудах. Полноценные исследования этноистории и культуры нагайбаков начались с 1990-х годов силами казанских этнографов 1995 году вышел сборник трудов татарских учёных «Нагайбаки» (комплексное изучение группы крещёных татар-казаков). Всплеск интереса к нагайбакам и их этничности связан с признанием их коренным малочисленным народом в 1993глючевую роль в этом судьбоносном событии сыграли ведущие столичные эксперты-этнографы рубежа 1980-1990-х годов, прежде всего директор Института этнографии АН СССР В.А.Тишков, где 1991г. В ответе на просьбу нагайбаков о признании их отдельным народом обозначилась утвердительная установкаПраво народов, этнических меньшинств на самоопределение-это прежде всего их право на существование и самоиндентификацию». По одной из ранних версий, нагайбаки, нагайбэклэр (самоназвание) - этнографическая группа крещеных татар Волго-Уральского региона, в прошлом часть оренбургских казаков. В 1842 г. нагайбаки из района Нагайбакской крепости были переведены на восток. В Верхнеуральский и Оренбургский уезды Оренбургской губернии, что было связано с земельным переустройством Оренбургского казачьего войска. Оренбургское казачье войско было создано в середине XVIII века для защиты восточных и юго-восточных границ России. В его составе были люди многих национальностей: русские, татары, калмыки, нагайбаки, представители и других уральских народов. Кто же такие нагайбаки? Это крещеные татары, сейчас живущие в Челябинской области и в Башкирии.  О казаках-нагайбаках говорили в то время как они смелы, молодцеваты, независимы в речах, ловки и верны казачьему духу. Жизнь на природе в постоянных военных учениях и гимнастических упражнениях сделали из них энергичное, здоровое и работоспособное племя. Народ этот очень одарен, гостеприимен, трудолюбив и обаятелен. Фото В Верхнеуральском уезде нагайбаки основали селения Кассель, Остроленка, Фершампе-нуаз, Париж, Требий, и другие (карта Нагайбакского района, см. стр. 18). В некоторых селениях вместе с нагайбаками жили русские казаки, а так же крещеные калмыки. После взятия Казани Иваном Грозным в 1552 году часть татар насильно окрестили в православную веру и переселили в западную Башкирию. Это и были предки нагайбаков.         1.2.Национальные народные праздники. У каждого народа есть свои национальные праздники. Многие из этих праздников родились ещё в древности — несколько столетий или даже тысячу лет назад. Ибо  праздники — это праздники сердца, души народа.Нагайбакские народные праздники восхищают чувством благодарности и почтения людей к природе, к обычаям предков, друг к другу. Народный праздник «Сабантуй» широко празднуется по сей день. В летнее время молодежь устраивала игры на природе. Считалось, что если встретились и познакомились молодые на Сабантуе, то это очень хорошая примета. Сабантуй (дословно - «праздник плуга») - это народный праздник, который подводил черту сельскохозяйственным посевам, и к нему долго готовились. Девушки готовили подарки всю зиму - ткали, шили, вышивали. Каждой хотелось, чтобы именно ее работа получила всеобщее одобрение, именно ее полотенце стало наградой лучшему джигиту. В этот праздник проводились различные состязания, игры, в которых участвовали все - от мала до велика. Сабантуй является одним из самых значимых праздников в жизни нагайбаков. Главная цель его - праздник по поводу окончания посевной. Петров день - в это время в деревнях начиналась кипучая деятельность, с этого дня начинался сенокос. У нагайбаков существовало и существует, и по сей поверье, что с Петрова дня можно собирать ягоды. С утра женщины и дети отправлялись в лес и собирали ягоды. К вечеру в каждом доме пекли пирожки из свежих ягод. В этот день вся молодежь выходила гулять, качаться на качелях, водить хороводы. Праздник не отмечается, но пироги пекут, по сей день1.3.Устное народное творчество нагайбакского народа. Важной частью национальной культуры является устное народное творчество (или фольклор), которое сконцентрировало в себе мудрость русского народа, его духовную силу, красоту и богатство родного языка. Устное народное творчество многообразно по своему составу, к нему относят произведения разных видов и жанров: это сказки, былины пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни, загадки считалки и т.д. Оно возникло в глубокой древности, когда ещё не было письменности. Устное народное творчество потешает, поёт, развлекает, веселит, учит. Эти произведения – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передаётся народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить своё прошлое. Сегодня фольклорные произведения исполняют артисты, а произведения устного народного творчества напечатаны в книгах. В древности песни, загадки, частушки, сказки были частью жизни простого человека. Они сопровождали его в быту, украшая его, сопутствовали людям с рождения до смерти. Пословицы, поговорки, загадкиказки  нагайбаков Богат язык нагайбаков. Свидетельством живописности речи и являются пословицы, поговорки, загадки нагайбаков. Однако жаль, что при переводе их на русский язык, теряется их глубинный смысл, звучание. Большое количество пословиц и поговорок собрано местным краеведом Алексеем Михайловичем Маметьевым и Светланой Ивановной Вдовиной.Вот некоторые из них.ПословицыАшатанда колагын шартласын, эшлэгэндэ ёорэтен жилкенсен. - Когда ешь, чтобы за ушами трещало, а когда работаешь, чтобы сердце трепетало.Каерчыга жил карши. - Невезучему и ветер навстречу.ПоговоркиЕсли тебе делать нечего, - ты всегда не удел.Поговорка - цветочек, пословица - ягодка.Ыт урур - буре журыр. - Собака лает - волк бегает.Чечреп чыккан. - Выплеснулся (т.е. неожиданно появился).Жыгылганны тупеле. - (Упавшего побей). - Не везет, так не везет.ЗагадкиБэлэкэй генэ бокоре, ботен кырны бетере. - Маленький, да горбатенький - все поле перешел. (Серп.)Жир астында карт урыс, сакалыннан тартыгыз - шалкан. - Под землю старый русак, тяни его за бороду. (Репа.)Тирян базда тиле урыс, акыра, да Песни нагайбаков Народная песня - самая демократичная, доступная всем форма приобщения к музыкальному творчеству. Где, как не в песне, можно постичь характер народа: его безмерную широту, доброту и щедрость, самородный нрав, удаль и молодецкий задор. Остроленцы поют гимн родной Гумбейке. Чистота воды, красота берегов - отражение души и светлых чувств остроленских крешенов. «Наша Родина, там, где поют соловьи, чудеснее берегов Гумбейки вряд ли где найду. Это места, куда всегда зовет сердце, если я далеко от них. Если вдруг заскучаете на чужбине, возвращайтесь!» - поется в песне «Наша Родина». Остроленцы - очень доброжелательны и открыты. Эта черта отразилась в песне «Подсолнухи». «Как вам не спеть, если вы пришлись нам по душе. В нашей песне и радость, и печаль, и топот наших резвых коней, и красота узоров наших крылечек. Как не спеть для вас». Всегда звучат грустные ноты, когда поют нагайбаки о проводах казаков на службу. Даже река, кажется, останавливается, когда приходит пора расставаться с дорогими односельчанами. Вот опять здесь присутствует образ реки, как отражение в душе чувства народа. «Пусть солнце, совершит свой небесный круг, так и вы служивые, пройдя долгий путь, вернитесь домой». «Разве не прекрасны такие образные сравнения! А как это самозабвенно звучит в песне!» - восхищается Валентина Петровна. У «Сарашлы» есть песня, которая могла бы стать главной песней нагайбаков всего района. Это песня - история «Крешеннер». Ее автор Прокопьев Михаил Николаевич (Фершампенуаз). «Строг царский указ, делать нечего, надо запрячь лошадей в телеги идти к дальним восточным рубежам, защищать Родину, и устраивать жизнь на новом месте. Мы дошли до берегов Гумбейки, прошло столько лет, крешеннер выращивают хлеб и жизнь продолжается».1.4.Нагайбакская национальная кухня. Кухня нагайбаков есть отражение бытового уклада, обрядов, традиций, хозяйственной деятельности: земледелия и скотоводства. У нагайбаков есть своя традиционная кухня, но они всегда охотно заимствовали рецепты живущих по соседству народов. Ежедневно в каждом доме готовят суп с лапшой и крупяную кашу, независимо от достатка семьи. На праздники готовят суп-лапшу на мясном бульоне. Всегда на столе много изделий из теста. Из мяса едят баранину, говядину, конину, свинину, птицу: уток, кур, гусей. Готовят студень, кровяную колбасу. Пельмени подают в бульоне, готовят их к повседневному и праздничному столу. Раньше из кислого теста пекли хлеб, сегодня из сдобного делают пироги с разными начинками, шаньги, крендели. Из пресного теста пекут лепешки, пироги, оладьи, пирожки, хворост. На праздник готовят курник, пироги с вишней, ягодами, свеклой, морковью. Из сушеной вишни делают вишневое масло «чеяле май»: плоды заливают на несколько часов горячей водой, измельчают в мясорубке, перемешивают со сливочным маслом и сахаром. Сладкую массу скатывают в шарики, замораживают. Едят с чаем, намазывая на хлеб, используют в качестве начинки для выпечки. Из молока делают различные продукты. Сюзмэ- нагайбакский йогурт. Кисломолочный продукт, катык , отжатый от сыворотки. Внешне сюзьме похож на творог, но сильно отличается от него вкусом, запахом, структурой и консистенцией, а главное –имеет совершенно иные свойства. Можно по вкусу добавлять мак, тёртый шоколад, сгущёнку. Эремчек- красный творог. Творог долго томят на огне. После кипячения сыворотки до полного выпаривания, получается красновато-коричневая пористая масса, с кисловато-сладким вкусом, которую соединяют с маслом. Кыстыбый- старинное традиционное блюдо из теста с начинкой. Представляет собой обжаренную пресную лепёшку, начинённую картофельным пюре . Дурщмак- это чашечки из теста, наполненные картофельным пюре и запеченные в духовке. Дурщмак делают из пресного теста. Можно подавать с маслом и или сметаной.Глава 2. Связь и приемственность поколений нагайбакского народа.2.1Музеефикация. Музеефикация – это мероприятия, обеспечивающие приведение объектов культурного наследия в состояние, пригодное для экскурсионного посещения. На сегодняшний день потенциал культурного наследия как никогда высок, осознана необходимость его сохранения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов развития государства. Память культуры и истории обеспечивает связь поколений, их преемственность. Это опора нашего сознания. Утрата культурного наследия неизбежно поведёт за собой духовное оскудение, разрыв исторической памяти. Музейный бум 1990 годов был примечателен массовым открытием больших и малых экспозиций, комнат и «уголков»тдельных музеев и выставок, посвящённых культурному наследию этнических сообществ Нагайбаки оказались непосредственными участниками музейного движения: в каждом их селении есть собственный музей, а также отдельные этнографические экспозиции в школах и детских садах. Сегодня музей представляется ключевым местом самопрезентации нагайбаков его сотрудники считаются авторитетными лицами,владеющими информацией об их этнической истории и культуре. Большой вклад в развитие музейного дела в Нагайбакском районе внёс Михаил Фомин,русский по происхождению.За годы проведённые в Париже, Фомин считался «своим» у нагайбаков,его мнене считалось авторитетным среди жителей. По словам парижан, он не был нагайбакомо нагайбаки были за него горой.»Вероятным мотивом создания музея было то,что Фомин «как председатель Совета ветеранов часто встречался с людьми. В беседах они жаловались,что со временем история забывается,старые обычаи и обряды уходят в прошлоеозможны, рассказы других позволили Фомину почувствовать свою причастность к этнической истории и необходимость сохранения культурного наследия. Уже в 1992г. Фомин расставлял новые акценты мисси музея. Музей вмещает в себя большеем любовь к старине,он позволяет человеку ощутить прошлое и сознавать ответственность перед будущим в сохранении всего памятного,дорогого. В музее по возможности отражается история нагайбаков и краткая история сёл музее собрана память многих поколений предков,их жизненный уклад,их обычаи ,обряды.2.2Этническое образование. Чтобы сохранить своё культурное наследие с 2000-х годов в остроленском детском саду проводится подготовка по программе « Мы-нагайбаки», которую разработали музыкальный руководитель Юскина Наталья Павловна и воспитатель Аюбашева Гузель Билаловнаетей в игровой форме обучают языку,фольклору,истории и традициям нагайбаков.Новый опыт воспринимается скорее с интересом. Со слов музыкального руководителя Юскиной Натальи Павловны ,» детям интереснее учить нагайбакскую песню,чем русскую» Свои навыки они демонстрируют на небольших концертах или утренниках перед родителямискина считает,ценность уроков заключается не сколько в попытках выучить с детьми нагайбакский язык,сколько «подогреть в них интерес к своей культуре. Результаты таких уроков уже дают свои плоды – те, кто начал обучаться по программе в детском саду, сегодня, будучи школьникамитудентами или молодыми специалистами, проявляют интерес к своей культуре и её продвижению. С недавних пор нагайбаки имеют возможность получить фольклорное образование в Казанской государственной консерватории на теоретико-композиторском факультете по специальности «этномузыкология». Нагайбакские фольклорные группы принимают активное участие в фестевалях, конкурсах. Одним из популярных мероприятий является конкурс Кряшен чибяре Кряшенская красавица») В 2015 году в этом конкурсе учавствовала и стала победителем раша односельчанка, Савельева Юлия.В 2016 году остроленский фольклорный коллектив «Душа поёт», а также фольклорный коллектив «Надежда» п.Касельский приняли участие на фестивале в Крыму «Алтын Майдан» Сегодня местные жители воспринимают участников фольклорных ансамблей как хранителей нагайбакской культурыНаши коллектвы сколько песен знют, это клад, это наше достояние «.Согласно анкетированию,большинство нагайбаков считают,что главное в их культурном наследии-«фольклор»(36,4%),потом «религия»(35,1%),»праздники « (11,7%) и «литература» (2,6%).  С 2010 года В пассель проводится фестеваль нагайбакской культуры Арымы сыз,туганнарЗдравствуйте,родные»).Он проходит раз в два года и приурочен к престольному празднику посёлка-Дню Казанской иконы Божей Матери (4 ноября).Обычно на фестеваль съезжаются нагайбаки центральной и северной групп и кряшины Башкирии и Татарстана.Мотивами проведения фестеваля стали желание объединить нагайбаков и возможность сотрудничества с соседними кряшенами. В рамках фестиваля проводится круглый стол, на котором лидеры и активисты нагайбаков совместно с делегацией кряшен ищут пути возрождения нагайбакской культуры, сохранение языка и обсуждают перспективы передачи традиций молодому поколениюестеваль стараются проводить с элементами традиции: на входе гостей встречают песнями и угощениями. Главным событием считается вечерний гала-концерта котором обычно собирается весь зал (свободного пространства нет даже на полу в проходах зрительного зала). Фестиваль проводится на родном языке- все сценки,песни ,инсценировки обрядов звучат по нагайбакски. Организаторы наполняют фестиваль нестандартными идеями.Заключение. Духовной сокровищницей любого народа является его культура. Богатейшим культурным наследием обладают нагайбаки, впитавшие в себя многовековые традиции своих предков, которые сумели достичь высокого уровня культурного развития, соединив тюркские корни и арабское влияние, обусловленное принятием православной веры. Это стало той основой, на которой в дальнейшем развивалась и развивается до сих пор вся нагайбакская культура. Но пока жива культура, традиции нагайбаков - народу жить! Литература1.     Край Нагайбакский. Челябинск 1997. 2.     Мещерякова Е.Каждый день: Стихи Челябинск 2004.3.     Минеев П. Земная жизнь: Стихи. Челябинск 2003.4. Фонд краеведческих материалов «Традиционная культура нагайбаков».5.С.Ю.Белорусова «Нагайбаки: динамика этничности»