Публикации
"Народное творчество и бережное отношение к природе"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Народное творчество и бережное отношение к природе"
Автор: Гаглоева Заира Хазмиевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Народное творчество и бережное отношение к природе"
Автор: Гаглоева Заира Хазмиевна
«Народное творчество и бережное отношение к природе»Ты, человек, любя природу,Хоть иногда ее жалей:В увеселительных походахНе растопчи ее полей;Не жги ее напропалуюИ не исчерпывай до днаИ помни истину простую:Нас много, а она одна!М. Пляцковский«Как прекрасна природа наша»,- писал Коста Хетагуров в своём письме А. Цаликовой . Вот только природа во времена Коста окружала и даже гораздо позже окружала людей совсем другая, чем эта, среди которой мы живём сейчас. Реки тогда, заполненные рыбой, спокойно несли в моря и океаны свою чистую воду, леса стояли дремучие, а в голубом небе ничто, кроме птичьих песен, не нарушало тишину. Но сегодня мы поняли, что всего этого: прозрачных рек и озёр, дикого леса, нераспаханных степей, зверей и птиц становится всё меньше и меньше. Двадцатый век принёс человечеству вместе с множеством открытий и множество проблем. Среди них одна из важных - охрана окружающей среды, то есть экологическая проблема. Люди вдруг обнаружили, что природа быстро скудеет, забеспокоились они и пришли к правильной мысли, что во всём виноват…человек.Настало время разумного регулирования отношений человека и природы. Люди пришли к выводу о том, что по мере развития техники, науки, разума и мысли человека, его вмешательство в природные процессы становятся всё глубже. Он также понял, что человечество должно приложить особые усилия, чтобы выработать в самом себе экологическое мышление, чувства единства и любви к природе, личной причастности и ответственности за все ощибки, допускаемые людьми по отношению к окружающей среде.На высокой нравственной основе должны строиться отношения человека к природе, ее ресурсам и красотам, ко всему живому, к людям, как чужим, так и близким. Эти отношения должны основываться на понятиях добра и зла, долга и справедливости.Примером экологического образования и воспитания нашего младшего поколения должны быть наши мудрые национальные традиции и наше удивительное народное творчество.В самом деле, любое осетинское произведение устного народного творчества о природе, любая национальная традиция учит нас бережному отношению к природе и приводит к мысли, что мы, люди, частица этой природы, и должны любить, беречь и охранять её.В ущелье лес дремуч и первобытно груб.Чащобы здесь шумят и девственные рощи,Ещё я отроком дивился вашей мощи,И только дуба нет среди зеленых куп.Вдруг я узрел его…Но разве это дуб?Стоит он на горе пришибленный и тощийКак ветхое гнездо, и белый свет не люб.Стоит лохматый куст, измученный недугом:Скиталец, в эту жизнь чьей волей он влекомИ отчего грустит на высоте на лугом?«Посторонний»Шамиль Джигкаев Осетинские традиции, в основном, связаны с природой. Кто как не осетины чувствовали ее и посвящали ей множество праздников, одухотворяли ее и берегли, посвящали ей песни, легенды, обычаи.В дореволюционной Осетии крестьянин не бросил бы зерна в землю без свершения определенных ритуалов обряда.Одной из древнейших форм народной поэзии являются трудовые песни.В них осетины воспевали историю своего труда, борьбы человека с природой или защиты ее. Они содержат призывы работать лучше и любить землю-кормилицу.Великая осень настала,С собой счастье принеслаО, осень, как хороша она,Обильна она, обильна!Богата она пшеницей,С запястье толщеной Из наших осенних трудовПировать, мое солнышко, будем. Песня великой осени.В нартском эпосе вся природа одушевлена: лес, горы, равнины. Преданности земле, любви ко всему земному посвящены многие нартские сказания. Подчинить себе природные явления, заставить их исполнять свою волю-обыденное дело для нартов. Нарты слились с природой, понимают язык зверей и птиц, преклоняются ей. Они чувствуют дыхание весны, время труда и отдыха, и природа, в основном, благоприятствует человеку, делает его жизнь богаче и счастливей.Примеров поклонения и понимание природы, защиты ее – в жизни и творчестве осетин очень много. Рассказывать о них – долгая история. Расскажу лишь одну, о которой упоминал Коста в поэме «Хетаг» .По преданию, усталый и преследуемый, Хетаг у самой кромки леса обессилел упал и вдруг слышит голос покровителя: « Хетаг, беги, я укрою тебя….» Хетаг в ответ: « Нет во мне больше сил идти к тебе. Если можешь, ты приди и укрой меня!» И свершилось чудо: сошел лес и горы и укрыли героя.Интересные представления древних осетин о дереве. Они представляли его живым существом, наделяя способностью мыслить, испытывать боль, сопереживать. Суеверные осетины старались расположить к себе дух дерева. Им поклонялись, молились и делали приношения. Примеру тому Священная роща Хетага. У сегодняшней осетинской молодежи есть богатое прошлое, откуда они черпают не только исторические сведенья о жизни осетин в прошлом, но и бережное отношение к природе, поклонение ей. Эти сведения помогают выработать в том числе и экологическое мышление, чувство единства с природой, любви к ней, личной причастности ко всему происходящему, чувство ответственности за свои ошибки, допускаемые людьми по отношению к окружающей среде. О родные наши горы! Без тебя, страна родная, Нет нам счастья и опоры!...Пусть в груди, в твоем оплотеСохранять тебя и внуки! Наша республика богата природными ресурсами, заповедниками, полезными ископаемыми. У нас богатые леса. Природа республики красивая и полезная людям, но люди сами загрязняют ее. Заводы «Электроцинк», «Победит» и другие предприятия сбрасывают свои промышленные отходы в реку Терек. От Терека заражаются и другие горные речки. В них уничтожается рыба, и люди не купаются как раньше.Наши реки бьют тревогу. Вообще природа обращается к людям, чтобы они перестали ее загрязнять, а начали лелеять и оберегать ее. Пословицы и стихотворение о природе.1.Аердз аемае заехх – адаемы даераег.2.Аердзы нызмае тохгаенаен наей.3.Аердзы сыгъдаегдзинаед – адаемы фидауц.4.Сыгъдǽгдзинад хъǽдрǽбыны дǽр хъǽуы.5.Ǽрдз рǽсугъдзинад - адǽмы фидауц.Ǽз райгуырдтǽн Ирыстоны,Кǽм ис бǽрзонд цъитиджын хǽхты.Кǽм згъорынц кǽлкалгǽнгǽǼхсǽрдзǽнтǽ цǽрдǽг!Иристоны ǽрдз, уарзын дǽ,Ǽгǽрон уарзтǽй ǽз!Ǽз райгуырдтǽн дǽ хъǽбысыКуыд аргъǽутты бǽсты!Уарзын ǽз дǽ дидинǽгджын фǽзтǽ,Дǽ цъитиджын хǽхтǽ,Дǽ ихджын суадǽттǽ,Дǽ сырдджын хъǽдтǽ.И вот об этом и обо всём, что касается охраны природы и экологии нашей республики, как любить и лелеять природу, мы каждодневно рассказываем нашим воспитанникам.