Публикации Различные методы развития и мышления обучающихся на уроках биологии, химии.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Различные методы развития и мышления обучающихся на уроках биологии, химии.
Автор: Светлана Викторовна Мальцева

План- конспект интегрированного урока по химии и биологииПреподаватель: Мальцева Светлана Викторовна».Дисциплина (ПМ, МДК): Химия, биологияТема урока: Витамины.Тип урока: комбинированныйЦели урока:-Обучающая: обеспечить усвоение знаний о витаминах и правилах их приема, формировать умение определять витамины в продуктах питания экспериментальным методом.-Развивающая: развивать умения анализировать информацию, делать выводы и обобщения (ОК 4); вести диалог в группе (ОК 6); качества:- уважение к мнению собеседника, ответственность за совместное дело (ОК 6).-Воспитательная: продолжить прививать обучающимся культуру здорового образа жизни, через использование знаний, полученных на уроках.Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.Методы обучения: работа в группах, практическая работа, демонстрация (слайдов).Материально-техническое оснащение: проектор, реактивы для практической работы: яблочный сок, растительное масло, лимон, хлорид железа (III), крахмальный клейстер, раствор йодной настойки. Оборудование для практической работы: колбы, пробирки, пипетки, раздаточный лоток.Учебно-методическое обеспечение: презентация по теме: «Витамины», инструктивные карты к практической работе, карточки для опроса, бланки для рефлексии, образцы интеллект-карт, выполненные обучающимися ранее.
  • Орг. момент
  • II. Постановка темы и целиПреподаватель: Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружей и пороха на всякий случай. Через несколько месяцев, на обратном пути, его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали “Кюрасао”, по-португальски это означает “оздоравливающий”. Как вы думаете, что же спасло моряков от гибели?(Обучающиеся предлагают версии.)Преподаватель: Верно, витамины. Вот об этом мы и поговорим на сегодняшнем занятии. Может, кто-то догадался, что именно послужило источником витаминов для моряков? Если нет, то вы узнаете об этом в середине урока. Сегодня мы с вами будем учиться определять некоторые витамины экспериментальным методом, узнаем есть ли у нас авитаминоз и познакомимся с правилами их приема.Система оценивания – суммарная отметка по итогам:- фишки за быстрый опрос- практическая работа- памятка в тетради- А вот, что вы запомнили с прошлого урока мы сейчас проверим. Я буду задавать вам вопросы, а вы поднимать соответствующую табличку: желтая – хочу и могу ответить, чёрная – не знаю ответ, не хочу отвечать.III. ОпросОпрос («Быстрая пчелка»)
  • Что такое витамины?
  • ( Особые вещества, относящиеся к разным классам органических веществ, крайне необходимые для жизни, нормального роста и развития организма)
  • Какие витамины относят к водорастворимым?
  • (группа В, С)
  • Какие витамины относят к жирорастворимым?
  • (А, D, Е, К)
  • Витамин, отсутствие которого вызывает болезнь Бери-бери. (Витамин В)
  • Как называется витамин роста.
  • (Витамин А)
  • При отсутствии какого витамина у детей возникает рахит.
  • (Витамин D)
  • Витамин, отсутствие которого вызывает цингу.
  • (Витамин С)
  • Защищает человека от стрессов
  • (Витамин Е)IV. Основной этапПрактическая работа «Обнаружение витаминов в продуктах питания»
  • Инструктаж по технике безопасности под роспись
  • Знакомство с требованиями к оформлению работы
  • По ходу проведения опытов заполняется таблица в тетради для практических и лабораторных работ:Лабораторный опыт “Обнаружение витамина С в яблочном соке”Налейте в пробирку 2 мл сока и затем добавьте немного крахмального клейстера (1 г крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавьте 5 %-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10–15 секунд. Сделайте вывод о наличии или отсутствии витамина С в образце.Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет.Преподаватель: Давайте вспомним начало урока, когда я вам рассказала историю про экспедицию Колумба. Кто догадался, что это за источник? А какого витамина? Подскажу, что это плод тропического растения. В большом изобилии он растет на острове Кюрасао.В нем содержится много витамина С. В народной медицине его применяют как профилактическое средство против гриппа. Это лимон!Демонстрационный опыт учителя с лимонным сокомНалить в пробирку 2 мл лимонного сока и затем добавить немного крахмального клейстера (1 г крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавить 5 %-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10–15 секунд.Лабораторный опыт «Определение витамина А в подсолнечном масле»В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли 1 %-ного раствора FeClз.При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание. Сделайте вывод о наличии или отсутствии окрашивания, его интенсивности.Преподаватель: За окном светит яркое солнце, на деревьях распускаются почки, появляются маленькие зеленые росточки первоцветов, а вы никак не можете избавиться от затяжной простуды, ощущаете полный упадок сил, часто жалуетесь на головные боли?Вам все сложнее вставать рано утором на учебу, а днем вы не успеваете выполнить все, что запланировали? Вам кажется, что все буквально валится из рук? Это – весенний авитаминоз, который вполне закономерно появляется у большинства людей вследствие недостаточного потребления витаминов. Давайте сейчас выясним, с помощью теста коснулась ли вас эта проблема.Тест «Есть ли у меня авитаминоз?»
  • Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?
  • А – да Б- нет
  • Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?
  • А – да Б – нет
  • Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?
  • А – да Б – нет
  • Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость?
  • А – да Б – нет
  • Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?
  • А – да Б – нет
  • Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?
  • А – да Б – нет
  • Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?
  • А – да Б – нет
  • Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?
  • А – да Б – нет
  • Каждый день у вас на столе бывает зелень?
  • А – да Б – нет
  • Вы много времени проводите на свежем воздухе?
  • А – да Б – нетЗа каждый ответ «А» - 1 балл, за каждый ответ «Б» - 0 балловИнтерпретация:0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас следует равняться.1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок.3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод налицо.6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ жизниПреподавательТеперь, когда мы выяснили, есть ли у вас авитаминоз, давайте составим рекомендации, как избежать этой проблемы.ЗАДАНИЕ: Используя текст и свой жизненный опыт и знания, составьте памятку «Рекомендации по приему витаминов». Строго индивидуальная работа!Чтобы  правильно определить, каких витаминов не хватает вашему организму, необходимо обратиться к врачу-терапевту, который  по результатам анализов сможет выяснить, чего именно не хватает.Самое лучшее время для приема витаминов — утро. Организм начинает настраиваться на дневную активность, и ему очень полезна дополнительная "подпитка". Большинство витаминов усваивается только вместе с едой. Но запивать витамины молоком, газировкой или кофе категорически противопоказано, потому что эти напитки  препятствуют их нормальному усвоению. Всегда внимательно читайте рекомендации к витаминам. Если написано, что принимать их надо во время еды или после приема пищи, то принимайте их именно в это время. Если написано принимать за 20 минут до еды, значит принимать необходимо в указанное время.Витамины в виде капсул следует принимать целиком, не разжёвывая.  Существуют также витамины в виде шипучих таблеток, они быстрее усваиваются, но людям с язвой желудка или гастритом их лучше не принимать.Не желательно употреблять один и тот же витаминно-минеральный комплекс дважды подряд, лучше всего пропить курсом одни витамины, а потом заменить их другими. Между курсами приема витаминов должно пройти две-три недели. Витамины можно принимать как для лечения, так и в профилактических целях.А вот летом лучше всего, вместо синтетических витаминов есть больше овощей и фруктов.Сохранение витаминов в продуктах питания зависит от кулинарной обработки пищи, условий и продолжительности хранения.Наименее устойчивы витамины А, В1, В2. Установлено, что витамин А во время варки пищи быстро разрушается. Высокая температура значительно снижает содержание в пище витамина группы В. Витамин С легко разрушается при нагревании и при соприкосновении с воздухом. Соприкосновение с металлом тоже разрушает витамин С.Корзина идей:- обсуждение в группе из 4-х человек, дополнение списков друг друга – 3 минуты- коллективное составление на доске (с каждого ряда по 1 правилу) – 3 минутIV. Подведение итогов урока«Ресторан»Анализ целей, поставленных на урок.Преподаватель: Ребята, отметки за это занятие вы узнаете в начале следующего урока по результатам проделанной практической работы, опроса и составления памятки, а сейчас давайте представим, что сегодняшний день вы провели в ресторане и теперь директор ресторана просит вас ответить на несколько вопросов:- Я съел бы еще этого…- Больше всего мне понравилось…- Я почти переварил…- Я переел…- Пожалуйста, добавьте…V. Домашнее заданиеСоставить интеллект – карту по теме «Витамины»