Публикации «Инновационные формы работы с детьми в современном ДОУ»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Инновационные формы работы с детьми в современном ДОУ»
Автор: Иванова Татьяна Владимировна

 Статья«Инновационные формы работы с детьми» В настоящее время педагогические коллективы интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Инновационные технологии – это педагогические технологии нового поколения.1.В отличие от традиционных технологий инновационные ориентированы на РЕЗУЛЬТАТ, а не на процесс. Главное в данных технологиях – достижение определенного (конечно, ИННОВАЦИОННОГО, то есть нового по сравнению с традиционным) результата.2.Целью реализации инновационных технологий является не накопление знаний, умений, навыков, а умение применить полученные знания, умения, навыки в практической деятельности (то есть цель не знания, а умение использовать их для себя!!!).        3.Отличие инновационных технологий состоит в способе получения знаний в образовательном процессе – это деятельностный подход. Знания ребенок получает не в процессе заучивания теории, правил и т.д., а в процессе деятельности по достижению цели занятия, которая ему интересна. Он постигает знания в процессе осознанной необходимости постепенно, пошагово под руководством педагога.4.Инновационные технологии создают условия для реализации деятельности детей по достижению ими знаний.5.Инновационные технологии – это технологии личностно-ориентированные, т.е. направленные на личностное, т.е. индивидуальное развитие, ориентированное на личнoсть каждого конкретного обучающегося. Другими словами, это педагогические технологии, создающие условия для обучения каждого отдельно взятого ребенка с учетом его личностных особенностей (устойчивость внимания, запоминания, скорости и прочности усвоения материала, способа восприятия учебной информации, состояния здоровья, темпа деятельности, способностей и задатков и т.д.).6.Инновационные технологии учитывают и факт социализации детей в процессе обучения. Именно поэтому в их арсенале есть приемы и методы формирования коммуникативных навыков и навыков и умений работы в паре, группе, коллективе, команде.Использование инновационных технологий направлено на развитие всех форм мышления, которое будет способствовать становлению творческой и интеллектуально развитой личности, и обеспечит постоянное развитие ребенка. I. Технологии интерактивного обучения. Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование интегративных качеств дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.Что же такое интерактивная технология обучения?                  Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.Для детей дошкольного возраста применяется работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум; большой круг, дерево знаний.(Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.Использование интерактивных технологий образовательной деятельности снимает нервную нагрузку дошкольников, дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, o взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.) II. Информациoнно-коммуникaционные технологии.Современный образовательный процесс нельзя представить без использования ИКТ-технологий, которые предоставляют уникальные возможности для реализации творческих инициатив педагога и обучающегося.Это использование телевидения, DVD, CD, радио, планшетов, СМИ, компьютера, игровых приставок.1. Обучающие презентации по различным направлениям образовательной деятельности.2. Обучающие компьютерные игры.Существующие на рынке обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:- игры для развития памяти, воображения, мышления и др.;- простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков;3. Обучающие фильмы. III. Здорoвьесберегающие технологииОсновным видом инновационных технологий в моей работе являются: здоровьесберегающие технологии: основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать cебе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники «Путешествие в страну Здорoвья», «Мама, папа, я - спoртивная семья» физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.   IV. Технoлогия мнемотехника.МНЕМОТЕХНИКА – система cпециальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.Дело в том, что в оcновном у детей развита зрительная память, редко когда у детей развита слуховая память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы развивали детскую память.Данную технологию мы c легкостью включаем во все виды занятий и из собственного опыта считаю, что рациональнее ее вводить с детьми 4-5лет, так как у них накоплен основной словарный запас.(Мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.----Методика работы с мнемотаблицей заключается в следующем. Педагог показывает детям мнемотаблицу и расшифровывает закодированную информацию. Затем устанавливаются логические связи, объясняется способ запоминания. Таблица убирается, а дети воспроизводят её графически самостоятельно. Важно научить детей способам запоминания. По мере усвоения этих способов время расшифровки с помощью педагога сокращается.----- На занятиях по развитию речи они особенно эффективны и применяются как опорная система для пересказа сказок, рассказов, для составления описательных рассказов.Например: Наступило лето. Солнце светит ярко и греет. Мальчики и девочки купаются в речке. Играют в мяч и бадминтон. Из песка строят башни, замки. Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи.Также с помощью мнемотаблиц и мнемодорожек детей можно знакомить с окружающим миром на познавательных занятиях. Например, в экологическом образовании детей помогает им сформировать понятие «сезон как время года», запомнить признаки сезонов, усвоить принципы составления описательных рассказов по временам года, описания диких и домашних животных, различных предметов. Изображать можно все, что посчитаете нужным отразить в данной таблице, но так, чтобы было понятно детям.1.     Что это за птица?2.     Она дикая или домашняя?3.     Какого цвета?4.     Чем питается?5.     Какие звуки издает?6.     Что делает, как живет?7.     Где живет?8.     Какие у нее детеныши?9.     Какую пользу (или вред) приносит людям?По такому же алгоритму можно придумать рассказ обо всем, чем угодно. Ребенок сначала ответит на все вопросы по отдельности, а затем нужно попросить его рассказать об этом единым текстом, подглядывая в таблицу.Рассказ может быть и о свойствах предметов, и о профессии, и о его друзьях – все, что угодно:Приёмы мнемотехники широко используются на занятиях по математике.--- Мнемотаблица «Геометрическая фигура квадрат»:Задача данной таблицы – закрепить представления о свойствах квадрата.Квадрат располагаем в центре таблицы. Все остальные элементы отражают какие-то свойства или особенности данной фигуры. Цифра четыре может обозначать, что у квадрата четыре стороны; у стула четыре ножки и стул-это перевёрнутая четвёрка; с буквы К начинается слово «квадрат»; если соединить два треугольника, то получится квадрат; «ёлочка» из четырёх углов обозначает, что у квадрата четыре угла, так же как у стола. Таким образом, все элементы в таблице взаимосвязаны.---- Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка; таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.) V. Исследовательская технология или технология проведения учебных исследований. Задача: сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.Формы работы:- эвристические беседы;- постановка и решение вопросов проблемного характера;- наблюдения;- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);- опыты;- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;- подражание голосам и звукам природы;- использование художественного слова;- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации.(Использование технологии проведения учебных исследований очень актуально на занятиях по изучению окружающего мира.Деням предлагается провести опыт «Текучесть воды».Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.Ход: взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов.Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.) VI. Изoбразительная деятельность - является действенным средством развития исследовательского поведения ребенка.Виды экспериментов на занятиях изодеятельностью:1.                 Экcперимент с кляксой или кляксография.2.                 Экcперимент с набрызгом краcок.3.                 Эксперимент с акварелью. VII. Технoлогия «ТРИЗ»ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.Целью использования данной технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.(Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между плакатом и дверью?Цель второго этапа - учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки с жвачками?Содержание третьего этапа - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, «Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?».На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.Занятия по развитию творческого воображения - это импровизация, игра, мистификация. Здесь учат придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно.Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.) VIII. Коррекционные технoлогииКоррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Формы коррекционных технологий: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия. IX. Игровые технoлогии    Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  •  группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
  •        Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.   ( Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.         В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.) Кaждый педагог – твoрец технoлогии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося рaботать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познaвательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.       Опыт рaботы показывает, что активное последовательное включение инновационных форм работы в педагогический процесс обеспечивает гармоническое развитие интеллектуальных и физических способностей детей без ущерба их здоровью; повышает профессиональный и творческий потенциал всего педагогичеcкого коллектива. Прогресс не стоит на месте, и он может и должен внедряться в образовательную среду детских садов, но только в том случае, если научный потенциал педагогического коллектива позволяет ему быть сенситивным к подобным изменениям.Закончить своё выступление я бы хотела словами Чарльза Диккенса: «Челoвек не может по-нaстоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствoваться другим».